Реформы профессионального образования: оценки и перспективы развития

Наука » Педагогика
Реформам национальной системы образования исполнилось 11 лет. 29 августа 1997 года была принята новая редакция Закона Республики Узбекистан «Об образовании и Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров». Сама по себе, продолжительность реформы – явление неординарное, если вспомнить, что большинство реформ в сфере образования, предпринимаемых государством во второй половине прошлого столетия, завершались через несколько лет. Как правило, подводить итоги очередной реформы, было не принято, потому что следующая реформа должна была коренным образом изменить, то, что было сделано до этого. Цель настоящей статьи, как следует из ее названия, попытаться оценить не столько ход реформы или ее итоги, сколько обобщить опыт реформирования системы профессионального образования в аспекте того, в какой мере научные идеи реформирования трансформировались в политические установки, управленческие решения и стали достоянием практики.
Главный итог реформы профессионального образования можно сформулировать достаточно однозначно: средним специальным, профессиональным образованием охвачено более 90 % выпускников основной школы (9 классов). Другими словами, общедоступность и обязательность профессионального образования в республике реально достигнута.
Что же касается итогов реформы, которые можно поставить в заслугу отечественной педагогической науке, то можно утверждать, что за годы реформ сформировалась теоретико-методологическая основа развития системы профессионального образования.
С чего начинались реформы?
Пять лет (1992–1997), предшествующих реформам, понадобились для того, чтобы, изучив мировой опыт реформирования профессионального образования, обобщив богатый отечественный опыт, выработать научную концепцию реформирования.
Как известно, наиболее общим теоретико-методологическим документом, регулирующим управленческую деятельность на уровне национальной системы образования, является концепция. Концепция – это теоретическая идеальная конструкция для обозначения ведущего замысла.
Концепция развития национальной системы образования была
сформулирована в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О разработке Национальной программы по подготовке кадров» № 99-ф от 10 марта 1997 года. В концепции реформирования национальной системы образования сформулированы отправные направления реформ, определены стоящие задачи и намечены основные направления их решения с указанием основных этапов, промежуточных целей и требуемых ресурсов.
В основание разработки концепции развития национальной системы образования, положена идея национальной независимости, которая получила весьма существенную проработку в аспекте миссии образования. В гораздо меньшей степени удалось воплотить в концепции идеи современных механизмов организации образовательных систем и способов их функционирования и развития, в частности, закономерности функционирования образовательной системы, механизмы регулирования взаимодействия ее структурных элементов и их взаимосвязи. Объясняется это несколькими причинами: во-первых, слабостью отечественной теоретической базы для подобных разработок, а, во-вторых, плохой адаптируемостью западных моделей к реалиям национальной образовательной системы.
Каковы же концептуальные положения, которые являются теоретической основой построения Национальной модели подготовки кадров?
Основная идея Национальной программы по подготовке кадров состоит в том, чтобы, инвестируя средства в систему профессионального образования, целенаправленно сформировать человеческий капитал такого объема и качества, который позволил бы создать экономику, отвечающую современным вызовам.
Система образования органически связана с фундаментальными основами общественного устройства, его социальноэкономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Отношения между образованием и обществом диалектичны. С одной стороны, система образования должна соответствовать структуре общества, с другой – подготовка к миру труда молодежи является предпосылкой для изменения общественных отношений в будущем.
Под социальным развитием понимается, в широком смысле, вся совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в обществе, в узком смысле – развитие социальной сферы, или сферы общественных отношений. Закономерности социального развития выражают устойчивые связи между различными социальными общностями и разными сферами жизнедеятельности; они выступают и проявляются как тенденции практической деятельности людей, гармонизирующие их различные социальные интересы.
Социальное развитие может происходить в различных формах. Интерес представляет такая форма развития, как социальная реформа – радикальное управляемое изменение социальноэкономической парадигмы общества, как правило, с помощью новых законодательных актов. В процессе социальных реформ происходит расширение сферы регулируемых и направляемых обществом и государством социальных процессов, преодоление накопившихся социальных противоречий и диспропорций.
Реформы в сфере образования преследуют пять основных целей:
1) структурные реформы,
2) реформы содержания обучения,
3) реформирование процедуры сертификации,
4) реформа финансирования и управления системы образования.
5) децентрализация управления.

Реформирование национальной системы образования предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, который бы служил механизмом реализации поставленных задач. Процесс реформирования образования затрагивает, в первую очередь, реформирование содержания образования, а также, организационной структуры и учебно-методического обеспечения.
Реформа организационной структуры образования с неизбежностью приводит к изменению взаимосвязей между отдельными элементами системы, а также к возникновению новых структур. Организационная структура как форма должна следовать за измененным содержанием организации, опираясь на выбранные характеристики с точки зрения соответствия цели и быть лучшим вариантом поддержки инновационных изменений.
Механизм реализации реформ в сфере образования, является крайне актуальной проблемой в рамках теории организации через современное понимание сущности социальной организации.
Социальная организация как динамическая система, состоящая
из определенных элементов, описывается следующими основными характеристиками:
• формой, выраженной в виде определенной структуры;
• содержанием, вскрывающим взаимоотношения элементов системы (связями внутренней и внешней сред организации);
• актуальным состоянием (конкретным соотношением формы и содержания) в определенный конкретный момент времени;
• состояниями, определяющими выбор пути развития системы из множества возможных.
Целевая функция организации (цель) выступает как в качестве элемента, так и качестве ведущей характеристики. Утрата целевой функции приводит к исчезновению организации как сущности, в то же время, при утрате иного элемента жизнеспособность организации сохраняется.
В аспекте целеполагания принципы функционирования и развития системы обозначают границы должных её состояний в процессе развития. Несоответствие функционирования системы образования хотя бы одному из принципов государственной политики означает пересмотр всей системы целей.
Различают два основных подхода в процессе целеполагания: формальный, при котором целью является достижение определенного уровня развития системы профессионального образования по одному или нескольким параметрам (например, внешняя или внутренняя эффективность). При этом предполагается, что все субъекты образовательного процесса действуют только рациональным, заранее известным способом. Социальный подход учитывает множественность и неупорядоченность целей образовательной системы. В основе выбора цели в данном случае лежит множество факторов (привычки, мнения, отношения, стереотипы и др.). Человеческий фактор является среди них главным. Человек как субъект отношений сопоставляет имеющийся набор целей с изменением собственных потребностей, постоянно обновляя его, стараясь таким способом адекватно реагировать на происходящие изменения социально-экономической среды. При этом, безусловно, значительно усложняется формализация критериев оценки функционирования и развития системы профессионального образования.
Тем не менее, можно очертить общие рамки целеполагания для образовательных систем:
• цель системы может быть равна или быть частью цели системы более высокого уровня иерархии или общества в целом (качество);
• цель должна строго соответствовать объективным социально-экономическим потребностям, но не выше внутренних возможностей самой образовательной системы, в том числе и потенциальных (количество);
• образовательным системам свойственны консервативность и инерционность поведения. В результате, как правило, цели устанавливаются с большой оглядкой на весь комплекс окружающих условий и прошлый опыт.
Анализ структурных характеристик социальных организаций позволяет вскрыть, наряду с происходящими в таких системах изменениями, такие характеристики, которые в результате этих изменений остаются относительно неизменными. Помещая модель организации в определенное внешнее окружение, удается, вопервых, понять свойства организации, которые изменяются или, напротив, сохраняются в процессе развития организации. Во-вторых, установить некую структурную определенность и соотнести конкретные функции организации с определенной степенью нарушения в структуре организации.
Экспериментировать на практике, применяя различные управленческие воздействия и изучая реакцию организации, практически никогда не представляется возможным. Тут на помощь приходит моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях. Наличие моделей и механизмов управления привлекательно, как с точки зрения субъекта управления – так как позволяет предсказать поведение управляемых субъектов, так и с точки зрения управляемых субъектов – так как делает предсказуемым поведение субъекта управления. То есть, снижение неопределенности за счет использования механизмов управления является одним из существенных свойств организации как социальной системы.

Основой социальных моделей является элементарный структурно-функциональный элемент, который является формообразующей основой организации. Сама же организация может быть представлена моделью, состоящей из определенного количества подобных структурно-функциональных элементов.
Характеристики, определяющие сущность и специфику модели организации, могут быть описаны посредством взаимосвязей элементов, на основе которых конструируется данная модель. Определенный набор элементов представляет диалектическое единство формы и содержания, являясь в определенной степени приближения, моделью реально существующей организации.
В теории организации рассматривается довольно большое число моделей организаций, соответственно, предложено множество типологий организаций. Такие классификации различными исследователями выстроены по разным критериям. Невозможность построения единой классификации организаций, и тем более, универсальной, обусловлена наличием множества моделей различных как по набору элементов, составляющих организацию, так и по взаимосвязи элементов, характеризующих конкретную организацию.
Сложность построения любой модели организации заключается в том, что социальная организация, прежде всего, является динамической системой. Именно эту характеристику организации невозможно отобразить в статичной модели. Лишь описательная и математическая модели организации в определенной степени помогают ослабить это противоречие.
Модель, являясь своеобразным инструментом, обеспечивает методологические подходы к регулированию отношений основных субъектов организации. Логика связей элементов и характеристик, составляющих модель, позволяет в определенной степени реализовать метод имитационного моделирования с использованием информационных технологий.
Существует определенная закономерность в структурнофункциональной универсальности организаций. Такая универсальность позволяет строить семейство моделей социальных систем. Основой построения моделей явилась концептуальная модель организации. Алгоритм построения концептуальной модели организации, позволяет с определенной долей допущения представить не только структурно-логическую композицию организации, но и отобразить логику ее динамических характеристик.
Отличительным признаком «матрешечных» структур является то, что каждый из элементов содержит в себе общую структуру. Это является важным при детальном рассмотрении организационных взаимодействий структурных элементов. В динамическом процессе управления элементы организационных структур похожи друг на друга, но каждый имеет свою задачу и формирует внутренние и внешние отношения. Из-за многообразия возможных решений отдельных проблем элементы, имеющие идентичные цели, могут быть по-разному структурированы внутри общей структуры. Элементы могут преобразовываться возникать вновь и распадаться, при этом целевая функция, которая складывается из целей элементов, не содержит противоречий и должна служить для достижения общих целей организации.
Таким образом «матрешечная» модель организации позволяет описать различные варианты поведения системы, то есть получить модели состояний организационной структуры в зависимости от заданных параметров.
Использование концептуальной модели организации позволяет вскрыть определенные закономерности в социальной организации – ее универсальную структурно-логическую сущность, соотношение формы и содержания.
Адаптируя полученную концептуальную модель социальнойmорганизации, опираясь на определенные закономерности, выявленные при исследовании данной модели, можно указать типологические модели организаций:
I тип (консервативная организация) характеризуется устойчивостью, жесткой иерархической структурой, управляемостью, консерватизмом и инерцией в развитии.
II тип (развивающаяся организация) характеризуется открытостью, способностью к адаптации, гибкостью связей и отношений и как вне, так и внутри организации, что определяет ее способность к изменениям.
Такое деление организации является условным, но достаточно устойчивым в современном понимании особенностей социальных
организаций.
Таким образом, структурно-логическая модель организации представляет собой диалектическое единство четырёх компонентов:
1. Форма организации (состав, структура). Форма организации определяется наличными и потенциальными ресурсами внешней и внутренней среды организации.
2. Содержание организации (цель, миссия). Содержание организации определяется целевой функцией, задаваемой внешней средой организации.
3. Актуальное состояние организации (соответствие формы и содержания). Актуальное состояние организации определяется степенью упорядоченности ее элементов в соответствии с целевой
функцией организации.
4. Направление развития организации (возможные состояния).

Общее и особенное в этапах создания и развития двух выделенных типов организаций. В исходном состоянии создания организации (фаза I) сущность организации является характеристикой вероятностной, т. е. организация находится в состоянии неопределенности. При этом, реальная организация, как правило, либо формируется из элементов внешней среды, либо возникает в процессе реорганизации подобной организации, либо из своего предыдущего состояния.
Принципиальное различие консервативной и развивающейся организации связано с переходными состояниями из одной фазы в другую. Переход организации из первой фазы в следующие есть переход системы из некоторого неопределенного состояния в новое, задаваемое целевой функцией. В случае создания консервативной организации это новое состояние характеризуется заданием формы организации (распределением ресурсов), считая, что содержание полностью определено целевой функцией.
В случае создания развивающейся организации, ее новое состояние определяется содержанием, которое заключается в целеуказании (декомпозиции целевой функции) и формировании отношений субъектов организации.
Если рассматривать информационную модель этого перехода, то окажется, что консервативная форма организации использует первоначально накопленную информацию. В то же время, развивающаяся организация в процессе целеуказания и формирования отношений субъектов организации накапливает и преобразовывает информацию, которая позволяет судить об актуальном состоянии организации.
По-разному характеризуются состояния рассматриваемых типов организаций и в IV (нисходящей) фазе развития, которая неизбежно наступает для любой организации. Ограниченность ресурсов консервативной организации приводит к тому, что все возможные организационные формы в процессе непрерывной реструктуризации исчерпаны, прирост информации за счет установившихся функциональных связей минимален. Актуальное состояние консервативной организации характеризуется противоречием между формой и содержанием организации. Развивающаяся организация, исчерпав материальные ресурсы, за счет развития отношений субъектов организации наращивает, информацию. Актуальное состояние развивающейся организации характеризуется противоречием между содержанием и формой организации.
Фактическое создание организаций связано с закреплением устойчивых связей, в противовес отсутствию таких связей в начальном состоянии системы. Любое закрепление связей элементов системы, их сохранение связано с устойчивостью системы. Сохранение системы обеспечивается определенной степенью упорядоченности ее элементов.
Следует предположить, что развитие любой организации есть реальное проявление механизмов, которые обеспечивают выбор из
вероятностных состояний таких структур и отношений элементов системы, позволяющих сформировать и закрепить такую организационную форму, которая до определенной степени обеспечивает функционирование и развитие организации.

Реформы профессионального образования: оценки и перспективы развития


Рис. Концептуальная модель развития социальной организации


Исследование концептуальной модели позволяет подойти к пониманию методов и форм социального управления с определенной долей логического обоснования потенциальной возможности и прикладной реализации этих форм и методов.
Элементы верхней половины модели (см. рис.) характеризуют реальное состояние системы, нижней половины – вероятностное состояние системы. Элементы левой половины модели описывают консервативный тип системы, а правая половина модели – развивающийся.
Кроме того, исследуя элементы модели, можно заключить, что верхний левый сектор характеризует модель с точки зрения вероятностных состояний консервативной системы, правый верхний – пространство вероятностных состояний развивающейся системы. Ясно, что изменение-сохранение типа системы в процессе ее эволюции не только возможно, но является главной задачей управления.

Как известно, «управленческая теория – это систематизированное знание об устройстве, повторяющихся связях и процессах в организационных системах, их структурных характеристиках, закономерностях функционирования и тенденциях развития».
Эффективность управления любой социальной организацией
требует, наряду с прочим, понимания структурно-функциональной сущности конкретного объекта управления. Управление национальной системой образования, являясь предметом анализа, может быть рассмотрено как совокупная деятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию. Фактически это означает, что управление образовательной системой должно, прежде всего, быть ориентировано на обеспечение целостности системы, что является залогом ее успешного функционирования и развития.
В то же время, попытки спланировать и организовать реализацию реформы на национальном уровне во всех деталях и аспектах, простроить все возможные взаимосвязи, исходя из того, что управление будет осуществляться из центра, обречены на неудачу, сколь бы они ни были рациональными и научно обоснованными. Следует иметь в виду, что возможности реального управления социальной системой в значительной степени ограничены. Фактически речь может идти только о некотором регулировании и согласовании интересов, о попытках влияния, осуществляемых не столько за счет прямого руководства и директив, сколько при помощи четких механизмов целеполагания.
Эффективная управленческая деятельность возможна только в случае использования специфических механизмов регулирования взаимодействия различных институтов образовательной системы со всеми проявлениями общественной и духовной жизни, так или иначе связанными со сферой образования.
Обеспечение целостности организации возможно только как осуществление баланса внутренней устойчивости и внешней среды организации. Данный баланс реализуется при помощи определенных механизмов, которые являются инструментами управленческой деятельности. Важнейшим механизмом, регулирующим целостность образовательной системы, является деятельность по обеспечению непрерывности образования. Непрерывность образования взаимосвязана с другой важнейшей чертой современного образования: мотивацией индивида на получение образования. Данная тенденция является ведущей для программы ЮНЕСКО по стратегиям развития образования современного десятилетия.

В определенном смысле можно сказать, что если непрерывность образования является выражением объективированного подхода к реализации принципа преемственности, который обеспечивается деятельностью государственных органов управления, то образование длинною в жизнь – это субъективное стремление человека продолжать свое образование, его внутренняя интенция, которая может быть сформирована только при определенных условиях в образовательных учреждениях и при наличии осознания ценности образования в обществе.
Оценка качества образования рассматривается сегодня как
важнейший механизм достижения эффективности образования. Фактически можно говорить о мониторинге качества образования, который должен носить системный характер. Для запуска системы оценки качества образования необходимо наличие представления о критериях качества. Механизм мониторинга и оценки качества образования предполагает необходимость возникновения структур, которые могли бы оценивать качество образования и подготовки специалистов.
Таковы в тезисной форме основные положения, составляющие
теоретико-методологическую основу реформирования национальной системы образования.
В заключение, на основании выдвинутых концептуальных положений, дадим оценку, сложившейся к настоящему времени, национальной системе образования.
1. Функционирование системы образования предполагает высокую степень централизации, что находит свое отражение на всех уровнях и структурах образования. Этот способ организации системы образования соответствует особенностям социальноэкономического развития страны и роли государства в реформировании образования.
2. На уровне формирования содержания образования централизация находит свое воплощение во введении государственных образовательных стандартов (государственных требований) для всех видов образования.
3. Высокая степень централизации обеспечивается моделью управления, которая отвечает целям и задачам функционирования и развития системы образования и сочетает в себе традиционные и современные элементы. К основным характеристикам данной модели управления образованием можно отнести:
• управленческую вертикаль, которая эффективно осуществляет делегирование полномочий и реализацию управленческих задач от центра к периферии системы;
• высокую степень управляемости системы за счет реализации организационно-распорядительных методов управления;
• современные механизмы управления образовательной системой (стандартизация образования, мониторинг и оценка качества образования, тестирования и т. д.).
4. Безусловным достижением системы образования можно считать наличие реальной всеобщности образования и доступности его всем без исключения гражданам страны. Важно и то, что образование носит универсальный характер, что позволяет сформировать молодое поколение, обладающие определенным уровнем духовности, культуры и образованности.
5. Недостатком данной системы управления образовательной системой является консервативность, что в условиях ограниченности ресурсов, может способствовать замедлению реформ. В то же время, инерционный потенциал, заложенный в консервативном типе образовательной системы, может маскировать это замедление.
6. Существующие механизмы планирования численности подготавливаемых в системе среднего специального, профессионального образования специалистов работают недостаточно эффективно. Если исходить из того, что объем предложения должен соответствовать спросу на выпускников профессиональных колледжей, то ситуация, отнюдь, не благоприятна.
Сегодня структура предложения на рынке образовательных услуг среднего специального, профессионального образования не соответствует структуре спроса на рынке труда. Отчасти в этом виновата существующая система планирования приема-выпуска, практически в неизменном виде сохранившаяся с прежних времен – так называемое нормативное планирование. В основу показателей приема кладутся сведения о числе рабочих мест в соответствующих отраслях, планы развития экономики в целом и отдельных отраслей, регионов, предприятий, а также прогнозы потребности в замещении убыли специалистов. При этом предполагается, что система должна обеспечивать выпуск специалистов, соответствующий потребностям общества. По итогам прогнозирования формируются так называемые задания по приему.

Вообще прямое управление структурой выпуска специалистов через спускаемые сверху целевые показатели приема на специальности в рамках современных систем профессионального образования невозможно. Ориентация на спрос означает, прежде всего, что во главу угла ставятся интересы и потребности учащегося. Поэтому одна из важнейших задач управления в рамках такого подхода состоит в том, чтобы помочь им в осуществлении своего права на выбор – именно для этого, в частности, и составляются прогнозы будущего спроса на рынке труда: исходя из них, абитуриенты и учащиеся могут оценивать свои будущие шансы на трудоустройство.


Список литературы
1. Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Вопросы методологии. – 1994 – № 1,2.
2. Алферов Ю. С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–95.
3. Андреев В. И. Реформы систем образования в посткоммунистических странах Европы / В. И. Андреев, В. А. Степанов. – Мн.: НИО, 1996.
4. Громыко Ю. Проектирование и программирование развития образования. – М., 1996.
5. Губарев В.В. Вероятностные модели: справ. в 2 ч. – Новосибирск.:
НЭТИ, 1992. – 422 с.
6. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999.
7. Кусаинов А. Развитие образования: проблемы и перспективы. – Алматы, 2005.
8. Мильнер Б.З. Теория организаций: учеб. – М.: ИНФРА-М, 2004.
9. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. – М.: Мир, 1990. – 221 с.
10. Рашидов Х.Ф. Особенности развития среднего специального, профессионального образования в Узбекистане / АН Республики Узбекистан. – Ташкент: Фан, 2004.
11. Рашидов Х.Ф. Развитие национальной модели подготовки кадров в Узбекистане // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы. – М.,
1999.
12. Реморенко И. Разное управление для разного образования. – СПб., – М., 2005.
13. Солодкая М.С. К единству социального и технического: проблемы и тенденции развития научных подходов к управлению. – Оренбург: ДиМур, 1997.
14. Теория организации и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии): учеб. пособие / под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997.
15. Урсул А.Д. Философия науки и концепция устойчивого развития // Философия науки. – 2000. – № 2.

Источник: Х. Ф. Рашидов
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.