Гибель Юрия Гагарина на УТИ МиГ-15

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
27 марта 1968 года под Москвой около деревни Новоселово во время тренировочного полета на УТИ МиГ-15 погибли первый космонавт планеты Юрий Гагарин и инструктор Владимир Серегин.



27 марта 1968 года, в 10 часов 18 минут 45 секунд, получив разрешение руководителя полетов, учебно-боевой двухместный реактивный истребитель МиГ-15 взял старт. Первому космонавту Юрию Гагарину и его инструктору Владимиру Серегину предстояло выполнить в этом учебном контрольном полете обычные упражнения: виражи с креном 30 градусов, витки малой спирали, пикирование, выводы боевым разворотом и в завершение – две "бочки" (поворот вокруг продольной оси на 360 градусов без изменения направления движения). Гагарин, как и положено обучаемому, сидел в передней кабине, Серегин – в задней.

В тот день, выехав на рулежную дорожку, Гагарин и Серегин уже рисковали – тренировочный полет организован с нарушением жестких летных инструкций. Наземный радиовысотомер оказался неисправен, контроль за высотой полетов осуществлялся по докладам экипажей. В группе руководства не работали и фотоприставки для съемки экранов индикаторов РЛС. Схемы радиолокационных проводок наносились на кальки по данным операторов, передаваемым планшетисту по средствам связи, что сильно снижало их точность и достоверность.

Гибель космонавта В. Комарова на корабле "Союз-1"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
24 апреля 1967 года при возвращении на Землю корабля "Союз-1" погиб летчик-космонавт СССР Владимир Комаров.



Идея создания нового корабля, который должен сменить "Восток", родилась у Сергея Павловича Королева вскоре после полета Юрия Гагарина. Увы, главный конструктор не дожил до того дня, когда начались летные испытания "Союза".

Отработка пилотируемых кораблей включала запуски беспилотных образцов. В конце 1966 года первый "Союз" вышел на орбиту. Но корабль плохо маневрировал из-за отсутствия стабилизации при работе бортового двигателя. Во время посадки "Союз" стал уходить на территорию Китая и аппарат пришлось взорвать.

При старте второго беспилотного корабля произошла авария. Сначала автоматика носителя по какой-то причине прервала предстартовые операции за несколько секунд до зажигания. Уже начали вновь сводить фермы обслуживания; члены Госкомиссии поспешили из бункера к стартовой позиции. И вдруг тишину прорезал резкий хлопок: по команде гироскопов носителя сработали двигатели системы аварийного спасения корабля. При этом воспламенился теплоноситель в его системе терморегулирования; взорвались топливные баки корабля, третья ступень, наконец, весь носитель.

Гибель американских астронавтов

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
27 января 1967 года на мысе Кеннеди, штат Флорида, во время наземных испытаний в кабине американского корабля "Аполлон-1", готовящегося к старту на Луну, заживо сгорели астронавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи.



Америка шокирована успехами СССР в освоении космического пространства: запуском первого в мире искусственного спутника Земли в 1957 году и первым полетом человека в космос 12 апреля 1961 года.

Через полтора месяца после "гагаринского" старта, 25 мая 1961 года, президент США Джон Кеннеди призвал Конгресс США и американцев взять на себя обязательство совершить пилотируемый полет на Луну с высадкой человека на ее поверхность до 1970 года.

Американцы решили восстановить свой престиж, осуществив грандиозную лунную пилотируемую программу, получившую название "Аполлон". Исполнение этой программы возложено на Национальное управление по аэронавтике и использованию космического пространства (НАСА)

Столкновение самолетов-заправщиков KC-135

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
28 августа 1963 года над Атлантическим океаном пропали два высотных самолета-заправщика KC-135 ВВС США с 11 летчиками на борту.



В среду 28 августа 1963 года два высотных самолета-заправщика KC-135 поднялись в воздух с авиабазы "Хоумстед" (Флорида) и полетели с каким-то секретным заданием над Атлантическим океаном. KC-135 – это военный вариант "Боинга-707"; его крейсерская скорость 600 миль в час, дальность полета 4500 миль. Он используется для заправки горючим других самолетов во время их дальних перелетов.

Около полудня, когда оба самолета находились в 800 милях северо-восточнее Майами и в 800 милях западнее Бермудских островов, они сообщили, что на борту все в порядке, и на этом связь прервалась. В районе, откуда они в последний раз доложили о своем местоположении, вскоре нашли обломки, которые, как установлено, принадлежали самолету типа KC-135. По-видимому, заправщики столкнулись в воздухе. Однако через два дня в 200 милях от того места, где в первый раз нашли обломки, обнаружили обломки еще одного KC-135, что не согласовывалось с предположением, будто оба самолета столкнулись в воздухе. Несколько дней спустя ВВС прекратили поиски, объявив, что найденные обломки действительно принадлежат двум пропавшим самолетам.

Гибель генсека ООН Д. Хаммаршельда на DC-6

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
17 сентября 1961 года на юге Африки около аэродрома Идолы потерпел катастрофу самолет DC-6 "Альбертина". Все 16 пассажиров и экипаж погибли. На борту самолета находился генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд.



Всех волнуют нераскрытые тайны. Особенно будоражат воображение истории, связанные с именами людей известных. Один из таких случаев – гибель генерального секретаря ООН шведа Дага Хаммаршельда. Самолет DC-6B, на котором он летел, потерпел катастрофу на юге Африки 17 сентября 1961 года при достаточно загадочных обстоятельствах. С тех пор появляются новые интригующие версии этой трагедии.

В 1960 году ООН столкнулась с наиболее серьезной проблемой за 15 лет своего существования – необходимостью предотвратить гражданскую войну в Демократической Республике Конго, получившей 30 июня независимость от Бельгии.

В результате майских выборов новое национальное правительство представляло собой шаткий альянс между президентом Джозефом Касавубу и его премьер-министром Патрисом Лумумбой. Однако местные жители прежде всего хранили преданность своим племенам. Неудивительно, что в такой напряженной и враждебной атмосфере начались беспорядки.

Гибель футболистов "Манчестер Юнайтед" на "Амбассадоре"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
6 февраля 1958 года при взлете в аэропорту Мюнхена потерпел катастрофу английский самолет "Амбассадор" авиакомпании BEA. Погибли 22 человека, среди них – 8 футболистов команды "Манчестер Юнайтед".



В начале 1950-х годов лучший футбольный клуб Англии – "Манчестер Юнайтед" ("МЮ"). Под руководством знаменитого тренера Мэта Басби футболисты из "Манчестера" одерживали одну победу за другой.

В 1957 году "МЮ" берет золото первенства Англии и на следующий год выступает в Кубке Европейских чемпионов. Команда молодая, ее в прессе называют "малыши Басби". Среди игроков – будущая звезда мирового футбола Бобби Чарлтон, левый крайний. Сильно и точно бьет с обеих ног, но лучше – с левой. Как левша, Чарлтон нестандартен в обводке; светлая голова. Пока в команде Басби он равный среди равных.

6 февраля 1958 года – решающий день в жизни Чарлтона. Но он об этом пока не догадывается, обмывает виски с содовой ничью в полуфинале Кубка чемпионов с "Црвеной звездой" в баре мюнхенского аэродрома Басби закрывает глаза на нарушение режима. "МЮ" проигрывал в Белграде 0:3 и сравнял счет, а Бобби забил два гола. У себя дома "Манчестер" обыграл югославов со счетом 2:1 и по сумме двух встреч вышел в финал Кубка.

Столкновение самолетов DC-7 и "Супер констеллейшн"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
30 июня 1956 года над Великим каньоном в США столкнулись в воздухе самолеты DC-7 авиакомпании "Юнайтед эйрлайнз" и "Супер констеллейшн" авиакомпании TWA. Погибли 128 человек.



В середине 1950-х годов Америка переживала настоящий бум авиаперевозок. Появлялись десятки новых конструкций самолетов – одна оригинальнее другой: "Глобмастер", "Стратокрузер", "Констеллейшн"…

До сих пор многие ценители авиационной классики считают самолет "Супер констеллейшн", или, как его ласково называли, "Конни", самым красивым пассажирским лайнером в истории мировой авиации. Действительно, этот самолет, производства фирмы "Локхид", выделялся изящным фюзеляжем, длинными и тонкими крыльями, необычным трехкилевым оперением, а его летно-технические характеристики вызывали зависть конкурентов.

Катастрофа "Кометы-1" над Средиземным морем

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
8 апреля 1954 года реактивный самолет "Комета-1" G-ALYY развалился и рухнул в Средиземное море в районе Неаполя. 21 человек погиб.



В течение двух недель после отмены запрета на выполнение регулярных рейсов "Кометы" компании BOAC совершали успешные полеты. Доверие к реактивным самолетам было восстановлено, билеты на них распродавались на три месяца вперед. Даже крупнейшая авиакомпания Южной Африки, главный конкурент BOAC на трассе Лондон – Йоханнесбург, вынуждена была арендовать "Комету" для полетов по этому маршруту.

7 апреля 1954 года реактивный лайнер с регистрационным номером G-ALYY под управлением южноафриканского экипажа ушел в чартерный рейс из аэропорта Хитроу.

До первой промежуточной посадки в Риме машина вела себя безукоризненно. Но во время предполетного осмотра инженер наземной службы BOAC в аэропорту "Кампино" обнаружил, что тридцать болтов, крепящий съемную панель обшивки левого крыла к набору, ослабли. Выяснилось, что за день до вылета в Йоханнесбург эта панель демонтирована в Лондоне, во время проведения регламентных работ, а затем установлена на место. Поскольку в полете еще обнаружились неполадки с указателем уровня топлива, вылет в Каир решили отложить на сутки.

Катастрофа реактивной "Кометы-1" у острова Эльба

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
10 января 1954 года реактивный лайнер "Комета-1" G-ALYP развалился в воздухе и упал в Тирренское море у острова Эльба. Погибли 35 человек.



10 января 1954 года, в 10.31 по местному времени, реактивный самолет "Комета-1" (бортовой номер G-ALYP) авиакомпании BOAC поднялся в небо с ВПП Римского аэропорта. Лайнер выполнял рейс по маршруту Сингапур – Лондон, с промежуточными посадками в Бейруте и Риме. Капитан Гибсон передал на землю, что взлет прошел нормально. Диспетчер разрешил набрать высоту 10500 м.

В 10.34 капитан Гибсон сообщил службе УВД, что пройден радиомаяк Остии. Через 16 минут "Комета" уже над Орбетелло. На высоте 8500 м лайнер пересек береговую черту Италии и взял курс на остров Эльба. Во время полета капитан "Кометы" держал связь со своим коллегой из компании BOAC, который вел поршневой "Аргонавт" в нескольких десятках километров впереди. "Аргонавт" вылетел из Рима на 10 минут раньше G-ALYP, и его экипаж располагал свежей метеосводкой.

Катастрофа реактивной "Кометы-1" под Калькуттой

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
З мая 1953 года в 50 километрах от Калькутты (Индия) во время сильной бури разрушился в воздухе первый в мире реактивный лайнер "Комета-1" G-ALYV. Погибли 43 человека.



В 1949 году весь мир облетела сенсационная новость: 7 июля в Англии пассажирский самолет с четырьмя реактивными двигателями "Комета" совершил первый полет. Начиналась эра реактивной авиации.

Изящные линии новой машины вызвали восторг публики, технические характеристики новинки не оставляли никаких шансов конкурентам. Максимальная скорость лайнера 700 км/ч на высоте 11000 м, расчетная дальность полета 2560 км. Пассажирский салон первоначально рассчитан на 32 места.

Разработку и постройку первого образца реактивной "Кометы" английская фирма "Де Хевиленд" проводила в обстановке строжайшей секретности. Испытания опытного самолета проходили довольно успешно, и уже в сентябре 1949 года он стал событием знаменитого авиасалона в Фарнборо. В следующем году появилась вторая "Комета".

Катастрофа на авиашоу в Фарнборо

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
6 сентября 1952 года британский реактивный истребитель DH-110 взорвался и упал на толпу зрителей, присутствовавших на авиашоу в Фарнборо. Убиты на месте 28 зрителей, еще 69 тяжело ранены.



Один из самых зрелищных элементов любого авиационного праздника или выставки авиатехники – групповой пилотаж на реактивных самолетах. Сегодня в каждой стране есть одна или несколько пилотажных эскадрилий, в которых служат лучшие летчики, великолепно владеющие сложнейшими современными машинами. Невозможно оторвать взгляд от головокружительных фигур высшего пилотажа. Но эта внешняя легкость достигается долгими часами изнурительных летных тренировок и тщательной наземной подготовкой. Любая оплошность или небрежность неизбежно заканчивается трагедией.

6 сентября 1952 года первый послевоенный авиасалон в Фарнборо собрал на летном поле Испытательного центра королевских ВВС более 100 тысяч зрителей.

Шведский самолет DC-3 сбит над Балтикой

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
13 июня 1952 года над Балтийским морем при загадочных обстоятельствах пропал шведский военный самолет DC-3. Позднее выяснилось, что он сбит советским истребителем МиГ-15. Погибли 8 человек.



В течение почти сорока лет газеты и журналы Швеции лишь строили гипотезы и предположения по поводу гибели самолета DC-3, которая произошла 13 июня 1952 года в небе над Балтикой.

17 июня 1952 года правительства СССР и Швеции обменялись резкими нотами. В частности, в ноте МИДа СССР говорилось, что 13 июня, в 13.10, в районе Вентспилса в советское воздушное пространство вторглись два иностранных самолета. Поднятые в воздух перехватчики отогнали их. Из-за тумана не удалось определить их тип и государственную принадлежность. Был ли среди них погибший DC-3, неизвестно.

Шведским журналистам удалось выяснить, что незадолго до инцидента Швеция приобрела в США два DC-3, оснащенных последней по тому времени техникой фото- и радиоразведки. По мнению сына штурмана самолета DC-3 Госты Блада, разведывательный самолет должен летать в международных водах галсами, параллельными границам СССР. По другим журналистским данным, генерал шведских ВВС Норденшельд, узнав, что найдена резиновая лодка DC-3, прошитая пулями, заправил баки своего собственного истребителя "Вампир" и взмыл в воздух искать встречи с "МиГами".