БИЗНЕС-ПЛАН

Наука » Экономика
БИЗНЕС-ПЛАН, документ, на основе которого осуществляется планирование предпринимательской деятельности. В зависимости от цели разработки бизнес-плана его структура, состав, количество и содержание разделов могут быть различными. Бизнес-план разрабатывается для обоснования нового проекта, организации нового бизнеса; для привлечения инвестора, обоснования целесообразности и выгодности вложения средств в развитие данного бизнеса; для восстановления платёжеспособности и финансового оздоровления предприятия; для планирования деятельности функционирующего предприятия и др. Структура бизнес-плана может быть следующей:

1. Введение. Содержит определение целей и задач разработки данного бизнес-плана.

2. Резюме. По своему содержанию представляет собой свободный, обобщающий раздел бизнес-плана. Поэтому резюме формулируется в последнюю очередь, после того как разработаны все другие разделы бизнес-плана. В резюме даются качественная и количественная оценки результатов, ожидаемых от реализации бизнес-плана. Резюме содержит краткую характеристику предпринимательского проекта, его преимущества и особенности, позволяющие рассчитывать на успех дела, размер требуемых затрат и срок их окупаемости, этапы реализации проекта и сроки его осуществления, конечные итоговые показатели: объём продаж, прибыль, рентабельность и др. Никакие расчёты в резюме не приводятся, оно основано на расчётах и показателях, содержащихся в последующих разделах бизнес-плана.

3. Характеристика предприятия. Даётся описание его организационно-правовой формы, структуры, основных фондов и их состава, производственных связей, сырьевой базы и др.

4. Товар (услуги). Это важнейший раздел бизнес-плана, в нём даётся характеристика и оценка перспективности предлагаемого к производству товара, его новизна, подтверждённая патентами, свидетельствами, соответствие требованиям рынка, потребителей. Характеризуются ожидаемые покупатели, заказчики, на которых рассчитан данный товар (группа товаров, работ или услуг), что даёт уверенность в устойчивом спросе на товар в течение периода, не только обеспечивающего окупаемость затрат, но и получение прибыли, достаточно привлекательной для инвесторов.

5. Рынок и конкуренция. Определяются рынок, на котором намечается реализация товара, его насыщенность аналогичными товарами или, напротив, отсутствие на рынке подобных товаров при наличии спроса на них; на каких данных (опросы, выборочные обследования, предварительные соглашения с потенциальными заказчиками, оптовыми организациями и др.) основаны утверждения о реальных возможностях сбыта товара в намеченных количествах. Даётся характеристика сегментов рынка, на которые рассчитан сбыт товара. Сегменты могут быть выделены по разным признакам: физические лица с различным уровнем доходов; юридические лица - предприятия, в т. ч. промышленные, строительные и иные предприятия-заказчики и оптовые торговые организации; территориальная сегментация рынка; сегментация рынка по признаку наличия конкурентов и др. В данном разделе приводится информация о возможных конкурентах, их особенностях и преимуществах, реальных перспективах частичного или полного вытеснения конкурентов с данного рынка, его отдельных сегментов. Рынок может быть насыщен аналогичными товарами, но если предлагаемый товар будет лучше по качеству и к тому же дешевле, то вытеснение конкурентов возможно. Здесь же намечаются тактика внедрения на рынок или расширения своей ниши на рынке, тактика конкурентной борьбы, разнообразие форм реализации товара, системы скидок и т.п.

6. Маркетинг и сбыт. Маркетинг представляется стратегией деятельности предприятия, направленной на её подчинение требованиям рынка, на организацию производства новых разновидностей товаров, на которые имеется спрос, по принципу "производить то, что продаётся". Сбыт имеет целью поиск покупателей на производимую продукцию по принципу "продавать то, что производится". Для действующего предприятия важны оба направления деятельности, а реализация нового проекта должна быть основана на результатах предварительного маркетингового исследования, свидетельствующих о том, что на осваиваемый в производстве товар есть спрос. На основе маркетинговых исследований разрабатывается стратегия конкурентной борьбы.

7. Производственная программа - развёрнутый план производства товара или группы товаров в натуральном и стоимостном выражении. Разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости (определяемой содержанием договоров с заказчиками) с установлением конкретных сроков выполнения заказов. Производственная программа разрабатывается по всей развёрнутой номенклатуре и ассортименту продукции и должна обеспечивать безусловное выполнение всех договоров и заказов по всем предусмотренным ими параметрам: объёмам, срокам, показателям качества и др. Программа дополняется календарными графиками, планами кооперированных поставок и др. документами внутрипроизводственного планирования.

8. Финансовый план. В данном разделе даётся обоснование эффективности проекта, приводятся расчёты окупаемости затрат, ожидаемые показатели прибыли и рентабельности. В бизнес-плане действующего предприятия основное место занимает расчёт ожидаемых доходов и расходов.

В приложениях к бизнес-плану могут приводиться рисунки, схемы, чертежи, патенты, авторские свидетельства, результаты проведённых обследований и др. Г. Я. Киперман.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.