Педагогическая проблематика в трудах С.И. Миропольского

Наука » Педагогика
Обращение к педагогическому наследию С.И. Миропольского продиктовано актуальностью проблемы реформирования образования на современном этапе: корректировка содержания обучения, усиление воспитывающей роли школы в духовно-нравственном развитии подрастающих поколений, государственно-церковное сотрудничество. Сложившаяся ситуация настоятельно требует использовать богатейший опыт, накопленный в истории отечественного образования. И сегодня делаются серьезные шаги по осмыслению опыта по духовнонравственному воспитанию, в котором активное участие принимала церковь. Особое место в истории развития педагогической мысли и практики школы занимает вторая половина XIX в., которая определила развитие отечественной школы как образовательной системы демократического типа. Классическая педагогика в лице Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, Л.Н. Толстого, С.И. Миропольского, К.Д. Ушинского и др. утверждает основную аксиому отечественной педагогики: образование без нравственного воспитания не имеет никакого смысла. Сегодня открылась уникальная возможность объективно осмыслить и оценить педагогическое наследие С.И. Миропольского. Цель данной статьи в том, чтобы раскрыть концептуальные положения педагогических воззрений С.И. Миропольского, которые небезынтересны в современных условиях.

Вторая половина XIX в., время педагогической деятельности С.И. Миропольского, – это эпоха бурного развития общественнополитической мысли в России. В этот период перестраивались все сферы государственной и общественной жизни, в том числе и система просвещения в стране. Подъем освободительного движения, рост внимания к проблеме человека в России второй половины XIX в. вызвал интерес к вопросам воспитания, что привело к рождению и расцвету многих педагогических идей. Особенно активно занимались вопросами начальной школы. Интенсивно разрабатывались вопросы содержания образования, методов и форм организации обучения, подготовки учителей. Не только административно-правительственные круги, но и широкое общественно-педагогическое движение приняло самое активное участие в решении данных вопросов. Не мог остаться в стороне от решения педагогических проблем и С.И. Миропольский. Именно он принимал самое активное участие в реформе образования. С.И. Миропольский почти сорок лет занимался литературнопедагогической деятельностью. Он перевел на русский язык «Великую дидактику» Я.А. Коменского, был автором очерков по истории церковно-приходской школы, книг для чтения, рекомендаций для учителей, учебника по дидактике и др. В его работах мы находим немало интересного и важного для современной теории и практики по таким проблемам, как содержание образования, воспитательная система школы, духовно-нравственное воспитание, требования к учителю и его подготовке и многим другим.
Среди педагогических проблем, поднятых и рассматриваемых
С.И. Миропольским, прежде всего следует назвать взаимоотношение государства и образования. Позиция С.И. Миропольского по данному
вопросу четко обозначена в работе «Школа и государство. Обязательность обучения в России», где автор определяет образование как объект государственной политики, подчеркивая его ключевую роль в жизни любого государства. Обращаясь к Аристотелю, который в свое время утверждал, что «никто не может оспаривать того, что особенная заботливость законодателя должна быть обращена на воспитание
юношества, ибо пренебрежение этим делом в государстве вредит его политическому благоустройству» [8, с. 2], С.И. Миропольский соглашается с ним, считая, что жизнь государства и воспитание народа взаимосвязанны. На воспитание, по мнению С.И. Миропольского, следует смотреть как на дело первой государственной важности, дело общественное, которому обязаны служить все граждане: от последнего носильщика до законодателя, а наилучшие формы политической и общественной жизни обусловлены нравственностью и настроением общества. И наоборот, невежественное настроение общества является источником смуты, упадка всей жизни общества [8, с. 2]. «Главный источник бедности – невежество народа, уродующее социальный, до
машний и экономический быт», подчеркивает С.И. Миропольский и в другой работе [5, С.97]. Государство не в праве безучастно относиться к делу просвещения народа. «Дело народного просвещения только с того момента быстро идет вперёд и развивается, когда перестает быть предметом случайных филантропических забот и делается государственной потребностью или, что то же, когда начальное образование признается государственными законами всеобщим и обязательным для всех граждан и когда удовлетворение этой потребности обеспечивается усилиями государства и общества» [8, с. 5-6]. В деле воспитания, по глубокому убеждению педагога, государство должно дать законы, а само воспитание должно стать делом общественным. Образование не только право, но и долг каждого человека, а потому оно должно быть всеобщим и обязательным [8, С.5].
Проанализировав истоки образования в России, С.И. Миропольский приходит к интересному выводу о том, что потребность в образовании у нас появляется каждый раз в эпоху реформ, когда в жизнь проникают новые идеи. При этом он отметил, что вопрос об обязательности обучения поднят не сверху, а снизу – от земств. И правительство отнеслось сочувственно и благожелательно к введению обязательного начального обучения. Народ изъявляет свое полное согласие с данным требованием, так как «без образования жить нельзя» [8, с.161]. Соглашаясь с политикой государства по данному вопросу, С.И. Миропольский раскрывает значимость решения проблемы: экономическую, политическую, финансовую, юридическую, моральную, культурно-историческую [8, с. 204-208].
Как видим, образование С.И. Миропольский рассматривает как социальный институт, ответственный за «благоустройство государства»,
как средство социального и личностного развития.
Реформы середины XIX в. привели и к решению проблемы создания новой школы. При самых различных философских взглядах доминировало требование гуманности и свободы, призыв к сочувствию к простому народу. Вопрос стоял такой: какой быть школе для народа. С.И. Миропольский откликнулся работой «Задачи, планы и основы
устройства нашей народной школы». Он писал: «Народная школа называется так не потому, что она ниже других, но потому, что она составляет первую и общую ступень начального образования всего народа» [1, с. 12]. И далее: «Школа называется элементарной, основною потому, что, с одной стороны, школа эта служит основанием для всякого дальнейшего обучения; с другой стороны – в ней сообщаются
не какие-либо науки, но лишь основания необходимых и доступных детям знаний» [6, с. 28]. «Народная школа есть школа общеобразовательная, элементарная, где исчезают и неуместны различия специальностей и общественного положения родителей. Дети все – дети, их должно воспитывать так, чтобы из них выходили люди» [6, с. 12]. У С.И. Мирпольского определены задачи, стоящие перед народной школой: развивать душевные способности, совершенствовать дар слова, облагораживать нравы, утверждать истинное благочестие. Отсюда следовал такой вывод: школа потому и называется мастерской гуманности, что она воспитывает. К сожалению, добавляет автор, многие задачи школы сводят только к учению, поэтому школы и называются «учебищами». Чтобы народная школа не была «учебищем», а готовила из человека человека, она должна прежде всего воспитывать. По его глубокому убеждению, в России есть пример такой школы – это церковно-приходские школы.
С.И. Миропольский был видным идеологом и практиком церковноприходской школы. Идейные вдохновители церковно-приходской школы – Победоносцев, Рачинский, Миропольский – свое отношение к церковно-приходской школе обосновывали через государственные циркуляры, постановления, распоряжения правительства и государственных учреждений. С.И. Миропольский считал, что основу народной школы должна составлять связь с церковью и отстаивал эту идею в споре с Корфом, сторонником земской утилитарной школы. С.И. Миропольский не принимал позицию многих современников о необходимости перенимать опыт Запада. Ведь в России накоплен большой опыт, как в теории, так и практике. Основа школы должна быть национальной, сохранять традиции и следовать им. Эти традиции носят православный характер, направленный на развитие религиознонравственных чувств в человеке.
«Дети должны выходить из школы не только обладая знаниями, но имея развитый рассудок, пробужденную любознательность, навык и
любовь к труду, задатки здорового, честного характера, любовь к правдивости, уважение к человеческой личности, стремление к самообразованию, навык сознательно подчиняться требованиям дисциплины, усвоить Закон Божий не только головой, но и сердцем», – так определял назначения церковно-приходской школы С.И. Миропольский [1, с.185]. Важнейшими нравственными качествами, как следует из этой мысли педагога, он считал чувство долга, совесть, правдивость, воздержанность, скромность, дружелюбие, трудолюбие.
Другим важным и значимым вопросом, который поднимает в своих работах С.И. Миропольский, это вопрос о самом процессе обучения, его назначении и целях. Он пытается раскрыть сущность данного процесса, рассматривая его в единстве с воспитанием и считает, что процесс обучения – это целостный процесс, назначение которого не только в передаче знаний, но и в воспитании ребенка. Будучи теоретиком и практиком С.И. Миропольский приходит к важнейшей закономерности обучения: единство обучения и воспитания, причем приоритет он отдает воспитанию, утверждая таким образом воспитывающую функцию обучения как доминирующую, о чем он говорит в своей работе «Идея воспитывающего обучения в применении к народной школе».
Обратимся к данной работе и приведем полностью цитату из нее:
«Идея воспитывающего обучения есть прекрасный плод педагогических исследований и опытов нашего времени. Сущность ее заключается в том, что все обучение должно быть направлено не на исключительно умственное развитие, не на усвоение только памятью и
механически тех или иных сведений, знаний и умений, как это недавно было, но всецело должно быть направлено на возбуждение и образование всего духовного существа человека, как нераздельной единицы, целого индивидуума, – направлено и рассчитано на развитие всех духовных сил человека, согласно с всеобщими законами развития человеческого духа. Идея эта прямо опирается на природу дитяти. …
Познание действует на чувство и вызывает желания, факт стремления и самоопределения к деятельности заключает в себе сознание цели или предмета стремлений и духовное возбуждение (чувство), нас увлекающее. Все, что входит в душу дитяти, так или иначе действует и на все содержание его духовной жизни» [2, с.1-2].
Итак, идея воспитывающего обучения должна пронизывать весь учебный процесс, всю деятельность в школе, все содержание учебных
предметов. Воспитывающий характер обучения заключается, по мнению С.И. Миропольского, в следующем: развитие умственных способностей (понимание, соображение, находчивость, навык в сознательной работе), выработка устной речи, возбуждение любознательности, охоты к умственному труду, самостоятельности, приучение к дисциплине, точность и аккуратность в работе, такт, уверенность в своих силах. А
самое важное – это воспитание у детей религиозного мировоззрения. Как считает С.И. Миропольский, воспитание есть широкий процесс, охватывающий все стороны развития личности ребенка, а обучение выступает не только средством воспитания, но и средством развития личности. И в то же время, по его глубокому убеждению, «сообщая обучению воспитывающий характер, идея воспитывающего обучения тем самым и из учителя делает воспитателя, нисколько не навязывая
ему новых обязанностей, не стесняя учебных занятий, не ограничивая и не уменьшая их, она, как дыхание жизни, проникает всю школу, всю жизнь ее, ученье, дисциплину, отдых, взаимные отношения учащихся и наставников, она в школе, как душа в теле – неуловимая она существует везде и всему сообщает светлый, оживляющий характер, образовательное влияние» [2, с. 4].
Сама идея воспитывающего обучения, по мнению педагога, должна совершенно изменить само обучение, а учителя сделать «живым деятелем жизни», а школу – подлинно образовательным учреждением для молодого поколения. Из вышеизложенной позиции С.И. Миропольского следует, что обучение, в основу которого положена идея

воспитывающего обучения, формирует у учащихся определенное отношение к жизни, к знаниям, развивает его способности и нравственные чувства. Основанием для подобного утверждения выступают выдвинутые С.И. Миропольским положения о том, что идея воспитывающего обучения:
* опирается на всеобщее развитие человека от природы;
* сообщает методам субъективный характер, направляющий и проникающий во всю школьную деятельность и определяющий ее воспитательный характер;
* возвышает миссию народного учителя;
* требует от учителя труда по призванию, по любви, деятельного стремления к самообразованию, постоянного движения вперед, серьезной методической подготовки;
* обязывает учителя изучать индивидуальные особенности личности ребенка;
* дает начало школьной дисциплине;
* соединяет школу и жизнь, сообщает школе характер практической полезности как в моральном, так и экономическом значении [2, с. 23-24].
Как следует из данной позиции С.И. Миропольского, воспитывающее обучение обеспечивает органическую связь между получаемыми знаниями, умениями и навыками и формированием у детей ценностного отношения к миру, уважения к другим людям, друг к другу и к изучаемому материалу.
Раскрывая пути обеспечения идеи воспитывающего обучения, С.И. Миропольский исходил из признания решающей роли прежде всего учителя. Для С.И. Миропольского педагог в первую очередь – это настоящая личность, являющаяся примером во всем, способная не только увлечь, но и повести за собой. Дело воспитания молодых душ для него является приоритетом в работе педагога. Он неоднократно подчеркивал свое согласие с мыслью С.А. Рачинского о том, что призвание педагога свято. И сам называл обязанность педагога священной. Именно в работе учителя не бывает и не может быть мелочей.
Неслучайно он обращается к Иоанну Златоусту, который утверждал, что педагог «выше живописца, выше ваятеля, выше всякого другого художника, именно учитель умеет образовывать детскую душу. Отсюда и назначение педагога, по мнению С.И. Миропольского, – это нравственное служение, выполнение долга перед обществом. Главная цель педагога – «просвещение детей светом учения и в религиознонравственном их воспитании» [7, с.1].
Будучи сторонником православной религии, он считал, вслед за К.Д. Ушинским, что только глубоко и истинно верующий человек может быть воспитателем детей. Христианская любовь – вот основное тре
бование к воспитателю, ибо она «строга и бдительна». Любовь человека к детям – это, по убеждению С.И. Миропольского, естественное чувство. А для учителя важно, чтобы оно соединялось с христианской любовью, с христианским убеждением, что только она может быть источником нравственных качеств учителя. Никакие воспитательные средства, если они не подкреплены христианской любовью, требованием веры, не дадут положительных результатов. Все средства зыбки, по его мнению. Только религия даст человеку возможность достичь
«полноты нравственного характера, свойственного человеку». Добиться успеха в воспитании может только тот учитель, кто достиг единства нравственного, умственного и религиозного образования. Только твердость религиозно-нравственных убеждений, любовь к храму Божию, безукоризненность в жизни – вот первоочередные качества личности
педагога. Немаловажно и такое замечание С.И. Миропольского о том, что учитель должен быть выходцем из народа. Народная школа нуждается в народном учителя, в учителе от самого народа, из «среды народа». «Учитель, взяв порученное ему дитя, должен заботливо учить его полезным наукам; за непослушание наказывать, но не тирански, а наставнически; не сверх меры, но по силам, не с буйством, а кротко и тихо, не только мирски, но и выше мирского. И чтобы он по
своей небрежности, зависти или лукавству, не останется виновным ни за одного ученика перед Богом Воздержителем, а также перед родственниками ученика и перед ним самим, если бы отнял у него время или занял его чем иным» [4, с. 98].
Главная цель обучения, о которой должен помнить учитель, «не в области знаний и умений, но в воспитании сердца и добром направленной воли. От сердца исходит жизнь душевная, а воля, направленная к добру, руководимая совестью, служит основанием нравственного характера человека» [6, с. 24]. Отсюда понятна мысль С.И. Миропольского том, что эффективность обучения не в объеме знаний и умений, а в духовно-нравственном наполнении этого содержания, что и обеспечит должное развитии личности. При этом он постоянно подчеркивал, что единственно верное средство для нравственного воспитания дают только религия и церковь. Истинной основой, по его глубокому убеждению, является страх Божий. А наставления, напоминания, убеждения, предостережения, приучения без страха Божиего – ничто. Только в единстве с любовью к детям воспитывается необходимость соблюдения дисциплины в любой ситуации. Отсюда и его позиция в отношении порядка в школе.
Школьная дисциплина – это, прежде всего, внутренний микроклимат школы. «Дисциплину, в истинном значении этого слова, вовсе нельзя понимать в смысле одного чистого внешнего порядка, хотя последний его и предполагает» [1, с.159]. Как видим, дисциплина понимается не только как внешнее соблюдения правил поведения. «Где нет в детях правдивости, доверия и любви к учителю, там нет дисциплины, как бы ученики ни были послушны учителю» [1, с.159]. Данный подход С.И. Миропольского свидетельствует о том, что дисциплина формируется не на принуждении, а на понимании норм поведения и необходимости их соблюдения. Послушание – важнейшая христианская добродетель, однако и его (послушание) необходимо формировать. Следует помнить, что дисциплина отражает прежде всего отношения между людьми. В данном случае идет речь и об отношении учителя и ученика. У С.И. Миропольского мы находим очень важный совет учителям: лишь в ежедневном общении учитель не только узнает ребенка, не только может воспитать его, но и сам совершенствуется. «Мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас», – неоднократно повторял педагог. Зная работы Я.А. Коменского, С.И. Миропрольский давал советы педагогам: учитывать индивидуальные особенности личности ребенка.
В работе «Учебник дидактики» С.И. Миропольский выделяет целый раздел, посвященный вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях детей. Он не идеализирует природу ребенка и утверждает, что «детскому возрасту свойственны некоторые недостатки: необдуманность, забывчивость, беспечность, шаловливость, нетерпение, рассеянность, склонность к преувеличению, болтливость. При хорошем воспитании все эти недостатки легко исправимы…». И наряду с такими недостатками он называет и, по его мнению, порочные: «божба при всяком случае, употребление грубых, бранных слов, нескромность, жестокость к животным, привычка издеваться над другими и давать прозвища и клички, присвоение чужой собственности, неуживчивость,
ложь, злорадство и зависть – это уже порочные наклонности» [6, с. 1415]. При этом он подчеркивал, что ребенок получает именно в семье и добрые и дурные склонности. С самого раннего детства ребенок учится у родителей, в семье трудиться, думать, чувствовать, относиться к другим людям. Отсюда и задача нашей школы развивать добрые наклонности ребенка, направлять и исправлять порочные.
Для С.И. Миропольского знание учителем ребенка – обязательное
требование, следование которому обеспечит успех в работе педагога. Необходимо и в обучении и воспитании уметь соизмерять и содержание, и способы обучения с личностью ребенка, с его возможностями, со степенью его развития и восприимчивости. Учитель обязан приспособить воспитание и обучение к природным способностям ребенка. Как видим, эта позиция педагога об адаптивности учебно-воспитательного процесса актуальна сегодня.
Небезынтересна следующая мысль С.И. Миропольского: чем больше опыт, чем глубже вникает педагог в свою работу, тем в большей степени он испытывает потребность в знании. По его убеждению, тот не учитель, кто стоит на месте, «тот не может вести другого». А это значит, что учитель тогда учитель, когда он работает над собой. И он дает совет молодому педагогу вести дневник своих наблюдений, записывать свои успехи и неудачи, что, безусловно, поможет ему проанализировать и свою деятельность, и деятельность своих учеников. Эта потребность каждого учителя в рефлексии позволит ему определить свой стиль работы, наметить перспективы, приобрести достойный и столь необходимый опыт для педагогической деятельности. Но главное, о чем постоянно напоминает С.И. Миропольский, – это любовь к детям: «Одна любовь может труд воспитания обратить в наслаждение» [1, с. 173].
Не мог обойти вниманием С.И. Миропольский вопрос о содержании обучения и называет обязательные предметы изучения в школе: Закон Божий, церковное пение, русская и церковно-славянская грамота, чистописание, счисление, начальные сведения из отечественной географии и истории. А в содержании образования выделяет воспитательные элементы обучения.
Таким образом, С.И. Миропольский в своих трудах, обосновывая важность всеобщего образования и создания народной школы, доказывает необходимость единства интеллектуального, нравственного и духовного воспитания, которое он рассматривает в христианской парадигме и ориентирует на понимание ценности Бога и человека.


Список литературы
1. Миропольский С.И. Задачи, планы и основы устройства нашей родной школы. СПб., 1884.
2. Миропольский С.И. Идея воспитывающего обучения в применении к народной школе // Журн. мин-ва народного просвещения . – 1871. – Ч.153. – С.125.
3. Миропольский С.И. Наша педагогическая литература // Журн. мин-ва народного просвещения. – 1870. – Ч.150. – С.89.
4. Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. – СПб., 1910.
5. Миропольский С.И. Теория и практика в воспитании // Журн. мин-ва народного просвещения. – 1871. – Ч.153. – С. 1–29.
6. Миропольский С.И. Учебник дидактики. – СПб., 1895.
7. Миропольский С.И. Учитель народной школы, его призвание, значение, цели и условия его деятельности в воспитании и обучении детей. – СПб., 1890.
8. Миропольский С.И. Школа и государство. Обязательность обучения в России. – СПб., 1876.

Источник: Е.В. Болонкина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.