«ПОДШТАННИКИ ИЗ ХЛОРА»

Наука » Химия

В 30-х гг. XIX в. французский химик Жан Батист Дюма (1800— 1884) исследовал реакцию замещения водорода хлором в орга­нических соединениях. В частности, при хлорировании уксусной кислоты СН3СООН учёный получил трихлоруксусную кислоту CCl3COOH. Однако многие химики отнеслись к работе Дюма с недоверием. Ведь согласно общепринятой тогда теории Берцелиуса, положительно заряженные атомы водорода не могли за­меститься отрицательно заряженными атомами хлора.

Это обстоятельство решил обыграть известный немецкий хи­мик Фридрих Вёлер. В 1840 г. он передал своему другу, не ме­нее известному учёному и издателю «Анналов химии» Юстусу Либиху статью от имени некоего Ш. Виндлера (Schwindler по-немецки — «мошенник») о новом удачном приложении открытой Дюма реакции. В статье с явной издёвкой говорилось о том, как в уксуснокислом марганце Мn(СН3СОО)2 (его тогда изображали так: МnО•С4Н6О3) удалось все элементы заместить на хлор и в результате получить жёлтое кристаллическое вещество, состоя­щее из одного только хлора: Cl2Cl2Cl8Cl6Cl6. Далее сообщалось, будто в Англии, последовательно замещая в органических соеди­нениях все атомы на атомы хлора, обычные ткани превращают в хлорные и при этом веши сохраняют свой внешний вид. В при­мечании было указано, что лондонские лавки бойко торгуют ма­териалом, состоящим из одного хлора, поскольку такая ткань очень хороша для ночных колпаков и тёплых подштанников.

Либиху шутка понравилась, и он опубликовал сочинение Ш. Виндлера (на французском языке) всего через несколько стра­ниц после статьи Дюма. Намёк получился очень прозрачным. Тем не менее прав оказался всё же Дюма.