ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

(Методика В. Смекала и М. Кучера)

Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала— Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала — Кучера основана на словесных ре­акциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связан­ных с работой или участием в них других людей. Ответы ис­пытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и со­здается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действитель­ности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.

Назначение исследования — определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и колле­ктивистской (на взаимодействие) направленности человека.

Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного бла­гополучия, стремления к личному первенству, престижу. Та­кой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребно­сти людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возмож­ность удовлетворить свои притязания.

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

(опросник Казанцевой Г. Н.)

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны неко­торые положения. Вам нужно записать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наи­большей степени соответствует Вашему собственному пове­дению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настро­ении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинст­во окружающих меня людей (ребят в классе).

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ РАНЖИРОВАНИЯ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ РАНЖИРОВАНИЯ

На бланке (форма 1) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке (N) испытуемый ранжирует эти качества по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке (Л^) ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого каче­ства определяется разность (
ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ РАНЖИРОВАНИЯ


определяется коэффициент корреляции.

САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

Самооценка относится к центральным образованиям лич­ности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени опреде­ляет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изна­чально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного вза­имодействия. Социум в значительной степени влияет на фор­мирование самооценки личности. Отношение человека к са­мому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений лич­ности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адап­тации и дезадаптации личности.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ СТОТТА

Наука » Психология » Психология изучения личности
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ СТОТТА

Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям шко­лы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:

1 -которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (техперсонала, педагогов и дру­гих детей) — так называемые «трудные»,

2 — которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Карта наблюдения (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов — образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы I-XVI. В каж­дом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При за­полнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие «-». Эти данные заносятся в специальную форму (таблица 1).

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Метод наблюдения в исследовании личности имеет боль­шие возможности, но, к сожалению, его потенциал зачастую используется явно недостаточно. Мы не хотели бы, чтобы специалисты относились к этому методу скептически или как к такому методу, который используется лишь от недостатка иных возможностей. Метод наблюдения в исследовании лич­ности в педагогическом процессе является чрезвычайно по­лезным и очень информативным. По существу, кстати, все тестовые опросники основаны также на процедуре наблюде­ния или, точнее, на ее частном случае — самонаблюдении. Потребность в развитии тестовых психодиагностических ме­тодик возникла не потому, что метод наблюдения менее ин­формативен или менее надежен. Это не так. Но метод на­блюдения очень «времяемок». Для получения с его помощью необходимой достоверной информации требуется очень зна­чительное время. В большинстве случаев этого времени нет. Тестовые опросники лучше, чем метод наблюдения, именно по этому критерию. Необходимо сказать, что педагогическая деятельность по своей сути такова, что педагогу вольно или невольно приходится наблюдать личность учащегося в раз­личных видах деятельности, разных ситуациях общения и по­ведения, не выделяя для этого наблюдения какого-либо специаль­ного времени. Таким образом, слабость метода наблюдения, обусловленная временными затратами, в связи со специфи­кой педагогического процесса снимается. Другое дело, что необходимо развивать профессиональные умения точного и разностороннего изучения личности в процессе педагогиче­ского наблюдения.

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методика изучения мотивов учебной деятельности разра­ботана на кафедре педагогической психологии Ленинград­ского университета (модификация А. А. Реана, В. А. Якуни­на). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I

Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в спис­ке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наи­более значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ (ПО Г. Н. КАЗАНЦЕВОЙ)

Наука » Психология » Психология изучения личности
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ (ПО Г. Н. КАЗАНЦЕВОЙ)

Раздел I.

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

А. Любимые___________________________________

Б. Нелюбимые_______________________

Раздел II.

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение

к предмету.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки адекватных методик. Это связано с тем, что мотивы деятельности и пове­дения, образуя ядро личности, являются наиболее «закры­той зоной» личности. И наиболее оберегаемой (сознательно или подсознательно) самой личностью от постороннего про­никновения в эту сферу.

Обычно мотивационная сфера личности, именно в связи с вышесказанным, изучается с помощью сложных методик, так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки и, кроме того, требуют высочайшей квалификации от специалиста — психолога, который с ними работает. Неслу­чайно среди специалистов существует даже узкая специализа­ция по работе с той или иной конкретной проективной мето­дикой (ТАТ, тест Роршаха, тест Хекхаузена и др.).

МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (ОПРОСНИК А. А. РЕАНА)

Наука » Психология » Психология изучения личности
МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (ОПРОСНИК А. А. РЕАНА)

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необ­ходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняе­тесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь на­долго. Ответ, который первый приходит в голову, как прави­ло, является и наиболее точным.

МОТИВАЦИЯ И УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
МОТИВАЦИЯ И УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной психологии при сходности общего подхо­да к пониманию мотива существуют значительные расхож­дения в некоторых деталях определения этого понятия. Мож­но даже сказать, что само определение понятия «мотив» пред­ставляет самостоятельную научную проблему. Но так как спор о дефинициях нам не кажется важной задачей здесь, перейдем сразу к определению понятия. Итак, под мотивом будем понимать внутреннее побуждение человека к данной деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. При этом будем считать, что в качестве мотивов могут быть и идеалы, интересы личности, убеждения, соци­альные установки, ценности. Однако вместе с тем мы полага­ем, что за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологи­ческих до высших, социальных).

ВВЕДЕНИЕ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ВВЕДЕНИЕ

Как-то в одном психологическом эксперименте испытуемым пред­ложили в течение получаса носить рекламный значок. Как и ожида­лось, некоторые испытуемые согласились с этим предложением, дру­гие — отказались. На вопрос экспериментатора, который был задан впоследствии, как много других людей согласятся с его просьбой или откажутся от нее, испытуемые ответили следующим образом: согла­сившиеся испытуемые сказали, что 62% согласятся, а 38% откажутся носить значок; не согласившиеся ответили, что 33% согласятся, а 67% откажутся выполнить просьбу экспериментатора. Таким образом, не­смотря на столь разительные отличия в оценках, каждый конкретный участник опыта полагал, что он-то знает других людей и может пред­сказать их поведение. В действительности же, конечно, не было ника­кого настоящего познания личности другого, но состоялось приписы­вание большинству других людей определенной стратегии поведения, которая испытуемому субъективно казалась типичной и была связана с особенностями его собственного поведения.