ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ

Наука » Биология
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ

САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАРОЖДЕНИЕ. В течение долгих веков, свято веря в акт Божест­венного творения, люди, кроме того, были твёрдо убеждены, что жизнь постоянно зарождается са­мопроизвольно.

Ещё древнегреческий философ Аристотель пи­сал, что не только растения, черви, насекомые, но даже рыбы, лягушки и мыши могут рождать­ся из влажной почвы или гниющего ила.

Голландский учёный Ян ван Гельмонт в XVII в. описал свой опыт, утверждая, что живые мыши якобы зарождались у него из грязного белья и горсти пшеницы, запертых в шкафу.

Другой натуралист, Гриндель фон Ах, так рассказывал о якобы наблюдавшемся им самоза­рождении живой лягушки: «Хочу описать появ­ление на свет лягушки, которое мне удалось наблюдать при помощи микроскопа. Однажды я взял каплю майской росы и, тщательно наблю­дая за ней под микроскопом, заметил, что у меня сформировывается какое-то существо. Прилеж­но наблюдая на второй день, я заметил, что появилось уже туловище, но голова ещё казалась не ясно сформированной; продолжая свои наблю­дения на третий день, я убедился, что наблюда­емое мною существо есть не что иное, как лягуш­ка с головой и ногами. Прилагаемый рисунок всё поясняет».

В 1688 г. итальянский учёный Франческо Реди решил проверить идею самопроизвольного зарождения жизни. Он рассказывал о своём опы­те: «Я взял четыре сосуда, поместил в один из них мёртвую змею, в другой — немного рыбы, в третий — дохлых угрей, в четвёртый — кусок телятины, плотно закрыл их и запечатал. Затем я поместил то же самое в четыре других сосуда, оставив их открытыми. Вскоре мясо и рыба в открытых сосудах зачервивели. Можно было ви­деть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают из них. Но в запечатанных сосудах я не видел ни одного червяка, хотя прошло много дней после того, как в них была положена дохлая рыба и мясо».

В 1675 г. итальянский учёный Ладзаро Спалланцани прокипятил в запаянном сосуде креп­кий мясной бульон. Прошло несколько дней, но никаких признаков жизни в бульоне не обна­ружилось.

Наконец, в 1860 г. Луи Пастер (см. ст. «Луи Пастер») с помощью ряда блестящих опытов, похожих на опыт Спалланцани, окончательно доказал, что жизнь в современных условиях не самозарождается. Он показал, что даже бактерии могут возникать только от других бактерий.