Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
ЛЕЧЕНИЕ ЛОГОНЕВРОЗА
Одним из наиболее распространенных видов речевых расстройств у детей и взрослых является заикание.
Заикание — дискоординационное нарушение речи, как правило, связанное с выраженными в той или иной степени неврологическими и невротическими расстройствами. Лица, страдающие заиканием, лишены возможности нормального общения с окружающими. Постоянные затруднения в речи травмируют психику больных, вызывая различные невротические расстройства.
В зависимости от того, преобладают ли судороги в артику-ляторном, голосовом или дыхательном аппаратах, различают артикуляторную, голосовую и дыхательную формы заикания. Однако на практике наиболее часто встречаются смешанные формы: артикуляторно-дыхательная, дыхательно-голосовая.
Различают также два вида судорог, прерывающих речь, — кло-нические и тонические. Обычно при заикании наблюдаются оба вида судорог, при этом, если больше выражены тонические судороги, говорят о тоно-клоническом заикании, если преобладают клонические судороги, — о клоно-тоническом заикании.
При лечении заикания терапия не должна сводиться к борьбе с отдельными симптомами, требуется устранение основной причины болезни, укрепление нервной системы и организма в целом.
Формирование невроза при заикании связано с неправильным развитием личности в условиях психической травматизации. Поэтому большое значение при лечении заикания приобретает применение различных форм психотерапевтического воздействия: рациональной и суггестивной психотерапии, внушения в бодрствующем состоянии, аутогенной тренировки, самовнушения. В системе психотерапевтических мероприятий по лечению заикания наиболее эффективным является применение групповой психотерапии.
Учение о заикании является одной из частных проблем как патологии, так и дефектологии и вместе с тем представляет собой область психоневрологии и медицинской педагогики. Статистические данные указывают на значительную распространенность заикания среди населения (от 1,5 до 2,5%).
Трудности решения проблемы заикания в значительной степени связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение. Эти трудности объясняются сочетанием при заикании как собственно речевых нарушений различной степени, так и участием в генезе заболевания и в клинической картине психологических факторов, во многом определяющих его течение.
Заикание обычно возникает в раннем детстве, в период формирования и развития фразовой речи. Его причинами часто являются испуг, перенапряжение речевой функции, как правило, у детей с известной недостаточностью нервных механизмов в регуляции речевой деятельности.
Эта недостаточность может развиваться в результате неблагоприятно протекающей беременности, тяжелых родов, частых простудных болезней, травм головного мозга в раннем детстве. Следует также учитывать роль наследственной предрасположенности в виде слабости речедвигательного анализатора.
В. М. Шкловским была разработана комплексная система логотерапии, в которой объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая различные варианты суггестивного метода с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта, невропатолога и психолога.
Первый этап. Диагностический период обычно продолжается 10—15 дней. В это время тщательное обследование больного проводят невропатолог, дефектолог, психотерапевт и психолог: внимательно изучаются анамнестические и клинические данные, определяются возможные причины появления заикания.
Второй этап. Перестройка патологических речевых навыков и коррекция личностных нарушений. Эта работа продолжается 1,5 — 2 месяца. Она построена следующим образом. Вначале проводятся коррекционные логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функции, выработка речевых «эталонов». Одновременно можно проводить аутогенную тренировку и рациональную психотерапию.
Примерно через 15 — 20 дней после начала логопедической и психотерапевтической работы проводится сеанс императивного внушения в состоянии бодрствования (сеанс эмоционально-стрессовой терапии по методу К. М. Дубровского).
Дальнейшая логопедическая работа направлена:
• на коррекцию дыхания, регистра и тембра голоса;
• выработку правильного ритма и темпа речи;
• овладение «эталонами» речи.
Ввиду той роли, которую играют психологические факторы в развитии заикания, важное значение приобретают различные формы психотерапевтического воздействия: гипнотерапия, императивное внушение в состоянии бодрствования, самовнушение и аутогенная тренировка.
Суггестивные методы психотерапии
При проведении психотерапии и особенно суггестивных методов в состоянии бодрствования нужно учитывать большое значение эмоционального фактора.
Известно, что сильное эмоциональное воздействие используется при лечении тяжелых зафиксированных болезненных проявлений, таких, как афония, мутизм, истерические параличи, парезы. При этом обычно применяется методика косвенного внушения, то есть одномоментного внушения в состоянии бодрствования в сочетании с какими-либо процедурами или использованием определенных медикаментозных средств.
Основой метода является положительное эмоциональное отношение и вера больного в применяемый метод лечения.
При использовании таких методов крайне важно добиться хотя бы кратковременного успеха, который убеждает больного в сохранности речи и возможности ее восстановления.
В свое время особое внимание привлек к себе «одномоментный метод снятия заикания», предложенный К. М. Дубровским. Суть этого метода состояла в следующем: «снятие заикания» происходило одномоментно, за один сеанс, в течение одного часа. А достигнутые результаты по восстановлению речи закреплялись в течение последующих 3-4 встреч с логопедом и врачом-психотерапевтом.
Применение сеансов внушения в бодрствующем состоянии при лечении заикания не вызывает возражения специалистов, хотя и не исключает в дальнейшем корригирующей работы с логопедом.
Более подробно методика проведения «одномоментного снятия заикания» будет нами рассматриваться дальше.
Сеансы гипнотерапии
На первом этапе лечения внушение в гипнозе проводится вначале 3 раза в неделю, а затем 1 раз в 7-10 дней.
Гипнотерапия в некоторых случаях является хорошей подготовкой пациента к проведению императивного сеанса внушения в бодрствующем состоянии по методу К. М. Дубровского.
Внушение в гипнозе, подкрепленное логопедическими занятиями и психотерапевтическими беседами, способствует устранению страха перед речью. Сеансы гипнотерапии проводятся в группе 10—12 человек.
Самовнушение и аутогенная тренировка
Самовнушение проводится по классической методике, предложенной Э. Куэ. При этом следует добиваться, чтобы пациент не пассивно проговаривал формулу самовнушения, а старался активно представлять себя хорошо говорящим. Больной должен научиться визуализировать и вызывать у себя образ того, как он разговаривает без заикания дома, в школе, на улице и в других ситуациях. Очень важно для пациента проводить самовнушение вечером перед сном, лежа в постели, используя природное гипнотическое фазовое состояние транса.
Аутогенная тренировка больных заиканием дает возможность расслабить мышцы артикулярно-голосового аппарата, снять чувство скованности, напряжения в области диафрагмы, волнение и страх перед речью.
Аутогенная тренировка активизирует внутреннюю работу и позволяет заикающимся самостоятельно заниматься дома для профилактики рецидивов.
Остановимся более подробно на «одномоментном методе снятия заикания» по методике К. М. Дубровского, который руководил в Харькове Республиканским центром лечения ло-гоневрозов.
Несмотря на высокую эффективность данной методики, в настоящее время она практически не применяется из-за неумения врачами-психотерапевтами работать с группой и в присутствии аудитории, хотя данную методику лечения заикания успешно использовали в своей работе В. М. Шкловский и Ю. Б. Некрасова. Сеансы лечебного гипноза, которые проводил К. М. Дубровский, — это впечатляющий, театрализованный метод коллективно-групповой психотерапии.
Сеанс проводится в актовом зале. Формируется аудитория из родственников больных, которые будут проходить лечение, и пациентов, впервые приехавших на консультацию в сопровождении родственников.
Первая часть сеанса проводится на фоне сильного эмоционального напряжения. Каждого пациента пофамильно приглашают в зал, где присутствующие приветствуют его аплодисментами. На столе врача лежат цветы, принесенные пациентами. Создается приподнятая, радостная, эмоционально насыщенная обстановка.
Пациенты выстраиваются в одну линию вдоль стены. Врач проводит опрос больных, демонстрируя аудитории их патологическую речь. При этом он тактично использует ситуацию для создания определенного эмоционального напряжения в зале, подчеркивая трудности, с которыми приходится сталкиваться в жизни заикающимся людям. Врач авторитетно заявляет, что медицина дает возможность вернуть им правильную и свободную речь.
Затем врач-психотерапевт рассказывает о сущности заикания, о том, как и почему оно возникает, разъясняет возможность его устранения гипнозом. Необходимо обязательно объяснить заикающимся, почему лечение, которое они проходили раньше, не возымело должного эффекта.
К. М. Дубровский внушительно и образно говорит о силе слова, которое не только служит средством коммуникации между людьми, но и может иметь физиологическое, а следовательно, и лечебное значение. Для демонстрации проводятся пробы на внушаемость. Фиксируется внимание на могущественной силе слова психотерапевта.
Затем начинается следующий этап лечения. Каждый пациент в присутствии всех индивидуально проверяется на внушаемость по различным тестам (невозможность разжать руки, сжать пальцы в кулак, падение вперед, назад и т. д.). Эти тесты оказывают большое психологическое воздействие на всех участников сеанса. По ходу сеанса К. М. Дубровский выбирал трех пациентов, предлагая им согнуть руки в локтях, развести пальцы веером и делал соответствующие внушения:
«...Максимально развели пальцы на руках. Сейчас я досчитаю до трех, и ваши пальцы одеревенеют. Напряжение растет, смотрите на свои руки, вы видите, как ваши пальцы напряжены и делаются деревянными... неподвижными... Ваши пальцы как гвозди... Руки оцепенели... Ваши руки подчиняются только моим командам... Вы не в силах сжать пальцы в кулак... Чем сильнее вы хотите сжать их в кулак, тем сильнее они напрягаются... ...Раз... Врач легко постукивает своим пальцем по напряженным пальцам пациента... Пальцы как гвозди... их не согнуть... Прикосновение моей руки к вашим пальцам усиливает в них напряжение...
...Два... Пальцы застывают в таком положении... наступает полное одеревенение... полное оцепенение... ...Три... Пальцы как гвозди... их не согнуть... они вытянутые... ровные... неподвижные... С этого момента вы не в силах сжать пальцы в кулак... Пробуйте... у вас ничего не получится...»
Пациенты пытаются сжать пальцы в кулак, но они не двигаются. После чего врач делает следующее внушение:
«...Я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам на правой руке... и снимаю с них напряжение... Пальцы стали подвижными и легко сгибаются... Пальцы на правой руке подвижные, а на левой — как гвозди... Пробуйте сжимать пальцы в кулак...»
Пациент с удивлением обнаруживает, что пальцы на правой руке стали послушными и легко сжимаются в кулак, а на левой по-прежнему напряжены и неподвижны.
Этот феномен К. М. Дубровский использовал для того, чтобы фиксировать внимание пациента на могущественной силе слова врача, а также желая показать заикающимся пациентам свои возможности воздействовать на их психику и мышечное напряжение. Он еще раз подчеркивал, что слово обладает огромной силой — с его помощью можно обрадовать и огорчить, успокоить, загипнотизировать и излечить. Например, если слово врача способно вызвать одеревенение рук, заставить человека падать назад, то точно так же своим словом и одним прикосновением своей руки он смог снять напряжение, спазмы мышц на правой руке. И таким же образом одним прикосновением своей руки к их голове он сможет снять их заикание и спазмы мышц лица, расковать их речь и открыть путь к новой, правильной речи. Все эти тесты и внушения вызывают у пациентов состояние повышенного эмоционального напряжения. В дальнейшем по ходу сеанса врач выстраивает пациентов в шеренгу вдоль стены на расстоянии полушага и дает установку:
«...Носки и пятки поставить плотно... руки по швам... голову слегка запрокинуть назад... И внимательно слушать мой голос...»
Затем врач обращается к аудитории: «Подготовка к сеансу закончилась. А теперь, перед тем как начать снятие заикания, я проведу проверку состояния их нервной системы на данный момент». После этих слов он, обернувшись к пациентам, громко командует:
«...Внимание!.. Смирно... Смотреть только мне в глаза... Ни на секунду в сторону, только на меня!.. Сейчас я подойду к каждому из вас... положу руки на вашу голову... и вы под влиянием моего взгляда... упадете назад, на стенку...»
Как только пациент начинает падать назад, делается императивное внушение:
«...Заикание снято... Его больше нет!.. Речь будет четкой... громкой... плавной!..
...Я раз и навсегда снимаю с вас заикание, как старый изношенный сюртук!..
...Теперь ты будешь всегда говорить свободно!.. ...Ты чувствуешь громадное облегчение!.. С тебя сорваны путы трудной речи!.. Ты свободный человек, со свободной раскованной речью!»
Начинать сдачу экзамена следует с больных, от которых можно ожидать хорошей отраженной и диалогической речи. Первые фразы, а затем и более развернутые высказывания, произнесенные таким больным без заикания, не только окрыляют его самого, но и оказывают активизирующее воздействие на лечебную группу и всю аудиторию в целом, рождают в пациентах чувство уверенности в своих силах и в успехе лечения. Все, что говорится в процессе сеанса, — лечебные внушения специалиста и речь больного — все это должно быть окрашено положительными, радостными эмоциями. Это разрешает состояние психологической напряженности, предшествовавшее моменту внушения.
В последнее время, руководствуясь многолетним опытом проведения указанной процедуры, формулу внушения, адресованную всей группе, мы произносим громким, напряженным голосом, а индивидуальное внушение — шепотом, глядя прямо в глаза собеседнику на близком расстоянии. Такой переход от громкого голоса к шепоту помогает длительное время концентрировать внимание лечебной группы и зала на проводимой работе, ни на минуту не позволяет кому-либо отвлечься от того, что делает и говорит специалист.
Тест с падением назад и императивным внушением проводится с каждым пациентом индивидуально. Затем наступает важный и торжественный момент — сдача экзамена на новую, правильную речь. При сдаче экзамена врач рекомендует пациентам выполнять несколько «золотых правил речи»:
1. Смотреть прямо в глаза врачу.
2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдохе.
3. Надо говорить плавно и уверенно.
Подойдя к одному из пациентов, К М. Дубровский командует
« ..Внимание! Смотреть в глаза... Говорите громко... Я могу!.. Мы можем!.. Человек все может!..»
Затем он поворачивает пациента лицом к аудитории и дает ему установку на сдачу экзамена на весь зал.
Четкая и громкая речь пациента без запинок и сопутствующих движений производит огромное впечатление на других пациентов и родственников, сидящих в зале. И они аплодисментами поздравляют с успешной сдачей экзамена бывшего заикающегося.
Врач торжественно поздравляет пациента, жмет ему руку, после чего накладывает «молчание на сутки». Больной может общаться с родственниками только письменно.
На следующий день проводится второй сеанс гипноза «по снятию молчания» и укреплению новой, правильной речи.
Сеанс гипноза по «одномоментному снятию заикания» очень сложен по своей структуре. Используются разнообразные психотерапевтические приемы: метод «рикошета», императивное внушение наяву и в гипнотическом трансе, а также создание стресса с приемами опосредования и потенцирования. Такие сеансы должны проводиться только в группах из 10 — 12 человек и в присутствии аудитории, что создает положительный эмоциональный настрой у пациента.
В дальнейшем назначается курс логопедических занятий, которые чередуются с обычными сеансами групповой психотерапии, направленными на закрепление новой, правильной речи.
Так значит, лечение происходит не одномоментно? Разумеется, «разрешение» от заикания в один момент не происходит. Одномоментность состоит в том, что заикающийся, исподволь, заранее (и не в один день) подготовленный специалистами, в какой-то один момент (при кульминации лечебного воздействия) вдруг чувствует себя новым человеком, с новой речью, новыми взглядами на себя и на окружающих. Но после первого ощущения еще сравнительно долго будет продолжаться процесс утверждения и закрепления новых взглядов и навыков. Ему необходимо выполнять специальные речевые упражнения, чтобы самостоятельно научиться и всегда пользоваться новой речью, по-новому вести себя в общении с окружающими.
В настоящее время многие специалисты в комплексе своей лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками и взрослыми (маленьким детям это противопоказано) используют приемы, предложенные К. М. Дубровским.
Казимир Маркович любил приводить следующее сравнение: «Есть много способов приготовления различных блюд из яйца, но вначале яйцо надо разбить». Он считал, что вначале очаг заикания должен быть «разбит», а в дальнейшем могут проводиться любые логопедические занятия.
В 1966 г. мне представилась возможность лично познакомиться и долгое время общаться с К. М. Дубровским и неоднократно присутствовать на его сеансах по одномоментному снятию заикания и лечению больных от алкоголизма. Эти сеансы поражали воображение присутствующих театральностью и высокой эффективностью, а также мастерством врача, доведенным до совершенства. Через час после лечения пациенты, которые до этого были не способны назвать своего имени и фамилии вслух из-за трудностей с речью, громко и уверенно произносили на весь зал: «Шурша, шумит камыш... Мой номер телефона — триста тридцать три». В зале не оставалось равнодушных к судьбе этих больных, к лечению и звучали громкие, восторженные аплодисменты, у некоторых родителей на глазах были слезы радости.
К сожалению, в то время меня интересовали другие направления и аспекты в применении гипноза и не было достаточно времени, чтобы проводить эти сеансы самостоятельно. Однако методика и техника проведения сеанса гипноза К. М. Дубровским произвела на меня сильное впечатление и оставила незабываемый след в памяти на всю жизнь. Девизом К. М. Дубровского было «Человек все может!».
И только спустя 20 лет, когда я прошел обучение эмоционально-стрессовой терапии у доктора Довженко, ко мне пришло новое понимание возможностей этого метода. Тогда я решил создать свою авторскую методику лечения заикающихся, используя знания и опыт, полученные у А. Р. Довженко. Я сохранил структуру и последовательность действий во время сеанса, предложенную К. М. Дубровским, использовал свой многолетний опыт публичных выступлений с демонстрацией гипноза и клинический опыт работы врачом-психотерапевтом. В итоге это позволило мне создать авторскую методику лечения заикания гипнозом, опираясь на знания своих учителей.
Напоминаю: особенностями эмоционально-стрессовой психотерапии при лечении заикания являются проведение сеанса с открытыми глазами, для воздействия внушением используется неглубокое гипнотическое трансовое состояние. Группа состоит из 10 — 12 человек, сеанс продолжается полтора часа, обязательно в присутствии родственников.
Первый сеанс лечебного гипноза по снятию заикания мы проводим в актовом зале на фоне сильного эмоционального напряжения. В зале находятся пациенты, которые впервые приехали в центр на консультацию, а также их родственники.
Помощник врача торжественно зачитывает вступительное слово, где коротко говорится о враче и работе центра. Затем в зал пофамильно приглашаются пациенты, приехавшие на лечение, их приветствуют восторженными аплодисментами. На столе у врача лежат цветы, принесенные пациентами. В зале создается общая приподнятая, радостная, эмоционально насыщенная обстановка
Затем в зал приглашается врач-психотерапевт, который обращает внимание присутствующих на то, что речь — явление социальное, поэтому лечение заикания должно проводиться только в условиях коллектива.
В группе находятся дети, которые были неоднократно травмированы грубостью окружающих из-за дефекта их речи. И все-таки некоторых из них врач просит еще раз назвать свое имя, фамилию или прочитать вслух текст...
Врач проверяет речь пациентов. Все присутствующие видят и слышат, как мучительно трудно им дается каждое слово, каждая фраза. При этом врач тактично использует эту ситуацию для создания эмоционального напряжения в зале. Подчеркивая трудности, с которыми пациентам приходится сталкиваться в жизни, он сообщает: «Сегодня на ваших глазах с этих детей бу-
дет снято заикание. Через час они будут говорить свободно и уверенно, как мы с вами»*.
Затем пациенты рассаживаются на стулья, а врач садится за стол, на котором лежат цветы, и начинает сеанс гипноза.
Первая часть сеанса проводится по методу эмоционально-стрессовой терапии с открытыми глазами.
«...Внимание! Носки и пятки поставили вместе... Руки положили на колени ладонями вниз... Ваши руки должны лежать свободно... Никакой напряженности в руках и ногах не должно быть... Приняли удобное, расслабленное положение... Сидеть неподвижно... как сейчас... на протяжении всего сеанса...
...Каждый из вас должен выбрать одну точку на моей переносице, и на протяжении всего сеанса смотреть только мне в глаза...»
* Методика В. Г. Евтушенко основана на подходе К М. Дубровского. Чтобы подчеркнуть эту преемственность, мы сочли возможным сохранить в тексте некоторые повторы.
Происходит двойное наведение гипнотического транса с использованием приемов директивного и эриксоновского гипноза. Врач говорит громко, уверенно, торжественным голосом:
«...Внимание!.. Начинаю сеанс лечебного гипноза по снятию с вас заикания... мышечных спазмов... и страха перед речью!..
...Сеанс лечебного гипноза я буду проводить по высшей стадии, с открытыми глазами... Никого из вас сегодня я усыплять не буду...»
По ходу сеанса врач рассказывает о сущности заикания, о том, как и почему оно возникает под воздействием стрессов:
«Причина вашего заболевания кроется в прожитой вами жизни. Все волнения, переживания, начиная с момента рождения, оставляют след в вашей психике. Нет сомнения: в вашей жизни произошло нечто такое, что подействовало на вашу психику и нарушило речь. Человек не мог родиться таким несчастным».
Указываются пути и возможности излечения от заикания во время сеанса гипноза.
«Помните: полному успеху излечения от заикания и неврозов способствует то, что больной должен сам или с помощью врача по-новому осознать давно забытое переживание...
Именно сознательное вызывание в памяти следов давно забытого переживания как конкретной причины вашего заболевания... является единственным и главным способом лечения заикания...
Исцеление происходит в результате отреагирования и успокоения перевозбужденных нервных клеток мозга...»
По ходу сеанса подчеркивается лечебное воздействие внушения и слова на человека:
«...Слово — это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа... Велика его убеждающая сила, а в гипнозе — в 100 раз выше...»
В течение 45 минут, используя приемы косвенного и прямого внушения, врач создает у пациента позитивный настрой на излечение, на успех. После такого психотерапевтического воздействия он торжественно объявляет:
«...А теперь наступил важный и торжественный момент снятия с вас заикания. Оно будет проводиться стоя. Встали и построились так, как вы стояли...»
Вторая часть сеанса гипноза проводится стоя. Пациенты становятся лицом к залу и друг друга не должны касаться. Затем врач переходит к демонстрации гипнотических проб на внушаемость.
«...Многие из вас думают, что слово необходимо только для общения или обмена мыслями... А слово врача-гипнотизера действует исцеляюще... Никто из вас не знает... но это так, это факт. Сама жизнь говорит нам об этом...
...Невесомое, незримое слово с огромной силой влияет на мысли, чувства человека... восстанавливая его речь... ...Сейчас я продемонстрирую силу воздействия моего слова на человека с лечебной целью, а также проверю вашу готовность к лечению...»
Врач демонстрирует 11 разных по сложности гипнотических приемов, чтобы наглядно показать силу своего гипнотического воздействия на человека. Это значительно повышает доверие пациента к врачу и его веру в успешное восстановлении речи.
Часть проб на внушаемость проводится с применением вербальных внушений, а затем врач переходит к взаимодействию с пациентом на бессознательном уровне, используя взгляд, жест и синхронное дыхание. С помощью этих тестов он еще раз проверяет готовность пациента к лечению, углубляет его трансо-вое состояние с помощью специальной техники дыхания.
Демонстрация проб на внушаемость оказывает большое психологическое воздействие на тех пациентов, которые впервые приехали в центр и сидят в зале, чтобы познакомиться с методом лечения. Они сами видят и слышат, как восстанавливается речь у прошедших лечение, а это уже реальность, которая мобилизует их волю. Кроме того, это способствует созданию соответствующей эмоциональной обстановки на сеансе. После демонстрации гипнотических техник врач дает следующую установку.
«...Так же, как одним прикосновением своей руки к голове я вызываю падение человека назад, точно так же одним прикосновением своей руки я снимаю с вас заикание, мышечные спазмы, страх перед речью!.. Речь будет четкая, ясная!..»
Каждый пациент подходит к врачу, он делаете определенные пассы, углубляя гипнотический транс, и проводит специальный ритуал по снятию с него заикания:
«...Я снимаю с тебя заикание!.. Мышечные спазмы!.. Страх перед речью навсегда!.. Речь будет четкая... ясная!.. Ты теперь здоровый человек!..»
Проделав эту процедуру с каждым из пациентов, врач сообщает всем присутствующим, что наступил самый важный и торжественный момент в их жизни:
«...Именно сейчас произойдет то, о чем вы мечтали долгие годы... Вы услышите свою новую, правильную речь...»
При сдаче экзамена врач рекомендует пациентам выполнять четыре «золотых правила речи»:
1. При разговоре смотреть в глаза тому, с кем говорите: дома — родителям, в школе — учителям, на улице — друзьям и товарищам.
2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдохе.
3. Говорить следует плавно и уверенно, делая короткие остановки в речи. Тогда самое трудное, самое длинное предложение вы сможете произнести свободно.
4. Прежде чем сказать, надо построить предложение мысленно, а потом произносить.
Врач подходит к пациенту и дает установку:
«...Смотреть мне в глаза... Сделали вдох... Говорить на выдохе... громко и уверенно...
...Я могу!.. Мы можем!.. Человек все может!.. Мы сами все можем!.. Мы сами все можем говорить теперь!..»
Затем пациент поворачивается лицом к залу и самостоятельно сдает экзамен всему залу:
«...Даю честное слово, всегда и везде... говорить громко, четко, уверенно!.. Я теперь здоровый человек!.. На всю жизнь!»
Зал приветствует его бурными аплодисментами. Это вызывает незабываемые впечатления у всех присутствующих, в зале создается особая атмосфера радости, успеха. Родители положительным эмоциональным настроем поддерживают своих детей, помогая им обрести уверенность в своих силах, избавиться от страха перед речью.
Врач торжественно поздравляет пациента с успешной сдачей экзамена и его новой речью, жмет ему руку. После чего накладывает «молчание на сутки», объясняя всем присутствующим:
«...Теперь их нервные клетки мозга чистые, спокойные, как у новорожденного... Никаких речевых нагрузок... Сутки молчать!..»
И специальным пассом накладывает молчание. Больной может общаться с родственниками только письменно.
Когда последний пациент сдаст экзамен на новую речь, врач подводит в итоги:
«Каждый из вас сегодня по-своему успешно справился с экзаменом на правильную и свободную речь. Перед вами теперь открыты все пути! Вы теперь здоровые люди!..»
Весь зал еще раз громкими и восторженными аплодисментами поздравляет пациентов с успешной сдачей экзамена на новую речь. Все расстаются до следующего утра, когда будет проведен второй сеанс гипноза по снятию наложенного на них врачом молчания и укреплению новой речи.
Затем врач приступает к проведению проб на внушаемость у тех пациентов, которые сегодня приехали в центр впервые и присутствовали в зале на сеансе. Каждый пациент проходит тест «Падение назад». Если пациент прошел тест успешно, то проводится индивидуальная консультация и логопедическое исследование его речи.
На второй сеанс приходят только те пациенты, на которых было наложено молчание, в сопровождении родственников.
Помощник врача рассаживает пациентов в зале и зачитывает им письма от пациентов, которые прошли лечение от заикания в центре.
В первой части сеанса врач наводит гипнотический транс. Затем делаются внушения на закрепление достигнутых результатов речи:
«...Вы теперь здоровые люди. Всегда и везде вы будете говорить только по-новому... громко и уверенно, испытывая чувство радости и гордости за свою новую речь...»
Кроме того, дается установка на дальнейшие регулярные и активные тренировки дома, чтобы закрепить новую правильную речь.
Начинается вторая часть сеанса гипноза. Она проводится стоя. Врач снимает с пациентов наложенное им молчание. Пациенты еще раз сдают экзамен на правильную речь. При этом врач подчеркивает:
«...Вы преодолели все трудности на пути к новой... правильной речи... Вы вышли на широкую дорогу... новой жизни... Перед вами теперь открыты... все пути... Вы теперь здоровые люди!..»
В конце сеанса врач напоминает о том, как важно в дальнейшем соблюдать режим и проводить тренировку для закрепления новой правильной речи.
Рекомендации
1. После сеанса гипноза три дня говорить шепотом. В течение трех недель речевые нагрузки должны быть минимальными.
2. В течение трех месяцев во время разговора держать под языком косточку от вишни.
3. В течение трех месяцев два раза в день (утром и вечером) по 10 минут читать выразительно вслух текст, стоя перед зеркалом.
4. Ежедневно вечером перед сном, лежа в постели, расслабить мышцы лица, шеи, рук и повторить формулу самовнушения: «Буду говорить медленно, свободно».
5. Каждое утро делать зарядку, принимать душ.
6. Каждый день заниматься дыхательной гимнастикой и работать над артикуляцией А-О-У-И-Е-Э.
7. Занятие с логопедом по месту жительства.
8. В течение года фильмов ужасов не смотреть.
В течение четырех лет лечение логоневроза проводилось также в центре «Урания» (Будапешт). Этот опыт подтвердил правильность наших методических подходов к решению проблемы логоневроза и возможность проведения сеансов гипноза для иностранцев через переводчика. На эффективности лечения присутствие переводчика не сказывается, хотя его участие в процессе увеличивает продолжительность сеанса. При проведении сеансов гипноза за границей для пациентов, не говорящих по-русски, чаще используются приемы невербального воздействия на пациента.
Предлагаемые в книге гипнотические техьики позволяют ввести пациента в гипнотический транс без активного участия переводчика.
Одним из наиболее распространенных видов речевых расстройств у детей и взрослых является заикание.
Заикание — дискоординационное нарушение речи, как правило, связанное с выраженными в той или иной степени неврологическими и невротическими расстройствами. Лица, страдающие заиканием, лишены возможности нормального общения с окружающими. Постоянные затруднения в речи травмируют психику больных, вызывая различные невротические расстройства.
В зависимости от того, преобладают ли судороги в артику-ляторном, голосовом или дыхательном аппаратах, различают артикуляторную, голосовую и дыхательную формы заикания. Однако на практике наиболее часто встречаются смешанные формы: артикуляторно-дыхательная, дыхательно-голосовая.
Различают также два вида судорог, прерывающих речь, — кло-нические и тонические. Обычно при заикании наблюдаются оба вида судорог, при этом, если больше выражены тонические судороги, говорят о тоно-клоническом заикании, если преобладают клонические судороги, — о клоно-тоническом заикании.
При лечении заикания терапия не должна сводиться к борьбе с отдельными симптомами, требуется устранение основной причины болезни, укрепление нервной системы и организма в целом.
Формирование невроза при заикании связано с неправильным развитием личности в условиях психической травматизации. Поэтому большое значение при лечении заикания приобретает применение различных форм психотерапевтического воздействия: рациональной и суггестивной психотерапии, внушения в бодрствующем состоянии, аутогенной тренировки, самовнушения. В системе психотерапевтических мероприятий по лечению заикания наиболее эффективным является применение групповой психотерапии.
Учение о заикании является одной из частных проблем как патологии, так и дефектологии и вместе с тем представляет собой область психоневрологии и медицинской педагогики. Статистические данные указывают на значительную распространенность заикания среди населения (от 1,5 до 2,5%).
Трудности решения проблемы заикания в значительной степени связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение. Эти трудности объясняются сочетанием при заикании как собственно речевых нарушений различной степени, так и участием в генезе заболевания и в клинической картине психологических факторов, во многом определяющих его течение.
Заикание обычно возникает в раннем детстве, в период формирования и развития фразовой речи. Его причинами часто являются испуг, перенапряжение речевой функции, как правило, у детей с известной недостаточностью нервных механизмов в регуляции речевой деятельности.
Эта недостаточность может развиваться в результате неблагоприятно протекающей беременности, тяжелых родов, частых простудных болезней, травм головного мозга в раннем детстве. Следует также учитывать роль наследственной предрасположенности в виде слабости речедвигательного анализатора.
В. М. Шкловским была разработана комплексная система логотерапии, в которой объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая различные варианты суггестивного метода с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта, невропатолога и психолога.
Первый этап. Диагностический период обычно продолжается 10—15 дней. В это время тщательное обследование больного проводят невропатолог, дефектолог, психотерапевт и психолог: внимательно изучаются анамнестические и клинические данные, определяются возможные причины появления заикания.
Второй этап. Перестройка патологических речевых навыков и коррекция личностных нарушений. Эта работа продолжается 1,5 — 2 месяца. Она построена следующим образом. Вначале проводятся коррекционные логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функции, выработка речевых «эталонов». Одновременно можно проводить аутогенную тренировку и рациональную психотерапию.
Примерно через 15 — 20 дней после начала логопедической и психотерапевтической работы проводится сеанс императивного внушения в состоянии бодрствования (сеанс эмоционально-стрессовой терапии по методу К. М. Дубровского).
Дальнейшая логопедическая работа направлена:
• на коррекцию дыхания, регистра и тембра голоса;
• выработку правильного ритма и темпа речи;
• овладение «эталонами» речи.
Ввиду той роли, которую играют психологические факторы в развитии заикания, важное значение приобретают различные формы психотерапевтического воздействия: гипнотерапия, императивное внушение в состоянии бодрствования, самовнушение и аутогенная тренировка.
Суггестивные методы психотерапии
При проведении психотерапии и особенно суггестивных методов в состоянии бодрствования нужно учитывать большое значение эмоционального фактора.
Известно, что сильное эмоциональное воздействие используется при лечении тяжелых зафиксированных болезненных проявлений, таких, как афония, мутизм, истерические параличи, парезы. При этом обычно применяется методика косвенного внушения, то есть одномоментного внушения в состоянии бодрствования в сочетании с какими-либо процедурами или использованием определенных медикаментозных средств.
Основой метода является положительное эмоциональное отношение и вера больного в применяемый метод лечения.
При использовании таких методов крайне важно добиться хотя бы кратковременного успеха, который убеждает больного в сохранности речи и возможности ее восстановления.
В свое время особое внимание привлек к себе «одномоментный метод снятия заикания», предложенный К. М. Дубровским. Суть этого метода состояла в следующем: «снятие заикания» происходило одномоментно, за один сеанс, в течение одного часа. А достигнутые результаты по восстановлению речи закреплялись в течение последующих 3-4 встреч с логопедом и врачом-психотерапевтом.
Применение сеансов внушения в бодрствующем состоянии при лечении заикания не вызывает возражения специалистов, хотя и не исключает в дальнейшем корригирующей работы с логопедом.
Более подробно методика проведения «одномоментного снятия заикания» будет нами рассматриваться дальше.
Сеансы гипнотерапии
На первом этапе лечения внушение в гипнозе проводится вначале 3 раза в неделю, а затем 1 раз в 7-10 дней.
Гипнотерапия в некоторых случаях является хорошей подготовкой пациента к проведению императивного сеанса внушения в бодрствующем состоянии по методу К. М. Дубровского.
Внушение в гипнозе, подкрепленное логопедическими занятиями и психотерапевтическими беседами, способствует устранению страха перед речью. Сеансы гипнотерапии проводятся в группе 10—12 человек.
Самовнушение и аутогенная тренировка
Самовнушение проводится по классической методике, предложенной Э. Куэ. При этом следует добиваться, чтобы пациент не пассивно проговаривал формулу самовнушения, а старался активно представлять себя хорошо говорящим. Больной должен научиться визуализировать и вызывать у себя образ того, как он разговаривает без заикания дома, в школе, на улице и в других ситуациях. Очень важно для пациента проводить самовнушение вечером перед сном, лежа в постели, используя природное гипнотическое фазовое состояние транса.
Аутогенная тренировка больных заиканием дает возможность расслабить мышцы артикулярно-голосового аппарата, снять чувство скованности, напряжения в области диафрагмы, волнение и страх перед речью.
Аутогенная тренировка активизирует внутреннюю работу и позволяет заикающимся самостоятельно заниматься дома для профилактики рецидивов.
Остановимся более подробно на «одномоментном методе снятия заикания» по методике К. М. Дубровского, который руководил в Харькове Республиканским центром лечения ло-гоневрозов.
Несмотря на высокую эффективность данной методики, в настоящее время она практически не применяется из-за неумения врачами-психотерапевтами работать с группой и в присутствии аудитории, хотя данную методику лечения заикания успешно использовали в своей работе В. М. Шкловский и Ю. Б. Некрасова. Сеансы лечебного гипноза, которые проводил К. М. Дубровский, — это впечатляющий, театрализованный метод коллективно-групповой психотерапии.
Сеанс проводится в актовом зале. Формируется аудитория из родственников больных, которые будут проходить лечение, и пациентов, впервые приехавших на консультацию в сопровождении родственников.
Первая часть сеанса проводится на фоне сильного эмоционального напряжения. Каждого пациента пофамильно приглашают в зал, где присутствующие приветствуют его аплодисментами. На столе врача лежат цветы, принесенные пациентами. Создается приподнятая, радостная, эмоционально насыщенная обстановка.
Пациенты выстраиваются в одну линию вдоль стены. Врач проводит опрос больных, демонстрируя аудитории их патологическую речь. При этом он тактично использует ситуацию для создания определенного эмоционального напряжения в зале, подчеркивая трудности, с которыми приходится сталкиваться в жизни заикающимся людям. Врач авторитетно заявляет, что медицина дает возможность вернуть им правильную и свободную речь.
Затем врач-психотерапевт рассказывает о сущности заикания, о том, как и почему оно возникает, разъясняет возможность его устранения гипнозом. Необходимо обязательно объяснить заикающимся, почему лечение, которое они проходили раньше, не возымело должного эффекта.
К. М. Дубровский внушительно и образно говорит о силе слова, которое не только служит средством коммуникации между людьми, но и может иметь физиологическое, а следовательно, и лечебное значение. Для демонстрации проводятся пробы на внушаемость. Фиксируется внимание на могущественной силе слова психотерапевта.
Затем начинается следующий этап лечения. Каждый пациент в присутствии всех индивидуально проверяется на внушаемость по различным тестам (невозможность разжать руки, сжать пальцы в кулак, падение вперед, назад и т. д.). Эти тесты оказывают большое психологическое воздействие на всех участников сеанса. По ходу сеанса К. М. Дубровский выбирал трех пациентов, предлагая им согнуть руки в локтях, развести пальцы веером и делал соответствующие внушения:
«...Максимально развели пальцы на руках. Сейчас я досчитаю до трех, и ваши пальцы одеревенеют. Напряжение растет, смотрите на свои руки, вы видите, как ваши пальцы напряжены и делаются деревянными... неподвижными... Ваши пальцы как гвозди... Руки оцепенели... Ваши руки подчиняются только моим командам... Вы не в силах сжать пальцы в кулак... Чем сильнее вы хотите сжать их в кулак, тем сильнее они напрягаются... ...Раз... Врач легко постукивает своим пальцем по напряженным пальцам пациента... Пальцы как гвозди... их не согнуть... Прикосновение моей руки к вашим пальцам усиливает в них напряжение...
...Два... Пальцы застывают в таком положении... наступает полное одеревенение... полное оцепенение... ...Три... Пальцы как гвозди... их не согнуть... они вытянутые... ровные... неподвижные... С этого момента вы не в силах сжать пальцы в кулак... Пробуйте... у вас ничего не получится...»
Рис. 41
Пациенты пытаются сжать пальцы в кулак, но они не двигаются. После чего врач делает следующее внушение:
«...Я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам на правой руке... и снимаю с них напряжение... Пальцы стали подвижными и легко сгибаются... Пальцы на правой руке подвижные, а на левой — как гвозди... Пробуйте сжимать пальцы в кулак...»
Пациент с удивлением обнаруживает, что пальцы на правой руке стали послушными и легко сжимаются в кулак, а на левой по-прежнему напряжены и неподвижны.
Этот феномен К. М. Дубровский использовал для того, чтобы фиксировать внимание пациента на могущественной силе слова врача, а также желая показать заикающимся пациентам свои возможности воздействовать на их психику и мышечное напряжение. Он еще раз подчеркивал, что слово обладает огромной силой — с его помощью можно обрадовать и огорчить, успокоить, загипнотизировать и излечить. Например, если слово врача способно вызвать одеревенение рук, заставить человека падать назад, то точно так же своим словом и одним прикосновением своей руки он смог снять напряжение, спазмы мышц на правой руке. И таким же образом одним прикосновением своей руки к их голове он сможет снять их заикание и спазмы мышц лица, расковать их речь и открыть путь к новой, правильной речи. Все эти тесты и внушения вызывают у пациентов состояние повышенного эмоционального напряжения. В дальнейшем по ходу сеанса врач выстраивает пациентов в шеренгу вдоль стены на расстоянии полушага и дает установку:
«...Носки и пятки поставить плотно... руки по швам... голову слегка запрокинуть назад... И внимательно слушать мой голос...»
Затем врач обращается к аудитории: «Подготовка к сеансу закончилась. А теперь, перед тем как начать снятие заикания, я проведу проверку состояния их нервной системы на данный момент». После этих слов он, обернувшись к пациентам, громко командует:
«...Внимание!.. Смирно... Смотреть только мне в глаза... Ни на секунду в сторону, только на меня!.. Сейчас я подойду к каждому из вас... положу руки на вашу голову... и вы под влиянием моего взгляда... упадете назад, на стенку...»
Как только пациент начинает падать назад, делается императивное внушение:
«...Заикание снято... Его больше нет!.. Речь будет четкой... громкой... плавной!..
...Я раз и навсегда снимаю с вас заикание, как старый изношенный сюртук!..
Рис. 42
...Теперь ты будешь всегда говорить свободно!.. ...Ты чувствуешь громадное облегчение!.. С тебя сорваны путы трудной речи!.. Ты свободный человек, со свободной раскованной речью!»
Начинать сдачу экзамена следует с больных, от которых можно ожидать хорошей отраженной и диалогической речи. Первые фразы, а затем и более развернутые высказывания, произнесенные таким больным без заикания, не только окрыляют его самого, но и оказывают активизирующее воздействие на лечебную группу и всю аудиторию в целом, рождают в пациентах чувство уверенности в своих силах и в успехе лечения. Все, что говорится в процессе сеанса, — лечебные внушения специалиста и речь больного — все это должно быть окрашено положительными, радостными эмоциями. Это разрешает состояние психологической напряженности, предшествовавшее моменту внушения.
В последнее время, руководствуясь многолетним опытом проведения указанной процедуры, формулу внушения, адресованную всей группе, мы произносим громким, напряженным голосом, а индивидуальное внушение — шепотом, глядя прямо в глаза собеседнику на близком расстоянии. Такой переход от громкого голоса к шепоту помогает длительное время концентрировать внимание лечебной группы и зала на проводимой работе, ни на минуту не позволяет кому-либо отвлечься от того, что делает и говорит специалист.
Тест с падением назад и императивным внушением проводится с каждым пациентом индивидуально. Затем наступает важный и торжественный момент — сдача экзамена на новую, правильную речь. При сдаче экзамена врач рекомендует пациентам выполнять несколько «золотых правил речи»:
1. Смотреть прямо в глаза врачу.
2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдохе.
3. Надо говорить плавно и уверенно.
Подойдя к одному из пациентов, К М. Дубровский командует
« ..Внимание! Смотреть в глаза... Говорите громко... Я могу!.. Мы можем!.. Человек все может!..»
Затем он поворачивает пациента лицом к аудитории и дает ему установку на сдачу экзамена на весь зал.
Четкая и громкая речь пациента без запинок и сопутствующих движений производит огромное впечатление на других пациентов и родственников, сидящих в зале. И они аплодисментами поздравляют с успешной сдачей экзамена бывшего заикающегося.
Врач торжественно поздравляет пациента, жмет ему руку, после чего накладывает «молчание на сутки». Больной может общаться с родственниками только письменно.
На следующий день проводится второй сеанс гипноза «по снятию молчания» и укреплению новой, правильной речи.
Сеанс гипноза по «одномоментному снятию заикания» очень сложен по своей структуре. Используются разнообразные психотерапевтические приемы: метод «рикошета», императивное внушение наяву и в гипнотическом трансе, а также создание стресса с приемами опосредования и потенцирования. Такие сеансы должны проводиться только в группах из 10 — 12 человек и в присутствии аудитории, что создает положительный эмоциональный настрой у пациента.
В дальнейшем назначается курс логопедических занятий, которые чередуются с обычными сеансами групповой психотерапии, направленными на закрепление новой, правильной речи.
Так значит, лечение происходит не одномоментно? Разумеется, «разрешение» от заикания в один момент не происходит. Одномоментность состоит в том, что заикающийся, исподволь, заранее (и не в один день) подготовленный специалистами, в какой-то один момент (при кульминации лечебного воздействия) вдруг чувствует себя новым человеком, с новой речью, новыми взглядами на себя и на окружающих. Но после первого ощущения еще сравнительно долго будет продолжаться процесс утверждения и закрепления новых взглядов и навыков. Ему необходимо выполнять специальные речевые упражнения, чтобы самостоятельно научиться и всегда пользоваться новой речью, по-новому вести себя в общении с окружающими.
В настоящее время многие специалисты в комплексе своей лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками и взрослыми (маленьким детям это противопоказано) используют приемы, предложенные К. М. Дубровским.
Казимир Маркович любил приводить следующее сравнение: «Есть много способов приготовления различных блюд из яйца, но вначале яйцо надо разбить». Он считал, что вначале очаг заикания должен быть «разбит», а в дальнейшем могут проводиться любые логопедические занятия.
В 1966 г. мне представилась возможность лично познакомиться и долгое время общаться с К. М. Дубровским и неоднократно присутствовать на его сеансах по одномоментному снятию заикания и лечению больных от алкоголизма. Эти сеансы поражали воображение присутствующих театральностью и высокой эффективностью, а также мастерством врача, доведенным до совершенства. Через час после лечения пациенты, которые до этого были не способны назвать своего имени и фамилии вслух из-за трудностей с речью, громко и уверенно произносили на весь зал: «Шурша, шумит камыш... Мой номер телефона — триста тридцать три». В зале не оставалось равнодушных к судьбе этих больных, к лечению и звучали громкие, восторженные аплодисменты, у некоторых родителей на глазах были слезы радости.
К сожалению, в то время меня интересовали другие направления и аспекты в применении гипноза и не было достаточно времени, чтобы проводить эти сеансы самостоятельно. Однако методика и техника проведения сеанса гипноза К. М. Дубровским произвела на меня сильное впечатление и оставила незабываемый след в памяти на всю жизнь. Девизом К. М. Дубровского было «Человек все может!».
И только спустя 20 лет, когда я прошел обучение эмоционально-стрессовой терапии у доктора Довженко, ко мне пришло новое понимание возможностей этого метода. Тогда я решил создать свою авторскую методику лечения заикающихся, используя знания и опыт, полученные у А. Р. Довженко. Я сохранил структуру и последовательность действий во время сеанса, предложенную К. М. Дубровским, использовал свой многолетний опыт публичных выступлений с демонстрацией гипноза и клинический опыт работы врачом-психотерапевтом. В итоге это позволило мне создать авторскую методику лечения заикания гипнозом, опираясь на знания своих учителей.
Напоминаю: особенностями эмоционально-стрессовой психотерапии при лечении заикания являются проведение сеанса с открытыми глазами, для воздействия внушением используется неглубокое гипнотическое трансовое состояние. Группа состоит из 10 — 12 человек, сеанс продолжается полтора часа, обязательно в присутствии родственников.
Первый сеанс лечебного гипноза по снятию заикания мы проводим в актовом зале на фоне сильного эмоционального напряжения. В зале находятся пациенты, которые впервые приехали в центр на консультацию, а также их родственники.
Рис. 43
Помощник врача торжественно зачитывает вступительное слово, где коротко говорится о враче и работе центра. Затем в зал пофамильно приглашаются пациенты, приехавшие на лечение, их приветствуют восторженными аплодисментами. На столе у врача лежат цветы, принесенные пациентами. В зале создается общая приподнятая, радостная, эмоционально насыщенная обстановка
Затем в зал приглашается врач-психотерапевт, который обращает внимание присутствующих на то, что речь — явление социальное, поэтому лечение заикания должно проводиться только в условиях коллектива.
В группе находятся дети, которые были неоднократно травмированы грубостью окружающих из-за дефекта их речи. И все-таки некоторых из них врач просит еще раз назвать свое имя, фамилию или прочитать вслух текст...
Врач проверяет речь пациентов. Все присутствующие видят и слышат, как мучительно трудно им дается каждое слово, каждая фраза. При этом врач тактично использует эту ситуацию для создания эмоционального напряжения в зале. Подчеркивая трудности, с которыми пациентам приходится сталкиваться в жизни, он сообщает: «Сегодня на ваших глазах с этих детей бу-
Рис. 44
дет снято заикание. Через час они будут говорить свободно и уверенно, как мы с вами»*.
Затем пациенты рассаживаются на стулья, а врач садится за стол, на котором лежат цветы, и начинает сеанс гипноза.
Первая часть сеанса проводится по методу эмоционально-стрессовой терапии с открытыми глазами.
«...Внимание! Носки и пятки поставили вместе... Руки положили на колени ладонями вниз... Ваши руки должны лежать свободно... Никакой напряженности в руках и ногах не должно быть... Приняли удобное, расслабленное положение... Сидеть неподвижно... как сейчас... на протяжении всего сеанса...
...Каждый из вас должен выбрать одну точку на моей переносице, и на протяжении всего сеанса смотреть только мне в глаза...»
* Методика В. Г. Евтушенко основана на подходе К М. Дубровского. Чтобы подчеркнуть эту преемственность, мы сочли возможным сохранить в тексте некоторые повторы.
Происходит двойное наведение гипнотического транса с использованием приемов директивного и эриксоновского гипноза. Врач говорит громко, уверенно, торжественным голосом:
«...Внимание!.. Начинаю сеанс лечебного гипноза по снятию с вас заикания... мышечных спазмов... и страха перед речью!..
...Сеанс лечебного гипноза я буду проводить по высшей стадии, с открытыми глазами... Никого из вас сегодня я усыплять не буду...»
По ходу сеанса врач рассказывает о сущности заикания, о том, как и почему оно возникает под воздействием стрессов:
«Причина вашего заболевания кроется в прожитой вами жизни. Все волнения, переживания, начиная с момента рождения, оставляют след в вашей психике. Нет сомнения: в вашей жизни произошло нечто такое, что подействовало на вашу психику и нарушило речь. Человек не мог родиться таким несчастным».
Указываются пути и возможности излечения от заикания во время сеанса гипноза.
«Помните: полному успеху излечения от заикания и неврозов способствует то, что больной должен сам или с помощью врача по-новому осознать давно забытое переживание...
Именно сознательное вызывание в памяти следов давно забытого переживания как конкретной причины вашего заболевания... является единственным и главным способом лечения заикания...
Исцеление происходит в результате отреагирования и успокоения перевозбужденных нервных клеток мозга...»
По ходу сеанса подчеркивается лечебное воздействие внушения и слова на человека:
«...Слово — это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа... Велика его убеждающая сила, а в гипнозе — в 100 раз выше...»
В течение 45 минут, используя приемы косвенного и прямого внушения, врач создает у пациента позитивный настрой на излечение, на успех. После такого психотерапевтического воздействия он торжественно объявляет:
«...А теперь наступил важный и торжественный момент снятия с вас заикания. Оно будет проводиться стоя. Встали и построились так, как вы стояли...»
Вторая часть сеанса гипноза проводится стоя. Пациенты становятся лицом к залу и друг друга не должны касаться. Затем врач переходит к демонстрации гипнотических проб на внушаемость.
«...Многие из вас думают, что слово необходимо только для общения или обмена мыслями... А слово врача-гипнотизера действует исцеляюще... Никто из вас не знает... но это так, это факт. Сама жизнь говорит нам об этом...
...Невесомое, незримое слово с огромной силой влияет на мысли, чувства человека... восстанавливая его речь... ...Сейчас я продемонстрирую силу воздействия моего слова на человека с лечебной целью, а также проверю вашу готовность к лечению...»
Врач демонстрирует 11 разных по сложности гипнотических приемов, чтобы наглядно показать силу своего гипнотического воздействия на человека. Это значительно повышает доверие пациента к врачу и его веру в успешное восстановлении речи.
Часть проб на внушаемость проводится с применением вербальных внушений, а затем врач переходит к взаимодействию с пациентом на бессознательном уровне, используя взгляд, жест и синхронное дыхание. С помощью этих тестов он еще раз проверяет готовность пациента к лечению, углубляет его трансо-вое состояние с помощью специальной техники дыхания.
Демонстрация проб на внушаемость оказывает большое психологическое воздействие на тех пациентов, которые впервые приехали в центр и сидят в зале, чтобы познакомиться с методом лечения. Они сами видят и слышат, как восстанавливается речь у прошедших лечение, а это уже реальность, которая мобилизует их волю. Кроме того, это способствует созданию соответствующей эмоциональной обстановки на сеансе. После демонстрации гипнотических техник врач дает следующую установку.
«...Так же, как одним прикосновением своей руки к голове я вызываю падение человека назад, точно так же одним прикосновением своей руки я снимаю с вас заикание, мышечные спазмы, страх перед речью!.. Речь будет четкая, ясная!..»
Рис. 45
Каждый пациент подходит к врачу, он делаете определенные пассы, углубляя гипнотический транс, и проводит специальный ритуал по снятию с него заикания:
«...Я снимаю с тебя заикание!.. Мышечные спазмы!.. Страх перед речью навсегда!.. Речь будет четкая... ясная!.. Ты теперь здоровый человек!..»
Проделав эту процедуру с каждым из пациентов, врач сообщает всем присутствующим, что наступил самый важный и торжественный момент в их жизни:
«...Именно сейчас произойдет то, о чем вы мечтали долгие годы... Вы услышите свою новую, правильную речь...»
При сдаче экзамена врач рекомендует пациентам выполнять четыре «золотых правила речи»:
1. При разговоре смотреть в глаза тому, с кем говорите: дома — родителям, в школе — учителям, на улице — друзьям и товарищам.
2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдохе.
3. Говорить следует плавно и уверенно, делая короткие остановки в речи. Тогда самое трудное, самое длинное предложение вы сможете произнести свободно.
4. Прежде чем сказать, надо построить предложение мысленно, а потом произносить.
Врач подходит к пациенту и дает установку:
«...Смотреть мне в глаза... Сделали вдох... Говорить на выдохе... громко и уверенно...
...Я могу!.. Мы можем!.. Человек все может!.. Мы сами все можем!.. Мы сами все можем говорить теперь!..»
Затем пациент поворачивается лицом к залу и самостоятельно сдает экзамен всему залу:
«...Даю честное слово, всегда и везде... говорить громко, четко, уверенно!.. Я теперь здоровый человек!.. На всю жизнь!»
Зал приветствует его бурными аплодисментами. Это вызывает незабываемые впечатления у всех присутствующих, в зале создается особая атмосфера радости, успеха. Родители положительным эмоциональным настроем поддерживают своих детей, помогая им обрести уверенность в своих силах, избавиться от страха перед речью.
Врач торжественно поздравляет пациента с успешной сдачей экзамена и его новой речью, жмет ему руку. После чего накладывает «молчание на сутки», объясняя всем присутствующим:
«...Теперь их нервные клетки мозга чистые, спокойные, как у новорожденного... Никаких речевых нагрузок... Сутки молчать!..»
И специальным пассом накладывает молчание. Больной может общаться с родственниками только письменно.
Рис. 46
Когда последний пациент сдаст экзамен на новую речь, врач подводит в итоги:
«Каждый из вас сегодня по-своему успешно справился с экзаменом на правильную и свободную речь. Перед вами теперь открыты все пути! Вы теперь здоровые люди!..»
Весь зал еще раз громкими и восторженными аплодисментами поздравляет пациентов с успешной сдачей экзамена на новую речь. Все расстаются до следующего утра, когда будет проведен второй сеанс гипноза по снятию наложенного на них врачом молчания и укреплению новой речи.
Затем врач приступает к проведению проб на внушаемость у тех пациентов, которые сегодня приехали в центр впервые и присутствовали в зале на сеансе. Каждый пациент проходит тест «Падение назад». Если пациент прошел тест успешно, то проводится индивидуальная консультация и логопедическое исследование его речи.
На второй сеанс приходят только те пациенты, на которых было наложено молчание, в сопровождении родственников.
Помощник врача рассаживает пациентов в зале и зачитывает им письма от пациентов, которые прошли лечение от заикания в центре.
В первой части сеанса врач наводит гипнотический транс. Затем делаются внушения на закрепление достигнутых результатов речи:
«...Вы теперь здоровые люди. Всегда и везде вы будете говорить только по-новому... громко и уверенно, испытывая чувство радости и гордости за свою новую речь...»
Кроме того, дается установка на дальнейшие регулярные и активные тренировки дома, чтобы закрепить новую правильную речь.
Начинается вторая часть сеанса гипноза. Она проводится стоя. Врач снимает с пациентов наложенное им молчание. Пациенты еще раз сдают экзамен на правильную речь. При этом врач подчеркивает:
«...Вы преодолели все трудности на пути к новой... правильной речи... Вы вышли на широкую дорогу... новой жизни... Перед вами теперь открыты... все пути... Вы теперь здоровые люди!..»
В конце сеанса врач напоминает о том, как важно в дальнейшем соблюдать режим и проводить тренировку для закрепления новой правильной речи.
Рекомендации
1. После сеанса гипноза три дня говорить шепотом. В течение трех недель речевые нагрузки должны быть минимальными.
2. В течение трех месяцев во время разговора держать под языком косточку от вишни.
3. В течение трех месяцев два раза в день (утром и вечером) по 10 минут читать выразительно вслух текст, стоя перед зеркалом.
4. Ежедневно вечером перед сном, лежа в постели, расслабить мышцы лица, шеи, рук и повторить формулу самовнушения: «Буду говорить медленно, свободно».
5. Каждое утро делать зарядку, принимать душ.
6. Каждый день заниматься дыхательной гимнастикой и работать над артикуляцией А-О-У-И-Е-Э.
7. Занятие с логопедом по месту жительства.
8. В течение года фильмов ужасов не смотреть.
В течение четырех лет лечение логоневроза проводилось также в центре «Урания» (Будапешт). Этот опыт подтвердил правильность наших методических подходов к решению проблемы логоневроза и возможность проведения сеансов гипноза для иностранцев через переводчика. На эффективности лечения присутствие переводчика не сказывается, хотя его участие в процессе увеличивает продолжительность сеанса. При проведении сеансов гипноза за границей для пациентов, не говорящих по-русски, чаще используются приемы невербального воздействия на пациента.
Предлагаемые в книге гипнотические техьики позволяют ввести пациента в гипнотический транс без активного участия переводчика.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи