Опыт взаимодействия сПБ БСМЭ с правоохранительными органами города

Наука » Медицина » Судебная медицина
Одной из важных организационных форм работы любого судебно-медицинского экспертного учреждения является развитие и поддержание эффективного уровня взаимодействия с правоохранительными органами региона обслуживания (прокуратурой, следственным комитетом, ГУВД, судами, нарко-контролем и др.).

Со стороны БСМЭ важными направлениями взаимодействия являются: оказание консультативной помощи и развитие форм деловых контактов с правоохранительными органами, имеющих целью выявление, устранение и предупреждение недостатков при назначении судебно-медицинских экспертиз, а также при участии врачей-специалистов в области судебной медицины в различных следственных действиях.

С 1995 года в Бюро была создана и размещена группа специалистов экспертно-криминалистического центра при ГУВД, для сбора идентификационной информации по поступившим в судебно-медицинский морг СПб неизвестным (неопознанным) трупам. Сбор идентификационной информации проводится совместно с экспертом Бюро, производящим исследование трупа в секционной морга, это позволяет собрать максимальное количество информативных индивидуальных данных. Полученная информация обрабатывается и в кратчайшие сроки передается в соответствующие правоохранительные органы и Бюро регистрации несчастных случаев при ГУВД СПб.

С 2006 года в СПб ГУЗ БСМЭ взят курс на создание при учреждении «Информационно-аналитического центра».

Создание информационно-аналитического центра является актуальной задачей с точки зрения получения оперативной информации о назначенных экспертизах (исследованиях) сотрудникам правоохранительных органов. Это приведет к улучшению контроля и сокращению сроков предварительного расследования, к экономии рабочего времени следователей.

Анализ криминальной обстановки, выявление серийных преступлений, в том числе и убийств, на постоянной основе не всегда проводится достаточно эффективно. База экспертных данных Бюро может и должна быть использована для аналитической работы правоохранительных органов (регистрация и оценка повторяющихся случаев убийств, причин смерти и проч.).

Помимо указанных целей необходимость создания информационно-аналитического центра носит выраженный социальный характер, особенно для условий многомиллионного города. Бюро судебно-медицинской экспертизы является единственным судебно-медицинским учреждением Санкт-Петербурга, имеющим кроме основной базы экспертные участки во всех частях города. Объем ежедневного поступления трупов, пострадавших живых лиц и других экспертиз, и исследований исчисляется тысячами. В связи с отсутствием в СПб (в т.ч. и в БСМЭ) справочной службы, население города испытывает большие трудности в получении информации об умерших родственниках или о пропавших гражданах.

Ежегодно в морги БСМЭ поступает более 3500 трупов неизвестных лиц. Вопрос опознания этих трупов до настоящего времени не решен в полном объеме, а процесс его требует улучшения. Значительная часть из них остается неопознанными, а информация о проведенной процедуре опознания не всегда передается в полном объеме в СПб ГУЗ БСМЭ. Это ведёт к тому, что часть граждан так и числятся по журналам регистрации неизвестными. Такое взаимодействие значительно осложняет и делает неверным учет трупов неизвестных лиц, а в дальнейшем — выдачу справок по этим трупам.

Существующая в настоящий момент процедура опознания является психологически неадекватной и не отвечает современным требованиям и нуждается в реформировании с учетом развития современной техники (замена визуального опознания тела опознанием с помощью компьютера и фотографий). При создании центра улучшится информированность населения о поступлении и выдаче тел покойных. Кроме того, это значительно облегчит процесс опознания трупа в установленные законом 14-дневный срок (ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст. 8). В настоящий момент этот пункт закона в большинстве случаев нарушается правоохранительными органами, что приводит к скоплению незахороненных трупов в помещениях морга, создаёт трудности в его работе, формирует неблагоприятные условия для деятельности персонала и служит потенциальным источником возникновения инфекций (например, туберкулеза и др.).

Для решения вышеуказанных проблем необходимо реорганизовать работу «Бюро регистрации несчастных случаев» (БРНС) при ГУВД, совместить базы данных БРНС и СПБ ГУЗ БСМЭ с открытием к ним доступа для работников прокуратуры и следственного комитета.

Следовательно, в качестве конкретных задач Информационно-аналитического центра должно быть решение следующих вопросов:

1. Информирование по телефону населения СПб и области о поступлении

и наличии в судебно-медицинских моргах тел запрашиваемых лиц, факте их исследования, дате и местах их захоронения и др. (необходимо несколько телефонных линий, многоканальная аппаратура, несколько обученных операторов и проч.).

2. Информация по телефону сотрудников правоохранительных органов по тем же вопросам, а также дополнительно по другим процессуальным моментам экспертных исследований (наличие алкоголя, наркотиков, повреждений по специальной связи ГУВД), сроках выполнения экспертиз, возможности их получения и др.

3. Оперативное информирование соответствующих (по территориальному расположению моргов) правоохранительных органов о факте, дате и времени поступления в морги Бюро тел умерших, доставляемых машинами скорой медицинской помощи (которые сами такую информацию не передают).

4. Информирование территориальных правоохранительных органов о факте поступления в базовый морг Бюро тел умерших в стационарах, но без полной информации в истории болезни о паспортных данных умершего и месте жительства.

5. Оперативное информирование правоохранительных органов о выявлении повреждений и факте насильственной смерти по результатам исследований тел «скоропостижно умерших».

6. Полноценное и своевременное информирование о случаях поступления неопознанных тел, а также результатах их последующего опознания (в том числе по уголовным делам следственного комитета при прокуратуре).

7. Осуществление информационного обеспечения многочисленных вопросов, возникающих при организации захоронения за государственный счет неопознанных тел, а также трупов лиц, не имеющих родственников, и в случаях, когда родственники отказываются от выполнения своего гражданского долга по захоронению.

8. Организация приема родственников пропавших без вести, для показа им фотокартотеки (видеоматериалов) неопознанных трупов.

9. Выдача официальной информации по запросам учреждений при производственной травме, в страховых случаях, военкоматам и проч. (по согласованию со следствием).

10. Осуществление постоянно востребованной и имеющей тенденцию к увеличению работы по выдаче копий уже выданных экспертных документов (утраченных по различным причинам или при возникновении необходимости в их дубликатах по другим причинам). Данный вид деятельности складывается из поиска в базах данных запрашиваемых документов, поиск архивных копий, их ксерокопирование, проверка и выдача под роспись.

Решить правовой статус, вопросы финансирования, определить порядок взаимоотношений со следствием и гражданами Санкт-Петербурга.

При решении всех указанных вопросов необходимо строгое соблюдение требований Законов и процессуальных требований о выдаче дозированной информации с целью предупреждения разглашения тайны следствия. Силами только одного медицинского учреждения с данной комплексной проблемой не справиться: ни по её объемам; ни по её социальной значимости и напряженности; ни по требованиям оперативности, а также с точки зрения соблюдения процессуальных норм. Поэтому, на первом этапе создания «центра» следует детально решить его правовой статус, вопросы финансирования, чётко определить порядок взаимоотношений со следствием и гражданами Санкт-Петербурга.

Настоящая инициатива СПб ГУЗ БСМЭ нашла понимание и поддержку в прокуратуре города и в управлении следственного комитета. На расширенных заседаниях с участием всех заинтересованных структур концепция создания центра получила одобрение и поддержку.

Первым реализованным этапом на пути создания такого центра явилось прикомандирование в 2008 г. к Бюро на постоянной основе представителя следственного управления следственного комитета при прокуратуре города. Для него на базе Бюро был создан специальный оборудованный оперативной связью кабинет. К должностным обязанностям этого сотрудника относятся:

- своевременное выявление трупов с признаками насильственной смерти;

- ведение статистики по выявленным криминальным трупам;

- ежедневные доклады руководителю отдела криминалистики о состоянии дел;

- ежемесячное представление сведений в отдел процессуального контроля обо всех трупах с насильственной смертью;

- уведомление районов обо всех поступивших трупах с признаками насильственной смерти;

- контроль за своевременностью получения следствием результатов по проведенным экспертным исследованиям, уведомление районов о результатах вскрытий;

- контроль за правильностью назначения и сроками проведения экспертиз, уведомление районов об их готовности;

- оперативная связь со следователями и экспертами (горячая телефонная линия);

- ежедневная работа с дежурным отделением БСМЭ, получение оперативной информации с мест происшествий;

- выезды в районы, на места происшествий;

- контроль за работой следователей (своевременность возбуждения уголовных дел, назначение экспертиз).

Таким образом, представитель следственного отдела при прокуратуре города имеет возможность сбора данных о поступлении трупов с «криминальным» характером смерти со всех районов города: получение предварительных сведений от судебно-медицинского эксперта (по окончании секционного исследования трупа) с передачей необходимой оперативно-розыскной информации районным следственным органам.

Более чем годичный опыт работы представителя следственного отдела при прокуратуре города на базе СПб ГУЗ БСМЭ свидетельствует о плодотворности такой формы взаимодействия с правоохранительными органами и наличии перспектив его развития в дальнейшем.

Вместе с тем, в решении ряда вопросов при взаимодействии экспертов бюро и следственных органов имеются ряд нерешенных проблем:

- продолжают иметь место недостатки оформления направляемых следствием в Бюро документов; не отработана единая форма направлений на судебно-медицинское исследование трупа с кратким указанием обстоятельств происшествия (что мешает эксперту адекватно ориентироваться по объёмам назначаемых лабораторных методов исследований);

- вопросы, ставящиеся на рассмотрение эксперта, порой носят шаблонный характер (напечатанные заранее, без учета вида травмы и конкретных обстоятельств происшествия,что затягивает сроки выполнения экспертных заданий и увеличивает финансовые затраты Бюро на проведение назначенных исследований);

- не решен организационный вопрос об ответственности при передаче трупа от правоохранительных органов специализированной службе, осуществляющей доставку трупа в морг (как объекта для судебно-медицинского исследования);

- сроки решения вопроса о признании одежды, поступившей с трупом, вещественным доказательством иногда значительно растянуты по времени;

- получение разрешений от правоохранительных органов на погребение невостребованных трупов в установленные законодательством сроки вызывают значительные трудности, что увеличивает сроки хранения невостребованных трупов, а также негативно влияет на возможности оптимальной организации выполнений экспертных заданий.

Источник: БСМЭ, г. Санкт-Петербург.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.