НЬЮМЕН ПОЛ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
Американский актер, режиссер, продюсер. Снимался в фильмах: "Сладкоголосая птица юности", "Буч Кэссиди и Санденс Кид", "Ловкач", "Афера", "Без злого умысла", "Вердикт", "Запах денег" (премия "Оскар"), "Мистер и миссис Бридж" и др. Постановщик фильмов "Рейчел, Рейчел", "Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки" и др.



Пол Ньюмен родился 26 января 1925 года в Кливленде в семье торговца спортивными товарами Артура Ньюмена. "В детстве я не очень-то хорошо учился, — вспоминает актер. — Со спортом тоже не получалось, а я жаждал побеждать. Я никогда не был большим говоруном…"

В 1944 году из Кенванского колледжа Ньюмен ушел добровольцем в морскую пехоту. Отслужив два года радистом, он вернулся в колледж. Вечерами Ньюмен играл в студенческом театре. Красивый, атлетически сложенный, с яркими синими глазами и обезоруживающей улыбкой, он быстро добился успеха на студенческой сцене. Пол решил попытать счастья на профессиональных подмостках и поступил в труппу городка Вудсток, где за год сыграл в шестнадцати пьесах. Тогда же Ньюмен познакомился с молодой актрисой, ставшей его женой и подарившей ему сына и двух дочерей.

После смерти отца Пол вынужден был вернуться в Кливленд, чтобы вести семейный бизнес. Но это занятие было ему не по душе. Промучившись год, Ньюмен уехал учиться в Йельскую драматическую студию. В 1952 году его заметил один из нью-йоркских театральных агентов.

В Нью-Йорке молодая семья жила скромно. У Пола был единственный приличный костюм, в котором он с раннего утра обходил театральные агентства в поисках работы, а по вечерам торговал энциклопедиями. Через месяц ему удалось пристроиться на телевидение — в крошечных ролях без текста. Почувствовав, что ему не хватает школы, Ньюмен поступает в знаменитую Актерскую студию, где преподавали Ли Страсберг и Элиа Казан, приверженцы системы Станиславского. "Пока я не приехал в Нью-Йорк, — вспоминает Пол, — я и понятия не имел о том, что же такое актерская игра. Абсолютно. Ни малейшего. И мне очень, очень повезло".

Вскоре один из лучших американских театров "Гилд" пригласил его в спектакль "Пикник" по пьесе У. Инджа. Правда, роль Ньюмену досталась не главная, но критика назвала его исполнение "превосходным", а компания "Уорнер Бразерс" предложила ему долгосрочный контракт.

В театре "Гилд" Ньюмен познакомился с актрисой Джоанной Вудворд. Она разделила с ним все профессиональные радости и заботы. Любовь их была трудной, только через пять лет Пол смог жениться на Джоанне…

Ньюмен дебютировал в кино в историческом фильме "Серебряная чаша" (1954). Он появился в роли древнегреческого скульптора, обманом проданного в рабство римлянам. Критика не пощадила ни картину, ни актера. Сам Ньюмен после просмотра ленты "был охвачен ужасом, травмирован".

Когда Пол вернулся в Нью-Йорк, режиссер Артур Пенн предложил ему роль старого, изувеченного, доведенного жизнью до безумия боксера Эда из рассказа Э. Хемингуэя "Чемпион". Задача была тем более трудной, что актеру предстояло играть человека в возрастном диапазоне от двадцати до пятидесяти с лишним лет. Пол блистательно справился с ролью, и теперь уже Р. Уайз пригласил его в свой фильм "Кому-то там наверху я нравлюсь" (1956). Это была экранизация биографии чемпиона по боксу Роки Грациано.

Ньюмен провел немало времени в обществе прославленного спортсмена, сам начал заниматься боксом. Ему удалось разглядеть в своем грубоватом герое человечность, даже проблески нежности в отношениях с женой. Реализм игры Ньюмена критика связывала с принципами Актерской студии Страсберга.

Много лет спустя он вспоминал: "Меня приглашали в фильмы, которые явно обещали большой кассовый успех, — костюмно-исторические, приключенческие, картины с насилием и сексом. Много раз мой менеджер уходил похныкать в ванную, потому что я отказывался от больших заработков, предпочитая сыграть в спектакле Актерской студии или вовсе не работать".

В 1957 году Ньюмена "арендовала" компания "XX век — Фокс" для участия в фильме "Долгое жаркое лето" (1958) по мотивам рассказов У. Фолкнера. Это была первая совместная работа Ньюмена с Джоанной Вудворд, незадолго до этого ставшей его женой. Картину ставил режиссер Мартин Ритт. Пол высоко ценил его за "чудесное чувство уверенности и душевного комфорта". За роль в этом фильме Ньюмен получил премию Каннского кинофестиваля.

Тем временем компания "Уорнер Бразерс" пригласила из Нью-Йорка режиссера А. Пенна. В его вестерне "Револьвер в левой руке" Ньюмен получил главную роль знаменитого бандита с Дикого Запада, по прозвищу Билли-Малыш. Фильм в прокате потерпел такой провал, что Пенн на время оставил кино.

Но уже следующая картина — экранизация пьесы Т. Уильямса "Кошка на раскаленной крыше" — принесла Ньюмену первое выдвижение на премию "Оскар".

К этому времени Ньюмена всерьез стал тяготить контракт с "Уорнер Бразерс". Весной 1959 года он вернулся в Нью-Йорк. Здесь его ждала настоящая работа: Элиа Казан ставил "Сладкоголосую птицу юности" Т. Уильямса. В этом спектакле Ньюмен 336 раз играл роль Чэнса — с наслаждением и с огромным успехом. А летом за огромную сумму, поглотившую все его сбережения, он выкупил у компании "Уорнер Бразерс" свой контракт.

Через два года Ньюмен встретился с одаренным сценаристом и режиссером Робертом Россеном. В его фильме "Ловкач" (1961) Пол создал образ профессионального бильярдиста Эдди. Картина претендовала на девять премий "Оскар", но получили ее только оператор и художник.

После "Ловкача" за Ньюменом окончательно утвердилась репутация не только кассовой звезды, секрет притягательности которой в магнетизме личного обаяния, но и серьезного художника. Темп его работы в кино стал еще более напряженным. Ньюмен пробовал себя в самых разных жанрах. Он снялся в "Сладкоголосой птице юности" (1962), комедии "Любовь по-новому" (1963), в экранизации романа "Премия" (1963), в "Разорванном занавесе" у А. Хичкока (1966), в историко-приключенческом фильме "Леди Л". (1965). В детективе "Харпер" (1966) Пол настолько убедительно сыграл главную роль отважного сыщика, что заслужил сравнение с прославленным мастером этого жанра Хэмфри Богартом.

В 1961 году Ньюмен заключил на два года контракт со студией "Парамаунт". Три предложенных им сценария были отвергнуты компанией как "слишком спорные". В качестве четвертого проекта Ньюмен и режиссер М. Ритт предложили экранизацию романа Л. Мак-Мертри "Проезжай, всадник". Так появился фильм "Хад" (1963), названный по имени главного героя. Роль Хада Бэннона — одна из лучших в биографии Ньюмена.

Эта картина о непростых отношениях старого техасского ковбоя Бэннона с сыном Хадом и шестнадцатилетним внуком Лоном. В беседе с английским критиком Г. Гоу Ньюмен говорил: "По-моему, фильм не поняли до конца. Особенно молодежь. Они превознесли этого персонажа, а ведь для нас главным было показать человека со всеми внешними достоинствами, которые так ценятся в США — привлекательной наружностью, успехом у женщин, умением пить, — и при этом с трагическим пороком. Ему плевать на все, кроме себя самого. Это в какой-то степени перекликается с мыслями Теннесси Уильямса о том, что американцы делают главную ставку на внешнюю красоту. Быть обаятельным — то же самое, что иметь дорогую машину и другие символы социального престижа".

За роль Хада Ньюмен был в третий раз выдвинут на премию "Оскар" — и в третий раз ее не получил. По мнению Джоанны Вудворд, определенным кругам пришлась не по нраву общественная деятельность ее мужа: в 1963 году он принял участие в походе на Вашингтон в защиту гражданских прав негров, а потом, вместе с Марлоном Брандо, в антирасистском митинге в штате Алабама, который проводил Мартин Лютер Кинг.

В Коннектикуте чета Ньюменов приобрела просторный дом. Здесь всегда было весело: приезжали погостить сын и две дочери Ньюмена от первого брака; да и у Пола с Джоанной подрастали три дочки…

Значительной стала шестая совместная работа Ньюмена и режиссера Ритта — вестерн, названный по-испански "Hombre" (1967). Человек по прозвищу Hombre и по имени Джон Рассел прожил среди племени апачей много лет. Он противостоит разбойникам и расправляется с ними, жертвуя собственной жизнью. Рассел в исполнении Ньюмена — это сдержанность, гордость и достоинство.

В фильме "Люк холодная рука" он играл неудачника Люка, попавшего в тюрьму. Эта роль потребовала от актера и душевного, и немалого физического напряжения. Длинные проходы в кандалах, работа под солнцем на строительстве дороги отнимали много сил. За эту роль Ньюмен в четвертый раз был выдвинут на "Оскара". Результат был тот же, что и прежде.

В 1967 году Вудворд прочла роман писательницы М. Лоуренс "Шутка Бога" и предложила известному сценаристу С. Стерну, другу семьи Ньюменов, переработать его для кино. Однако все студии отвергли сценарий. И тогда Ньюмен решил ставить картину сам. Небольшой опыт режиссуры у него имелся: в 1958 году он выпустил тридцатиминутную картину по монологу А. Чехова "О вреде табака". «В режиссуре, — говорил он, — важны прежде всего активные глаголы. Нельзя сыграть глагол "любить" — это абстракция, но можно сыграть глагол "слушать"».

Картина "Рейчел, Рейчел" была удостоена нескольких значительных премий. Лучшим режиссером и лучшей актрисой года назвали Ньюмена и Вудворд нью-йоркские кинокритики. Национальный просмотровый совет включил "Рейчел, Рейчел" в десятку лучших картин года. Голливудская ассоциация зарубежной кинопрессы присудила "Золотой глобус" режиссеру Ньюмену и актрисе Вудворд.

Летом 1969 года вместе с двумя другими звездами — Барброй Стрейзанд и Сидни Пуатье, Ньюмен образовал кинокомпанию "Ферст артистс" для производства и проката фильмов со своим участием. Первая их картина — "Выигрыш" (1969) — мелодрама о потерянной и вновь обретенной любви. Ньюмен в роли автогонщика отказался от дублера и сам сидел за рулем машины, мчащейся со скоростью 200 километров в час. Автоспорт — его вторая страсть. Дважды Пол завоевывал звание чемпиона страны, а в 1977 году, в возрасте пятидесяти двух лет, принял участие в круглосуточной гонке на выносливость и пришел пятым…

В вестерне "Буч Кэссиди и Санденс Кид" (1969) Джорджа Роя Хилла партнером Ньюмена стал малоизвестный Роберт Редфорд. Фильм имел огромный зрительский успех, а Ньюмен возглавил список самых кассовых актеров.

Четыре года спустя звездный дуэт появился в картине "Афера" (1973).

В 1972 году Пол Ньюмен вновь выступил в качестве режиссера. На этот раз он поставил фильм "Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки" по одноименной пьесе П. Зиндела. На фестивале в Каннах Джоанна Вудворд получила премию за лучшую женскую роль, а Национальный просмотровый совет США снова включил фильм, как до этого "Рейчел, Рейчел", в число лучших картин года.

В течение следующих четырех лет Ньюмен постоянно находился в десятке самых кассовых американских актеров. Один за другим выходили фильмы в разных жанрах, триллер "Человек в макинтоше", комедия "Афера", детектив "Бассейн для утопленника", фильм-катастрофа "Ад в поднебесье". За последний Ньюмен получил рекордный гонорар.

"…В США публика сразу же находит для исполнителя его "нишу" в жизненном пространстве и засовывает его туда, — замечает Ньюмен. — Если я надену черный парик и приделаю смешной нос, не исключено, что никто не захочет на меня смотреть. Американцы предпочитают получать товар в привычной упаковке, а если она отсутствует, они могут товар и не взять. Думаю, что на моей могиле могла бы быть такая эпитафия: "Здесь покоится Пол Ньюмен, умерший в нищете, потому что его глаза вдруг стали карими".

И только встреча с одним из лучших американских режиссеров Робертом Олтменом в фильме "Баффало Билл и индейцы, или Урок истории, данный Сидящим Быком" (1976) позволила ему вновь заняться настоящим искусством. Баффало Билл был одной из примечательных фигур эпохи освоения Дикого Запада. Актер сыграл его тонко, точно, с безукоризненным чувством юмора.

Ньюмен поддерживал прекрасную физическую форму: он занимался автоспортом, купался зимой в проруби, ежедневно погружал по утрам голову в ведро с холодной водой. Ему было за пятьдесят, когда он сыграл ветерана-хоккеиста в картине "Бросок" (1977).

В 1979 году Р. Олтмен пригласил его на главную роль в фильме "Квинтет". На съемочной площадке дружно работали знаменитости: итальянец В. Гассман, испанец Ф. Рей, шведка Б. Андерсон, француженка Б. Фоссе. "Самое замечательное в Олтмене то, что на площадке никто не проявляет эгоизма, — говорит Ньюмен. — Эгоисты чувствуют себя очень неуверенно в работе с Олтменом, и это чудесно — можно свободно экспериментировать и углубляться в роль, зная, что эта привилегия предоставлена и всем остальным".

Мрачная антиутопия Олтмена у Ньюмена вызывала ассоциации с катастрофическим будущим, которое может ожидать человечество в результате ядерной войны. Эти проблемы волновали актера. В 1978 году Пол был делегатом на специальной сессии ООН по разоружению.

Снявшись у Д. Петри в "Форт Апач, Бронкс" (1980), Ньюмен сыграл затем в фильме С. Поллака "Без злого умысла" (1981). За роль виноторговца Галлахера, необоснованно обвиненного в убийстве профсоюзного лидера, он в очередной раз был выдвинут на премию "Оскар".

В 1982 году Ньюмен снимается в картине "Вердикт" (режиссер С. Люмет). Ньюмен в шестой раз претендует на "Оскара" и опять его не получает.

И только в 1985 году, когда актеру исполнилось шестьдесят лет, киноакадемия США отметила его премией за вклад в американское киноискусство. А год спустя он все же получил "Оскара" за роль в фильме "Цвет денег" (1986) Мартина Скорсезе.

Появление имени Пола Ньюмена в титрах картины обеспечивало кассовый успех. Голливудские продюсеры предлагали ему 7 миллионов долларов за фильм. Генерал Гроувз в "Толстяке и Малыше"; эксцентричный губернатор Эйр Лэнг в "Блейз", адвокат в "Мистере и миссис Бридж" — все эти роли с блеском сыграны ветераном американского кино.

Фильм Джеймса Айвори "Мистер и миссис Бридж" (1990) — своеобразное жизнеописание процветающего семейства. Отдельные моменты этой ленты напоминают страницы жизни исполнителей главных ролей — Пола Ньюмена и Джоанн Вудворд. Более чем за тридцать лет совместной жизни у них было немало проблем, но любовь и уважение никогда не покидали их.

"Для существ, у которых практически нет ничего общего, наш брак поразительно прочен", — шутит Пол Ньюмен. В картине "Мистер и миссис Бридж" они вместе снимались в четырнадцатый раз (и в четвертый как муж и жена по роли). "Обычно я ненавижу свои фильмы, но этот я смотрел много раз, и он мне нравится".

На экране Ньюмен появляется все реже. В 1994 году зрители могли видеть его в фильме "Себе на уме" Роберта Бентона. "Во всем мире теперь трудно найти по-настоящему интересные роли, — объясняет актер. — Когда я начинал в пятидесятых годах, то двадцать процентов времени проводил за чтением сценариев, а восемьдесят — за чтением литературы. Может, кому-то другому теперь таскают хорошие сценарии!.. Кино сегодня обречено на производство дорогих картин с нижайшим общим знаменателем. Да, актерство начинает мне надоедать. Я, кажется, исчерпался".

О Поле Ньюмене говорят, что он серьезен, полон фантазии, замкнут в себе, невозмутим и вызывает раздражение. В 1995 году он был занесен в книгу рекордов Гиннеса как старейший автогонщик, когда-либо участвовавший в национальном чемпионате. В свои 70 лет актер не менее уверенно чувствовал себя и за штурвалом собственного самолета.

После того как его сын скончался от наркотиков, Ньюмен образовал специальный фонд борьбы с наркоманией. В этот фонд он перечислял доходы с предприятия, производящего продукты питания, на которых стоит имя Пола Ньюмена… Это миллионы долларов.

Однажды Ньюмен сказал: "Я хочу, чтобы меня помнили как человека, который старался — старался быть частицей своего времени, старался помочь людям наладить общение друг с другом, старался быть порядочным в своей жизни, старался расти как человек. Надо всегда стараться — это главное".

В 2001 году британские поклонники кино назвали Пола Ньюмена лучшим актером за всю историю существования этого вида искусства. Таковы итоги опроса, проведенного журналом "Радио таймс".


Источник: М., «Вече»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.