УЩЕЛЬЕ САРМЫШ - возможно аномальная зона, участок горного массива Букантау в Центральных Кызылкумах (Узбекистан), где с конца 1980 года наблюдаются самые различные аномальные явления. Экспедиции Ташкентского "УФОЦЕНТРА" неоднократно отправлялись в этот район для того, чтобы отыскать возможно разбившийся в Кызылкумах НЛО. Кроме того, в ущелье были найдены многочисленные древние наскальные изображения людей в странных одеждах, часть из которых можно трактовать как изображения "древних астронавтов". ["Аномалия" 1991, N 8; 1992, N 04/06, с.20-29].
УШНОЙ ФЕНОМЕН - странная особенность человеческих ушей, причина постоянного роста которых до сих пор не ясна. Сотрудники Королевского колледжа терапевтов в Лондоне заметили, что у пожилых людей уши больше, чем у молодых. Чтобы проверить, не случайное ли это совпадение, они измерили длину левой ушной раковины у 206 пациентов в возрасте от 30 до 93 лет. Оказалось, что действительно с возрастом уши удлиняются - в среднем на 2,2 миллиметра за каждые десять лет. ["НЖ" 1996, N 6]. Объяснения феномена пока не последовало.
"У ЧЕРТА НА КУЛИШКАХ" - образное понятие, но одновременно - реально существующее место, московская богадельня, вошедшая в историю и в поговорку благодаря произошедшему там небывало мощному проявлению полтергейста. Осенью и зимой 1666 года (обращает на себя внимание символический "знак" в номере года) в в нищепитательнице при церкви Кивра и Иоанна на Кулижках за Варварскими воротами близ Ивановского монастыря в Белом городе Москвы, в помещении, где жили старухи, сироты и подкидыши появился странный невидимый призрак. "Вселился демон, выпущенный туда чародеем. Этот демон делал старухам разные пакости, не давал им покоя ни днем, ни ночью, сбрасывал их с постелей и лавок, кричал им вслух разные нелепицы; на печи, на полатях и в углах стучал и гремел", швырялся камнями, оставаясь при этом невидимым. Дошедшие до царя Алексея Михайловича слухи о "черте" обеспокоили его, и он "велел священникам молитвами действовать против злокозненного духа; но они ничего не успели и только раздразнили его, так что он начал обличать их в самых разных беззакониях". Только после этого на помощь призвали преподобного ИЛЛАРИОНА (1632-1708) из Флорищевой пустыни, который "молитвами своими мог прогонять нечистых духов... Пять недель с двумя иноками там подвизался в молитвах". Духовная беспрерывная борьба с "чертом", несмотря на отчаянное сопротивление, закончилась полным изгнанием "демона" (во всех описаниях схожего с современными случаями полтергейста). Для закрепления победы Илларион еще 10 недель оставался в нищепитательнице, после чего удалился обратно в пустынь, где стал впоследствии митрополитом Суздальским и Юрьевским и где умер спустя 12 лет.
То, что появившееся впоследствии выражение "у черта на куличках" связано именно с церковью на Кулишках, узнал в 1856 году профессор Московского университета этнограф и фольклорист Иван Михайлович СНЕГИРЕВ после изучения "Жития" преосвященного Иллариона, строителя Флорищевой пустыни. Сейчас указанное место находится по нынешним меркам практически в центре столицы, недалеко от метро "Китай-город", но из-за того, что прежде это было прежде окраина Москвы, поговорка "У черта на куличках означает "далекое место".
То, что появившееся впоследствии выражение "у черта на куличках" связано именно с церковью на Кулишках, узнал в 1856 году профессор Московского университета этнограф и фольклорист Иван Михайлович СНЕГИРЕВ после изучения "Жития" преосвященного Иллариона, строителя Флорищевой пустыни. Сейчас указанное место находится по нынешним меркам практически в центре столицы, недалеко от метро "Китай-город", но из-за того, что прежде это было прежде окраина Москвы, поговорка "У черта на куличках означает "далекое место".
УФООДЕРЖИМОСТЬ - нездоровая одержимость, присущая некоторым исследователям и контактерам (уфоманам), которая, по данным официальной науки объясняется "обычной" манией, а согласно мнению церкви, имеет бесовское происхождение. Несомненно, что нынешний "бум сообщений об НЛО", строго говоря, нельзя называть "бумом" - все, что происходит в этой сфере человеческой деятельности сейчас, происходило и на протяжении многих веков. В какой-то степени возросший интерес к этой приводит к складыванию новой мифологии, а мифология, как известно, работает сама на себя - и люди принимают за НЛО метеозонды, спутники, отделившиеся ступени ракет, шаровые молнии и облака странной формы. Каждый видит только то, что хочет увидеть. Впрочем, существует ряд сообщений, которые нельзя свести к галлюцинациям или редким, но естественным природным явлениям. Речь идет прежде всего о так называемых "контактах третьего рода" - встречах с существами, которые уже давно по устойчивой традиции именуются "инопланетянами", хотя почти никаких доказательств того, что мы имеем дело с пришельцами из иных миров (кроме их собственных слов), пока нет. Считается, что подобные контакты - явление специфическое именно для двадцатого века, хотя встречи с такими же "существами" давным-давно и неоднократно описаны.
Существует множество свидетельств нематериальной природы НЛО. Объекты свободно меняют цвет, форму, направление и скорость полета. "ЭНЛонавты" могут появляться и исчезать, проходить сквозь стены, летать по воздуху. Все говорит о том, что та реальность, в которой находятся они, - принципиально иная. Одним из возражений против гипотезы о внеземном происхождении "гуманоидов" является как раз количество контактов с ними и та абсурдная форма, которую они зачастую принимают. "Гуманоиды" задают глупые вопросы, проводят плохо поддающиеся объяснению эксперименты...
И тем не менее за ними явно стоит некая разумная сила, это очевидно. Поклонники НЛО считают, что эта сила безусловно доброжелательна. Появляющиеся неизвестно откуда существа исцеляют болезни, наделяют людей новыми способностями, предсказывают будущее, призывают остановить войны и сосредоточиться на духовном развитии. "Контактеры", как правило, резко меняются после таких встреч, они становятся одержимы идеей контактов. Вот как описывает свое состояние один из таких людей: "Я превратился в одержимого и был убежден, что должно совершиться нечто великое. Я забросил ежедневное чтение Библии и повернулся спиной к Богу, так как начал читать все книги об НЛО, которые удавалось раздобыть... Много ночей провел я в тщетном ожидании, пытаясь войти в мысленный контакт с теми, кого я считал внеземными существами, почти молясь им, чтобы они появились и вошли в какой-нибудь контакт со мной". [С.Роуз, "Христианство и религия будущего"].
На определенном этапе увлечение НЛО может стать и родом наркотической зависимости и приобретает откровенно религиозную форму. В Америке уже давно существует масса "космических сект", ожидающих появления "мессий-инопланетян", которые прилетят со звезд и решат все наши проблемы.
"Инопланетяне" зачастую являются в самом уродливом виде. Гигантские люди с головами-куполами, хилые карлики с горящими глазами, "маленькие зеленые человечки" - такое собрание монстров не приснилось бы и самому Босху. Их появление часто вызывает ужас, а человеческая воля, как правило, оказывает полностью парализованной. На вопрос, от Господа ли они, - положительный ответ следует не всегда, чаще они уходят от ответа, отшучиваются, а иногда и прямо заявляют, что приходят за человеческими душами... Для тех, кто чересчур увлечен мыслью о добрых гуманоидах, желающих человечеству только добра, может оказаться полезной книга Джона Килля "Операция "Троянский конь". На основе многочисленных фактов он доказывает, что силы, стоящие за всеми этими явлениями, настроены, мягко говоря, недоброжелательно.
Православный же человек точно знает, что это за сила и какими средствами можно бороться против наваждений Князя Тьмы. Православный человек помнит слова Иоанна Дамаскина: "Падшие же ангелы, то есть бесы, гнусны и страшны, но могут принимать облик ангелов света, чтобы соблазнять неопытных в духовной жизни людей". "А злых духов такое множество наполняет воздух, который разливается между небом и землей, в котором они летают в беспокойстве и непраздно, так, что провидение Божие для пользы скрыло и удалило их от взоров человеческих, иначе от боязни нападения их или страшилищ лиц, в которые они по своей воле, когда захотят преобразуются и превращаются, люди поражались бы невыносимым ужасом до изнеможения", - писал Св. Кассиан.
Случаи встречи с бесами, подобные сегодняшним контактам с "гуманоидами", давным-давно описаны в Житиях Святых. Так, в житии Св. Мартина Турского рассказывается о неком монашествующем юноше, которому являлись ангелы и обещали в знак его святости дать ему "сияющие одежды с небес". И действительно, однажды Анатолий появился перед братией в удивительной ярко-алой одежде, которая пропала, как только юношу попытались привести к Св.Мартину. В житии Нила Сорского мы можем найти пример похищения бесами, подобный рассказам о похищений людей НЛО. На одного отрока "напал какой-то чужой человек и унес, словно на крыльях ветра, в непроходимый лес и принес его в большую комнату в своем жилище". Только по молитвам святого отрок был возвращен, но навсегда остался слишком "тихим и смиренным".
Эти искушения страшны тем, что бесы, играя на неопытности и тщеславии человека, могут принимать любой, даже самый привлекательный облик. Только святые имеют дар "различения духов". Остальные же легко могут впасть в состояние именуемое "духовной прелестью", при котором расстраиваются все силы ума и души, и человек отворачивается от Бога, думая, что идет к Нему. В последнее время особенно распространено явление, которое в гораздо большей степени, чем "контакты третьего рода", связано с психическими заболеваниями... В головах у людей звучат голоса, внушающие им странные мысли и дающие странные способности... Тысячи людей по всему земному шару утверждают, что они общаются с выходцами с Марса, Юпитера, Альфы Центавра, Тау Кита... Некоторые постоянно контактируют аж с самим "Высшим разумом мироздания". Святые достигали общения с Богом годами аскезы и непрерывной молитвы, а "контактерам" он является просто так...
А ведь давно известно, что сама способность видеть бесов или ангелов ничего не говорит о духовных силах человека. Видеть их могут и животные (вспомним библейский рассказ о валаамовой ослице) - это отнюдь не признак святости. Именно поэтому сталкиваясь с такими явлениями следует соблюдать сугубую осторожность. Вот что писал на эту тему Святитель Игнатий Брянчанинов: "Вверяться им (демонам) никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения... Общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними... Во время этого искушения устремлять мысль и сердце к Богу с молитвой о помиловании. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви". Так что если у вас дома завелся "барабашка" - лучше сразу освятить квартиру. Если перед домом приземлился НЛО - прочитать молитву. Но главное - не забывать при этом, что механические действия не принесут действительной пользы, если не будут сопровождаться покаянием и искренним желанием изменить свою жизнь. Такой ответ на известные уфологические вопросы дает церковь, и к нему стоит прислушаться, хотя бы потому, что точный генезис НЛО до сих пор не прояснен, а для полной безопасности уфологической работы не стоит пренебрегать любыми советами, призванными оградить исследователей от возможной опасности.
Существует множество свидетельств нематериальной природы НЛО. Объекты свободно меняют цвет, форму, направление и скорость полета. "ЭНЛонавты" могут появляться и исчезать, проходить сквозь стены, летать по воздуху. Все говорит о том, что та реальность, в которой находятся они, - принципиально иная. Одним из возражений против гипотезы о внеземном происхождении "гуманоидов" является как раз количество контактов с ними и та абсурдная форма, которую они зачастую принимают. "Гуманоиды" задают глупые вопросы, проводят плохо поддающиеся объяснению эксперименты...
И тем не менее за ними явно стоит некая разумная сила, это очевидно. Поклонники НЛО считают, что эта сила безусловно доброжелательна. Появляющиеся неизвестно откуда существа исцеляют болезни, наделяют людей новыми способностями, предсказывают будущее, призывают остановить войны и сосредоточиться на духовном развитии. "Контактеры", как правило, резко меняются после таких встреч, они становятся одержимы идеей контактов. Вот как описывает свое состояние один из таких людей: "Я превратился в одержимого и был убежден, что должно совершиться нечто великое. Я забросил ежедневное чтение Библии и повернулся спиной к Богу, так как начал читать все книги об НЛО, которые удавалось раздобыть... Много ночей провел я в тщетном ожидании, пытаясь войти в мысленный контакт с теми, кого я считал внеземными существами, почти молясь им, чтобы они появились и вошли в какой-нибудь контакт со мной". [С.Роуз, "Христианство и религия будущего"].
На определенном этапе увлечение НЛО может стать и родом наркотической зависимости и приобретает откровенно религиозную форму. В Америке уже давно существует масса "космических сект", ожидающих появления "мессий-инопланетян", которые прилетят со звезд и решат все наши проблемы.
"Инопланетяне" зачастую являются в самом уродливом виде. Гигантские люди с головами-куполами, хилые карлики с горящими глазами, "маленькие зеленые человечки" - такое собрание монстров не приснилось бы и самому Босху. Их появление часто вызывает ужас, а человеческая воля, как правило, оказывает полностью парализованной. На вопрос, от Господа ли они, - положительный ответ следует не всегда, чаще они уходят от ответа, отшучиваются, а иногда и прямо заявляют, что приходят за человеческими душами... Для тех, кто чересчур увлечен мыслью о добрых гуманоидах, желающих человечеству только добра, может оказаться полезной книга Джона Килля "Операция "Троянский конь". На основе многочисленных фактов он доказывает, что силы, стоящие за всеми этими явлениями, настроены, мягко говоря, недоброжелательно.
Православный же человек точно знает, что это за сила и какими средствами можно бороться против наваждений Князя Тьмы. Православный человек помнит слова Иоанна Дамаскина: "Падшие же ангелы, то есть бесы, гнусны и страшны, но могут принимать облик ангелов света, чтобы соблазнять неопытных в духовной жизни людей". "А злых духов такое множество наполняет воздух, который разливается между небом и землей, в котором они летают в беспокойстве и непраздно, так, что провидение Божие для пользы скрыло и удалило их от взоров человеческих, иначе от боязни нападения их или страшилищ лиц, в которые они по своей воле, когда захотят преобразуются и превращаются, люди поражались бы невыносимым ужасом до изнеможения", - писал Св. Кассиан.
Случаи встречи с бесами, подобные сегодняшним контактам с "гуманоидами", давным-давно описаны в Житиях Святых. Так, в житии Св. Мартина Турского рассказывается о неком монашествующем юноше, которому являлись ангелы и обещали в знак его святости дать ему "сияющие одежды с небес". И действительно, однажды Анатолий появился перед братией в удивительной ярко-алой одежде, которая пропала, как только юношу попытались привести к Св.Мартину. В житии Нила Сорского мы можем найти пример похищения бесами, подобный рассказам о похищений людей НЛО. На одного отрока "напал какой-то чужой человек и унес, словно на крыльях ветра, в непроходимый лес и принес его в большую комнату в своем жилище". Только по молитвам святого отрок был возвращен, но навсегда остался слишком "тихим и смиренным".
Эти искушения страшны тем, что бесы, играя на неопытности и тщеславии человека, могут принимать любой, даже самый привлекательный облик. Только святые имеют дар "различения духов". Остальные же легко могут впасть в состояние именуемое "духовной прелестью", при котором расстраиваются все силы ума и души, и человек отворачивается от Бога, думая, что идет к Нему. В последнее время особенно распространено явление, которое в гораздо большей степени, чем "контакты третьего рода", связано с психическими заболеваниями... В головах у людей звучат голоса, внушающие им странные мысли и дающие странные способности... Тысячи людей по всему земному шару утверждают, что они общаются с выходцами с Марса, Юпитера, Альфы Центавра, Тау Кита... Некоторые постоянно контактируют аж с самим "Высшим разумом мироздания". Святые достигали общения с Богом годами аскезы и непрерывной молитвы, а "контактерам" он является просто так...
А ведь давно известно, что сама способность видеть бесов или ангелов ничего не говорит о духовных силах человека. Видеть их могут и животные (вспомним библейский рассказ о валаамовой ослице) - это отнюдь не признак святости. Именно поэтому сталкиваясь с такими явлениями следует соблюдать сугубую осторожность. Вот что писал на эту тему Святитель Игнатий Брянчанинов: "Вверяться им (демонам) никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения... Общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними... Во время этого искушения устремлять мысль и сердце к Богу с молитвой о помиловании. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви". Так что если у вас дома завелся "барабашка" - лучше сразу освятить квартиру. Если перед домом приземлился НЛО - прочитать молитву. Но главное - не забывать при этом, что механические действия не принесут действительной пользы, если не будут сопровождаться покаянием и искренним желанием изменить свою жизнь. Такой ответ на известные уфологические вопросы дает церковь, и к нему стоит прислушаться, хотя бы потому, что точный генезис НЛО до сих пор не прояснен, а для полной безопасности уфологической работы не стоит пренебрегать любыми советами, призванными оградить исследователей от возможной опасности.
УФОНАВТ - пилот, пассажир НЛО, пришелец. В более-менее строгой трактовке под уфонавтом подразумевается некто, выходящий или заходящий в техногенный НЛО, т.е. тот, чья причастность к НЛО налицо. Отсюда - не следует уфонавтов путать с призраками, привидениями и другими "простыми" личностями, попадающимися иногда на глаза очевидцам. Не являются уфонафтами и те очные контактеры, кто попал в НЛО случайно, по приглашению или насильно.
УФОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА НЛО - использование самых разнообразных приборов для изучения природы и свойств неопознанных объектов. Наиболее интересным считается возможно не самый уникальный, но самый известный случай уфометрических исследований, произошедший в 1957 году, когда с помощью бортового измерительного комплекса американского самолета В-47 были проведены прямые измерения энергетических параметров НЛО, пролетающего над Мексиканским заливом. В результате анализа этих измерений и изучения многочисленных случаев воздействия НЛО на окружающую среду было установлено, что НЛО, находящийся в режиме полета или зависания над поверхностью Земли, может рассматриваться как точечный источник сферического излучения электромагнитной энергии.
Некоторые частные параметры излучения: частота 1000-3000 МГц, ширина импульса 2 мкс, частота повторения импульсов 2-600 Гц, мощность излучения 1,5 МВт, в режиме ускорения 1,8 МВт. Получены единичные данные по величине магнитных возмущений поля: при удалении НЛО на 40 км от наземного измерительного комплекса - 0,0004 эрстед; при удалении на 500 м индукция магнитных полей, производимых НЛО, составила 2000 эрстед.
Благодаря огромной кинетической энергии электронов микроволнового излучения, движущихся в сильных магнитных полях, возможно, может создаваться эффект вытеснения воздуха вокруг НЛО, исключая тем самым контакт корпуса с атмосферой при скоростях полета, превосходящих скорость звука. В ряде случаев отмечается "искрение" НЛО, в то же время вокруг объекта наблюдается мягкое свечение - коронный разряд. В атмосфере коронный разряд может произойти при напряженности электрического поля порядка 3 млн. Вольт на метр. Следовательно, НЛО имеет большой отрицательный потенциал относительно Земли. Необходимо отметить, что в большом количестве случаев особенно в контактных ситуациях и низких зависаниях над поверхностью, имеет место сильное излучение в невидимом ультрафиолетовом диапазоне спектра, а иногда направленное излучение в микроволновом и рентгеновском диапазонах. Кроме этого на местах посадок НЛО в ряде случаев зарегистрировано вторичное излучение грунта с большой долей содержания гамма-квантов. Эти излучения крайне опасны для жизни и здоровья человека. В основном последствия физиологического воздействия сводятся к следующему:
1. Ожоги I-ой и II-ой степени лица и рук как результат неосторожного приближения к НЛО или его пролета на малой высоте.
2. При ближних контактах с НЛО наблюдатель может утратить двигательные способности на время контакта с объектом.
3. Контактант, приближающийся к НЛО может быть или остановлен упругой средой (полем), или даже сбит с ног. Зависание или пролет НЛО часто приводит к ощущению жужжания, онемению (параличу мышц) и потере сознания. Как показали исследования, под воздействием микроволнового излучения нарушается работа мышечных нервов, ответственных за сокращение и расслабление мышц, в результате наступает паралич. Известно, что при частоте излучения более 800 МГц, 50% энергии поглощается мышцами тела.
4. В различных ситуациях ближнего контакта может наблюдаться явление, похожее на электрический удар.
5. В результате воздействия ультрафиолетового излучения могут возникнуть воспаления глаз и конъюктивиты.
6. Проявление немотивированного страха, который часто переходит в панику при контактах третьего рода (ближних контактах). Чувства страха и паники испытывают и животные. Они задолго чувствуют приближение НЛО.
7. Свидетели посадок или низких зависаний НЛО иногда говорят о странных запахах серы, озона, просто о едком запахе. Их возникновение можно объяснить взаимодействием газов воздуха в припочвенном слое и химических элементов грунта с микроволновым или ультрафиолетовым излучениями НЛО. В результате химических реакций могут образоваться окись азота, модификации паров бензола и сернистых соединений.
С пониманием важности для уфологии инструментальных исследований (особенно в полевых условиях) ученые лаборатории УФОцентра Уфологической ассоциации разработали портативный комплект уфометрических приборов "Сталкер". Опытная партия приборов успешно прошла стендовые и полевые испытания. Комплект размещен в кейсе типа "дипломат" и состоит из 8 приборов:
-"Сталкер-1" - прибор для измерения высокочастотного излучения в диапазоне 300-5000 мегагерц;
-"Сталкер-2" - радиометр для измерения излучения в инфракрасной области спектра (0,7-5,0 микрон);
-"Сталкер-3" - люминофорный индикатор СВЧ поля, ультрафиолетового и рентгеновского излучений;
-"Сталкер-4" - прибор для измерения атмосферного электрического заряда с дальностью действия до 25 км;
-"Сталкер-5" - прибор для регистрации аномалий магнитного поля (50 мкЭ);
-"Сталкер-6" - датчик гамма и бета-излучения с пороговой чувствительностью 0,05 МэВ и диапазоном измерения мощности 20-9999 мкР/ч;
-"Сталкер-7" - прибор для измерения изменений биофизической активности растений (сопротивление биоструктуры 0,3-30 кОм);
-"Сталкер-8" - двузначный цифровой жидкокристаллический пульт индикации сигналов от датчиков.
Как правило, в местах посадок или низкого зависания НЛО наблюдается обугливание корней при вполне нормальном виде зеленой части растения или его частичное обезвоживание. Метод измерения электропроводности биологических структур нашел широкое применение при изучении физиологического состояния под воздействием повреждающих факторов: ВЧ-излучения, ультразвука и т.д. С помощью прибора "Сталкер-7" можно оценить жизнеспособность растительной ткани по величине коэффициента поляризации, который вычисляется как отношение электрического сопротивления ткани, измеренного на низких частотах (около 100 КГц), к сопротивлению, измеренному на высоких частотах 10-100МГц (106-107 Гц). Величина коэффициента поляризации отображается на индикаторном блоке прибора. Обычно проводят сравнительные измерения в зоне предполагаемой посадки НЛО и вне ее.
В комплект "Сталкер" дополнительно может быть включен прибор ночного видения с лазерной подсветкой. "Сталкер" экспонировался ва 1993 году на Международном уфологическом конгрессе в Оулу (Финляндия), где получил высокую оценку специалистов. В целях развития и совершенствования инструментальной базы целесообразно использовать методики и приборное обеспечение, основанное на физических свойствах времени, разработанные чл.-корр. Международной академии информатизации А.В.Каравайкиным, и переносные тепловизоры, работающие в инфракрасном диапазоне спектра (5-15 мкм) с разрешением одной сотой градуса, позволяющие обнаружить и получить на экране тепловой "портрет" невидимого визуально (особенно в ночное время суток) объекта.
Некоторые частные параметры излучения: частота 1000-3000 МГц, ширина импульса 2 мкс, частота повторения импульсов 2-600 Гц, мощность излучения 1,5 МВт, в режиме ускорения 1,8 МВт. Получены единичные данные по величине магнитных возмущений поля: при удалении НЛО на 40 км от наземного измерительного комплекса - 0,0004 эрстед; при удалении на 500 м индукция магнитных полей, производимых НЛО, составила 2000 эрстед.
Благодаря огромной кинетической энергии электронов микроволнового излучения, движущихся в сильных магнитных полях, возможно, может создаваться эффект вытеснения воздуха вокруг НЛО, исключая тем самым контакт корпуса с атмосферой при скоростях полета, превосходящих скорость звука. В ряде случаев отмечается "искрение" НЛО, в то же время вокруг объекта наблюдается мягкое свечение - коронный разряд. В атмосфере коронный разряд может произойти при напряженности электрического поля порядка 3 млн. Вольт на метр. Следовательно, НЛО имеет большой отрицательный потенциал относительно Земли. Необходимо отметить, что в большом количестве случаев особенно в контактных ситуациях и низких зависаниях над поверхностью, имеет место сильное излучение в невидимом ультрафиолетовом диапазоне спектра, а иногда направленное излучение в микроволновом и рентгеновском диапазонах. Кроме этого на местах посадок НЛО в ряде случаев зарегистрировано вторичное излучение грунта с большой долей содержания гамма-квантов. Эти излучения крайне опасны для жизни и здоровья человека. В основном последствия физиологического воздействия сводятся к следующему:
1. Ожоги I-ой и II-ой степени лица и рук как результат неосторожного приближения к НЛО или его пролета на малой высоте.
2. При ближних контактах с НЛО наблюдатель может утратить двигательные способности на время контакта с объектом.
3. Контактант, приближающийся к НЛО может быть или остановлен упругой средой (полем), или даже сбит с ног. Зависание или пролет НЛО часто приводит к ощущению жужжания, онемению (параличу мышц) и потере сознания. Как показали исследования, под воздействием микроволнового излучения нарушается работа мышечных нервов, ответственных за сокращение и расслабление мышц, в результате наступает паралич. Известно, что при частоте излучения более 800 МГц, 50% энергии поглощается мышцами тела.
4. В различных ситуациях ближнего контакта может наблюдаться явление, похожее на электрический удар.
5. В результате воздействия ультрафиолетового излучения могут возникнуть воспаления глаз и конъюктивиты.
6. Проявление немотивированного страха, который часто переходит в панику при контактах третьего рода (ближних контактах). Чувства страха и паники испытывают и животные. Они задолго чувствуют приближение НЛО.
7. Свидетели посадок или низких зависаний НЛО иногда говорят о странных запахах серы, озона, просто о едком запахе. Их возникновение можно объяснить взаимодействием газов воздуха в припочвенном слое и химических элементов грунта с микроволновым или ультрафиолетовым излучениями НЛО. В результате химических реакций могут образоваться окись азота, модификации паров бензола и сернистых соединений.
С пониманием важности для уфологии инструментальных исследований (особенно в полевых условиях) ученые лаборатории УФОцентра Уфологической ассоциации разработали портативный комплект уфометрических приборов "Сталкер". Опытная партия приборов успешно прошла стендовые и полевые испытания. Комплект размещен в кейсе типа "дипломат" и состоит из 8 приборов:
-"Сталкер-1" - прибор для измерения высокочастотного излучения в диапазоне 300-5000 мегагерц;
-"Сталкер-2" - радиометр для измерения излучения в инфракрасной области спектра (0,7-5,0 микрон);
-"Сталкер-3" - люминофорный индикатор СВЧ поля, ультрафиолетового и рентгеновского излучений;
-"Сталкер-4" - прибор для измерения атмосферного электрического заряда с дальностью действия до 25 км;
-"Сталкер-5" - прибор для регистрации аномалий магнитного поля (50 мкЭ);
-"Сталкер-6" - датчик гамма и бета-излучения с пороговой чувствительностью 0,05 МэВ и диапазоном измерения мощности 20-9999 мкР/ч;
-"Сталкер-7" - прибор для измерения изменений биофизической активности растений (сопротивление биоструктуры 0,3-30 кОм);
-"Сталкер-8" - двузначный цифровой жидкокристаллический пульт индикации сигналов от датчиков.
Как правило, в местах посадок или низкого зависания НЛО наблюдается обугливание корней при вполне нормальном виде зеленой части растения или его частичное обезвоживание. Метод измерения электропроводности биологических структур нашел широкое применение при изучении физиологического состояния под воздействием повреждающих факторов: ВЧ-излучения, ультразвука и т.д. С помощью прибора "Сталкер-7" можно оценить жизнеспособность растительной ткани по величине коэффициента поляризации, который вычисляется как отношение электрического сопротивления ткани, измеренного на низких частотах (около 100 КГц), к сопротивлению, измеренному на высоких частотах 10-100МГц (106-107 Гц). Величина коэффициента поляризации отображается на индикаторном блоке прибора. Обычно проводят сравнительные измерения в зоне предполагаемой посадки НЛО и вне ее.
В комплект "Сталкер" дополнительно может быть включен прибор ночного видения с лазерной подсветкой. "Сталкер" экспонировался ва 1993 году на Международном уфологическом конгрессе в Оулу (Финляндия), где получил высокую оценку специалистов. В целях развития и совершенствования инструментальной базы целесообразно использовать методики и приборное обеспечение, основанное на физических свойствах времени, разработанные чл.-корр. Международной академии информатизации А.В.Каравайкиным, и переносные тепловизоры, работающие в инфракрасном диапазоне спектра (5-15 мкм) с разрешением одной сотой градуса, позволяющие обнаружить и получить на экране тепловой "портрет" невидимого визуально (особенно в ночное время суток) объекта.
УФОМАНИЯ - "новая религия", гипертрофированная и доведенная до крайности вера в НЛО и уфонавтов. Уфоманы склонны видеть в любом самом прозаичном происходящем явлении следы деятельности ВЦ. Отчасти, возможно, эти опасения и имеют под собой веские основания, но после того, как эта серьезная проблема "перетирается" в желтой прессе, она теряет всяческое уважение со стороны серьезных ученых и политиков. Так или иначе, уфоманию надо рассматривать как одну из составляющих тех действий, которые приводят в конечном итоге к замалчиванию проблемы НЛО и отдаляют время наступления Контакта, который, кстати, является главной целью уфоманов.
УФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ - непростые взаимоотношения исследователей АЯ и служителей современных религий. В распространенной брошюре "НЛО в свете Православной Веры" [Москва, 1992] Иеромонах Серафим (Роуз) изложил взгляд церкви на проблему неопознанных летающих объектов. В 1982 году автор брошюры умер, "Господь призвал его к Себе" - сказано в предисловии. Но концепция не только осталась, а даже растиражирована последователями Роуза для, надо полагать, внедрения в сознание массового читателя.
Что же мы находим в брошюре? Иеромонах сразу берет быка за рога, называя исследования НЛО (т.е. уфологию) новой религией, "... еще одним знамением "пост-христианской веры" - таким же, как и восточные культы". В качестве научного адвоката отец Серафим привлекает ученого Карла Юнга, который сводит суть проблемы к галлюцинациям, рассматривая "летающие тарелки" как явление, имеющее психологический и религиозный смысл. Т.е. по Юнгу - уфология, как разновидность веры, имеет массово-психическую основу.
Что такое религия? Это - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культовые), которые основываются на вере в существование Бога (или нескольких богов), "священного", т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. В религии человека порабощают продукты его собственного воображения. Девиз уфологии, провозглашенный еще на 1-й учредительной конференции Всесоюзной уфологической Ассоциации в октябре 1990 года постулирует совершенно обратное: "Ни слова на веру". И о каких галлюцинациях людей может идти речь, если тома собранных материалов фиксируют посадочные следы НЛО, поражения флоры, фауны и людей. Фото-, кино-. видеоаппаратура, радиолокаторы и другая техника, не подверженные галлюцинациям, усталости или алкоголизму, свидетельствуют не о воображаемых, мысленных, а о материальных, физических НЛО. И, наконец, показания миллионов психически здоровых, грамотных, заслуживающих доверия очевидцев доказывают точность выбранного девиза - "Ни слова на веру". При этом необходимо отметить, что НЛО проявляют духовную нейтральность - являясь как верующим так и неверующим, поражая и похищая одинаково и тех и других.
Здесь нужно в некоторых положениях согласиться и с о. Серафимом и с К.Юнгом. Есть отдельные люди (и даже группы людей), причисляющие себя к уфологам, но в отличие от уфологов основывающие свою деятельность не на научных фактах и знаниях, а на вере в то, что высокоразвитые существа из внеземного пространства ниспосланы Богом, чтобы направлять эволюционное развитие человечества. По моему твердому убеждению последние занимаются не уфологией, а уфоманией - болезненной верой в избавление, якобы идущее от гипотетических инопланетян.
На этих принципах функционирует, например, японская уфологическая партия, которая даже была представлена в японском парламенте. Такие же течения есть и в Испании (группа "УММО"), в Италии такую группу возглавляет Е.Сирагуза (в нее входит Орацио Валенти, издавший на русском языке религиозную книгу), и даже в России есть подобные организации.
Прикрываясь знаменем Бога, российские уфоманы пытались террором противостоять развитию научных уфологических исследований, прибегая к нему сообразно моменту. Вот выдержка из манифеста "ЭНИО-УФО", подписанного псевдонимом "Китти" и "Мигель", за которыми стоят отбывающая ныне срок наказания Анна Киларева и скрывающийся от милиции Павел Дроздов: "Готовьтесь к радостной встрече Бога и Братьев из Космоса! Сотни уфологов и лжепророков пытаются сбить с толку, с истинного пути земную расу, льют грязь на высшие цивилизации с экранов телевизоров и газетных полос!" Уфоманы из "ЭНИО-УФО", спасая Бога, совершили десятки поджогов жилищ и покушений на жизнь уфологов. Двое детей попали в реанимацию, с трудом ликвидирован ночной пожар в доме, где проживает полтысячи человек.
Материальный ущерб велик, но несоизмерим моральный ущерб, особенно-нанесенный слабонервным. Такова слепая вера, доведенная до фанатизма.
И вопрос об их союзе стоять не может, потому что невозможно совместить принципиально разные способы познания и освоения мира. Религиозный путь-Откровение через духовное приближение к Истине. Наука приближается к Истине с помощью материальных средств и рациональных (научных) методов. Недаром выдающийся ученый И.П.Павлов, будучи к тому же религиозным человеком, сказал: "Я Бога не пускаю в свою лабораторию". Это понятно, поскольку лаборатория - "от мира сего".
Уфология - это не религия грядущего, а современное научное направление, отвергающее слепую веру в "инопланетян", как носителей "светлого будущего", и осознающее пришельцев как объективно сосуществующую "надгуманоидную" субстанцию, контролирующую человечество. Уфология - это научное направление, изучающее генезис и воздействие на биотехносферу Земли и на другие пространства Вселенной неизвестных форм разумной жизни, обнаруживающих себя в НЛО и связанных с ними антропоморфных и других феноменах.
Если говорить об основных негативных последствиях (есть и позитивные) сосуществования человечества с НЛО, то следует выделить травмы и гибель людей, похищения людей без возврата, массовые ротационные кратковременные похищения людей (с возвратом) и вивисекции над ними (до 10% населения), изменение психофизического стереотипа людей вследствие контакта с НЛО, в т.ч. телепатического. По данным УФОцентра 95,6 процентов людей, выходящих на контакт, получает расстройства, ведущие к разного рода заболеваниям, к десоциализации личности и даже полному подчинению человека источнику контакта. Здесь можно и нужно говорить о вреде и зле, которые исходит от НЛО и пришельцев. И именно здесь позиция исследователей сходна с позицией Церкви. Иеромонах Серафим называет такие контакты бесовщиной, сатанизмом, демонизмом (кстати, эти понятия человеку ничего научно не разъясняют, просто одна загадка заменятся другой), несущими зло. А игумен Марк так и назвал свою брошюру "Злые духи и их влияние на людей". Работа издана в Петербурге в 1899 году, переиздана в 1994 г. фирмой "Красный пролетарий" (!). На эту же тему книгу "Силы зла и методы защиты от них" члена-корреспондента МАИ В.М.Приваловой издал в 1993 г. Северо-Кавказский филиал УФОцентра.
Игумен Марк в качестве защиты от злых контактов рекомендует "смирение", "... ибо на смиренного не поднимается рука, о стену смирения разобьется всякое зло" ("Злые духи и их влияние на людей", стр. 164). И сам же себе противоречит на стр. 149: "... если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как разбойники, нашедшие неохраняемое место". Уфолог В.М.Привалова на пятидесяти страницах дает четкие рекомендации как нейтрализовать пагубное воздействие в контактных ситуациях. Методы Приваловой и ее школы получили широкое распространение в России и за рубежом, они исцелили тысячи людей и включают себя энергетические, психологические, этнографические и даже некоторое церковные способы (иногда посещение церкви активизирует у отдельных людей защитные силы организма). УФОцентр выпустил и другие книги-рекомендации ("Осторожно, НЛО!", 1991, "Разговор с невидимками", 1991, "НЛО: психофизический аспект", 1991, "Пособие по нейтрализации негативных контактов", 1994).
Но по той же статистике УФОцентра 4,4 процента контактов не вызывают расстройств, т.е. могут считаться положительными. А как их выявить заранее? В "Первом послании Иоанна Богослова" (гл. 4, ст. 1,2,3) говорится: "...Не всякому духу верьте, но испытывайте духов - от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире". Действительно, как поступать при контакте - сближаться или спасаться? Это типичная игровая ситуация, при которой решение приходится принимать в условиях неопределенности. Идет игра слепого (человека) со зрячим (неизвестные разумные силы). И опять-таки УФОцентр рекомендует не испытывать судьбу и не целиться в жалкие проценты успеха, а избегать контакта всегда, не тратя время на опознание: кто ангел, а кто бес, маскирующийся под ангела.
Отец Серафим связывает вспышку уфологии, активизацию бесовщины с современным кризисом общества: "И вот Сатана "вырвался из темницы", чтобы обольщать народы и подготовить их к поклонению антихристу, который ожидается в конце времен" (дата, как всегда, не сообщается). Спрашивается, а почему же такого не случилось в другие кризисные времена: 1914 (война), 1917 (большевики), 1933 (Гитлер), 1937 (массовые репрессии), 1941 (война), 1945 (Хиросима)?
Не прав батюшка. НЛО были всегда с человечеством, и это религия фиксировала. Одно только свидетельство "Нового Завета". (Откр., 10;1-2) чего стоит: "И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба... и лицо его как Солнце, и ноги его как столпы огненные..." Если оставить в стороне образность изложения и авторские оценки, то получим нечто очень похожее на некоторые современные феномены. Да и сам о. Серафим, изрядно запутавшись, пишет: "Богатство знаний от этой реальности в Священном Писании и Святоотеческой литературе ставят православного наблюдателя в исключительное положение, позволяющее оценивать новые гипотезы и феномен НЛО в целом". Вот тебе и договорились! Куда там уфологии, когда религия в познании оказывается приобрела "исключительное (!) положение". Но по сути за этой фразой ничего нет. Обычная церковная демагогия.
За двадцать веков существования православия церковь продемонстрировала чрезвычайно низкий познавательно-рекомендательный коэффициент полезного действия, в отличие от куда более молодого института науки. Религия и по сей день тянет доверчивых в средневековое болото, цепляясь за обветшалые каноны и термины, не пытаясь постичь загадки бытия. В сегодняшней науке установлено, что новые учебники и даже монографии, то есть знания, устаревают через восемь-десять лет. Не сгнил ли за 2000 лет фундамент Церкви, стоящей на древних писаниях и не ведающий, что такое реконструкция?
Разгадыванием тайн природы занимается естествознание и ее дочернее направление-уфология. В основу концепции уфологии заложены:
-расширеное понятие материи (все сущее - материально);
-доказанная многомерность мироздания (за теоретическое обоснование 11-мерного пространства в 1973 г. присуждена Нобелевская премия);
-доказаное сосуществование людей с пришельцами из околоземного пространства или другого измерения (не инопланетянами);
-реальность невидимого (4-ое измерение) органа человека-ИРС (информационно-распорядительной структуры), по-простому-души, сохраняющей жизнеспособность и индивидуальность после смерти биологической структуры и обеспечивающей реинкорнацию (вселение ИРС во вновь родившегося);
-обоснованое существование общего информационного комплекса (образованного ИРС различных форм), который объединяет все живое и жившее на планете (возможно, и в Космосе) и который влияет на поведение как отдельных членов так и целых сообществ. Этот всеобщий комплекс информации условно назван Абсолютом;
-новое обоснование Абсолюта. (Если под Богом понимается некий мифический или конкретный субъект, обладающий сверхестественными качествами, то Абсолют-это некое образование, объединяющее множество элементарных субъектов, формирующих подобие единого, объединенного Разума, обладающего неким всеобщим интегральным самосознанием). А если говорить по большому счету, то сегодняшней Православной Церкови следует задаться следующим вопросом - не отстала ли она безнадежно от жизни? И если уж она собирается быть полезной людям сегодня и, главное, завтра, то не должно ли ей модернизироваться и стать глашатаем иных принципов? Но это уже другой разговор
Что же мы находим в брошюре? Иеромонах сразу берет быка за рога, называя исследования НЛО (т.е. уфологию) новой религией, "... еще одним знамением "пост-христианской веры" - таким же, как и восточные культы". В качестве научного адвоката отец Серафим привлекает ученого Карла Юнга, который сводит суть проблемы к галлюцинациям, рассматривая "летающие тарелки" как явление, имеющее психологический и религиозный смысл. Т.е. по Юнгу - уфология, как разновидность веры, имеет массово-психическую основу.
Что такое религия? Это - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культовые), которые основываются на вере в существование Бога (или нескольких богов), "священного", т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. В религии человека порабощают продукты его собственного воображения. Девиз уфологии, провозглашенный еще на 1-й учредительной конференции Всесоюзной уфологической Ассоциации в октябре 1990 года постулирует совершенно обратное: "Ни слова на веру". И о каких галлюцинациях людей может идти речь, если тома собранных материалов фиксируют посадочные следы НЛО, поражения флоры, фауны и людей. Фото-, кино-. видеоаппаратура, радиолокаторы и другая техника, не подверженные галлюцинациям, усталости или алкоголизму, свидетельствуют не о воображаемых, мысленных, а о материальных, физических НЛО. И, наконец, показания миллионов психически здоровых, грамотных, заслуживающих доверия очевидцев доказывают точность выбранного девиза - "Ни слова на веру". При этом необходимо отметить, что НЛО проявляют духовную нейтральность - являясь как верующим так и неверующим, поражая и похищая одинаково и тех и других.
Здесь нужно в некоторых положениях согласиться и с о. Серафимом и с К.Юнгом. Есть отдельные люди (и даже группы людей), причисляющие себя к уфологам, но в отличие от уфологов основывающие свою деятельность не на научных фактах и знаниях, а на вере в то, что высокоразвитые существа из внеземного пространства ниспосланы Богом, чтобы направлять эволюционное развитие человечества. По моему твердому убеждению последние занимаются не уфологией, а уфоманией - болезненной верой в избавление, якобы идущее от гипотетических инопланетян.
На этих принципах функционирует, например, японская уфологическая партия, которая даже была представлена в японском парламенте. Такие же течения есть и в Испании (группа "УММО"), в Италии такую группу возглавляет Е.Сирагуза (в нее входит Орацио Валенти, издавший на русском языке религиозную книгу), и даже в России есть подобные организации.
Прикрываясь знаменем Бога, российские уфоманы пытались террором противостоять развитию научных уфологических исследований, прибегая к нему сообразно моменту. Вот выдержка из манифеста "ЭНИО-УФО", подписанного псевдонимом "Китти" и "Мигель", за которыми стоят отбывающая ныне срок наказания Анна Киларева и скрывающийся от милиции Павел Дроздов: "Готовьтесь к радостной встрече Бога и Братьев из Космоса! Сотни уфологов и лжепророков пытаются сбить с толку, с истинного пути земную расу, льют грязь на высшие цивилизации с экранов телевизоров и газетных полос!" Уфоманы из "ЭНИО-УФО", спасая Бога, совершили десятки поджогов жилищ и покушений на жизнь уфологов. Двое детей попали в реанимацию, с трудом ликвидирован ночной пожар в доме, где проживает полтысячи человек.
Материальный ущерб велик, но несоизмерим моральный ущерб, особенно-нанесенный слабонервным. Такова слепая вера, доведенная до фанатизма.
И вопрос об их союзе стоять не может, потому что невозможно совместить принципиально разные способы познания и освоения мира. Религиозный путь-Откровение через духовное приближение к Истине. Наука приближается к Истине с помощью материальных средств и рациональных (научных) методов. Недаром выдающийся ученый И.П.Павлов, будучи к тому же религиозным человеком, сказал: "Я Бога не пускаю в свою лабораторию". Это понятно, поскольку лаборатория - "от мира сего".
Уфология - это не религия грядущего, а современное научное направление, отвергающее слепую веру в "инопланетян", как носителей "светлого будущего", и осознающее пришельцев как объективно сосуществующую "надгуманоидную" субстанцию, контролирующую человечество. Уфология - это научное направление, изучающее генезис и воздействие на биотехносферу Земли и на другие пространства Вселенной неизвестных форм разумной жизни, обнаруживающих себя в НЛО и связанных с ними антропоморфных и других феноменах.
Если говорить об основных негативных последствиях (есть и позитивные) сосуществования человечества с НЛО, то следует выделить травмы и гибель людей, похищения людей без возврата, массовые ротационные кратковременные похищения людей (с возвратом) и вивисекции над ними (до 10% населения), изменение психофизического стереотипа людей вследствие контакта с НЛО, в т.ч. телепатического. По данным УФОцентра 95,6 процентов людей, выходящих на контакт, получает расстройства, ведущие к разного рода заболеваниям, к десоциализации личности и даже полному подчинению человека источнику контакта. Здесь можно и нужно говорить о вреде и зле, которые исходит от НЛО и пришельцев. И именно здесь позиция исследователей сходна с позицией Церкви. Иеромонах Серафим называет такие контакты бесовщиной, сатанизмом, демонизмом (кстати, эти понятия человеку ничего научно не разъясняют, просто одна загадка заменятся другой), несущими зло. А игумен Марк так и назвал свою брошюру "Злые духи и их влияние на людей". Работа издана в Петербурге в 1899 году, переиздана в 1994 г. фирмой "Красный пролетарий" (!). На эту же тему книгу "Силы зла и методы защиты от них" члена-корреспондента МАИ В.М.Приваловой издал в 1993 г. Северо-Кавказский филиал УФОцентра.
Игумен Марк в качестве защиты от злых контактов рекомендует "смирение", "... ибо на смиренного не поднимается рука, о стену смирения разобьется всякое зло" ("Злые духи и их влияние на людей", стр. 164). И сам же себе противоречит на стр. 149: "... если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как разбойники, нашедшие неохраняемое место". Уфолог В.М.Привалова на пятидесяти страницах дает четкие рекомендации как нейтрализовать пагубное воздействие в контактных ситуациях. Методы Приваловой и ее школы получили широкое распространение в России и за рубежом, они исцелили тысячи людей и включают себя энергетические, психологические, этнографические и даже некоторое церковные способы (иногда посещение церкви активизирует у отдельных людей защитные силы организма). УФОцентр выпустил и другие книги-рекомендации ("Осторожно, НЛО!", 1991, "Разговор с невидимками", 1991, "НЛО: психофизический аспект", 1991, "Пособие по нейтрализации негативных контактов", 1994).
Но по той же статистике УФОцентра 4,4 процента контактов не вызывают расстройств, т.е. могут считаться положительными. А как их выявить заранее? В "Первом послании Иоанна Богослова" (гл. 4, ст. 1,2,3) говорится: "...Не всякому духу верьте, но испытывайте духов - от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире". Действительно, как поступать при контакте - сближаться или спасаться? Это типичная игровая ситуация, при которой решение приходится принимать в условиях неопределенности. Идет игра слепого (человека) со зрячим (неизвестные разумные силы). И опять-таки УФОцентр рекомендует не испытывать судьбу и не целиться в жалкие проценты успеха, а избегать контакта всегда, не тратя время на опознание: кто ангел, а кто бес, маскирующийся под ангела.
Отец Серафим связывает вспышку уфологии, активизацию бесовщины с современным кризисом общества: "И вот Сатана "вырвался из темницы", чтобы обольщать народы и подготовить их к поклонению антихристу, который ожидается в конце времен" (дата, как всегда, не сообщается). Спрашивается, а почему же такого не случилось в другие кризисные времена: 1914 (война), 1917 (большевики), 1933 (Гитлер), 1937 (массовые репрессии), 1941 (война), 1945 (Хиросима)?
Не прав батюшка. НЛО были всегда с человечеством, и это религия фиксировала. Одно только свидетельство "Нового Завета". (Откр., 10;1-2) чего стоит: "И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба... и лицо его как Солнце, и ноги его как столпы огненные..." Если оставить в стороне образность изложения и авторские оценки, то получим нечто очень похожее на некоторые современные феномены. Да и сам о. Серафим, изрядно запутавшись, пишет: "Богатство знаний от этой реальности в Священном Писании и Святоотеческой литературе ставят православного наблюдателя в исключительное положение, позволяющее оценивать новые гипотезы и феномен НЛО в целом". Вот тебе и договорились! Куда там уфологии, когда религия в познании оказывается приобрела "исключительное (!) положение". Но по сути за этой фразой ничего нет. Обычная церковная демагогия.
За двадцать веков существования православия церковь продемонстрировала чрезвычайно низкий познавательно-рекомендательный коэффициент полезного действия, в отличие от куда более молодого института науки. Религия и по сей день тянет доверчивых в средневековое болото, цепляясь за обветшалые каноны и термины, не пытаясь постичь загадки бытия. В сегодняшней науке установлено, что новые учебники и даже монографии, то есть знания, устаревают через восемь-десять лет. Не сгнил ли за 2000 лет фундамент Церкви, стоящей на древних писаниях и не ведающий, что такое реконструкция?
Разгадыванием тайн природы занимается естествознание и ее дочернее направление-уфология. В основу концепции уфологии заложены:
-расширеное понятие материи (все сущее - материально);
-доказанная многомерность мироздания (за теоретическое обоснование 11-мерного пространства в 1973 г. присуждена Нобелевская премия);
-доказаное сосуществование людей с пришельцами из околоземного пространства или другого измерения (не инопланетянами);
-реальность невидимого (4-ое измерение) органа человека-ИРС (информационно-распорядительной структуры), по-простому-души, сохраняющей жизнеспособность и индивидуальность после смерти биологической структуры и обеспечивающей реинкорнацию (вселение ИРС во вновь родившегося);
-обоснованое существование общего информационного комплекса (образованного ИРС различных форм), который объединяет все живое и жившее на планете (возможно, и в Космосе) и который влияет на поведение как отдельных членов так и целых сообществ. Этот всеобщий комплекс информации условно назван Абсолютом;
-новое обоснование Абсолюта. (Если под Богом понимается некий мифический или конкретный субъект, обладающий сверхестественными качествами, то Абсолют-это некое образование, объединяющее множество элементарных субъектов, формирующих подобие единого, объединенного Разума, обладающего неким всеобщим интегральным самосознанием). А если говорить по большому счету, то сегодняшней Православной Церкови следует задаться следующим вопросом - не отстала ли она безнадежно от жизни? И если уж она собирается быть полезной людям сегодня и, главное, завтра, то не должно ли ей модернизироваться и стать глашатаем иных принципов? Но это уже другой разговор
УФОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА - взаимоотношения между исследователями АЯ и политиками, а также реакция официальных органов отдельных стран и мирового сообщества на информацию о наблюдениях НЛО представляет любимую тему конспирологических исследований (и инсинуаций) в области уфологии, и вместе с тем может служить уникальным источником сведений о подлинной деятельности властных структур - правда, только в глазах тех, кто понимает, что видит.
Позиция глухого замалчивания и упорного отрицания, в сочетании с секретными исследовательскими программами, с так называемых "общечеловеческих" позиций весьма уязвима для критики. Но лихие критики официальных властей ни на минуту не задумываются над вопросом, а что, собственно, официальные власти должны делать?
В самом деле: полеты НЛО просто-напросто создают в воздухе аварийно-опанстную обстановку, вызываемые действием их двигателей отказы в энергосистемах имеют катастрофические последствия. Существуют тысячи свидетельств жестокого обращения "НЛОнавтов" с людьми. Даже если 99% их - бред, оставшийся процент все равно попадает под весьма жесткие статьи уголовного кодекса любой страны... Наконец, богатый опыт Человечества не дает оснований априори исключать агрессивные стремления инопланетян, даже возможность того, что мы представляем для них чисто-гастрономический интерес. Это часть проблемы, лежащая на поверхности. Совершенно очевидно, что любое уважающее себя государство просто обязано принять здесь вполне определенные меры.
Но даже в том случае, если интересы "НЛОнавтов" кристалльно чисты, если они руководствуются исключительно принципами высшего гуманизма в земном понимании, открытый контакт может привести к фатальным для Земли последствиям. Неоднократно отмечалось колоссальное значение психологического воздействия на людей различных научно-технических достижений. Осознание факта "мы можем", "мы первые" значительно повышает стимулы к работе. Вместе с тем очевидно, что цивилизация, способная совершать межзвездные полеты опережает нашу по крайней мере на стадию, а опыт подобных контактов на Земле накоплен немалый и однозначно-негативный для отстающей стороны. Да, немалая роль в истреблении американских индейцев или австралийских аборигенов принадлежит оружию колонизаторов и ранее неведомым болезням. Но главной причиной их вымирания является невозможность интеграции этих народов в господствующую на Земле цивилизацию.
В рассматриваемом же случае ситуация будет еще хуже, ибо наше технологическое общество - сложная высокоинтегрированная система, существование которой зависит от множества элементов и связей между ними. Последствия же распада таких связей мы уже несколько лет "чувствуем кожей". Принимая все это во внимание желание официальных властей оградить население от контактов с НЛО до выяснения сущности и целей последних вполне объяснимо.
Позиция глухого замалчивания и упорного отрицания, в сочетании с секретными исследовательскими программами, с так называемых "общечеловеческих" позиций весьма уязвима для критики. Но лихие критики официальных властей ни на минуту не задумываются над вопросом, а что, собственно, официальные власти должны делать?
В самом деле: полеты НЛО просто-напросто создают в воздухе аварийно-опанстную обстановку, вызываемые действием их двигателей отказы в энергосистемах имеют катастрофические последствия. Существуют тысячи свидетельств жестокого обращения "НЛОнавтов" с людьми. Даже если 99% их - бред, оставшийся процент все равно попадает под весьма жесткие статьи уголовного кодекса любой страны... Наконец, богатый опыт Человечества не дает оснований априори исключать агрессивные стремления инопланетян, даже возможность того, что мы представляем для них чисто-гастрономический интерес. Это часть проблемы, лежащая на поверхности. Совершенно очевидно, что любое уважающее себя государство просто обязано принять здесь вполне определенные меры.
Но даже в том случае, если интересы "НЛОнавтов" кристалльно чисты, если они руководствуются исключительно принципами высшего гуманизма в земном понимании, открытый контакт может привести к фатальным для Земли последствиям. Неоднократно отмечалось колоссальное значение психологического воздействия на людей различных научно-технических достижений. Осознание факта "мы можем", "мы первые" значительно повышает стимулы к работе. Вместе с тем очевидно, что цивилизация, способная совершать межзвездные полеты опережает нашу по крайней мере на стадию, а опыт подобных контактов на Земле накоплен немалый и однозначно-негативный для отстающей стороны. Да, немалая роль в истреблении американских индейцев или австралийских аборигенов принадлежит оружию колонизаторов и ранее неведомым болезням. Но главной причиной их вымирания является невозможность интеграции этих народов в господствующую на Земле цивилизацию.
В рассматриваемом же случае ситуация будет еще хуже, ибо наше технологическое общество - сложная высокоинтегрированная система, существование которой зависит от множества элементов и связей между ними. Последствия же распада таких связей мы уже несколько лет "чувствуем кожей". Принимая все это во внимание желание официальных властей оградить население от контактов с НЛО до выяснения сущности и целей последних вполне объяснимо.
УФОЛОГИЯ - научное направление, изучающее генезис и воздействие на биотехносферу Земли и на другие пространства Вселенной неизвестных форм разумной жизни, обнаруживающих себя в НЛО и связанных с ними антропоморфных и других феноменах. Объектом исследования здесь выступают "генезис и воздействие". По мнению В.Г.Ажажи, главным аспектом уфологии является изучение уфосферы (среды, откуда поступает информация об уфологической ситуации). Цель уфологии - выявление закономерностей и формулирование законов влияния уфосферы на развитие биотехносферы и, в частности, на устойчивость развития общества. Под уфологической ситуацией понимается появление сообщений с мест наблюдений или воздействий на людей, технику, аппаратуру и природу НЛО и связанных с ними феноменов. Сегодня сенсором информации в уфологии является, в основном, человек, (визуальная информация), но постепенно все больше и больше происходит переход от субъектиных к объективным, приборным методам... (ВЧ) УФОЛОГИЯ И НАУКА - комплекс сложных взаимоотношений между уфологией и "официальной наукой", выражающийся в последовательном признании факта сществования НЛО. Сегодня трудно отстаивать тезис о том, что проблема НЛО является научной. Более того, вернее полагать, что это пока ненаучная проблема, точнее - еще не достигшая статуса научной. Но "ненаучная" вовсе не означает " антинаучная"! Просто каждая новая проблема, прежде чем она приобретет статус научной, проходит некоторую предварительную стадию становления. Вот такой становящейся и является сегодня проблема НЛО.
Вопрос о науке и уфологии время от времени поднимается на страницах печати. Характерная особенность подобных дискуссий состоит в том, что (независимо от научного ранга) - ведут спор с позиций обыденного сознания. Рассуждения обычно основаны на нестрогих, часто весьма субъективных представлениях о том, что такое наука, научный метод критерий научности и т.д. Таким образом, налицо своего рода парадокс: сама постановка и обсуждение вопроса о научности проблемы НЛО - пример ненаучного, некорректного обсуждения. Между тем, в настоящее время феномен науки стал предметом глубокого и серьезного научного изучения. Наука о науке (науковедение) достигла значительного развития, и мы можем опираться на ее достижения.
Надо иметь в виду, что наука - не застывший свод знаний, а живой, развивающийся организм, основной функцией которого является деятельность по добыванию нового знания. Существуют разные способы описания процесса развития науки. Каждый из них имеет, естественно, свои достоинства и недостатки, но мы не будем останавливаться на подобного рода тонкостях. Вместо этого попытаемся дать, может быть, несколько грубую, приближенную, но достаточно яркую картину, которая помогла бы нам разобраться в интересующем нас вопросе. При этом воспользуемся популярным и удобным для нашей цели науковедческим понятием парадигма. Что такое парадигма? Это, в первую очередь, господствующая, вообще принятая в данном научном обществе система взглядов, знаний, своего, рода картина мира. Парадигма - это также система оценок ценностей и психологических установок, принятая научным сообществом.
В процессе развития науки одна парадигма сменяется другой. Большей частью это происходит под влиянием новых фактов, которые не укладываются в старую парадигму. В период расцвета последней отдельные противоречащие ей факты не принимаются во внимание. Однако течением времени количество таких фактов-аномалий и их значимость возрастают. В конце концов это приводит к кризисной ситуации в науке, которая разрешается научной революцией, вводящей в оборот новую парадигму. Она, в свою очередь, достигает расцвета, какое-то время направляет исследовательскую деятельность, затем вновь наступает кризисная ситуация, и весь цикл повторяется снова.
Существенно, что при смене парадигм происходит не просто замена одного знания другим, а расширение знания, ибо ядро старой парадигмы, как правило, включается в новую парадигму. Таким образом, в процессе развития науки имеет место приемственность. Если речь идет о фундаментальных теориях и представлениях, то новое знание не отбрасывает их полностью, а указывает лишь область их применимости. (Частные теории и представления могут оказаться ошибочными, и тогда они полностью отбрасываются.) Расширение знания приводит к расширению его горизонта - границы, где оно соприкасается с неопознанным. Здесь, вблизи этой границы, возникают новые факты, формируются новые идеи, гипотезы, теории. Поэтому с расширением знания поток новых проблем не иссякает, а напротив - усиливается.
Рассмотрим парадигму в относительно устойчивом состоянии, соответствующем стадии "нормальной науки". При этом можно выделить достаточно стабильное "ядро" и "пограничный слой", в которых и проявляются новые факты, формируются новые теории. Здесь, на переднем фронте науки, происходит острая борьба конкурирующих теорий, исследовательских программ, направлений. Однако новые факты и идеи возникают не только в "пограничном слое", но и за пределами самой парадигмы. При этом, если в пределах парадигмы допускаются сколь угодно смелые, "сумасшедшие" идеи, то любые представления, возникающие вне парадигмы, третируются, рассматриваются как ненаучные, вредные и активно подавляются.
Хорошо это или плохо? Видимо ставить вопрос таким образом бессмысленно. Это просто самозащита, оборона парадигмы от потока напирающих на нее "непарадигмальных" феноменов. Всякая относительно стабильная система вынуждена вырабатывать соответствующие защитные механизмы, иначе она не может сохраниться. Этот процесс носит объективный характер, поэтому он не может быть ни плохим, ни хорошим.
При всем этом следует иметь ввиду, что большинство так называемых внепарадигмальных явлений относится к шуму, к ложному фону. Здесь генерируются всякого рода необоснованные гипотезы, теории и проекты - вроде "перпетуум-мобиле" и тому подобных. Они содержат элементарные ошибки, нестроги и необоснованны, наконец, часто это просто проявления невежества. И чем менее обоснованны подобные представления, тем большим апломбом они выдвигаются. Конечно, парадигма должна защищаться от такого напора, иначе никакая наука не могла бы существовать.
Однако среди всего этого ложного фона находятся и истинные жемчужины - зародыши нового знания. Парадигма не отличает их от шума и подавляет (иногда даже более активно). Изменить это, по-видимому, невозможно. Но в идеале, от которого мы еще очень далеки, этот процесс, вероятно, можно сделать менее болезненным. Хотя сам процесс является объективным, носителями защитных функций выступают отдельные люди. К сожалению, многие склонны впадать в крайности, это служит источником многих неприятностей. При оценке внепарадигмальных явлений следует избегать таких крайностей. Научная строгость и доказательность непременно должны сочетаться с терпимостью, широтой взглядов, иначе нам грозит опасность впасть в нетерпимость, узость, фанатизм. С другой стороны, широта взглядов непременно должна сочетаться с научной строгостью, иначе можно попасть в болото легковерия и бездоказательности. Сказанное выше характеризует научность проблемы с точки зрения ее принадлежности к парадигме. Но научность проблемы означает также, что она поставлена (и решается) в соответствии с научным методом.
В дискуссиях по проблеме НЛО часто указывается, что наука имеет дело с воспроизводимыми явлениями. Кроме того, в науке свойственно кспериментировать с изучаемыми объектами. Это, конечно, справедливо, но оба эти условия не обязательны. Действительно, во многих областях исследований мы постоянно сталкиваемся со случайными, спорадическими, невоспроизводимыми явлениями. Таковы вспышки сверхновых звезд, падение метеоритов, редкие атмосферные события, землетрясения и т.д. Каждое из этих явлений в отдельности случайно, непредсказуемо, невоспроизводимо. Поэтому изучать их закономерности можно лишь статистически. Но такой же метод применим и при исследованиях НЛО. Экспериментирование в науке также не всегда возможно, например, нельзя экспериментировать при изучении истории. На этом основании мы не отказываем ей в статусе науки! Также нельзя проводить эксперименты с астрономическими объектами и геофизическими явлениями. Здесь ее заменяют наблюдения. Аналогичная ситуация имеет место и в случае с НЛО.
Наряду с перечисленными характеристиками, важными, по-видимому, компонентами научного метода являются: 1) исходное допущение о принципиальной возможности совершенствования, развития любого достигнутого знания (антидогматичеекая установка); 2) критический подход, требующий проверки любых фактов и заключений; 3) добросовестность и тщательность анализа данных; 4) грамотное применение методов анализа; 5) обоснованность выводов.
Эти требования должны выполняться не только внутри парадигм, но и за ее пределами. Иными словами, внепарадигмальные явления (вроде НЛО) также необходимо изучать научными методами. Более того, здесь эти требования должны соблюдаться строже. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Первое связано с самим статусом внепарадигмальной проблемы.
Там, где все ясно, где все хорошо отработано, можно позволить себе некоторую нестрогость в обосновании, поскольку есть надежные критерии проверки окончательных выводов. Но там, где много неясного, сомнительного, нужна особая строгость.
Второе обстоятельство связано с тем, что в изучение внепарадигмальных явлений вовлекаются коллективы людей из различных научных сфер, не имеющих опыта исследовательской работы и не знакомых с научными методами. И чтобы не произошло полного размывания этих методов, требования к ним должны выполняться особенно строго.
Резюмируя, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проблема НЛО сегодня является внепарадигмальной. Следовательно, она еще не достигла статуса научной. Но это не должно нас смущать, мы обязаны способствовать изменению ее статуса, то есть расширению парадигмы и включению проблемы НЛО в новую, асширенную парадигму.
Вопрос о науке и уфологии время от времени поднимается на страницах печати. Характерная особенность подобных дискуссий состоит в том, что (независимо от научного ранга) - ведут спор с позиций обыденного сознания. Рассуждения обычно основаны на нестрогих, часто весьма субъективных представлениях о том, что такое наука, научный метод критерий научности и т.д. Таким образом, налицо своего рода парадокс: сама постановка и обсуждение вопроса о научности проблемы НЛО - пример ненаучного, некорректного обсуждения. Между тем, в настоящее время феномен науки стал предметом глубокого и серьезного научного изучения. Наука о науке (науковедение) достигла значительного развития, и мы можем опираться на ее достижения.
Надо иметь в виду, что наука - не застывший свод знаний, а живой, развивающийся организм, основной функцией которого является деятельность по добыванию нового знания. Существуют разные способы описания процесса развития науки. Каждый из них имеет, естественно, свои достоинства и недостатки, но мы не будем останавливаться на подобного рода тонкостях. Вместо этого попытаемся дать, может быть, несколько грубую, приближенную, но достаточно яркую картину, которая помогла бы нам разобраться в интересующем нас вопросе. При этом воспользуемся популярным и удобным для нашей цели науковедческим понятием парадигма. Что такое парадигма? Это, в первую очередь, господствующая, вообще принятая в данном научном обществе система взглядов, знаний, своего, рода картина мира. Парадигма - это также система оценок ценностей и психологических установок, принятая научным сообществом.
В процессе развития науки одна парадигма сменяется другой. Большей частью это происходит под влиянием новых фактов, которые не укладываются в старую парадигму. В период расцвета последней отдельные противоречащие ей факты не принимаются во внимание. Однако течением времени количество таких фактов-аномалий и их значимость возрастают. В конце концов это приводит к кризисной ситуации в науке, которая разрешается научной революцией, вводящей в оборот новую парадигму. Она, в свою очередь, достигает расцвета, какое-то время направляет исследовательскую деятельность, затем вновь наступает кризисная ситуация, и весь цикл повторяется снова.
Существенно, что при смене парадигм происходит не просто замена одного знания другим, а расширение знания, ибо ядро старой парадигмы, как правило, включается в новую парадигму. Таким образом, в процессе развития науки имеет место приемственность. Если речь идет о фундаментальных теориях и представлениях, то новое знание не отбрасывает их полностью, а указывает лишь область их применимости. (Частные теории и представления могут оказаться ошибочными, и тогда они полностью отбрасываются.) Расширение знания приводит к расширению его горизонта - границы, где оно соприкасается с неопознанным. Здесь, вблизи этой границы, возникают новые факты, формируются новые идеи, гипотезы, теории. Поэтому с расширением знания поток новых проблем не иссякает, а напротив - усиливается.
Рассмотрим парадигму в относительно устойчивом состоянии, соответствующем стадии "нормальной науки". При этом можно выделить достаточно стабильное "ядро" и "пограничный слой", в которых и проявляются новые факты, формируются новые теории. Здесь, на переднем фронте науки, происходит острая борьба конкурирующих теорий, исследовательских программ, направлений. Однако новые факты и идеи возникают не только в "пограничном слое", но и за пределами самой парадигмы. При этом, если в пределах парадигмы допускаются сколь угодно смелые, "сумасшедшие" идеи, то любые представления, возникающие вне парадигмы, третируются, рассматриваются как ненаучные, вредные и активно подавляются.
Хорошо это или плохо? Видимо ставить вопрос таким образом бессмысленно. Это просто самозащита, оборона парадигмы от потока напирающих на нее "непарадигмальных" феноменов. Всякая относительно стабильная система вынуждена вырабатывать соответствующие защитные механизмы, иначе она не может сохраниться. Этот процесс носит объективный характер, поэтому он не может быть ни плохим, ни хорошим.
При всем этом следует иметь ввиду, что большинство так называемых внепарадигмальных явлений относится к шуму, к ложному фону. Здесь генерируются всякого рода необоснованные гипотезы, теории и проекты - вроде "перпетуум-мобиле" и тому подобных. Они содержат элементарные ошибки, нестроги и необоснованны, наконец, часто это просто проявления невежества. И чем менее обоснованны подобные представления, тем большим апломбом они выдвигаются. Конечно, парадигма должна защищаться от такого напора, иначе никакая наука не могла бы существовать.
Однако среди всего этого ложного фона находятся и истинные жемчужины - зародыши нового знания. Парадигма не отличает их от шума и подавляет (иногда даже более активно). Изменить это, по-видимому, невозможно. Но в идеале, от которого мы еще очень далеки, этот процесс, вероятно, можно сделать менее болезненным. Хотя сам процесс является объективным, носителями защитных функций выступают отдельные люди. К сожалению, многие склонны впадать в крайности, это служит источником многих неприятностей. При оценке внепарадигмальных явлений следует избегать таких крайностей. Научная строгость и доказательность непременно должны сочетаться с терпимостью, широтой взглядов, иначе нам грозит опасность впасть в нетерпимость, узость, фанатизм. С другой стороны, широта взглядов непременно должна сочетаться с научной строгостью, иначе можно попасть в болото легковерия и бездоказательности. Сказанное выше характеризует научность проблемы с точки зрения ее принадлежности к парадигме. Но научность проблемы означает также, что она поставлена (и решается) в соответствии с научным методом.
В дискуссиях по проблеме НЛО часто указывается, что наука имеет дело с воспроизводимыми явлениями. Кроме того, в науке свойственно кспериментировать с изучаемыми объектами. Это, конечно, справедливо, но оба эти условия не обязательны. Действительно, во многих областях исследований мы постоянно сталкиваемся со случайными, спорадическими, невоспроизводимыми явлениями. Таковы вспышки сверхновых звезд, падение метеоритов, редкие атмосферные события, землетрясения и т.д. Каждое из этих явлений в отдельности случайно, непредсказуемо, невоспроизводимо. Поэтому изучать их закономерности можно лишь статистически. Но такой же метод применим и при исследованиях НЛО. Экспериментирование в науке также не всегда возможно, например, нельзя экспериментировать при изучении истории. На этом основании мы не отказываем ей в статусе науки! Также нельзя проводить эксперименты с астрономическими объектами и геофизическими явлениями. Здесь ее заменяют наблюдения. Аналогичная ситуация имеет место и в случае с НЛО.
Наряду с перечисленными характеристиками, важными, по-видимому, компонентами научного метода являются: 1) исходное допущение о принципиальной возможности совершенствования, развития любого достигнутого знания (антидогматичеекая установка); 2) критический подход, требующий проверки любых фактов и заключений; 3) добросовестность и тщательность анализа данных; 4) грамотное применение методов анализа; 5) обоснованность выводов.
Эти требования должны выполняться не только внутри парадигм, но и за ее пределами. Иными словами, внепарадигмальные явления (вроде НЛО) также необходимо изучать научными методами. Более того, здесь эти требования должны соблюдаться строже. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Первое связано с самим статусом внепарадигмальной проблемы.
Там, где все ясно, где все хорошо отработано, можно позволить себе некоторую нестрогость в обосновании, поскольку есть надежные критерии проверки окончательных выводов. Но там, где много неясного, сомнительного, нужна особая строгость.
Второе обстоятельство связано с тем, что в изучение внепарадигмальных явлений вовлекаются коллективы людей из различных научных сфер, не имеющих опыта исследовательской работы и не знакомых с научными методами. И чтобы не произошло полного размывания этих методов, требования к ним должны выполняться особенно строго.
Резюмируя, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проблема НЛО сегодня является внепарадигмальной. Следовательно, она еще не достигла статуса научной. Но это не должно нас смущать, мы обязаны способствовать изменению ее статуса, то есть расширению парадигмы и включению проблемы НЛО в новую, асширенную парадигму.
У ФАН ШЭНЬ ("Духи пяти сторон") - в древнекитайских мифах духи 5-ти главных географических направлений: Чжужун (восток), Сюаньмин (запад), Гоуман (юг), Жушоу (север), Хэбо (центр). Наличие пятого направления (в центр?) представляет и по сей день предмет для спора. Возможно, здесь в завуалированной форме подразумеваются понятия какого-то под- или надпространства или техника "ухода в себя". Согласно же общепринятой версии, пятое направление означает - "вниз к земле" (символом Хэбо является земля).
УРОЧИЩЕ ИКС - условное название аномальной зоны в Ярославской области. Местный исследователь Валерий КУКУШКИН с середины 1990-х годов занимается поиском странного "круглого образования". По его словам, началось все с рассказов местных жителей о время от времени выходящих из земли технических объектах - лизондах и планетоходах. Вскоре после войны колхозники, копая для каких-то надобностей яму, откопали нечто похожее на трубопровод. Явно не земной, ибо когда один из деревенских мужиков захотел раскурочить "ерундовину" с помощью ломика, труба загудела и втянулась в стенку котлована, а человек потерял сознание. Все же шар он своротил, лет двадцать она валялась у него на чердаке, потом ее выбросили. Ярославцы надеются в с помощью металлоискателя разыскать инопланетный шар - если он металлический. Об этой аномальной зоне написана и опубликована книга "Химеры урочища Икс".