Частью общечеловеческой культуры является культура взаимоотношений между людьми. Ребенок с ранних лет вступает во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому с ранних лет у детей необходимо воспитывать культуру поведения, которая не ограничивается «детским обществом». Поведение - это образ жизни и действий, формируемый на основе нравственных обычаев, традиций и привычек. Привычка - это сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным, постоянным.
Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятельности.
В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внешняя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведения, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и понятиями детей. Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от детей внешне привычных форм поведения, то это непременно влияет на их внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.
Содержание культуры поведения включает в себя три компонента: культура деятельности, культура общения и культурно-гигиенические навыки.
Культура деятельности проявляется у ребенка в различных видах деятельности (трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка культуру деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он занимается какой-либо деятельностью.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками с использованием соответствующего словарного запаса и вежливых норм общения. Культура общения включает в себя умение воздерживаться в определенных ситуациях, своевременно тормозить свои желания, уважать окружающих.
Культурно-гигиенические навыки — это важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду. Необходимость этих правил диктуется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений.
Выделяют следующие особенности формирования культуры поведения у дошкольников:
- следует помнить о том, что дети подражают поведению взрослых, поэтому взрослые должны оценивать свое поведение критически и демонстрировать только положительные образцы поведения;
- формирование культуры поведения у дошкольников может проходить только при непосредственном участии взрослого и его руководстве поведением ребенка;
- необходимо сформировать у ребенка опыт нравственного поведения, в связи с этим следует учитывать тот факт, что у детей наблюдается разрыв между знаниями и опытом. Зная, как нужно поступать, ребенок не всегда способен регулировать свое поведение в силу неразвитости волевых процессов. Привычки поведения формируются не сразу, а при постоянном повторении и положительном подкреплении со стороны взрослого;
- для успешного формирования потребности поступать определенным образом, необходимо постоянно утверждать общественно значимые мотивы, побуждающие ребенка к определенному поведению;
- при формировании норм культуры поведения воспитатель постоянно обращает внимание на поддержание положительного эмоционального состояния детей, чтобы отношение к выполняемым ребенком действиям носило эмоционально-положительный характер;
- волевые проявления ребенка для достижения определенного результата необходимо постоянно стимулировать положительной оценкой.
При воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста следует соблюдать следующие принципы:
- единство требований в семье и детском саду;
- последовательность и систематичность воспитательных воздействий;
- принцип повторности, то есть постоянные упражнения в положительных привычках поведения;
- требовательность в сочетании с уважением к ребенку;
- создание ситуации успеха.
Методы воспитания культуры поведения: приучение, поощрение, показ действий, дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражнение, поощрение, положительная оценка, разъяснение, этическая беседа, контроль за поведением ребенка.
Таким образом, воспитывая культуру поведения у детей, воспитатель использует всю совокупность методов и средств нравственного воспитания.
Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятельности.
В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внешняя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведения, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и понятиями детей. Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от детей внешне привычных форм поведения, то это непременно влияет на их внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.
Содержание культуры поведения включает в себя три компонента: культура деятельности, культура общения и культурно-гигиенические навыки.
Культура деятельности проявляется у ребенка в различных видах деятельности (трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка культуру деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он занимается какой-либо деятельностью.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками с использованием соответствующего словарного запаса и вежливых норм общения. Культура общения включает в себя умение воздерживаться в определенных ситуациях, своевременно тормозить свои желания, уважать окружающих.
Культурно-гигиенические навыки — это важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду. Необходимость этих правил диктуется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений.
Выделяют следующие особенности формирования культуры поведения у дошкольников:
- следует помнить о том, что дети подражают поведению взрослых, поэтому взрослые должны оценивать свое поведение критически и демонстрировать только положительные образцы поведения;
- формирование культуры поведения у дошкольников может проходить только при непосредственном участии взрослого и его руководстве поведением ребенка;
- необходимо сформировать у ребенка опыт нравственного поведения, в связи с этим следует учитывать тот факт, что у детей наблюдается разрыв между знаниями и опытом. Зная, как нужно поступать, ребенок не всегда способен регулировать свое поведение в силу неразвитости волевых процессов. Привычки поведения формируются не сразу, а при постоянном повторении и положительном подкреплении со стороны взрослого;
- для успешного формирования потребности поступать определенным образом, необходимо постоянно утверждать общественно значимые мотивы, побуждающие ребенка к определенному поведению;
- при формировании норм культуры поведения воспитатель постоянно обращает внимание на поддержание положительного эмоционального состояния детей, чтобы отношение к выполняемым ребенком действиям носило эмоционально-положительный характер;
- волевые проявления ребенка для достижения определенного результата необходимо постоянно стимулировать положительной оценкой.
При воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста следует соблюдать следующие принципы:
- единство требований в семье и детском саду;
- последовательность и систематичность воспитательных воздействий;
- принцип повторности, то есть постоянные упражнения в положительных привычках поведения;
- требовательность в сочетании с уважением к ребенку;
- создание ситуации успеха.
Методы воспитания культуры поведения: приучение, поощрение, показ действий, дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражнение, поощрение, положительная оценка, разъяснение, этическая беседа, контроль за поведением ребенка.
Таким образом, воспитывая культуру поведения у детей, воспитатель использует всю совокупность методов и средств нравственного воспитания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи