Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения.
В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения.
К концу возрастного периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Центральные новообразования:
Младенчество (до 1 года) – потребность в общении со взрослыми.
Раннее детство (1-3 года) – сознание «Я сам»
Дошкольное детство (3-7 лет) – Соподчинение мотивов, самосознание
Младший школьный возраст (7-11 лет) – произвольность, чувство компетенции
Подростковый возраст (11-15 лет) – чувство взрослости (мл. подростковый в); «Я концепция» (ст. подростковый в)
Старший школьный возраст (15-17 лет) – самоопределение
Центральные новообразования:
Младенчество (до 1 года) – потребность в общении со взрослыми.
Раннее детство (1-3 года) – сознание «Я сам»
Дошкольное детство (3-7 лет) – Соподчинение мотивов, самосознание
Младший школьный возраст (7-11 лет) – произвольность, чувство компетенции
Подростковый возраст (11-15 лет) – чувство взрослости (мл. подростковый в); «Я концепция» (ст. подростковый в)
Старший школьный возраст (15-17 лет) – самоопределение
Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.
3 признака ведущей деятельности по Леонтьеву.
1. Деятельность, в которой появляются новые виды деятельности.
2. Деятельность, в которой формируются основные психические функции.
3. Деятельность, от которой зависит изменение в личности ребенка.
Младенчество (до 1 года) – непосредственное эмоциональное общение с матерью.
Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность
Дошкольное детство (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра
Младший школьный возраст (7-11 лет) – учебная деятельность
Младший подростковый возраст (11-15 лет) – интимно-личностное общение со сверстниками
Старший подростковый возраст (15-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.
3 признака ведущей деятельности по Леонтьеву.
1. Деятельность, в которой появляются новые виды деятельности.
2. Деятельность, в которой формируются основные психические функции.
3. Деятельность, от которой зависит изменение в личности ребенка.
Младенчество (до 1 года) – непосредственное эмоциональное общение с матерью.
Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность
Дошкольное детство (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра
Младший школьный возраст (7-11 лет) – учебная деятельность
Младший подростковый возраст (11-15 лет) – интимно-личностное общение со сверстниками
Старший подростковый возраст (15-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.
Социальный фактор развития – влияние на развитие социальной среды (общество, культурные традиции, уровень науки, искусства…)
Социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности. Это понятие ввел Выготский – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. (взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности. Это понятие ввел Выготский – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. (взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
В кризисе 3 лет, если он тяжелый и затяжной, то появляются невротические реакции («вторичный пояс») – невротические страхи, тики, заикания.
У 6 летних детей ситуативная тревожность, кризис 7 лет.
В 17 лет (кризис) повышается тревожность, страхи (боязнь ответственности за жизненный выбор, армии, не поступить в вуз…). Появляются невротические реакции (неврастения, истерические состояния, навязчивые состояния и действия).
У 6 летних детей ситуативная тревожность, кризис 7 лет.
В 17 лет (кризис) повышается тревожность, страхи (боязнь ответственности за жизненный выбор, армии, не поступить в вуз…). Появляются невротические реакции (неврастения, истерические состояния, навязчивые состояния и действия).
В раннем детстве, в 2 года – ребенок узнает себя в зеркале – первичная форма самосознания.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя (сначала по имени, к 3 годам – «Я»)
Появляется первичная самооценка – осознание того, что «Я хороший» - удовлетворение потребности ребенка в эмоциональной безопасности.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя (сначала по имени, к 3 годам – «Я»)
Появляется первичная самооценка – осознание того, что «Я хороший» - удовлетворение потребности ребенка в эмоциональной безопасности.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком 7 лет.
Речь дошкольника эгоцентрична, когда он что-то проделывает, то проговаривает (аккомпанемент действию). Эгоцентрическая речь важна – она помогает организовать свои действия. В 7 лет она пропадает, превращается во внутреннюю речь.
Речь дошкольника эгоцентрична, когда он что-то проделывает, то проговаривает (аккомпанемент действию). Эгоцентрическая речь важна – она помогает организовать свои действия. В 7 лет она пропадает, превращается во внутреннюю речь.
Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, у дошкольников внешний контроль (друг за другом). Произвольное поведение – механизм управления своим поведением. Произвольность предполагает наличие образца поведения (подчинение правилам) – складывается в игре. В игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения. Дети к моменту поступления в школу способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
Усвоение норм морали способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Усвоение норм морали способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Эриксон. Старость: мудрость против отчаянья. Стремление к развитию, передать свой опыт.
Человек пытается компенсировать свою немощь: адекватно: уходом в творчество, мудрость; неадекватно-неестественная моложавость.
2 стратегии адаптации к старости. Выбор стратегии происходит на уровне бессознательного – всей своей предыдущей жизнью.
А)сохранение себя как индивида, как биологического существо. Такие люди маниакально следят за своим здоровьем.
Б)сохранение себя как личность. Попытка создать что то новое, сохраняет предыдущие соц.связи и создает новые.
Психологическое время личности.
все зависит от выбранной стратеги. Если выбрано поддержание себя как индивида – будущее короткое, пугающее, опасное. Настоящее кажется болезненным тревожным и не создающим комфорта. Прошлое как лучший период жизни. Если выбрана вторая стратегия, то будущее рассматривается как область задач, короткое. В настоящем так же новые задачи и дела. Отношение к прошлому как к положительному, большому периоду жизни.
Человек пытается компенсировать свою немощь: адекватно: уходом в творчество, мудрость; неадекватно-неестественная моложавость.
2 стратегии адаптации к старости. Выбор стратегии происходит на уровне бессознательного – всей своей предыдущей жизнью.
А)сохранение себя как индивида, как биологического существо. Такие люди маниакально следят за своим здоровьем.
Б)сохранение себя как личность. Попытка создать что то новое, сохраняет предыдущие соц.связи и создает новые.
Психологическое время личности.
все зависит от выбранной стратеги. Если выбрано поддержание себя как индивида – будущее короткое, пугающее, опасное. Настоящее кажется болезненным тревожным и не создающим комфорта. Прошлое как лучший период жизни. Если выбрана вторая стратегия, то будущее рассматривается как область задач, короткое. В настоящем так же новые задачи и дела. Отношение к прошлому как к положительному, большому периоду жизни.
Фрейд-идея о двух стремлениях человека, либидо и тонадос. Тонадос имеет усиленное влияние в пожилом возрасте. Близость смерти пугает(если пожилые говорит что не боятся смерти это ложь, защитный механизм, но и заставляет исправлять ошибки)
Адлер - в старость физическая немощь. Человек пытается компенсировать свою немощь: адекватно: уходом в творчество, мудрость; неадекватно-неестественная моложавость.
Юнг-старость и детство схожи устремленностью в бессознательное(коллективные архетипы).К старости мы становимся ближе к своим корням, к своим архетипам.
Причины переживаний:
1. Слабое здоровье
2. Отсутствие близких рядом (другой город, умер партнер)
3. Ограниченный круг общения
4. Отсутствие проф деятельности
5. Редки новые яркие события
Адлер - в старость физическая немощь. Человек пытается компенсировать свою немощь: адекватно: уходом в творчество, мудрость; неадекватно-неестественная моложавость.
Юнг-старость и детство схожи устремленностью в бессознательное(коллективные архетипы).К старости мы становимся ближе к своим корням, к своим архетипам.
Причины переживаний:
1. Слабое здоровье
2. Отсутствие близких рядом (другой город, умер партнер)
3. Ограниченный круг общения
4. Отсутствие проф деятельности
5. Редки новые яркие события
2 стратегии адаптации к старости. Выбор стратегии происходит на уровне бессознательного – всей своей предыдущей жизнью.
А)сохранение себя как индивида, как биологического существо. Такие люди маниакально следят за своим здоровьем.
Б)сохранение себя как личность. Попытка создать что то новое, сохраняет предыдущие соц.связи и создает новые.
Что бы изменить стратегию, нужно сначала вывести её из бессознательного в сознательное.
Мухина-свобода личности в старости. Эта свобода возможна только по достижению определенного возраста(тогда когда он уже «ничего не должен»,не должен подниматься по соц. лестнице, строить карьеру, строить семью, от него ничего этого не ждут, он становится свободен от соц.ожиданий).
Имя.
Имя стирается, вместе с индивидуальностью. На первом плане отчество. Стирание индивидуальности. Одежда становиться лишь удобной, это главное.
Притязание на признание.
В семье или творческой деятельности. Очень сложно если этого нет, целое звено не находит своей реализации. или ученики
Половая идентификация.
переходит на другой уровень интерес к противоположенному полу. Сохраняется ощущения и восприятие противоположенного рода. Сексуальные отношения заменяются прикосновениями, заботой, и если это есть, то человек медленнее стареет.
Психологическое время личности.
А)сохранение себя как индивида, как биологического существо. Такие люди маниакально следят за своим здоровьем.
Б)сохранение себя как личность. Попытка создать что то новое, сохраняет предыдущие соц.связи и создает новые.
Что бы изменить стратегию, нужно сначала вывести её из бессознательного в сознательное.
Мухина-свобода личности в старости. Эта свобода возможна только по достижению определенного возраста(тогда когда он уже «ничего не должен»,не должен подниматься по соц. лестнице, строить карьеру, строить семью, от него ничего этого не ждут, он становится свободен от соц.ожиданий).
Имя.
Имя стирается, вместе с индивидуальностью. На первом плане отчество. Стирание индивидуальности. Одежда становиться лишь удобной, это главное.
Притязание на признание.
В семье или творческой деятельности. Очень сложно если этого нет, целое звено не находит своей реализации. или ученики
Половая идентификация.
переходит на другой уровень интерес к противоположенному полу. Сохраняется ощущения и восприятие противоположенного рода. Сексуальные отношения заменяются прикосновениями, заботой, и если это есть, то человек медленнее стареет.
Психологическое время личности.
Имя.
Имя стирается, вместе с индивидуальностью. На первом плане отчество. Стирание индивидуальности. Одежда становиться лишь удобной, это главное.
Половая идентификация.
переходит на другой уровень интерес к противоположенному полу. Сохраняется ощущения и восприятие противоположенного рода. Сексуальные отношения заменяются прикосновениями, заботой, и если это есть, то человек медленнее стареет.
Имя стирается, вместе с индивидуальностью. На первом плане отчество. Стирание индивидуальности. Одежда становиться лишь удобной, это главное.
Половая идентификация.
переходит на другой уровень интерес к противоположенному полу. Сохраняется ощущения и восприятие противоположенного рода. Сексуальные отношения заменяются прикосновениями, заботой, и если это есть, то человек медленнее стареет.