Перестройка системы управления сельским хозяйством

Наука » Сельское хозяйство
В мировой практике экономической организации об-щества сформировались два способа координации дея-тельности людей на уровне общества: спонтанный (стихийный) и иерархический. Первый способ предпо-лагает использование ценовых сигналов при принятии хозяйственных решений производителями. Он возник естественно,в ходе развития человеческой цивилизации и включен в рыночные механизмы. Другой способ - это управление приказами и поручениями, идущими сверху вниз, из единого экономического центра к непосредственному производителю (командно-административная система управления).
Первый способ взаимодействия между предприятиями различных форм собственности стал доминирующим во всех странах с развитой рыночной экономикой. Однако внутри предприятия по-прежнему решающим является второй способ руководства.
Экономическое реформирование сельского хозяйства Беларуси предполагает изменение роли государства в управлении экономикой, для чего должны быть решены две взаимосвязанные задачи – изменение структурной схемы управления и постепенный переход от командно-административных методов руководства к рыночным.
Нынешняя система управления сельским хозяйством является трехуровневой. Верхний уровень управления представляют Национальное Собрание Республики Беларусь, Администрация Президента, Совет Министров, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство государственного имущества, Министерство финансов, Министерство экономики, Национальный банк. Региональный уровень обеспечивают областные Советы народных депутатов, областные комитеты по сельскому хозяйству. На местном уровне работают районные Советы народных депутатов и районные управления сельского хозяйства и продовольствия исполнительных комитетов. Управленческое воздействие на АПК осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь, законов, указов, постановлений, положений о министерствах и ведомствах, в которых сформулированы их функции, и других правовых актов. Однако из-за недостаточной координации деятельности многочисленных органов управления АПК и отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы функции различных ведомств слабо увязаны между собой и во многом дублируются. Разобщенность управления усугубляется и тем, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия не имеет преимущественного права координации развития отраслей АПК. Все это затрудняет разработку единой политики совершенствования агропромышленного комплекса.
С целью усиления координации деятельности всех отраслей АПК, включая лесное хозяйство, целесообразно образовать в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Совет по ориентации развития АПК, со следующими функциями: рассмотрение правовых актов, вносимых в законодательные органы; прогнозирование и определение приоритетных направлений развития отраслей АПК; координация межотраслевых программ.
Разгосударствление экономики потребует изменения структуры аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия, имеющего сегодня сложное трехзвенное вертикальное построение. Руководство работой министерства осуществляется по схеме: министр – первый заместитель министра – заместитель министра, он же начальник главка, – заместитель начальника главка, он же начальник управления – заместитель начальника управления, – начальник отдела. Руководители состав-ляют более 40% аппарата министерства. Это не способствует принятию оптимальных управленческих решений, снижает ответственность за их исполнение.
В министерствах сельского хозяйства США, Германии, Венгрии, Польши – две ступени управления. Такая организация обладает большей оперативностью и гибкостью. Основным подразделением является отдел. Близкие по функциям отделы объединены в управленческие блоки, например, анализа и выработки законодательных актов; бюджета и координации программ АПК; продовольствия и потребления; экономики и регулиро-вания; развития сельских местностей и охраны природных ресурсов; научного обеспечения межгосударственных отношений и др. Блоки возглавляют заместители министра. В этом направлении целесообразно ре-формировать структуру центрального аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия Бела-руси. Но поскольку масштабы управления в переходный период существенно больше чем в сложившейся ры-ночной экономике, больше и круг функциональных обязанностей управленцев. В организационной структуре министерства могут быть блоки по сле-дующим функциональным направлениям: разработка и анализ законодательных актов; регулирование и анализ рынка продовольствия, прогнозирование и координация развития АПК; регулирование доходов и государственная финансовая поддержка предприятий; поддержка рыночных структур хозяйствования и создание инфраструктуры рынка; развитие сельских местностей; охрана природных ресурсов и окружающей среды; научно-технического прогресс и координация НИОКР; аграрное образование и подго-товка кадров; межгосударственные аграрные отно-шения; лесное хозяйство; государственный контроль качества продовольствия, семенного и посадочного материала, организации защиты растений охраны животных; племенное животноводство.
Заслуживает внимания предложение “...создать в регионах отделы сельского хозяйства и продовольствия Минсельхозпрода. Основными их функциями будут: организация всестороннего экономического мониторинга, позволяющего отслеживать развитие аграрного сектора в регионе, разработка продовольственных балансов и региональных программ, развитие научно-технического прогресса, создание рыночной инфраструктуры, консультирование предприятий. Вертикальная структура Минсельхозпрода должна быть представлена двумя уровнями: отделы сельского хозяйства и продовольствия и Минсельхозпрод. Отделы необязательно должны быть привязаны к административному делению. Они могут формироваться по зонам – один на несколько районов”. (А.И. Крупич. Организация управления АПК в условиях рынка. (Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси. Межведомственный тематический сборник. Минск. 1996. Вып. 24. С. 37.)
Существенно меняется и управление на уровне предприятия. В зависимости от того какие, способы воздействия на членов трудовых коллективов преобла-дают, принято говорить об административных экономи-ческих и социально-психологических методах управления.
Административные основаны на подчинении административной власти руководителя, регламентирующего деятельность каждого работника. Экономические методы используют материальную заинтересованность работников, социально-психологические – нематериальных интересы людей. Эти методы могут по-разному соотноситься в разных организациях и не должны противопоставляться. Переход к преимущественно экономическим методам управления не отвергает административных и социально-психологических методов, но сужается поле их примене-ния.
Главная роль в управлении предприятием в условиях изменения форм собственности должна принадлежать владельцу, который может реализовать свои полномочия как лично, так через общее собрание собственников или совет (правление) предприятия в случае коллективного хозяйствования. Общее собрание собственников является высшим органом управления предприятия. К исключительной его компетенции относятся: определение политики развития предприятия; принятие и внесение поправок в Устав; продажа и сдача имущества в аренду; принятие решения о прекращении деятельности предприятия; решение о передаче части своих полномочий Совету (правлению) предприятия; избрание и отзыв членов Совета (правления) предприятия. Совет (правление) предприятия реализует решения общего собрания собственников и выполняет функции, возложенные им на него. Совет (правление) принимает на контрактной основе руководителя (управляющего) предприятия, который формирует аппарат управления.
Основными функциями центрального аппарата пред-приятия являются: изучение рынка, каналов сбыта и цен; поиск технически и технологически выгодных проектов; улучшение качества продукции; защита от вмешательства государства, изучение конкурентов и потребителей; функционирование в пределах бюджета предприятия и оптимизация размеров кредитов; снабжение и сбыт. Для выполнения функций формируются службы: центрального аппарата; маркетинга; научного обеспечения и консультирования; снабжения и сбыта; кадрового и юридического обслуживания; финансово-расчетный центр.
Функциями руководителя (управляющего) предприятия являются: перспективное планирование, эффективная организация использования ресурсов, оперативное руководство, распределения полномочий между руководителями (управляющими) низшего уровня.
Сельскохозяйственные предприятия могут состоять из внутрихозяйственных подразделений различных форм собственности. Последним должна быть предоставлена максимальная экономическая самостоятельность, вплоть до статуса юридических лиц. Для выполнения хозяйственных функций первичные подразделения на контрактной основе нанимают руководителя (управляющего) и специалистов. Функции, выполнение которых нецелесообразно в подразделении, передаются центральному аппарату предприятия.
Крестьянские и фермерские хозяйства организационно могут функционировать и в составе сельскохо-зяйственного предприятия, и самостоятельно. В первом случае оно управляется аппаратом предприятия, во втором – им управляет один из членов хозяйства. Самостоятельные фермерские хозяйства могут коопери-роваться как в основной деятельности, так и для вы-полнения части управленческих функций, таких как проведение маркетинговых исследований, участия в разработке и внедрении прогрессивных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, участие в стандартизации и сертификации продукции и услуг, создание банка данных, получение необходимой информации, консультаций, защита своих интересов и др.
Назревшие преобразования в системе управления агропромышленным комплексом должны стать важным элементом реформирования сельского хозяйства в Бе-ларуси.

Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.