АНТОНИНА НЕЖДАНОВА

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
АНТОНИНА НЕЖДАНОВА

(1873–1950)


Ее феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой. Ее творчество заняло особое место в сокровищнице мирового исполнительства.

"Уникальная красота, очарование тембров и интонаций, благородная простота и искренность вокализации, дар перевоплощения, максимально глубокое и полное постижение замысла и стиля композитора, безукоризненный вкус, точность образного мышления — вот свойства таланта Неждановой", — отмечает В. Киселев.

Бернард Шоу, ошеломленный исполнением Неждановой русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: "Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет — для того, чтобы я услышал лучшее из творений — Нежданову". Основатель МХАТа К.С. Станиславский писал:

ЭНРИКО КАРУЗО

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ЭНРИКО КАРУЗО

(1873–1921)


"У него был орден Почетного легиона и английский Викторианский орден, немецкий орден Красного орла и золотая медаль на ленте Фридриха Великого, орден офицера Итальянской Короны, ордена бельгийский и испанский, даже солдатский образок в серебряном окладе, который называли русским "орденом Святого Николы", бриллиантовые запонки — дар Императора Всероссийского, золотая шкатулка от герцога Вандомского, рубины и алмазы от английского короля… — пишет А. Филиппов. — О его проделках рассказывают до сих пор. Одна из певиц прямо во время арии потеряла кружевные панталоны, но успела запихнуть их ногой под кровать. Радовалась она недолго. Карузо поднял штанишки, расправил их и с церемонным поклоном поднес даме… Зрительный зал взорвался от хохота. На обед к испанскому королю он пожаловал со своими макаронами, уверяя, что они намного вкуснее, и предложил гостям отпробовать. Во время правительственного приема он поздравил президента Соединенных Штатов словами: "Я рад за вас, ваше превосходительство, вы почти так же знамениты, как я". По-английски он знал лишь несколько слов, о чем было известно очень немногим: благодаря артистизму и хорошему произношению он всегда легко выходил из затруднительного положения. Лишь однажды незнание языка привело к курьезу: певцу сообщили о скоропостижной кончине одного из его знакомых, на что Карузо просиял улыбкой и радостно воскликнул: "Прекрасно, когда увидитесь с ним, передайте от меня привет!"

ЛЕОНИД СОБИНОВ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ЛЕОНИД СОБИНОВ

(1872–1934)


Крупнейший советский музыковед Борис Владимирович Асафьев назвал Собинова "родником русской вокальной лирики". Его достойный наследник Сергей Яковлевич Лемешев писал: "Значение Собинова для русского театра необычайно велико. Он совершил настоящий переворот в оперном искусстве. Верность реалистическим принципам театра сочеталась в нем с глубоко индивидуальным подходом к каждой роли, с неустанной, поистине исследовательской работой. Готовя роль, он изучал огромное количество материала — эпоху, ее историю, политику, ее быт. Он всегда стремился к созданию характера естественного и правдивого, к передаче сложной психологии героя". "Чуть духовный мир прояснится, — писал он о своей работе над ролью, — невольно и фразу произносишь иначе". Если басы с приходом Шаляпина на сцену поняли, что не могут петь так, как они пели раньше, то это же поняли лирические тенора с приходом Собинова".

Леонид Витальевич Собинов родился в Ярославле 7 июня 1872 года. Дед и отец Леонида служили у купца Полетаева, развозили по губернии муку, а господам платили оброк. Обстановка, в которой жил и воспитывался Собинов, не благоприятствовала развитию его голоса. Отец был суров характером и далек от какого бы то ни было искусства, но мать хорошо исполняла народные песни и учила петь сына.

НАДЕЖДА ЗАБЕЛА-ВРУБЕЛЬ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
НАДЕЖДА ЗАБЕЛА-ВРУБЕЛЬ

(1868–1913)


Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 года в семье старинного украинского рода. Ее отец, Иван Петрович, государственный служащий, интересовался живописью, музыкой и способствовал разностороннему воспитанию своих дочерей — Екатерины и Надежды. С десяти лет Надежда училась в Киевском институте благородных девиц, который окончила в 1883 году с большой серебряной медалью.

С 1885 по 1891 год Надежда учится в Петербургской консерватории, в классе профессора Н.А. Ирецкой. "Для искусства нужна голова", — говорила Наталия Александровна. Для решения вопроса о приеме она обязательно прослушивала кандидаток у себя дома, подробнее знакомилась с ними.

ИВАН ЕРШОВ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ИВАН ЕРШОВ

(1867–1943)


"Если Собинов был совершеннейшим из русских лирических теноров, то среди исполнителей героико-драматических теноровых партий такое же место принадлежало Ершову, — пишет Д.Н. Лебедев. — Крупнейший представитель реалистической вокальной школы, Ершов решительно и ярко утверждал ее принципы.

Горячим, буйным, страстно-увлекательным было творчество Ершова. Каким он был в жизни, таким был и в исполнительстве. Сила убедительности, простота были неотъемлемой частью его артистической натуры".

Недаром один из современников называл его Шаляпиным среди теноров.

НИКОЛАЙ ФИГНЕР

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
НИКОЛАЙ ФИГНЕР

(1857–1918)


Искусство этого певца сыграло важную роль в развитии всего отечественного оперного театра, в формировании того типа певца-актера, который стал примечательной фигурой русской оперной школы.

Когда-то Собинов, обращаясь к Фигнеру, писал: "Под чарами твоего таланта трепетали даже холодные, зачерствелые сердца. Эти минуты высокого подъема и красоты не забудет, кто хоть раз слышал тебя".

А вот мнение замечательного музыканта А. Пазовского: "Обладая отнюдь не замечательным по красоте тембра характерным тенором, Фигнер тем не менее умел волновать, порою даже потрясать своим пением самую разнообразную аудиторию, в том числе наиболее взыскательную в вопросах вокально-сценического искусства".

МАТТИА БАТТИСТИНИ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
МАТТИА БАТТИСТИНИ

(1857–1928)


Певец и музыкальный критик С.Ю. Левик имел счастье видеть и слышать итальянского певца:

"Баттистини прежде всего был богат обертонами, которые продолжали звучать еще долго после того, как он переставал петь. Вы видели, что певец закрыл рот, а какие-то звуки еще держали вас в его власти. Этот необыкновенно располагающий к себе, привлекательный тембр голоса бесконечно ласкал слушателя, как бы обволакивая его теплом.

Голос Баттистини был в своем роде единственный, среди баритонов неповторимый. В нем было все, что отмечает выдающееся вокальное явление: две полные, с хорошим запасом октавы ровного, одинаково мягкого по всему диапазону звука, гибкого, подвижного, насыщенного благородной силой и внутренним теплом. Если думать, что его последний учитель Котоньи ошибся, "сделав" Баттистини баритоном, а не тенором, то эта ошибка была счастливой. Баритон, как тогда шутили, получился "стопроцентный и намного больше". Сен-Санс как-то сказал, что музыка должна носить очарование в самой себе. Голос Баттистини носил в самом себе бездну очарования: он был сам по себе музыкален".

АДЕЛИНА ПАТТИ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
АДЕЛИНА ПАТТИ

(1843–1919)


Патти — одна из величайших представительниц виртуозного направления. Вместе с тем она была и талантливой актрисой, хотя ее творческий диапазон и ограничивался в основном кругом ролей комедийных и лирических. Один видный критик сказал о Патти: "У нее большой, очень свежий голос, замечательный прелестью и силой порывов, голос без слез, но зато полный улыбок".

"В оперных произведениях, созданных на драматические сюжеты, Патти больше привлекали томная грусть, нежность, проникновенный лиризм, нежели сильные и пламенные страсти, — отмечает В.В. Тимохин. — В партиях Амины, Лючии, Линды артистка восхищала современников прежде всего неподдельной простотой, искренностью, художественным тактом — качествами, присущими и ее комическим ролям…

ПАОЛИНА ЛУККА

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ПАОЛИНА ЛУККА

(1841–1908)


Владела Лукка своим голосом с покоряющей свободой и мастерством. Певица обладала удивительным голосом — "сильным, как победная фанфара, и мягким и нежным, как эолова арфа".

"Никем я так не восторгалась во всю свою жизнь, как пением и игрою Лукки, — писала Ю.Ф. Платонова в "Автобиографии". — От звука ее голоса и от ее страстного, своеобразного пения у меня волосы на голове подымались… Помню особенно "Фауста". Я стояла за первой кулисой. Сцена перед церковью. Маргарита — Лукка на коленях, с молитвенником в руках; пение невидимого хора ее смущает все более и более; она то тщетно ищет спасения в молитве, дрожащей рукой и бессознательно быстро перелистывая книгу, то прислушивается, дико озираясь, к страшному голосу (Мефистофеля). Боже, какая игра! Это не игра, это не певица, это женщина, близкая к помешательству, женщина несчастная, любящая. Я забыла все, сцену и оперу". Придя в себя, Платонова почувствовала, что ее лицо "было мокро от слез". Артистка завершает рассказ словами: "Я плакала, сама того не замечая".

ДЕЗИРЕ АРТО ДЕ ПАДИЛЬЯ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ДЕЗИРЕ АРТО ДЕ ПАДИЛЬЯ

(1835–1907)


Арто — французская певица бельгийского происхождения — обладала голосом редкого диапазона, она исполняла партии меццо-сопрано, драматического и лирико-колоратурного сопрано.

Дезире Арто де Падилья (девичья фамилия Маргерит Жозефин Монтаней) родилась 21 июля 1835 года. С 1855 года училась у М. Одран. Позднее прошла отличную школу под руководством Полины Виардо-Гарсии. В то время выступала также в концертах на сценах Бельгии, Голландии и Англии.

В 1858 году молодая певица дебютировала в парижской "Гранд-опера" ("Пророк" Мейербера) и вскоре заняла положение примадонны. Затем Арто выступала в разных странах и на театральных подмостках, и на концертной эстраде.

В 1859 года с успехом пела в оперной труппе Лорини в Италии. В 1859–1860 годах гастролировала в Лондоне как концертная певица. Позднее, в 1863, 1864 и 1866 годах, выступила в "туманном Альбионе" уже как оперная певица.

АНДЖОЛИНА БОЗИО

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
АНДЖОЛИНА БОЗИО

(1830–1859)


Даже тридцати лет не прожила на свете Анджолина Бозио. Ее артистическая карьера продолжалась лишь тринадцать лет. Надо было обладать ярким талантом, чтобы оставить неизгладимый след в памяти людей в ту эпоху, столь щедрую на вокальные таланты! Среди почитателей итальянской певицы — Серов, Чайковский, Одоевский, Некрасов, Чернышевский…

Анджолина Бозио родилась 28 августа 1830 года в итальянском городе Турине, в семье актера. Уже в десятилетнем возрасте она начала обучаться пению в Милане, у Венчеслао Каттанео.

Дебют певицы состоялся в июле 1846 года в Королевском театре Милана, где она исполнила партию Лукреции в опере Верди "Двое Фоскари".

ПОЛИНА ВИАРДО-ГАРСИА

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ

Русский поэт Н. Плещеев написал в 1846 году стихотворение "Певице", посвященное Виардо Гарсии. Вот его фрагмент:



Она являлась мне… и пела гимн священный, —

А взор ее горел божественным огнем…

То бледный образ в ней я видел Дездемоны,

Когда она, склонясь над арфой золотой...