Посвященные, безусловно, должны быть причислены к обществу богов.
Сократ: "Федон"
Сократ: "Федон"
В первой части замечательной лекции нашего брата и коллеги, эрудированного корреспондента-секретаря из Герметического теософского общества, опубликованной в первом номере "Revue Théosophique", мы читаем в примечании (прим. 2, стр. 23):
"Мы обозначаем термином посвященный всякого, кто пытается овладеть элементарными принципами оккультной науки. Следует опасаться смешивания этого названия с термином адепт, который показывает высший уровень восхождения, которого может достигнуть посвященный. В Европе есть много посвященных, но я не знаю, живут ли в ней какие-либо адепты, как на Востоке".
Поскольку мы чужды гению французского языка, и у нас даже нет в руках этимологического словаря, мы не можем сказать, присуще ли это двойное определение французскому языку вообще, а не только масонской фразеологии. Но в английском языке, в том смысле, который признан теософами и оккультистами в Индии, эти два термина имеют совершенно иное значение чем то, которое вкладывает в них автор. Я имею в виду, что определение, данное м-ром Папюсом слову адепт, относится к слову посвященный, и vice-versa [наоборот, лат.].
Хорошо известные строки Кристины Розетта:
Идет ли эта извилистая дорога все время в гору?
Да, до самого конца. Займет ли это путешествие весь долгий день целиком?
С утра до ночи, мой друг.
вкратце изображают жизнь тех, кто на самом деле идет по пути, ведущему к высшим целям. Каковы бы ни были различия в облике Эзотерической Доктрины, поскольку она в каждом веке надевает новые одежды, отличающиеся от предшествующих по цвету и качеству ткани; все же во всех них обнаруживается полное согласие по одному пункту — пути духовного развития. Лишь одно непоколебимое правило связывает неофитов, как это происходит и сейчас, — полное подчинение низшей природы высшей. От Вед и Упанишад до недавно опубликованного "Света на Пути", исследуя священные писания всех народов и религий, мы находим лишь один путь — тяжелый, болезненный, полный трудностей, благодаря которому человек может достигнуть истинного духовного озарения. И как же могло бы быть иначе, если все религии и все философии являются лишь вариантами первоначальных учений Единой Мудрости, переданных людям в начале цикла Планетарным Духом?
Идет ли эта извилистая дорога все время в гору?
Да, до самого конца. Займет ли это путешествие весь долгий день целиком?
С утра до ночи, мой друг.
вкратце изображают жизнь тех, кто на самом деле идет по пути, ведущему к высшим целям. Каковы бы ни были различия в облике Эзотерической Доктрины, поскольку она в каждом веке надевает новые одежды, отличающиеся от предшествующих по цвету и качеству ткани; все же во всех них обнаруживается полное согласие по одному пункту — пути духовного развития. Лишь одно непоколебимое правило связывает неофитов, как это происходит и сейчас, — полное подчинение низшей природы высшей. От Вед и Упанишад до недавно опубликованного "Света на Пути", исследуя священные писания всех народов и религий, мы находим лишь один путь — тяжелый, болезненный, полный трудностей, благодаря которому человек может достигнуть истинного духовного озарения. И как же могло бы быть иначе, если все религии и все философии являются лишь вариантами первоначальных учений Единой Мудрости, переданных людям в начале цикла Планетарным Духом?
Я часто слышал, но не верил до настоящего времени,
Что есть люди, способные могущественными чарами
Подчинить своей мрачной воле законы природы.
Мильтон
Что есть люди, способные могущественными чарами
Подчинить своей мрачной воле законы природы.
Мильтон
Некоторые письма, содержащиеся в корреспонденции за этот месяц, свидетельствуют о сильном впечатлении, которое произвела на некоторые умы статья "Практический оккультизм", помещенная в последнем номере. Такие письма еще лучше доказывают и усиливают следующие два йогических вывода:
а) имеется больше хорошо образованных и вдумчивых людей, которые верят в существование оккультизма и магии (причем, совершенно непохожих друг на друга), чем то воображают современные материалисты; и —
б) большинство верящих (включая многих теософов) не имеют определенной идеи о природе оккультизма и смешивают его с оккультными науками в целом, включая сюда и "черную магию".
Индусский джентльмен из округа Мадрас представляет на обсуждение множество вопросов относительно оккультной науки, на которые мы отвечаем на страницах нашего издания, поскольку нам часто задают вопросы на эту тему, и мы, таким образом, рассчитываем удовлетворить большую часть наших читателей.
В. Возьметесь вы, или полковник Олькотт, обучить этой замечательной видье кого-нибудь, кто пожелает изучить ее.
О. Нет; корреспонденту следует обратиться к нашему январскому номеру для более детального объяснения.
В. Вы предпочли бы предоставить доказательства существования оккультных сил в человеке любому скептически настроенному человеку, или всякому желающему утвердиться в своей вере, как Вы предоставили их мистеру и миссис ..., а также редактору "The Amrita Bazaar Patrika""?
О. Мы предпочли бы, чтобы такие доказательства получили все желающие, но, учитывая, что мир полон таких людей — в одной только Индии их 240 миллионов,1 — это не реально. Тем не менее, такие доказательства всегда находили те, кто искали их всерьез, с начала времен и поныне. Мы нашли их — в Индии. Но тогда нас не испугали ни время, ни препятствия, ни издержки кругосветного путешествия.
В. Возьметесь вы, или полковник Олькотт, обучить этой замечательной видье кого-нибудь, кто пожелает изучить ее.
О. Нет; корреспонденту следует обратиться к нашему январскому номеру для более детального объяснения.
В. Вы предпочли бы предоставить доказательства существования оккультных сил в человеке любому скептически настроенному человеку, или всякому желающему утвердиться в своей вере, как Вы предоставили их мистеру и миссис ..., а также редактору "The Amrita Bazaar Patrika""?
О. Мы предпочли бы, чтобы такие доказательства получили все желающие, но, учитывая, что мир полон таких людей — в одной только Индии их 240 миллионов,1 — это не реально. Тем не менее, такие доказательства всегда находили те, кто искали их всерьез, с начала времен и поныне. Мы нашли их — в Индии. Но тогда нас не испугали ни время, ни препятствия, ни издержки кругосветного путешествия.
Ученичество абсолютно не влияет на средства существования или что-либо подобное, ибо человек может изолировать свой разум от своего тела и его окружения. Ученичество — это скорее состояние ума, чем жизнь в соответствии с суровыми и незыблемыми правилами на физическом плане. Особенно это относится к раннему, испытательному периоду, в то время как правила, данные в апрельском номере "Люцифера", имеют отношение к поздней стадии, стадии действительного оккультного обучения и развития оккультных сил и проницательности. Эти правила указывают, однако, на образ жизни, который должны вести все кандидаты настолько, насколько это возможно, так как это наиболее полезно для них в их устремлениях.
Никогда не следует забывать, что интерес оккультизма направлен в сторону внутреннего человека, который должен окрепнуть и освободиться от доминирующего физического тела и его окружения, и заставить их служить ему. Следовательно, первой и главной потребностью ученичества является дух абсолютного бескорыстия и преданности Истине; после чего идут самопознание и самообладание. Эти условия наиболее важны; в то время как внешнее соблюдение установленных жизненных правил имеет второстепенное значение.
Никогда не следует забывать, что интерес оккультизма направлен в сторону внутреннего человека, который должен окрепнуть и освободиться от доминирующего физического тела и его окружения, и заставить их служить ему. Следовательно, первой и главной потребностью ученичества является дух абсолютного бескорыстия и преданности Истине; после чего идут самопознание и самообладание. Эти условия наиболее важны; в то время как внешнее соблюдение установленных жизненных правил имеет второстепенное значение.
"После прочтения условий, необходимых для изучения оккультизма, напечатанных в апрельском номере "Люцифера", я полагаю, что этого достаточно для того, чтобы читатели этого журнала оставили надежду стать оккультистами. Я думаю, что в Великобритании, за исключением монастырей, вряд ли где-нибудь могут быть достигнуты когда-либо такие условия. В моем будущем положении медика (если боги будут столь милостивы), восьмое условие будет совершенно невыполнимым; это наиболее неудачно, так как мне кажется, что изучение оккультизма является особенно существенным для успешной практики в профессии медика.*
Я должен задать вам следующий вопрос, и я был бы благодарен получить ответ на него через медиума "Люцифера". Возможно ли изучать оккультизм в Великобритании?
Прежде чем закончить, я чувствую необходимость проинформировать вас, что я восхищаюсь вашим журналом как научным изданием, и что я ставлю его наряду "Подражанием Христу" среди моих книг по религии".
Я должен задать вам следующий вопрос, и я был бы благодарен получить ответ на него через медиума "Люцифера". Возможно ли изучать оккультизм в Великобритании?
Прежде чем закончить, я чувствую необходимость проинформировать вас, что я восхищаюсь вашим журналом как научным изданием, и что я ставлю его наряду "Подражанием Христу" среди моих книг по религии".
Дэвид Кричтон, Мэришальский колледж, Абердин
"В очень интересной статье в номере журнала за последний месяц, озаглавленной "Практический оккультизм", говорится о том, что с того момента, как "Учитель" начинает обучать "челу", он принимает на себя все грехи челы в соответствии с предписаниями оккультных наук, вплоть до того времени, когда посвящение превращает челу в учителя и, в свою очередь, делает его ответственным.
Для западного ума, погрязшего в течение многих поколений в Индивидуализме, очень трудно признать справедливость и, следовательно, истинность этого заявления, и очень желательно, чтобы были даны некоторые дополнительные разъяснения относительно этого факта, который, возможно, интуитивно ощущается немногими людьми, но которому они совершенно неспособны дать какое-либо логическое объяснение".
Для западного ума, погрязшего в течение многих поколений в Индивидуализме, очень трудно признать справедливость и, следовательно, истинность этого заявления, и очень желательно, чтобы были даны некоторые дополнительные разъяснения относительно этого факта, который, возможно, интуитивно ощущается немногими людьми, но которому они совершенно неспособны дать какое-либо логическое объяснение".
S. E.
АРСЕН ВЕНГЕР
(Родился в 1949 г.)
(Родился в 1949 г.)
Тренировал французские клубы «Нанси» и «Монако», японский клуб «Грампус Эйт». С 1996 года главный тренер английского клуба «Арсенал».
Можно удивиться, но по профессии знаменитый тренер лондонского «Арсенала» Арсен Венгер — экономист. Знает шесть языков, в том числе, разумеется, безукоризненно владеет английским. Совершенствовал его в Кембриджском университете в конце 1970-х годов прошлого столетия во время отпуска. В то время Арсен Венгер уже завершал свою карьеру профессионального футболиста во французском клубе «Страсбург». Как раз после стажировки в Кембридже единственный раз за свою карьеру он стал чемпионом Франции — в сезоне 1978–1979 года. Пятью годами раньше Венгер закончил Страсбургский университет, получив степень доктора наук. Однако его увлекла карьера футбольного тренера.
ГУУС ХИДДИНК
(Родился в 1946 г.)
(Родился в 1946 г.)
Тренировал голландские клубы «Де Граафсхап» и «ПСВ Эйндховен», турецкий клуб «Фенербахче», испанские клубы «Валенсия», «Реал» Мадрид и «Реал Бетис» Севилья, сборные Голландии и Южной Кореи.
После чемпионата мира 2002 года именем голландского тренера Гууса Хиддинка в Южной Корее называли улицы и стадионы, в честь его устанавливали памятники и всерьез обсуждали идею выдвинуть голландца в кандидаты на пост президента страны. Популярнее, чем он, человека в стране не было, а весь мир обсуждал едва ли не главную сенсацию чемпионата — никто не ожидал, что сборная Южной Кореи займет четвертое место, победив на пути к нему именитые команды Португалии, Италии и Испании. Перед этим блестящим достижением голландского тренера, возглавлявшего южнокорейскую сборную, померкли и даже как-то забылись все его прежние заслуги. А ведь на счету Хиддинка и до этого уже было немало замечательных ярких побед.
АЛЕКС ФЕРГЮСОН
(Родился в 1941 г.)
(Родился в 1941 г.)
Тренировал шотландские клубы «Ист Стерлинг», «Сент-Миррен», «Абердин», сборную Шотландии. С 1986 года тренирует клуб «Манчестер Юнайтед».
Тренерская карьера Алекса Фергюсона представляется невероятно успешной. Со своим клубом «Манчестер Юнайтед» он выиграл почти все возможные высшие футбольные награды. В 1999 году королева Великобритании Елизавета II возвела его в рыцарское звание. Дважды, в 1993 и 1999 годах, Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS) объявляла сэра Алекса Фергюсона лучшим тренером мира. О нем сняты фильмы, написаны книги. И теперь уже мало кто помнит о его неудачах, которые случались с ним как в бытность футболистом, так и во время тренерской работы. А их было вполне достаточно.
ДЖОВАННИ ТРАПАТТОНИ
(Родился в 1939 г.)
(Родился в 1939 г.)
Тренировал итальянские клубы «Милан», «Ювентус», «Интер», «Кальяри», «Фиорентина», немецкий клуб «Бавария», сборную Италии.
Высшим достижением Джованни Трапаттони в качестве футболиста стала блестящая персональная опека Пеле в одном из матчей сборной Италии против сборной Бразилии в 1963 году. На миланском стадионе «Сан-Сиро» он играл против «короля футбола» в течение одного тайма и сумел полностью выключить его из игры. Пеле ни разу не удалось ни обыграть Трапаттони, ни сделать точной передачи, поскольку итальянский защитник не отходил от него ни на шаг. Однако эта игра, пожалуй, так и осталась единственным «звездным часом» Джованни Трапаттони — другой славы в сборной Италии он не обрел, да и сыграл за национальную команду всего 17 матчей.
В клубе «Милан», где Трапаттони играл без малого два десятилетия, рядом с ним тоже всегда находились более именитые игроки — Чезаре Мальдини, Джанни Ривера или бразилец Жозе Альтафини. Но зато с популярностью Трапаттони-тренера в современной Италии не сравнится никто другой. Судя по опросам социологов, он входит в пятерку самых известных людей Италии. Впрочем, могло ли быть иначе, если он завоевывал все мыслимые футбольные награды.
ВАЛЕРИЙ ЛОБАНОВСКИЙ
(1939–2002)
(1939–2002)
Тренировал сборные СССР, Украины, Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта, клубы «Днепр» Днепропетровск и «Динамо» Киев.
Любители футбола старшего поколения, заставшие начало 1960-х годов, должны хорошо помнить знаменитые угловые удары нападающего киевского «Динамо» Валерия Лобановского. Он закручивал мяч столь искусно, что тот, описывая кривую, вдруг резко заворачивал в ближний или дальний угол неожиданно для вратаря.
Никто из зрителей, однако, не подозревал, что мастерски освоенному приему предшествовали… скрупулезные физико-математические расчеты. Футболист Лобановский, окончивший школу с серебряной медалью, играя в «Динамо», одновременно успешно учился в Киевском политехническом институте. Говоря на языке науки, в своих фирменных угловых он использовал так называемый эффект Магнуса, отклоняющий вращающееся тело от прямолинейного движения. Футболист с помощью формул рассчитал скорость разбега, точку приложения удара по мячу и его силу, а потом довел исполнение углового до автоматизма, сотни раз отрабатывая удар на тренировках.