Применение социометрического метода при изучении воинского коллектива.

Наука » Психология » Военная психология
В войсковой практике социометрическая методика применяется в двух вариантах: параметрическом и непараметрическом.

Сущность параметрической социометрии состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определенное число выборов по заданному критерию. Например, назвать пять военнослужащих которые обладают наибольшей совместимостью и бесконфликтностью или могут составить самую надежную команду для выполнения специального задания.

Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что военнослужащие положительно относятся к проводимому опросу. В противном случае могут быть ответы «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают получаемые результаты.

Достоинствами социометрии являются: возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно; возможность регистрации отношений между всеми членами коллектива (группы). Одновременно к числу ее недостатков относится фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях военнослужащих; невозможность выявления истинных мотивы выборов; отражение в числе выборов не столько сплоченности, сколько дружеских связей.

Психологические методы изучения личности военнослужащего.

Наука » Психология » Военная психология
Для изучения индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащих в последние годы применяется система психолого-педагогических методов, которую условно можно объединить в три группы:1. Всеобщий (диалектический) метод. 2. Общие методы: наблюдение, познавательная (диагностическая) беседа, анкетирование, анализ документов и результатов деятельности, а также анкетирование, изучение независимых характеристик, биографический и другие.3. Специальные (частные) методы: тестирование, опрос, частично социометрический метод и другие.Профессиональная деятельность офицера подразделения (группы, расчета, боевой части и т.д.) также свою специфику, что и определяет выбор из предложенной системы тех из методов, применение которых не только доступно, но и рационально в работе по изучению подчиненных. К ним, прежде всего, относятся методы наблюдения, познавательной (диагностической) беседы, опроса, анализа документов и результатов деятельности военнослужащих. Рассмотрим основное содержание перечисленных методов и некоторые методические рекомендации по их применению в служебной и профессиональной деятельности офицера ВМФ.

Как показывает практика, одним из наиболее доступных и широко применяемых методов изучения психологических особенностей личностной сферы военнослужащих является наблюдение. Под ним понимается изучение психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в естественных (служебных, вахтенных, боевых) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личности подчиненного, позволяющее сделать выводы о его индивидуальных психологических особенностях. При помощи наблюдения можно выявить многие индивидуальные особенности и состояние человека. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит их психологическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.Достоверность результатов наблюдений зависит от следующих условий: четкости осознания офицером того, что он хочет узнать о подчиненном; целенаправленности планирования и выбора ситуаций, в которых изучаемый наиболее полно проявляет себя; систематичности; избирательности; длительности; сопоставления данных наблюдения с данными, полученными другими лицами и другими методами психолого-педагогического изучения

Психологическая структура личности военнослужащего.

Наука » Психология » Военная психология
В настоящее время к изучению личности есть 8 психологических подходов (психол. школ):

1. Подход Ананьева Б.Г. - рассматривает личность в единстве 4-х сторон: человек как биологический вид, онтогенез, человек как личность, человек как часть всего человечества.

2. Подход Абульхановой - в основе развитие личности :активность, способность к организации времени, социальное мышление.

3. Подход Д.И.Фильдинштейн – личность , проходя ортогенез развивается поуровнево, ведущий фактор – общественно-полезная деятельность.

4. В.Н.Мясищев – рассматривает личность как ядро, как систему, которая формируется на основе отношения к самому себе и отношения к внешнему миру.

5. К.К.Платонов : личность имеет динамическую функциональную структуру, ее главными элементами являются – направленность, особенности психологических процессов, биопсихологические свойства (темперамент), жизненный опыт.

Понятие о личности в военной психологии.

Наука » Психология » Военная психология
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества (социальной группы), занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и имеющий свои индивидуально-психологические особенности.

Личность определяется тем: что и как она знает, что и как она ценит, с кем и как она общается, какова мера ее ответственности за свои поступки, решения, судьбу.

Личность – это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.

Быть личностью значит:

- иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: на том стою и не могу иначе;

-осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь;

- постоянно совершенствовать самого себя, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно управлять собственным поведением, подчинять его своей власти;

Характеристика основных волевых качеств военнослужащих и пути их формирования.

Наука » Психология » Военная психология
Говоря о воле, мы выделили условия ее развития – необходимость все время что-то преодолевать, бороться с какими то трудностями. В их преодолении формируются те качества, которые характеризуют волю. Таких волевых качеств много, но рассмотрим некоторые из них, имеющие особое значение в воинской деятельности.

1. Целеустремленность – качество, выражающее способность воина подчинить свои поступки определенным целям и следовать им.

2. Решительность – качество, выражающее способность человека своевременно принимать обоснованные решения и без личных задержек переходить к их исполнению.

Дисциплинированность – качество, выражающее способность человека строго и точно следовать требованиям уставов, нормам морали и ценностям общежития. Дисциплина и дисциплинированность это требования и степень усвоения человеком, следования им, ставшее его качеством.

Самообладание – качество, выражающее способность человека сдерживать физическую и психологическую активность, мешающую достижения целей. Самообладание – это выдержка проявляется, как правило, в сложной ситуации, особенно в бою. Выдержки противопоставляется невыдержанность – неумение человека управлять собой в сложных условиях. Она причина всех конфликтов, предпосылка утраты авторитета.

Воля и эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих.

Наука » Психология » Военная психология
ВОЛЯ – это процесс сознательного действия в соответствии с поставленной целью ее достижения при преодолении трудностей различного порядка. Именно с помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Воля постоянно проявляется в повседневной жизни человека, но особенно ярко она проявляется в сложных и ответственных ситуациях.

Как и вся психика человека, воля – функция человека и его мозга в первую очередь. Волевой акт есть результат взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Именно это и составляет физиологическую основу всего волевого поведения человека. Ведущая роль при этом принадлежит второй сигнальной системе.

Следовательно, специфика волевого психологического процесса состоит в сознательном усилии, направленном на активизацию всех сил и возможностей данной личности для достижения цели. В этих действиях личности различают простые и сложные волевые акты:

1. Простой волевой акт имеет две стадии: побуждение к действию и само действие.

2. Сложный волевой акт имеет несколько этапов:

а) подготовительный – на котором происходят возникновения побуждения и постановка цели; сознание ряда возможностей достичь цели; появление мотивов и борьбы их; окончательный выбор мотива действия и определение путей достижения целей.

Объект, предмет и основные задачи военной психологии.

Наука » Психология » Военная психология
Военная психология – это отрасль науки, изучающая закономерности проявления психики военнослужащего.
Объект воен. псих. – военнослужащие (воинские коллективы) проходящие военную службу по призыву и контракту, а также те. кто может быть привлечен к военной службе в военное время.
Предмет военной психологии – особенности проявления психики военнослужащего в различных условиях военно-профессиональной деятельности, а так же психологические процессы, состояния, свойства, характерные для воинских коллективов.
Основные задачи военной психологии:
1.разработка методов комплектования частей и подразделений на основе учета индивидуально-психологическких и личностных особенностей военнослужащих.
2.определение путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки на основе учета индивидуальных психологических особенностей военнослужащих при осуществлении военно-профессиональной подготовки (методика Ровена).
3.разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке.
4.разработка психологических методов сплочения коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью эффективной деятельности частей и подразделений.
5.разработка методов психологического обеспечения боевого дежурства караульной и гарнизонной службы.

Специфика ведения переговоров с противником

Наука » Психология » Военная психология
Подготовка и ведение переговоров с противником
Переговоры – не панацея от всех бед. Есть целый ряд случаев, где выгоднее пользоваться нормативно-правовой базой.
Что дают нам переговоры?

Классификация переговоров:

1) переговоры о продлении действующих соглашений;
2) переговоры о нормализации (направлены на завершение факта противостояния в конфликте);
3) переговоры о перераспределении (преследуются достаточно различные интересы; переговоры могут сопровождаться угрозой);
4) переговоры о создании новых условий (выход на новый уровень взаимодействия; инструмент для формирования перспективы взаимодействия);
5) переговоры о достижении побочных эффектов (некоторая условность; одну из сторон может интересовать не только предмет переговоров, но и то, что сопутствует ему).

Функции переговорного процесса:

1) - информационная (тема обсуждения, тема позиций, уточнение позиций, обмен взглядами);
2) - коммуникативная (не только общение, но взаимодействие; налаживание системы взаимодействия);
3) - функция регуляции и координации действий (переговоры направлены на принятие решения, как действовать и в какой последовательности);
4) - функция пропаганды (реклама своих позиций в максимально выгодном свете; деятельность по привлечению сторонников на свою сторону; упрочение своих позиций в процессе переговоров);
5) - функция контроля (оценка существующего положения дел, контроль);
6) - функции отвлечения внимания (отвлечение внимание от многих проблем);
7) - функция проволочек (затягивание времени).

Третья сторона в урегулировании межличностных конфликтов

Наука » Психология » Военная психология
Третья сторона в конфликте: целесообразность и основные формы участия
В современной теории и практике за деятельностью третьей стороны закрепилось пока одно устойчивое название – медиация. Данный термин пришёл к нам из Англии. Произошёл от английского слова medium, что означает «средний». В большинстве случаев под ним понимается конструктивное участие человека в конфликте.

В широком понимании в деятельности третьей стороны выделяют 2 направления:
1) - официальная деятельность (наличие нормативного статуса; наличие существенных возможностей в урегулировании конфликтной ситуации, в воздействии на оппонента; руководители всех степеней, специалисты по своему профессиональному предназначению). Медиаторство стало профессиональной деятельностью в 60-х годах XX века в США.
2) - неофициальное участие в конфликтах (на первом месте стоит авторитет третьей стороны; неофициальные медиаторы: наиболее авторитетные сослуживцы, друзья, соседи, свидетели конфликта, неформальные лидеры различных коллективов).

Основным вопросом для третьей стороны является целесообразность её участия: надо ли включение в конфликт, что получится.
Целесообразность участия в конфликте третьей стороны по собственной инициативе:
1) - в ходе конфликта в воинском коллективе сложилась опасная эскалация взаимодействия и существует угроза применения насилия;
2) - одна из сторон перешла к использованию насилия в качестве главного средства достижения цели;
3) - третьей стороне лично не выгоден конфликт или последствия, к которым он может привести;
4) - конфликт оказывает отрицательное воздействие на организацию (воинский коллектив), снижается сплочённость коллектива;
5) - третья сторона способна обеспечить условия, которые позволят конфликтующим решить противоречие, возможно речь будет идти о достижении цели конфликта обеими сторонами.

Основные подходы и особенности научного исследования внутриличностных конфликтов

Наука » Психология » Военная психология
Психоаналитическое направление – делает основной упор на биопсихологической проблеме. Столкновение отдельных элементов нашей психики.
Аспекты:
Противоречия между отдельными структурами личности, которые зовутся «ид» (первичная врожденная инстанция, иррациональная и подчиненная принципу удовольствия; которая проявляется в неосознанных желаниях, влечениях, сновидениях), «эго» (разумная инстанция, основанная на принципе реальности; задача – взаимодействие с «ид» - привести в соответствие с реальными требованиями неосознаваемые импульсы «ид») и «супер-эго» (цензурная инстанция, основанная на принципе реальности).
1. Аналитическое направление (К.Г.Юнг) – рассматривала конфликт как регресс в сторону бессознательного - «проигрывание родительского сознания».
2. Неопсихоаналитики (неофрейдисты) – (К.Хорни) – рассматривают конфликт с двух позиций (стремлений).
3. Стремление к удовлетворению потребностей и Безопасность
4. Противоречие невротических потребностей.
5. Гуманистическое направление – (К.Роджерс, А.Маслоу) – по К.Роджерсу: в основе внутриличностного конфликта лежит противоречие, возникающее между двумя осознанными, но ложными самооценками и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу – столкновение потребности в самоактуализации, а с другой стороны – отсутствие возможности её реализовать.
6. Логотерапия – (по В.Фраклу) – конфликт – с одной стороны , это потеря смысла жизни, с другой стороны – необходимость держать в себе образ жизни.
7. Когнитивная психология – несовпадение знаний с одной стороны и поведения с другой (диссонанс, возникающий при исполнении определенной роли).

Внутриличностный конфликт – острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающие противоречивые связи с окружающей средой и задерживающие принятие решения.

Сущность конфликтов, их роль в жизни и деятельности человека, коллектива и Вооруженных сил

Наука » Психология » Военная психология
Актуальность проблемы конфликта

Примеры создания системы решения разного рода конфликтов (США).

Конец 30-х годов: Великая депрессия. Создаётся Федеральное агентство по посредничеству и услугам примирения.

50-60-е годы: на первый план вышли межэтнические проблемы. Создание Службы общинных отношений.

70-е годы: международные конфликты на первом плане. создаётся Академия мира и разрешения конфликтов.

80-е годы: конфликтологическая практика стала профессиональной.

Медиаторы – специалисты, решающие противоречивые проблемы и конфликты.
На сегодняшний день: в США насчитывается порядка 400 конфликтологических проектов.


Основные положения конфликтологических теорий.
Конфликтология под влиянием потребностей практики при условии достаточно богатого опыта сформировалась в самостоятельную междисциплинарную научную область.

Идеи Н.В.Кузьминой: от психологии педагогической деятельности к акмеологии

Наука » Психология » Акмеология
Н.В.Кузьминой было впервые предложено понимание труда учителя (преподавателя) как целостной динамичной системы (и соответственно введено новое понятие педагогической системы), разработано понятие продуктивности педагогической деятельности и описаны модели высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности (педагога, руководителя, учащихся); разработан научно-методический инструментарий оценивания продуктивности педагогической деятельности; предложено понятие педагогического маршрута в системе народного образования и места в нем педагогической системы. Выделенные на этой основе закономерности педагогической деятельности позволили автору наметить пути решения важнейших научно-практических проблем, остающихся остро актуальными и до сегодняшнего дня – оценки результативности труда учителя и преемственности между отдельными учебными заведениями внутри педагогического маршрута.

Таким образом, был переброшен мост от положений педагогической психологии к дидактике и методикам обучения, к психологии управления, к школоведению. И, наконец, на основе понятия продуктивности педагогической деятельности Н.В.Кузьмина формирует ряд положений для обоснования новой науки – акмеологии (заложенной в трудах Н.А.Рыбникова, Б.Г.Ананьева): положения о профессионализме деятельности и личности педагога, о факторах достижения или не достижения вершин профессионализма в педагогическом труде и др.