Комплексная эквивалентность возникает тогда, когда два утверждения связаны таким образом, что, по мнению автора, они обозначают одно и то же, например: "Вы не улыбаетесь. вы не получаете удовольствие". Другой пример: "Если ты не смотришь на меня, когда я говорю с тобой, значит, ты не обращаешь на меня никакого внимания" Это обвинение часто предъявляют другим люди, мыслящие преимущественно визуальным способом, которым необходимо смотреть на говорящего, чтобы понимать, что он говорит Человек, который думает большей частью кинестетические, захочет смотреть вниз, чтобы обрабатывать то, что он слышит Для визуального человека это означает отвлечение внимания, потому что если бы он сам смотрел вниз, он не смог бы сосредоточить свое внимание на речи собеседника. Он обобщил свой собственный опыт, включив в него опыт всех других людей, и за-* был о том, что люди думают по-разному.
Комплексная эквивалентность может быть поставлена под сомнение вопросом: "Каким образом одно связано с другим?"
Комплексная эквивалентность может быть поставлена под сомнение вопросом: "Каким образом одно связано с другим?"
Генерализация (обобщение) - это когда один пример берется в качестве представителя ряда различных возможностей, Если бы мы не обобщали, мы вынуждены были бы делать различные вещи снова и снова, и думать о всех возможных исключениях и оговорках - это отнимало бы слишком много времени, Мы сортируем наши знания в обобщенные категории, но мы получаем знания прежде всего путем сравнения и оценки различий, и это важно для продолжения сортировки различий, так что обобщения могут быть при необходимости изменены. Порой нам необходимо быть конкретными, и мышление в терминах обобщений тогда оказывается запутанным и неправильным. Каждый случай требует своего подхода. Существует опасность не увидеть отдельных деревьев в лесу, если разные части опыта без разбора смешиваются а кучу под одним названием.
Готовность допустить исключения позволяет вам быть более реалистичными. Решения не должны быть типа: "все или ничего". Человек, который думает, что он всегда прав, представляет собой большую опасность, чем тот, который думает, что он всегда ошибается. В худшем случае это может означать предубеждение, узколобость и дискриминацию. Обобщения представляют собой лингвистический пух, который засоряет коммуникацию.
Обобщения создают, взяв несколько примеров в качестве представителей целой группы, так что они часто содержат обобщенные существительные и неспецифические глаголы. Многие из этих категорий метамодели перекрывают друг друга. Чем более неясным является утверждение, тем с большей вероятностью оно нарушает несколько категорий.
Готовность допустить исключения позволяет вам быть более реалистичными. Решения не должны быть типа: "все или ничего". Человек, который думает, что он всегда прав, представляет собой большую опасность, чем тот, который думает, что он всегда ошибается. В худшем случае это может означать предубеждение, узколобость и дискриминацию. Обобщения представляют собой лингвистический пух, который засоряет коммуникацию.
Обобщения создают, взяв несколько примеров в качестве представителей целой группы, так что они часто содержат обобщенные существительные и неспецифические глаголы. Многие из этих категорий метамодели перекрывают друг друга. Чем более неясным является утверждение, тем с большей вероятностью оно нарушает несколько категорий.
Модальные операторы необходимости появляются в вида слов: "следует", и "не следует'', "должен" и "не должен", "обязан" и "не обязан" Существуют некоторые правила повседневного поведения, но эти правила не выражаются явно. Каковы последствия - реальные или воображаемые - нарушения этих правил? Они вскрываются с помощью вопроса: "Что бы произошло, если бы вы все-таки сделали (или не сделали) это?"
"Я должен всегда ставить на первое место других" "Что произойдет, если ты этого не сделаешь?"
"Я не должен разговаривать в классе". '"Что произойдет, если ты все-таки заговоришь?"
"Мне не следует разговаривать с этими людьми" "Что случится, если ты заговоришь?"
'Вам следует мыть руки перед едой". 'Что случится, если вы этого не сделаете?"
Как только эти последствия и доводы стали для вас явными, они могут быть обдуманы и критически оценены, б противном случае они будут ограничивать выборы и поведение.
"Я должен всегда ставить на первое место других" "Что произойдет, если ты этого не сделаешь?"
"Я не должен разговаривать в классе". '"Что произойдет, если ты все-таки заговоришь?"
"Мне не следует разговаривать с этими людьми" "Что случится, если ты заговоришь?"
'Вам следует мыть руки перед едой". 'Что случится, если вы этого не сделаете?"
Как только эти последствия и доводы стали для вас явными, они могут быть обдуманы и критически оценены, б противном случае они будут ограничивать выборы и поведение.
Существуют правила поведения, н мы уверены, что за пределы этих правил мы не можем или не должны выходить. Слова типа "не могу" или "не должен" известны в лингвистике как модальные операторы - они устанавливают пределы, которые определяются невысказанными правилами.
Существует два основных типа модальных операторов: модальные операторы необходимости и модальные операторы возможности. Модальные операторы возможности являются наиболее сильными из этих двух типов. Это "могу" и "не могу", "возможно" и "невозможно". Они определяют (в карте реальности говорящего), что рассматривается в качестве возможного. Очевидно (я надеюсь, вы узнали здесь суждение - очевидно для кого?), существуют законы природы. Свиньи не могут летать, люди не могут жить без кислорода. Однако ограничения, установленные Убеждениями человека, - это ограничения другого рода. "Я не могу отказать" или "Я это я. Я не способен изменяться", или 'Невозможно сказать им правду".
Нет никаких проблем, если человек думает, что у него есть некоторые способности (до тех пор, пока это не становится явной ложью или не противоречит законам природы), это "не могу" является ограничивающим. "Я не могу" часто употребляется в смысле абсолютного состояния некомпетентности, невозможности изменяться.
Существует два основных типа модальных операторов: модальные операторы необходимости и модальные операторы возможности. Модальные операторы возможности являются наиболее сильными из этих двух типов. Это "могу" и "не могу", "возможно" и "невозможно". Они определяют (в карте реальности говорящего), что рассматривается в качестве возможного. Очевидно (я надеюсь, вы узнали здесь суждение - очевидно для кого?), существуют законы природы. Свиньи не могут летать, люди не могут жить без кислорода. Однако ограничения, установленные Убеждениями человека, - это ограничения другого рода. "Я не могу отказать" или "Я это я. Я не способен изменяться", или 'Невозможно сказать им правду".
Нет никаких проблем, если человек думает, что у него есть некоторые способности (до тех пор, пока это не становится явной ложью или не противоречит законам природы), это "не могу" является ограничивающим. "Я не могу" часто употребляется в смысле абсолютного состояния некомпетентности, невозможности изменяться.
Следующий паттерн возникает тогда, когда глагол, описывающий протекающий процесс, превращается в существительное. Это превращение и существительное, являющееся его результатом, лингвисты называют номинализацией. Прочитайте следующее предложение и подумайте о том, что бы оно могло означать:
"Обучение и дисциплина вместе с уважением и настойчивостью представляют собой основы процесса воспитания"
Грамматически правильно составленное предложение, содержащее номинализации (выделено) фактически в каждом следующем слове. Если существительное невозможно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус, короче говоря, если его невозможно положить в тележку, то это существительное - номинализация.
Нет ничего неправильного в номинализациях - они могут быть весьма полезными, - но за ними скрываются огромные различия между картами реальности людей.
Возьмите, например, "воспитание". Кто воспитывает и кого, и какие знания при этом передаются от одного к другому?
Или "уважение". Кто кого уважает, и каким образом они это делают?
"Обучение и дисциплина вместе с уважением и настойчивостью представляют собой основы процесса воспитания"
Грамматически правильно составленное предложение, содержащее номинализации (выделено) фактически в каждом следующем слове. Если существительное невозможно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус, короче говоря, если его невозможно положить в тележку, то это существительное - номинализация.
Нет ничего неправильного в номинализациях - они могут быть весьма полезными, - но за ними скрываются огромные различия между картами реальности людей.
Возьмите, например, "воспитание". Кто воспитывает и кого, и какие знания при этом передаются от одного к другому?
Или "уважение". Кто кого уважает, и каким образом они это делают?
Суждения -это близкие родственники сравнений. Если Fluffo является "просто лучшим стиральным порошком, который можно купить", то интересно было бы знать, чье это мнение: директора компании FIuffo? Общественное мнение? Или мнение Джо Блоггса?
Суждения не обязательно содержат сравнения, хотя такое случается часто. Если кто-то говорит: "Я эгоист", - вы можете спросить: "Кто это сказал?" Если он ответит: "Я". - то вы можете усомниться: "Но, пользуясь какой меркой, вы решили, что вы эгоист?"
Итак, полезно знать, кто делает суждение. Оно может прийти из детских воспоминаний. А также: каковы причины для высказывания этого суждения? Являются ли они серьезными? Это ваши собственные доводы, или они навязаны кем-то? Может быть. это след в вашей памяти. утративший силу сейчас, когда вы уже взрослый человек?
Суждения часто появляются под прикрытием наречий. Посмотрите на следующее предложение: "Очевидно, этот человек является идеальным кандидатом" "Для кого это очевидно?"
Очень часто наречия, заканчивающиеся на -но, скрывают того человека, который высказал суждение. Ясно, что если вы сможете перефразировать это предложение в виде "Это является очевидным...", то обнаружится упущение-Это должно быть очевидным для кого-то. (И для кого это ясно?)
Смысл суждений проясняется с помощью вопросов: "Кто высказал это суждение и на чем он основывался, делая его?"
Суждения не обязательно содержат сравнения, хотя такое случается часто. Если кто-то говорит: "Я эгоист", - вы можете спросить: "Кто это сказал?" Если он ответит: "Я". - то вы можете усомниться: "Но, пользуясь какой меркой, вы решили, что вы эгоист?"
Итак, полезно знать, кто делает суждение. Оно может прийти из детских воспоминаний. А также: каковы причины для высказывания этого суждения? Являются ли они серьезными? Это ваши собственные доводы, или они навязаны кем-то? Может быть. это след в вашей памяти. утративший силу сейчас, когда вы уже взрослый человек?
Суждения часто появляются под прикрытием наречий. Посмотрите на следующее предложение: "Очевидно, этот человек является идеальным кандидатом" "Для кого это очевидно?"
Очень часто наречия, заканчивающиеся на -но, скрывают того человека, который высказал суждение. Ясно, что если вы сможете перефразировать это предложение в виде "Это является очевидным...", то обнаружится упущение-Это должно быть очевидным для кого-то. (И для кого это ясно?)
Смысл суждений проясняется с помощью вопросов: "Кто высказал это суждение и на чем он основывался, делая его?"
Следующие два примера упущения информации похожи Друг на друга и часто встречаются вместе: суждения и сравнения. Объявления являются замечательным источником обоих паттернов.
Новый усовершенствованный стиральный порошок Fluffo значительно лучше.
Здесь приводится сравнение, но оно не предлагается в ясной форме. Предмет не может быть лучше, будучи изолированным от других. Лучше чего? Лучше, чем он был раньше? Лучше, чем его конкуренты Buffo и Quffo? Лучше, чем использовать патоку вместо стирального порошка? Любое предложение, которое содержит слова типа "наилучший", "лучше", "хуже", "худший", предлагает сравнение. Вы можете сделать сравнение лишь в том случае, если у вас есть с чем сравнивать. Если это упущено, вам следует задать вопрос: "В сравнении с чем?'
Следующий пример:
Я плохо руководил этим совещанием. Плохо по сравнению с чем? Как бы вы могли руководить им? Как бы Джо Блоггс руководил
им? Или как супермен мог бы руководить?
Очень часто спрятанная половина сравнения оказывается нереалистической. Если вы сравниваете себя с суперменом,
заметьте, как много вы проигрываете в этом сравнении, а затем сотрите мерило сравнения. Все, что у вас останется, - это
чувство несоответствия требованиям, и вы ничего не сможете с этим поделать.
Смысл сравнения выясняется вопросом: "В сравнении с чем ?"
Новый усовершенствованный стиральный порошок Fluffo значительно лучше.
Здесь приводится сравнение, но оно не предлагается в ясной форме. Предмет не может быть лучше, будучи изолированным от других. Лучше чего? Лучше, чем он был раньше? Лучше, чем его конкуренты Buffo и Quffo? Лучше, чем использовать патоку вместо стирального порошка? Любое предложение, которое содержит слова типа "наилучший", "лучше", "хуже", "худший", предлагает сравнение. Вы можете сделать сравнение лишь в том случае, если у вас есть с чем сравнивать. Если это упущено, вам следует задать вопрос: "В сравнении с чем?'
Следующий пример:
Я плохо руководил этим совещанием. Плохо по сравнению с чем? Как бы вы могли руководить им? Как бы Джо Блоггс руководил
им? Или как супермен мог бы руководить?
Очень часто спрятанная половина сравнения оказывается нереалистической. Если вы сравниваете себя с суперменом,
заметьте, как много вы проигрываете в этом сравнении, а затем сотрите мерило сравнения. Все, что у вас останется, - это
чувство несоответствия требованиям, и вы ничего не сможете с этим поделать.
Смысл сравнения выясняется вопросом: "В сравнении с чем ?"
Алиса была настолько ошарашена, что не ответила, и через минуту Шалтай снова заговорил "У некоторых слов особый нрав Особенно у глаголов, они самые нахальные С прилагательными ты что хочешь, то и делаешь а вот с глаголами!.. Впрочем, у меня с ними разговор короткий! Водонепроницаемость! Вот лично моя тачка зрения!"
Льюис Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье"
Иногда глагол может не быть специфическим, например:
"Он путешествовал в Париж"
"Она поранилась" "Она помогла мне"
"Я пытаюсь запомнить это"
"Идите и выучите это к следующей неделе"
Может оказаться важным знать, как именно это было сделано. Нам не хватает наречия. Как он путешествовал? Каким образом она поранилась? Как именно она помогла вам? Каким способом вы пытаетесь запомнить это? (Что конкретно вы пытаетесь запомнить?) Каким образом мне следует это выучить?
Значение неспецифических глаголов выясняется с по> мощью вопросов: "Как конкретно...?"
Льюис Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье"
Иногда глагол может не быть специфическим, например:
"Он путешествовал в Париж"
"Она поранилась" "Она помогла мне"
"Я пытаюсь запомнить это"
"Идите и выучите это к следующей неделе"
Может оказаться важным знать, как именно это было сделано. Нам не хватает наречия. Как он путешествовал? Каким образом она поранилась? Как именно она помогла вам? Каким способом вы пытаетесь запомнить это? (Что конкретно вы пытаетесь запомнить?) Каким образом мне следует это выучить?
Значение неспецифических глаголов выясняется с по> мощью вопросов: "Как конкретно...?"
Прочитайте предложением
Семилетняя девочка Лара споткнулась о диванную подушку в гостиной и ударилась правой рукой о деревянный стул,
И: С ребенком произошел несчастный случай.
Оба эти предложения имеют один и тот же смысл, и тем не менее первое содержит значительно больше конкретной информации. Мы можем получить второе предложение из первого простой процедурой упущения или обобщения специфических существительных. А вообще-то оба предложения написаны совершенно правильным русским языком. Правильная грамматика - это еще не гарантия ясности мысли. Многие люди являются большими специалистами говорить подробно на прекрасном русском языке и не сообщать вам в результате ни капли нового.
Активно действующее лицо предложения может бесследно исчезнуть при использовании пассивного залога, например, если сказать: "Дом был построен",- вместо: "Х построил дом"
То что вы не упомянули строителя в первом предложении, не означает, что дом вырос сам по себе. Строитель все же существует. Упущение данного типа может означать такое представление о мире, в котором вы являетесь беспомощным наблюдателем, а события происходят таким образом, что никто не несет за них ответственности.
Семилетняя девочка Лара споткнулась о диванную подушку в гостиной и ударилась правой рукой о деревянный стул,
И: С ребенком произошел несчастный случай.
Оба эти предложения имеют один и тот же смысл, и тем не менее первое содержит значительно больше конкретной информации. Мы можем получить второе предложение из первого простой процедурой упущения или обобщения специфических существительных. А вообще-то оба предложения написаны совершенно правильным русским языком. Правильная грамматика - это еще не гарантия ясности мысли. Многие люди являются большими специалистами говорить подробно на прекрасном русском языке и не сообщать вам в результате ни капли нового.
Активно действующее лицо предложения может бесследно исчезнуть при использовании пассивного залога, например, если сказать: "Дом был построен",- вместо: "Х построил дом"
То что вы не упомянули строителя в первом предложении, не означает, что дом вырос сам по себе. Строитель все же существует. Упущение данного типа может означать такое представление о мире, в котором вы являетесь беспомощным наблюдателем, а события происходят таким образом, что никто не несет за них ответственности.
Чтобы понять метамодель, которая является инструментом для более полного понимания того, что люди говорят, нам следует рассмотреть, как мысли превращаются в слова. Язык никогда не сможет воздать должное скорости, разнообразию и чувствительности нашего мышления. У говорящего может быть полная и завершенная идея того, что он хочет сказать, лингвисты называют ее глубинной структурой. Глубинная структура не принадлежит сознанию. Язык проникает на весьма глубокие уровни нашей неврологии. Мы сокращаем эту глубинную структуру, чтобы выразиться ясно, и то, что мы на самом деле говорим, называется поверхностной структурой. Если бы мы не сокращали эту глубинную структуру, разговор стал бы ужасно длительным и педантичным. Если кто-то спросил вас, как пройти к ближайшему госпиталю, то он вряд ли будет благодарен вам за ответ, содержащий трансформационную грамматику.
Чтобы перейти от глубинной структуры к поверхностной, мы неосознанно делаем три вещи.
Во-первых, мы отберем лишь некоторую часть информации, имеющейся в глубинной структуре. Большая часть информации будет упущена.
Во-вторых, мы дадим упрощенную версию, которая неизбежно будет искажать смысл.
В-третьих, мы будем обобщать. Перечисление всех возможных исключений и условий может сделать разговор слишком громоздким.
Чтобы перейти от глубинной структуры к поверхностной, мы неосознанно делаем три вещи.
Во-первых, мы отберем лишь некоторую часть информации, имеющейся в глубинной структуре. Большая часть информации будет упущена.
Во-вторых, мы дадим упрощенную версию, которая неизбежно будет искажать смысл.
В-третьих, мы будем обобщать. Перечисление всех возможных исключений и условий может сделать разговор слишком громоздким.
Хорошие коммуникаторы используют достоинства и недостатки языка. Способность точно употреблять те или иные обороты является существенной для профессионального коммуникатора. Умение использовать точные слова, которые будут иметь смысл в карте мира другого человека, и точно определять, какой смысл вкладывал человек в те слова, которые он употребил, является бесценным умением в коммуникации.
НЛП содержит весьма полезную карту воздействия языка, которая будет предохранять вас от таких коммуникаторов, как Шалтай-болтай, и не позволит вам стать одним из них. Эта карта языка называется метамоделью в литературе по НЛП. Слово "мета" пришло из древнегреческого языка и означает "выше" или "над", или "на другом логическом уровне". Метамодель использует язык для того, чтобы сделать язык более ясным, она предохраняет вас от заблуждения в том, что вы понимаете смысл слов, она восстанавливает связь между языком и опытом.
Метамодель была одним из первых паттернов, разработанных Джоном Гриплером и Ричардом Бэндлером. Они заметили,
что два выдающихся терапевта. Фриц Перлз и Вирджиния Сатир, имеют склонность использовать вопросы определенного типа, когда они собирают информацию.
НЛП содержит весьма полезную карту воздействия языка, которая будет предохранять вас от таких коммуникаторов, как Шалтай-болтай, и не позволит вам стать одним из них. Эта карта языка называется метамоделью в литературе по НЛП. Слово "мета" пришло из древнегреческого языка и означает "выше" или "над", или "на другом логическом уровне". Метамодель использует язык для того, чтобы сделать язык более ясным, она предохраняет вас от заблуждения в том, что вы понимаете смысл слов, она восстанавливает связь между языком и опытом.
Метамодель была одним из первых паттернов, разработанных Джоном Гриплером и Ричардом Бэндлером. Они заметили,
что два выдающихся терапевта. Фриц Перлз и Вирджиния Сатир, имеют склонность использовать вопросы определенного типа, когда они собирают информацию.
Язык является мощным фильтром для нашего индивидуального опыта. Он является частью той культуры, в которой мы выросли, и не может измениться. Он направляет наши мысли в определенных направлениях, облегчая одни способы мышления и затрудняя другие. Эскимосы имеют множество различных названий для одного нашего понятия "снег". Их жизнь во многом зависит от того, насколько точно они могут определить качество снега. Им необходимо точно различать снег, который можно есть, снег, который может быть использован для строительства, и т.д. Можете ли вы вообразить, насколько мир был бы другим для вас, если бы вы могли различать десятки разнообразных состояний снега?
Наш язык делает тонкие различения лишь в той области человеческого опыта, которая является важной в данной культуре. Например, у нас есть десятки слов для обозначения различных гамбургеров и более пятидесяти названий моделей автомобилей. Мир оказывается настолько богатым и разнообразным, насколько мы делаем его таким, и унаследованный нами язык играет решающую роль в том, чтобы направлять наше внимание на одни стороны этого мира и скрывать другие. Наши мысли не определяются нашим языком. В то время как мы можем думать и действительно думаем словами, наши мысли оказываются также смесью мысленных картинок, звуков и ощущений. Знать язык - означает знать, как перевести эти картинки, звуки и ощущения в слова. Вопрос, который мы хотим здесь исследовать, заключается в следующему что происходит с наши- ми мыслями. когда мы облекаем их в форму языка, и насколько точно они исполняют свою службу, когда наши слушатели срыва- ют с них эту форму? В языке, безусловно, есть своя многозначность. Легко понять, что слова имеют различные значения (либо смысловые оттенки) для разных людей, потому что не найдется двух людей, имеющих одинаковый жизненный опыт. Слова являются якорями для сенсорного опыта, но опыт - это еще да реальность, а слова - это не сам опыт. Следовательно, два шага отделяют язык от реальности. Спорить относительно реального значения слова - примерно то же самое, что утверждать, что одно меню вкуснее другого по той причине, что вы предпочитаете именно ту пищу, которая напечатана в первом из них. Люди, изучающие иностранный язык, почти всегда отмечают радикальное изменение своих представлений об этом мире.
Наш язык делает тонкие различения лишь в той области человеческого опыта, которая является важной в данной культуре. Например, у нас есть десятки слов для обозначения различных гамбургеров и более пятидесяти названий моделей автомобилей. Мир оказывается настолько богатым и разнообразным, насколько мы делаем его таким, и унаследованный нами язык играет решающую роль в том, чтобы направлять наше внимание на одни стороны этого мира и скрывать другие. Наши мысли не определяются нашим языком. В то время как мы можем думать и действительно думаем словами, наши мысли оказываются также смесью мысленных картинок, звуков и ощущений. Знать язык - означает знать, как перевести эти картинки, звуки и ощущения в слова. Вопрос, который мы хотим здесь исследовать, заключается в следующему что происходит с наши- ми мыслями. когда мы облекаем их в форму языка, и насколько точно они исполняют свою службу, когда наши слушатели срыва- ют с них эту форму? В языке, безусловно, есть своя многозначность. Легко понять, что слова имеют различные значения (либо смысловые оттенки) для разных людей, потому что не найдется двух людей, имеющих одинаковый жизненный опыт. Слова являются якорями для сенсорного опыта, но опыт - это еще да реальность, а слова - это не сам опыт. Следовательно, два шага отделяют язык от реальности. Спорить относительно реального значения слова - примерно то же самое, что утверждать, что одно меню вкуснее другого по той причине, что вы предпочитаете именно ту пищу, которая напечатана в первом из них. Люди, изучающие иностранный язык, почти всегда отмечают радикальное изменение своих представлений об этом мире.