Предпочтения респондентов и выбор метода сбора данных

Наука » Социология
Выбирая форму опроса, практикующие социологи обычно руководствуются ее объективными возможностями и харак­теристиками, ориентируясь в первую очередь на те из них, которые позволяют быстро и без особых затрат получить требуемую информацию.

Коммуникативные характеристики метода. Любая разновидность опроса – это уникальный способ коммуникации, опосредующий взаимодействие между исследователем и респондентами и оказывающий навязывающее влияние на итоговые эмпирические данные. В большинстве случаев исследователи просто не знают, как респонденты воспринимают и оценивают используемые в исследованиях методы опроса, какие из них предпочитают и почему. У каждого из методов есть свои сторонники. Симпатизирующие телефонным опросам чаще всего объясняют свой выбор удобством такого способа общения и нежеланием открывать дверь незнакомцу. Сторонники персональных интервью ссылаются на легкость коммуникаций, а также на возможность лучше понять интервьюера и точнее формулировать ответы на поставленные вопросы. Персональные интервью воспринимаются респондентами как мягкий, «контактный» метод, с точки зрения межличностного общения обладающий большей субъективной анонимностью и легити­ми­рованный в сознании людей.

Персональное интервью обеспечивает более высокий уровень отвечаемости, чем почтовые и телефонные опросы; с другой стороны, в почтовых опросах негативные реакции людей на приглашение к исследованию встречаются чаще, чем при проведении телефонных и персональных интервью.

И в телефонных, и в почтовых опросах люди могут чувствовать себя столь же уверенно и комфортно, как в личном интервью. Поэтому главная проблема, с точки зрения ряда авторов, сегодня заключается не столько в природе методов сбора данных, сколько в специфике используемых техник и обсуж­даемых в исследовании тем.

Исследования [63], показывают, что респонденты весьма чув­ствительны к технике и процедуре проведения опроса. Из четырех протестиро­ванных методов (персонального и телефонного ин­тервью, раздаточного и почтового анкетирования) наиболее предпочитаемыми оказались персональное интервью и оч­ное анкетирование. Телефонные и почтовые опросы рассматриваются как весьма специфические и не очень комфортные способы общения. Большинством респон­дентов они оцениваются довольно сдержанно, с заметной долей настороженности и скептицизма. Ряд недостатков заметно сужает границы и возможности их примене­ния в массовой социологической практике.

Вообще, чем лучше респонденты знакомы со спецификой различных опрос­ных методов и чем острее обсуждаемая в исследовании проблематика, тем слабее сказывается влияние используемого метода на симпатиях опрашиваемых.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.