Воспитание нравственности у студентов высших учебных заведений (основные направления, пути решения проблемы)

Наука » Педагогика
В системе непрерывного образования (детский сад, школа, среднее профессиональное образование, вуз, послевузовское образование) вуз призван обеспечить формирование нравственных ценностей студентов на новом качественном уровне, который должен быть обусловлен осознанным восприятием морально-нравственных ценностей, пониманием необходимости самосовершенствования, передачи в дальнейшем усвоенных ценностей подрастающему поколению и сохранению тем самым, культурно-нравственных устоев общества.
В процессе многолетней практической деятельности выявлена необходимость систематизации мер (способов, методов, технологий) педагогического воздействия на студента с целью привития ему нравственного самосознания и необходимых моральных качеств.

Изучив научную литературу по проблеме исследования и опираясь на собственный опыт, мы пришли к выводу, что формирование нравственности должно базироваться на комплексной системе воспитания нравственных ценностей и стать одной из основных и первостепенных задач вузовского воспитательного процесса. Гипотетически акцентуация вузовского процесса на нравственном воспитании должна положительно отразиться и на качестве обучения студентов в целом, поскольку направлена на развитие таких сторон личности, которые стимулируют заинтересованность и стремление преуспеть в профессиональной деятельности. Работы ученых подтверждают данное предположение. В частности, М.Б. Янукян [4], проведя исследование по изучению умственных характеристик студентов экспериментальной группы, с которыми была проведена работа по формированию нравственных качеств средствами лингвистических дисциплин, отмечает возрастание их интеллектуальных способностей по сравнению со студентами контрольной группы.
Большинство ученых, занимающихся вопросами формирования нравственности студентов высших учебных заведений, используют
один или несколько способов достижения поставленной цели. В одних случаях – это разработка специальных лекционных курсов, в других – включение определенного материала в федеральный компонент читаемых дисциплин, направленных на воспитание духовнонравственных ценностей, таких как философия, история, культурология и педагогика. Не ставя под сомнение важность и некоторую результативность этих методов, хотелось бы отметить низкую их эффективность. По нашему мнению, только комплексность и системность педагогического подхода к воспитанию нравственных качеств помогут решить задачу формирования полноценно развитой нравственной личности в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Данный вывод подтверждают и примеры из мировой педагогической практики. В частности, в работе А.Е. Кочкиной [1] анализируется восточная система воспитания нравственности, которая сравнивается с системами, существующими в западных странах. По мнению исследователя, для особого «восточного» типа культуры характерно поддержание и сохранение культурных норм, ценностей, обычаев, традиций, приемов и средств воспитания, что отличает восточную культуру от культур так называемого «европейского» или
«западного» типа, для которых характерна смена народного мышления, отрицание ценностей предыдущей эпохи, а это напрямую связано с процессами нравственного воспитания [1]. В качестве примера А.Е. Кочкина указывает европейские эпохи: Античность, Средние века, Ренессанс, Просвещение, современная – каждая из
перечисленных эпох выдвигала свои ценности, культурные нормы и ориентировала на них подрастающее поколение.

В педагогической теории проблема нравственного воспитания предстает как одна из сложнейших проблем, поскольку она не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь за определенный отрезок времени с помощью конкретных средств, а является высшей целью человеческой деятельности, идеалом, регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения [1].
Понятие «нравственность», по мнению А.Е. Кочкиной, может трактоваться как нравы (практикуемые формы поведения), как мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой и на уровне её
общественных проявлений. Ценности, идеалы, нравственные нормы, выступающие в нравственном воспитании в качестве культурною образца, детерминируют мотивацию и являются регуляторами поведения, поэтому оценивать уровень нравственности личности следует по тому, как нравственные качества проявляются в социальной практике [1].
В странах западной культуры доминирующим видом ее трансляции принято считать просветительскую традицию. В теории и практике нравственного воспитания США, Канады и стран Западной Европы реализуется идея «ценностного воспитания» как задача формирования у учеников способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей, созданию нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах [1].
В странах восточной культуры на первое место выступают патерналистская и коммунитарная традиции. В Японии воспитание ориентировано на закрепленные культурой образцы поведения, воплотившие в себе представления о нравственности. Данные образцы проверены социальной практикой и соответствуют традиционным представлениям о добре и зле. Такой тип нравственного воспитания гармонично реализуется при непосредственной
трансляции нравственных навыков поведения от учителя к ученику. Способами освоения нравственности выступают подражание учителю, освоение образцов нравственного поведения и их последующая
имитация [1].
Описывая систему нравственного воспитания, А.Е. Кочкина отмечает ее присутствие во всём многообразии социальной деятельности [1], она дифференцирует основные европейские и восточные
нравственные традиции, выделяя группы качеств, присущих для одной и другой культур. Для европейской педагогической традиции характерно представление о «вечных» общечеловеческих понятиях
нравственности. Главными чертами, характеризующими нравственную личность, являются: совесть, справедливость, порядочность, доброта, патриотизм, гражданская ответственность, трудолюбие, честность, гуманность, коллективизм, бережливость, скромность,
дисциплинированность, приверженность принципам демократического, гуманного общества.

Основными критериями моральной воспитанности в «восточной» системе воспитания являются: безыскусность, выдержанность, скромность, застенчивость, стыд (совестливость), высокая терпимость, сдержанность до скрытности, доброжелательность, дисциплинированность, трудолюбие, эмоциональная сдержанность, молчаливость, скромность, застенчивость, повышенная (с точки зрения европейцев) вежливость.
А.С. Кривенкова, анализируя структуру нравственной культуры, обращает внимание на взаимосвязь содержательного, мотивационного и процессуального компонентов в деятельности, формирующей морально-этические ценности [2]. По ее мнению, содержательный компонент позволяет разбираться во всем многообразии нравственных знаний, а также ориентирует на нравственную деятельность, тем самым развивая нравственное сознание личности. Мотивационный компонент характеризует отношение человека к данному личностному образованию, наличие потребности в личностном саморазвитии, самореализации в профессиональной деятельности, а также движущие их мотивы, целевые установки, ценностные ориентации. Процессуальный (поведенческий) компонент нравственной культуры отражает полноту включенности в повседневную жизнедеятельность человека моральных норм, принципов, ценностей, нравственных качеств и их проявление в действиях, поступках и поведении.
В целях эффективной работы по формированию нравственных качеств у студентов мы разработали и внедрили систему, направленную на решение поставленной задачи. Она опирается на общепедагогические принципы, соотнесенные с закономерностями
образовательного процесса (по П.И. Пидкасистому) [3]:
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
(направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности);
• принцип научности содержания и методов учебного процесса
(отражает взаимосвязь с современным научным знанием);
• принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры опыта деятельности (придает системный характер реализуемой деятельности);
• принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности при руководящей роли педагога;
• принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
• принцип доступности обучения;
• принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил;
• принцип связи обучения с жизнью;
• принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы [3].

Кроме того, выстраивая систему формирования нравственных качеств студентов вузов, мы также опирались на основные принципы воспитательной деятельности, разработанные учеными в качестве положений, вытекающих из цели и природы воспитания (П.И. Пидкасистый) [3].
1. Ориентация на ценности и ценностные отношения означает постоянство профессионального внимания педагога к разворачивающимся в действиях эмоциональным реакциям, словам и интонационной окраске отношения воспитуемого к социальнокультурным ценностям – человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека (добру, истине, красоте).
2. Принцип субъектности заключается в том, что педагог активизирует, стимулирует стремление обучаемого к саморазвитию, самосовершенствованию, содействует развитию его способности
осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы.
3. Принцип целостности предполагает целостность воспитательного воздействия на объект [3].
Немаловажными являлись также следующие принципы: целенаправленности педагогического процесса, принцип опоры на положительное в человеке, сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.
Кроме общих закономерностей и принципов педагогического и воспитательного воздействия, разработанная система опиралась на сензитивность периода для развития и формирования нравственных качеств молодых людей, а главное, на возможность осознанного принятия нравственных ценностей. Очевидно, что именно в этот возрастной период формируется большинство относительных категорий человеческого сознания в его осмысленной составляющей.

Список литературы
1. Кочкина А.Е. Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания (на примере Японии): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Карачаевск, 2005.
2. Кривенкова А.С. Становление нравственной культуры курсантов в образовательном процессе военного вуза (на примере ин-та ФСБ России пограничного профиля): автореф. дис. … канд. пед. наук: специальность 13.00.01 Общ. педагогика, история педагогики и образования, 2007.
3. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя, 1999.
4. Янукян М.Б. Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингв. дисциплин): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Пятигорск, 2004.

Источник: И. П. Мирошниченко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.