Гибель хоккейной команды ВВС на Ли-2

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
5 января 1950 года при заходе на посадку в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибли 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, а также 6 членов экипажа.



Зимой 1946 года стартовал первый чемпионат СССР по хоккею с шайбой. Команда ВВС, чей костяк составили спортсмены одного из московских военных училищ, сразу заявила о себе в полный голос. Ее первый тренер – молодой Анатолий Тарасов; чуть позже на этом посту его сменил Коротков. К осени 1949 года команда летчиков значительно окрепла, ее состав усилился за счет игроков московского и рижского "Динамо". Теперь любая осечка ВВС воспринималась ее покровителями весьма болезненно.

После того как Коротков вернулся в Академию имени Жуковского, хоккеистов ВВС возглавил Матвей Гольдин, известный в довоенное время игрок в русский хоккей, фанатик спорта. Однако он недолго продержался у руля команды. Гольдина освободили от тренерских обязанностей за несколько дней до вылета хоккеистов ВВС на матчи в Челябинск и Свердловск. Произошло это при следующих обстоятельствах. Летчики проиграли в принципиальном поединке с "Динамо". У победителей блистал Василий Трофимов, начинавший заниматься русским хоккеем в Болшевской трудкоммуне, где до войны работал тренером Гольдин. Когда после игры команды направлялись в раздевалку, Матвей Иосифович сказал Трофимову: "Что ж, поздравляю, Василек! Отлично сыграл". Гольдин не заметил, что позади шел безмерно расстроенный проигрышем один из покровителей команды ВВС. Услышав слова Гольдина, он пришел в ярость: "Ах так! Ты наших врагов поздравляешь?!" В тот же день тренера сняли.

Исчезновение самолета "Стар эриел"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
17 января 1949 года в районе Бермудских островов исчез самолет "Стар эриел" типа "Тюдор IV", принадлежавший авиакомпании "Бритиш саут америкэн эйруэйз" (BSAAC).



"Стар эриел" пропал примерно при таких же обстоятельствах, как ровно год назад "Стар тайгер". Четырехмоторный авиалайнер поднялся с аэродрома Кайндли-Филд (Бермудские острова) в небо и взял курс на Ямайку. Через час командир воздушного судна капитан Макфи послал на Бермуды обычное полетное донесение: "Достигли крейсерской высоты, погода хорошая. Должны прибыть в Кингстон по расписанию". С тех пор "Стар эриела" никто больше не видел.

Когда самолет в последний раз вызывал Бермуды, он шел по курсу и, поскольку бортовое навигационное оборудование функционировало нормально, не мог сколько-нибудь значительно отклониться от намеченной трассы. Если по какой-то причине самолет развалился в воздухе, его обломками оказалась бы засыпана довольно большая площадь и их легко обнаружили бы с воздуха. Если пилоту пришлось садиться на воду, то при спокойном море кому-нибудь наверняка удалось бы спастись. В любом случае на поверхности воды остались бы два спасательных плота, которые в момент аварии автоматически выбрасываются из-под крыльев самолета. Тем не менее все поиски оказались тщетными, хотя погода стояла прекрасная. Ни от самолета, ни от пассажиров не осталось ровным счетом ничего. Расследование, проведенное министерством гражданской авиации, не установило истинной причины этого странного исчезновения.

Исчезновение самолета "Дакота-3"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
28 декабря 1948 года при подлете к аэродрому Майами бесследно исчез пассажирский лайнер "Дакота-3" (DC-3). На борту находились три члена экипажа и 27 пассажиров.



Ранним утром 28 декабря 1948 года произошло одно из самых, зловещих исчезновений среди тех, которые когда-либо случались в пределах Бермудского треугольника. Пассажирский лайнер "Дакота-3" (DC-3), совершавший рейс из Сан-Хуана (Пуэрто-Рико) в Майами, внезапно пропал перед самой посадкой. Погода летная, пилоты опытные, техника работала отлично. На попечении командира "Дакоты-3", капитана Роберта Линквиста, второго пилота Эрнеста Хилла и стюардессы Мэри Бэркс 27 пассажиров, включая двух детей, которые возвращались домой после коротких рождественских каникул. У пассажиров приподнятое настроение, они распевали веселые песни; самолет быстро приближался к Майами, подгоняемый попутным ветром. В 4.13 капитан Линквист вызвал диспетчерский пункт аэродрома Майами и, сообщив, что находится в пятидесяти милях южнее города и на борту все в порядке, запросил инструкции для захода на посадку.

Исчезновение самолета "Стар тайгер"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
30 января 1948 года в районе Бермудских островов исчез самолет "Стар тайгер" типа "Тюдор IV", принадлежащий компании "Бритиш саут америкэн эруэйз".



Рано утром 30 января 1948 года командир самолета "Стар тайгер", принадлежащего компании "Бритиш саут америкэн эруэйз" (БСАА), запросил диспетчерский пункт на Бермудских островах. Сообщил сведения о своем местоположении, подтвердил: на борту все в порядке, "борт" следует точно по расписанию. Это последнее, что услышали о "Стар тайгере".

Экипаж самолета состоял из способных, опытных пилотов. Все, кто знали командира корабля капитана Макмиллана, единогласно дают ему самую высокую оценку. Радист также характеризуется как опытный и квалифицированный специалист. Все члены экипажа обладали большим опытом полетов на Бермуды, но раньше в составе одного экипажа не летали.

Исчезновение пяти бомбардировщиков "Эвенджер"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
5 декабря 1945 года в районе Бермудского треугольника исчезли пять бомбардировщиков-торпедоносцев "Эвенджер" и вылетевшая на их поиски летающая лодка "Мартин Маринер". Объявлены без вести пропавшими 27 человек.



5 декабря 1945 года, в 14.10, пять трехместных бомбардировщиков-торпедоносцев типа "Эвенджер" ("Мститель") поднялись в воздух с авиабазы ВМС в Форт-Лодердейле – пролог к величайшей тайне в истории мировой авиации. Погода великолепная, пять "Эвенджеров" взяли курс на восток, имея на борту горючего на пять с половиной часов.

Больше их никто не видел, что сталось с ними потом – неизвестно. Различных гипотез и версий по этому поводу выдвинуто предостаточно.

Девятнадцатое звено должно выполнить задачу по программе курса навигации, состоящей из следующих компонентов: 1) полет по курсу 091 градус (на восток) на расстояние 56 миль, до отмели Хен-энд-Чикенс Шоулз, для выхода на бомбометание с небольшой высоты и продолжение полета по курсу 091 градус еще на 67 миль; 2) полет по курсу 346 градусов (на север) на расстояние 73 мили; 3) полет по курсу 241 градус (запад – юго-запад) на расстояние 120 миль; возвращение в Форт-Лодердейл. Время полета – два часа; командир звена – опытный пилот лейтенант Чарлз Тейлор, налетавший более 2500 часов.

Исчезновение музыканта Г. Миллера на "Норсмане"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
В декабре 1944 года одномоторный самолет "Норсман Си-64" пропал без вести вместе с находившимся в нем джазовым дирижером Гленном Миллером.



В последний год Второй мировой войны поклонников Гленна Миллера потрясло известие: руководитель знаменитого оркестра пропал без вести.

15 декабря 1944 года майор Гленн Миллер поднялся на борт одномоторного самолета "Норсман Си-64" на военном аэродроме королевских войск в Твинвуде (графство Кембриджшир), примерно в 65 километрах к северу от Лондона. На следующей неделе ему предстояло дирижировать своим знаменитым военным оркестром на рождественском концерте для союзных войск в освобожденном Париже. В последний момент он попросил разрешения вылететь в Париж раньше своих музыкантов. Случайная встреча накануне вечером в офицерском клубе помогла Миллеру получить место в маленьком самолете, который должен лететь через Ла-Манш, несмотря на дождь и туман.

Гибель А. де Сент-Экзюпери на "Лайтнинге"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
31 июля 1944 года во время разведывательного полета исчез самолет "Лайтнинг", которым управлял французский авиатор и писатель Антуан де Сент-Экзюпери.



Во время Второй мировой войны французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери написал аллегорическую сказку "Маленький принц". Замечательная поэтичность удивительной истории запоминается на всю жизнь. Книга стала бестселлером XX века. Во Франции каждый ребенок прочитал "Маленького принца". Во всем мире известны и другие произведения Сент-Экзюпери: "Южный почтовый", "Земля людей", "Ночной полет", "Военный летчик", "Цитадель".

Антуан де Сент-Экзюпери родился в Лионе 29 июня 1900 года; в 12 лет его впервые взяли в полет, и с тех пор он навсегда "заболел" небом. Правда, некоторое время он учился архитектуре, но после службы в армии ему наконец удалось получить диплом летчика. В 30-е годы Антуан на почтовых самолетах летал над Средиземным морем, пустыней Сахарой и Южной Америкой, не раз оказываясь на волосок от гибели. В 1939 году, с первых месяцев Второй мировой, Экзюпери стал военным пилотом, а в 1943-м ему пришлось оставить штурвал по возрасту, однако он сумел уговорить медиков не отнимать у него неба, – жить без него он не мог точно так же, как и без своих записных книжек.

Гибель В. Сикорского на "Либерейторе"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
4 июля 1943 года рухнул в Гибралтар самолет "Либерейтор". Погибли 15 человек, в том числе глава польского правительства в изгнании Владислав Сикорский.



Владислав Бугениуш Сикорский жил в сложное, бурное время двух мировых войн. Внук ткача, сын учителя и швеи, он стал политиком, военачальником, государственным деятелем, олицетворявшим Польшу, ее сопротивление фашизму. Являясь лидером Польского правительства национального согласия в изгнании, Сикорский возглавил Союз вооруженной борьбы (впоследствии Армия Крайова). Набранная в основном из польских шахтеров-эмигрантов, армия, численностью до 100 тысяч, влилась в войска союзников. Черчилль называл Сикорского своим другом. Рузвельту его поддержка обеспечила на президентских выборах миллионы голосов американцев польского происхождения. Трагическая гибель Сикорского 4 июля 1943 года всколыхнула Европу. Он ушел из жизни в то время, когда кардинально менялось соотношение сил, задач, целей и приоритетов на мировой арене.

В 1943 году Сикорский обеспокоен: в Польше и в эмиграции активизировались правые силы. Особую тревогу вызывало положение на Ближнем Востоке, где, как говорили, готовилось выступление молодых поляков во главе с капитаном Ежи Климковским, адъютантом командующего армией Андерса.

Гибель авиаконструктора Петлякова на Пе-2

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
12 января 1942 года загорелся и упал в поле около Сергача самолет Пе-2 следовавший из Казани в Москву. Погибли три летчика и знаменитый конструктор В.М. Петляков.

Владимир Михайлович Петляков – создатель легендарного фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 – в начале Второй мировой войны сформировал свое конструкторское бюро, которое занималось строительством и модификацией "пешек" (так ласково называли его самолеты).

Фашистские войска стремительно наступали, поэтому советским руководством принято решение перевести авиационный завод № 22, освоивший производство бомбардировщиков Пе-2, из Москвы в Казань. Его разместили на производственных площадях местного авиазавода № 124 выпускавшего петляковский тяжелый бомбардировщик ТБ-7 и транспортный самолет Ли-2.

Финский Ю-52 ("Калева") сбит над Финским заливом

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
14 июня 1940 года в небе над Финским заливом советскими боевыми самолетами в нейтральном воздушном пространстве сбит финский пассажирский лайнер Ю-52 ("Калева"). Погибли 9 человек, в том числе дипломаты США и Франции.

К середине 30-х годов число авиапассажиров в Скандинавии выросло настолько, что применение небольших самолетов стало экономически невыгодно. Руководство финской авиакомпании "Aero O/Y" (акционерное общество "Аэро") заказало на предприятиях фирмы "Юнкерс" в Дессау два трехмоторных пассажирских самолета Ju-52/3m.
Полученный 14 июля 1936 года самолет с серийным № 5494 второй в этом заказе; по прибытии в Финляндию на его борт и консоли нанесен регистрационный код OH-ALL и название "Kaleva" ("Калева"). Трехмоторник, поплавковый, поначалу действовал с гидроаэродрома Катайнока, который находился рядом с Хельсинки. Но затем поплавковое шасси заменили обычным колесным в обтекателях с неубирающимися стойками.

Катастрофа дирижабля "СССР В-6"

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
5 февраля 1938 года дирижабль "СССР В-6" врезался в гору недалеко от города Кандалакша. Погибли 13 человек.

В 1931 году при Управлении гражданского воздушного флота организуется Дирижаблестрой; одним из его руководителей стал приехавший в СССР по контракту итальянец Умберто Нобиле. Уже в апреле следующего года на верфях Дирижаблестроя рождается первый воздушный корабль – "СССР В-1". Вслед за ним появляются дирижабль "СССР В-2", вдвое большего размера (объемом 5000 куб. м), и дирижабль "СССР В-3" ("Ударник"), объемом 6500 куб. м, построенные с участием итальянского конструктора.
Много лет спустя девяностолетний Нобиле, награжденный в дни своего юбилея серебряной медалью Географического института в Италии, скажет: "После спасения я прожил в России пять лет. Это был один из самых счастливых периодов в моей жизни. Если бы я там остался, Советское правительство сделало бы все возможное для того, чтобы я мог осуществить свои планы исследования Арктики. Но дочь настойчиво звала меня в Италию, и я вернулся. В Соединенных Штатах, куда мне пришлось уехать потому, что фашисты лишили меня всякой возможности работать, я не был так счастлив".

Гибель В. Чкалова на И-180

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
15 декабря 1938 года во время испытательного полета погиб легендарный летчик В.П. Чкалов. После отказа мотора его истребитель И-180 врезался в землю.

4 июня 1938 года вышел приказ управления военно-воздушных сил РККА о назначении так называемой макетной комиссии "для рассмотрения макета самолета И-180 конструкции инженера Поликарпова". Новый истребитель действительно необходим. Устаревшие И-16 в небе республиканской Испании уступали в скорости и мощности огня истребителям Ме-109Е, поставляемым Гитлером для войск генерала Франко. 16 августа подписывается приказ народного комиссара оборонной промышленности М.М. Кагановича, в котором, в частности, говорится: "Придавая исключительное значение быстрейшему выпуску опытных самолетов "И-180" конструкции тов. Поликарпова, приказываю: