ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Наука » Экономика
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, общая сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая и начисленные на все суммы проценты). Образуется в результате развития отношений государственного кредита, при которых государство может выступать как в роли заёмщика, так и в качестве кредитора. Если государство занимает деньги, его кредиторами становятся банки, корпорации, правительственные ведомства, страховые компании и частные (физические) лица. Однако государство может кредитовать (давать взаймы); в этом случае заёмщиками могут выступать региональные или местные органы власти, а также корпорации и предприятия. В системе международного государственного кредита государство также может выступать и заёмщиком, и кредитором - но по отношению к другим государствам.

Часто в качестве синонима термина "государственный долг" употребляется понятие "национальный долг". Иногда значения этих терминов (напр., в Великобритании) совпадают, однако в большинстве случаев это разные понятия: национальный долг ("долг страны") может включать сумму задолженности государства (т. е. долги министерства финансов и государственных учреждений) и долги региональных правительств и местных властей, а также частных корпораций и физических лиц и др.; поэтому в случаях, когда употребляется термин "национальный долг", необходимо уточнять конкретный состав включаемых в него видов задолженности.

Государственный долг в зависимости от рынка его размещения и от получаемой валюты делится на внутренний (размещаемый в границах государства среди отечественных физических и юридических лиц) и внешний (размещаемый в других странах). Размещение долга обычно означает продажу различных ценных бумаг внутри страны или за её пределами. Сумма долга формируется из средств, получаемых государством или его ведомствами от покупателей ценных бумаг при первоначальной их продаже (на "первичном" рынке) или в дальнейшем при реструктуризации долга и др. операциях. Бумаги внутреннего долга могут быть проданы частным лицам, предприятиям, фирмам, государственным организациям, банкам и т. п.

Государственные бумаги по внешним займам могут купить (держать) правительства или государственные и частные банки других стран и т.п. Доля внешней задолженности в общей сумме государственного долга обычно составляет значительно менее половины, иногда внешняя задолженность может вообще отсутствовать.

Помимо размещения прямых займов государство может также выступать в качестве гаранта займов для национализированных и др. предприятий, для экспортных и др. операций с целью поддержки или стимулирования работы отдельных предприятий и отраслей, необходимых для нормального хозяйственного развития страны, для поддержания национальной экономической безопасности и для иных нужд. При этом государство берёт на себя риск неплатежа основной суммы и процентов по долгу; государственная гарантия считается на кредитном рынке первоклассным обеспечением, она может рассматриваться как разновидность скрытого, или потенциального, государственного долга.

Государственные займы, особенно в странах с нестабильной финансовой системой, могут быть не только денежными, но и натуральными, напр, сахарными, хлебными; их использование встречается редко, погашение производится или в натуральной форме, или по рыночной цене сахара или хлеба, изменившейся с момента размещения займа иногда во много раз. Таким способом средства займа гарантируются от обесценения в условиях быстрой инфляции.

Государственные займы делятся также на процентные и лотерейные. Держатели процентных займов получают по своим бумагам (напр., облигациям) ежегодный твёрдый доход по фиксированной ставке. Держатели лотерейных ("выигрышных") займов получают всю сумму дохода по облигации, иногда намного превышающую её номинальную стоимость, в том случае, если она "выигрывает" в ходе специальных регулярных розыгрышных тиражей; однако выигрыш выплачивается только на "выигрышную" часть облигаций, остальные могут длительное время не приносить никакого дохода. Чаще всего используются процентные ценные бумаги государственных займов - держателю они дают меньший, но гарантированный доход, а государству выгоднее платить заранее обусловленную сумму в точно известное время.

Принято различать текущий и капитальный государственный долг. Срок платежа по текущему долгу наступает обычно в текущем или в следующем финансовом (бюджетном) году; к капитальному долгу относится та часть государственного долга, по которой срок платежа ещё не наступил и не наступит в ближайшем будущем.

Как правило, государственный долг возникает в результате появления дефицита государственного бюджета. Когда налоговых и др. поступлений не хватает для финансирования растущих расходных потребностей государства, оно обращается к внутренним и внешним рынкам ссудного капитала за заёмными средствами. Такая необходимость возникает, напр., в периоды ведения войн или крупномасштабных военных действий, всегда требующих значительных государственных затрат. Другая наиболее частая причина возникновения хронического бюджетного дефицита и роста государственного долга - разлаженность внутренней экономики, проведение нерасчётливой, непоследовательной, плохо обоснованной экономической политики. Декларировать кейнсианские теоретические установки (см. Кейнсианство) и следовать им при объяснении причин роста государственного долга было бы неправильно: кейнсианская теория действительно призывает не опасаться бюджетных дефицитов при спадах в экономике, однако при этом имеется в виду компенсация возникающей задолженности государства в годы наступающего затем экономического роста, когда сальдо государственного бюджета становится положительным в результате того, что растущая экономика приносит больше налоговых доходов государству, а потребности в государственных расходах, особенно социального характера, уменьшаются.

В частности, по такой схеме развивалась ситуация с государственным долгом США, который к концу 1990-х гг. достиг 5,6 трлн. долл., приблизившись к 70% ВВП США. Государственный дож накапливался в США с 19 в., когда в связи с различными войнами расходы федерального правительства временами резко возрастали (хотя по окончании военных действий власти делали попытки "очистить" федеральные финансы от долговых обязательств, оплатив основную сумму долга и накопившиеся проценты). Значительный долг возник в результате Гражданской войны 1861-1865 гг., а также участия США в 1-й и 2-й мировых войнах, из-за увеличившихся федеральных расходов в период мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг., во время войн в Корее и во Вьетнаме. Особенностью послевоенного периода для экономики развитых стран стало возрастание государственного долга вне связи с ведением военных действий или с наступлением широкомасштабных, глубоких кризисов в хозяйстве страны. В США, напр., особенно быстро государственная задолженность увеличилась после 1969 г. Федеральный бюджет ежегодно сводился (до 1998 финансового года) с дефицитом, размеры которого постепенно росли, достигнув в 1992 финансовом году максимума в 290 млрд. долл. Однако после 1993 г. наступивший период длительного экономического роста (объясняемый целым рядом объективных и субъективных факторов) помог федеральному правительству ликвидировать дефицит федерального бюджета и уже в 1998 финансовом году получить положительное сальдо в 69,2 млрд. долл. Бюджеты штатов и местных органов власти в последние десятилетия в совокупности сводятся, как правило, с небольшим положительным сальдо, так что всё бремя государственной задолженности принимает на себя федеральный бюджет.

В то же время прямым результатом нерасчётливой экономической политики можно считать внутреннюю и внешнюю задолженность, накопленную в РФ после 1991 г. и составившую, по различным оценкам, к 1999 г. от 50 до 70 или более млрд. долл. только по внешним долгам (точная цифра Правительству РФ оказалась неизвестна). Эта сумма, в которой не учитывается внутренний долг, а также внешний долг, оставшийся от СССР, составляет минимально 2,5 годового федерального бюджета, или 50-70% ВВП страны. Погашение процентов по долгу и основной суммы долга превратилось для РФ в один из наиболее значительных факторов, вызывающих экономические затруднения.

Эти два примера являются весьма характерными, они позволяют выявить различия в воздействии государственного долга на экономику страны-заёмщика. Оценки такого воздействия в мировой экономической теории противоречивы. Значительный дефицит бюджета и растущий государственный долг традиционно считаются показателями неблагополучия в экономике. Действительно, государственные займы связаны с отвлечением средств с рынка ссудных капиталов, с удорожанием кредитов, с необходимостью платить крупные ежегодные суммы из государственного бюджета в качестве процентов по долгу. В то же время США, где после 1922 г. из 75 лет 57 были для федерального бюджета "дефицитными", сохраняют гораздо более низкий уровень общего налогообложения по сравнению с другими развитыми странами "большой семёрки"; следовательно, США давно могли бы ликвидировать дефицит путём увеличения налогов или отмены части очень значительных налоговых льгот. Однако власти США предпочли в течение долгого времени не делать этого, несмотря на бремя ежегодных выплат процентов по долгу, достигавших 15% всех расходов федерального бюджета, исходя из того, что сложившаяся структура ВВП, государственных налогов и расходов до определённого времени были более рациональны и результативны по сравнению с мерами ускоренной ликвидации бюджетного дефицита, которые могли бы привести к нарушению стимулирующих пропорций в хозяйстве страны и затормозить общий хозяйственный рост (хотя он и был сопряжён с сохранением бюджетного дефицита).

Поэтому в сильной экономике, выдерживающей общую установившуюся тенденцию к экономическому росту, управляемой сознательными и грамотными решениями властей, государственный долг в 70% ВВП и, как показывают расчёты, даже при более значительной доле ВВП не представляет реальной угрозы развитию хозяйства страны. В то же время при слабой экономике и отсутствии чёткой и продуманной экономической политики сравнительно небольшая сумма государственного долга может нанести значительный хозяйственный ущерб, отвлекая средства из государственного бюджета на обслуживание задолженности, приводя к сильным деформациям кредитного рынка, заставляя подчинять всю хозяйственную политику обслуживанию внешнего и внутреннего долга.

По срокам действия государственные займы и обслуживающие их ценные бумаги делятся на краткосрочные (обычно от нескольких недель до 1 года, хотя иногда в некоторых странах к ним относят и займы до нескольких лет), среднесрочные (от 3 до 5-10 лет) и долгосрочные (от 10 до 30-40 лет). Иногда выпускают бессрочные (вечные) займы, которые предусматривают ежегодную выплату процентов без указания сроков погашения основной суммы займа.

Долги государства обслуживаются с помощью многочисленных видов ценных бумаг, которые различаются по срокам действия и по условиям погашения, а также по ряду других особенностей. В США, напр., выпускаются ценные бумаги трёх категорий: рыночные (продаваемые и покупаемые на рынке ценных бумаг), нерыночные (их нельзя свободно купить на рынке) и так называемые специальные выпуски ценных бумаг. Каждая из категорий, в свою очередь, делится на несколько видов. Рыночные (наиболее распространённые) бумаги включают казначейские векселя (со сроками 3, 6 и 12 месяцев), казначейские ноты (на срок от 3 до 5 лет) и казначейские боны - долгосрочные бумаги (на период от 5 до 25 лет).

Нерыночные бумаги могут быть предъявлены к оплате в любой момент, но при этом процентная выплата по ним резко снижается по сравнению с предъявленными в обозначенный срок. Такие бумаги помогают мобилизовать небольшие сбережения населения, они включают сберегательные боны, казначейские налоговые сберегательные ноты, сберегательные сертификаты и т. п. Такими бумагами можно уплачивать налоги. Часто они бывают именными.

Специальные выпуски займов размещаются в страховых или пенсионных фондах. Их нельзя передавать другому держателю, а к оплате можно предъявить в любое время по истечении обусловленного срока с момента их выпуска.

Процент, выплачиваемый по государственным ценным бумагам, устанавливается исходя из общей ситуации на денежном рынке страны. Величину процента, в частности, определяет срок действия займа: как правило, с увеличением срока несколько повышается и процент выплат по данному виду ценных бумаг. Величина процента прямо влияет на цену облигаций и др. бумаг на рынке. Различается несколько видов цен на различные бумаги: номинальная (обозначенная на бумаге, она включается в государственный долг и выплачивается держателю при погашении бумаги); эмиссионная (по ней бумаги могут передаваться банкам для последующего их размещения на рынке, эта цена обычно намного ниже номинальной); курсовая (по которой бумаги продаются и покупаются на рынке, в зависимости от различных факторов она может далеко отклоняться от номинала в ту или другую сторону).

Государственные бумаги являются эффективным инструментом влияния на ситуацию, складывающуюся на финансовых рынках страны. См. также Обслуживание внешнего долга.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.