Педагогическое общение на уроке

Наука » Педагогика » Дидактика
Решение проблем, связанных с перестройкой содержания образования, не исчерпывает всех задач повышения качества обучения. Все более неотложной становится задача радикального изменения процесса общения учителя и учащихся на уроке. Б.М. Неменский отмечает: “Несоответствие нынешнего содержания образования социальному заказу общества вопиюще. Из задач реального развития общества, поставленных перед школой, она осознает и пытается решить две простейшие: передачу опыта знаний и опыта навыков. Две же другие, важнейшие для экономики, нравственности, культуры общества: передачу творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, - школа и не осознает, и не решает (я прибавил бы к этому еще “опыт общения”). Школа не понимает, что без решения этих задач не может дать подлинного эффекта и решение двух первых” (13, с.47).

Что должно быть характерным для современного общения учителя и младших школьников? Что необходимо учитывать при организации такого общения на уроке?

Один из лидеров гуманистической психологии, выдающийся американский ученый К.Роджерс выдвинул ряд установок и принципов работы учителя-фасилитатора, которые могут считаться основными условиями успешной организации общения на уроке. Фасилитатор - это человек, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения детей.

Первая установка предполагает открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися. Вторая установка является выражением внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Третья - “эмпатическое понимание” - это видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий и поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами. Таким образом, если учитель понимает и принимает внутренний мир своих учащихся в безоценочной манере, если он ведет себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями, если, наконец, он доброжелательно относится к учащимся, то тем самым он создает в общении все необходимые условия для фасилитации их осмысленного учения и личностного развития в целом.

В работах представителей гуманистической психологии постоянно акцентируются методы, используемые учителями-фасилитаторами в своей работе. Один из таких общих методов работы заключается в максимальном использовании ресурсов процесса обучения, всевозможных средств обучения (книг, наглядных пособий, инструментов и т.п.) и создании особых условий, облегчающих использование этих ресурсов, обеспечивающих их доступность. Второй метод состоит в организации и использовании в процессе обучения различных “обратных связей” между учителем и детьми (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповая форма обучения и т.д.). Третий метод - использование так называемых “контрактов” (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте-соглашении фиксируется (после совместного обсуждения) четкое соотношение объемов учебной работы, ее качества и оценок.

На уроках учителей-фасилитаторов по сравнению с поведением на традиционных уроках учащиеся больше говорят с учителем и между собой, более инициативны в общении, больше времени затрачивают на мыслительные действия и меньше - на механическое запоминание учебного материала, чаще смотрят в глаза учителю, чаще улыбаются на уроках.

Исследования отечественных ученых (А.А. Бодалев, А.Ю. Гордин, В.А. Кан-Калик и др.) показали, что при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатию, привязанность). Это вытекает из природы самого человека, особенностей его психики. Дело в том, что для человека важнее моральный климат, чем физический (природный). Вот почему в педагогическом общении учителю важно вызвать к себе со стороны учеников эмоционально положительное отношение (или сформировать аттракцию).

Известно множество приемов аттракции, которые созвучны названным выше и другим методам фасилитации (см.: 14). В начальной школе могут быть использованы, например, такие как “Имя собственное” (обра­щение к ребенку по имени), “Золотые слова”(“будь добр”, “пожалуйста”, “спасибо” и др.), “Терпеливый слушатель”(выслушивание ответа ученика несмотря на неумение говорить, отсутствие связи с темой разговора и пр.), “Зеркало отношений” (демонстрация ученику такого отношения к нему, которое он должен воспринимать как образец для собственного отношения к окружающим, - справедливость, гуманность, любовь, доброту и т.д.).

Младший школьный возраст - это возраст открытого, доверчивого отношения к учителю, к его оценкам и суждениям, когда дети еще тяготеют к игре, эмоциональны, непосредственны. Учителю начальной школы важно учитывать потребность младших школьников в теплом общении, в эмпатии. Поэтому от него требуется умение поддерживать эту эмоциональность и сохранять непосредственность детей, воспитывать у младших школьников сопереживание другим людям. Большое значение такое умение приобретает в организации учебной деятельности - здесь вместе с личностным восприятием ребенка осуществляется оценка учебных действий. Учителю начальной школы важно не смешивать оценку учебной деятельности, успеваемости и личности школьника.

Многие исследователи (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Г.А. Цукерман и др.) рассматривают вопросы педагогического общения применительно к учебной деятельности. По их мнению процесс общения на уроке представляет собой учебное экспериментирование с учебным материалом, подлежащим усвоению. Одно из главных условий правильной организации процесса общения - это постановка перед учащимися учебной задачи, решение которой как раз и требует от них экспериментирования с усваиваемым материалом. Учителю важно сформировать у школьников способность к пониманию и вычленению учебной задачи, различению способов и результатов в учебной деятельности, сопоставлению нескольких способов решения, выполнению разных видов самоконтроля, заложить учебно-познавательные мотивы. Наиболее эффективной является такая организация процесса общения учителя с учащимися на уроке, которая “реализуется на основе потребности самих школьников в овладении духовным богатством людей (к этим богатствам относится, в частности, и умение общаться, используя нравственные ценности и правовые нормы). С постепенного, но неуклонного воспитания у школьников такой потребности начинается правильная организация учебной деятельности.”(13, с.83-84).

Учебная задача, с решения которой только и начинает развертываться полноценный процесс общения на уроке, требует, чтобы школьники анализировали условия происхождения тех или иных теоретических знаний и овладевали соответствующими обобщенными способами действий. В процессе общения, где учитель осуществляет лишь чуткое руководство, дети “открывают” для себя необходимость использования нужных учебных действий. Можно сказать, что общение выступает важным структурным элементом в системе учебной деятельности, а сама учебная деятельность выступает в единстве мышления, коммуникации и самосознания (16).

Специфика учителя начальной школы состоит в том, что он первым начинает учебно-воспитательный процесс, закладывает у ученика основы умения учиться и учебной деятельности, умения общаться на уроках. В школьной практике сложилось достаточно большое количество приемов и способов, с помощью которых учителя и общаются с детьми на уроке, и учат их общаться. Условно их можно представить в виде двух больших групп:

1) приемы и способы, с которыми учитель специально знакомит детей для достижения высокого уровня взаимопонимания в наименьший отрезок времени (жесты, поза, слова-коды, карточки-коды, кивок головой, хлопки руками, телодвижения, выражения лица, система договоров и т.д.);

2) приемы и способы общения, с которыми учитель специально не знакомит детей, но использует их с целью реализации психических закономерностей развития в процессе обучения (дистанция, прикосновение, юмор, интонация, сила голоса, многозначительное молчание, взгляд, авансирование, похвала, просьба, критика и т.д.).

Первую группу составляют невербальные приемы и способы общения. Их роль многозначна. Они способствуют, во-первых, оперативному взаимопониманию участников учебного процесса (что очень важно с точки зрения временных рамок урока), во-вторых, точному (однозначному) восприятию передаваемой информации и адекватной реакции на нее. Не менее важной является возможность с помощью невербальных приемов воздействовать на сферу саморегуляции ребенка, отвечающей за способность человека контролировать свои действия и управлять своим поведением, своими состояниями (эмоциями, отношениями и пр.).

Уже в младшем школьном возрасте важно вырабатывать у ребенка представление о самоконтроле и навыки сознательного поведения. Невербальные приемы именно этому и способствуют. Механизм такого воздействия можно показать на примере приема сигнализации с помощью поднятой руки. Учитель договаривается с учащимися о том, что они поднимают руку, если им нужна помощь (при выполнении самостоятельной работы). С точки зрения развития сферы саморегуляции учитель, обучая детей этому приему, предупреждает их о необходимости проверить себя, прежде чем поднимать руку. Это делается с той целью, чтобы каждый ребенок стремился самостоятельно разобраться в своих затруднениях и не спешил поднимать руку.

Следует отметить еще одну особенность общения при использовании невербальных приемов: эти приемы позволяют любому, даже самому застенчивому ребенку принимать участие в процессе общения и не чувствовать себя одиноким, покинутым на уроке. Младшему школьнику нередко трудно признаться вслух, что он не может самостоятельно справиться с заданием и ему нужна помощь, когда все остальные в классе дети в это время активно работают. Использование карточек-кодов (например, “светофор”), поднятой руки и т.п. позволяет преодолевать застенчивость.

Вторая группа приемов и способов общения относится главным образом к вербальным - в их основе лежит речевая деятельность. Речь является основным компонентом общения на уроке (учитель приветствует учащихся, предъявляет им свои требования, задает вопросы, делает замечания, дает оценку и т.д., учащиеся отвечают на вопросы учителя, делают устные пояснения своим действиям, рассказывают и т.д.). Речь является достаточно активным средством общения и средством воздействия на ребенка за счет содержания, интонации, силы голоса и пр. В то же время речь обладает нежелательным для педагогического процесса свойством - многозначностью восприятия. Учащиеся могут по-разному интерпретировать слова учителя, у каждого из них могут возникать свои ассоциации при упоминании одного и того же слова и т.д. Вот почему важно учителю владеть необходимыми речевыми умениями (точностью в подборе слов и выражений, логичностью, образностью и др.).

Школьная практика показывает, что при организации общения на уроке учителю начальных классов следует обращаться как к вербальным, так и невербальным приемам и способам.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.