Образование в контексте социальных перемен

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Сегодня уже мало кто верит в возможность обучиться однажды и на всю жизнь. Связано это, конечно, не со значительной (относительно) продолжительностью индивидуальной жизни, а с постоянно усложняющимся характером взаимодействий в системе “человек–общество–природа”. Объективные процессы, свидетелями которых стали граждане нашей страны в последнее десятилетие, обозначили устойчивую тенденцию повышения требований к человеку как субъекту самых различных видов социальной деятельности. Опыт становления образовательных парадигм в технологически развитых странах, к которым есть все основания отнести и современное трансформирующееся российское общество, свидетельствует о необходимости учета следующих факторов:

· интеграция различных сфер жизнедеятельности общества и их усиливающееся взаимовлияние;

· расширение спектра видов профессиональной (оплачиваемой) деятельности человека;

· сокращение сроков морального устаревания некогда приобретенной профессии;

· динамично возрастающий объем подлежащего усвоению социального опыта;

· сужение спроса на стандартизированную деятельность и повышение спроса на инновационно-креативную деятельность.

Каким образом общество, следуя объективной логике своего развития, может реагировать на это? Очевидно, что существуют несколько путей, одним из которых является образование.

Исторически, в любом обществе система образования выполняла социальный заказ на воспроизводство рабочей силы и затем на индивидуальное развитие человека до того уровня, который считался оптимальным. Так, например, по мере развития машинного производства возникла необходимость в специальном организованном образовании тех людей, которые заняты непосредственным производством. В результате сложилась система начального образования народа и были заложены основы современного образования. Причем, чем выше требования к производственной деятельности, тем в большей мере профессиональное, а затем и общее образование становится фактором подготовки к последующей самостоятельной деятельности.

Разумеется, социальная функция образования могла реализовываться через различные общественные институты. Одним из наиболее характерных – с точки зрения сочетания профессиональной и социализирующихся задач – является семейная мастерская. Здесь роль мастера, наставника выполняет старший член семьи, чаще всего, отец. Роль учащегося, подмастерья – младший, сын, племянник и т.д. Однако, в какой-то момент, с развитием технологий, становится ясно, что данный институт не может эффективно решать возложенные задачи. Появляются специально подготовленные люди – учителя, наставники, воспитатели – которые постепенно и на определенном этапе непрерывно вводят учащегося в мир профессиональных навыков и знаний.

Еще несколько десятилетий назад квалификация основывалась прежде всего на навыке выполнения определенных операций. Высокая квалификация, которая занимала почетное место на шкале общественно значимых ценностей, понималась как развитие до виртуозного уровня узкоспециализированных навыков, приобретенных в результате долголетнего опыта. В этой ситуации образование хотя и позволяло освободиться от тяжелого физического труда, но не являлось обязательным для выполнения большинства производственных операций. Однако, в дальнейшем, с развитием наукоемких производств, умственный и физический труд все больше основываются не столько на навыке, сколько на знании.

Таким образом, передача знаний все меньше становится частным делом семьи, и больше – общественным делом государства.

По мере институализации образования возникают такие существенные вопросы как: кого учить, чему учить, до какого возраста, какими методами? Помимо этого, государство сталкивается с практикой самообразования (самостоятельного получения знаний), которую далеко не всегда может контролировать и предсказать ее последствия. Одним словом, общественная потребность в воспроизводстве социализированных (включенных в жизнь общества) граждан и работников посредством передачи систем знаний и навыков, постепенно институализирует все, или почти все, формы образовательной деятельности.

В современном российском обществе по мере институализации различных форм образовательной деятельности приходится решать принципиальный вопрос о рыночном или “внерыночном” статусе образования. Если образование превратить в сферу обслуживания потребностей рынка, то его главной задачей станет подготовка экономической и политической элиты из, как правило, наиболее обеспеченной материально части населения. При этом, как отмечает заместитель председателя комитета по образованию Государственной думы РФ О.Смолин, неминуемо окажутся разрушенными основы отечественного образования, которые ориентированы на духовно-нравственное развитие человека “как гражданина России и часть планетной цивилизации”[1] вне зависимости от его доходов и социального статуса.

С другой стороны, Министр образования РФ В.Филиппов открыто признает, что в стране уже сложился “рынок образовательных услуг”, пока, правда, на уровне получения высшего образования. Однако есть все признаки дальнейшей коммерциализации других уровней профессионального образования[2].

Разумеется, образование было и остается самым выгодным – в долгосрочной перспективе – видом вложений как общественных, так и личных средств. Однако, специфика сегодняшнего положения требует найти разумный компромисс между ожидаемой в несколько отдаленном будущем отдачи от вложений в человеческий капитал[3] и сегодняшней потребностью в кадрах для рыночной экономики.

Неотложность получения отдачи от образования определяется следующими факторами:

· Жесткой конкуренцией национальных экономик в мировом масштабе в процессах глобализации;

· обостряющимися противоречиями экологического происхождения;

· растущей потребностью людей в улучшении условий и качества своей жизни.

Понятно, что традиционная система образования, при всех ее положительных сторонах, требует серьезного преобразования с учетом указанных выше факторов.

В свете сказанного выше, роль системы образования в обеспечении условий для нормальной жизнедеятельности общества может быть охарактеризована: а) культурно-историческая – передача новым поколениям накопленного знания о мира и опыта в различных областях жизни; б) социально-экономическая – подготовка работников для различных подразделений общественного разделения труда; в) социальная – формирование и обогащение личностных качеств человека, его развитие как субъекта различных видов социальной деятельности и как индивидуальности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.