Понятие о вегетативной буре, ее внешние и внутренние проявления
При выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, после фазы неустойчивой компенсации (или субкомпенсации, когда происходит своеобразная перестройка организма, в котором необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Например, в сердечно-сосудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется не за счет увеличения силы сердечных сокращений, а за счет возрастания их частоты), наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями, т.е. вегетативной бурей: учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации движений, ощущением усталости, утомления. При продолжении работы фаза декомпенсации может быстро перейти в фазу срыва (резкое падение производительности вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки).
Таким образом, начиная с фазы субкомпенсации возникает специфическое состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. В эмоциональной области под влиянием утомления возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость.
При выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, после фазы неустойчивой компенсации (или субкомпенсации, когда происходит своеобразная перестройка организма, в котором необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Например, в сердечно-сосудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется не за счет увеличения силы сердечных сокращений, а за счет возрастания их частоты), наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями, т.е. вегетативной бурей: учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации движений, ощущением усталости, утомления. При продолжении работы фаза декомпенсации может быстро перейти в фазу срыва (резкое падение производительности вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки).
Таким образом, начиная с фазы субкомпенсации возникает специфическое состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. В эмоциональной области под влиянием утомления возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость.
Некоторые комплексы аффектов
У определенно предрасположенных людей сильные аффективные переживания, особенно неприятного свойства, имеют тенденцию становиться чем-то вроде инородных тел и так сильно отделяться от устремляющегося дальше потока психических явлений, так обособляться, что даже при желании отделаться от них не удается. Они образуют самостоятельные энергетические побочные центры, которые тягостно воздействуют на общий психический процесс. Такие энергетические побочные центры называются комплексными. Они имеют большое значение для возникновения нервных заболеваний и реактивных психозов.
Отдельные типы темпераментов предрасположены к комплексам в разной степени. Циклотимики обычно непосредственно перерабатывают раздражение от переживаний приятного или неприятного свойства. Гипоманиакальный тип – веселый, подвижный, как ртуть, без внутренних задержек, наивно и без остатка отдающийся каждому новому впечатлению. У меланхолика легко возникают доминирующие идеи, но не комплексы, его депрессивные страхи согласуются с его общим душевным процессом.
В зависимости от предрасположенности характера человека его комплексы занимают различное положение по отношению к сознанию. У одних они преимущественно сферичны – они не могут быть изжиты в центре души, беспокоят его и мешают, подымаясь из темных глубин его сознания. Такие сферические комплексы основаны чаще на вытеснении. Задержкой называются такие комплексы, которые постоянно, с мучительной отчетливостью находятся в центре сознания. Вытеснения образуют главную базу для истерических типов реакции, задержки – для сенситивных.
У определенно предрасположенных людей сильные аффективные переживания, особенно неприятного свойства, имеют тенденцию становиться чем-то вроде инородных тел и так сильно отделяться от устремляющегося дальше потока психических явлений, так обособляться, что даже при желании отделаться от них не удается. Они образуют самостоятельные энергетические побочные центры, которые тягостно воздействуют на общий психический процесс. Такие энергетические побочные центры называются комплексными. Они имеют большое значение для возникновения нервных заболеваний и реактивных психозов.
Отдельные типы темпераментов предрасположены к комплексам в разной степени. Циклотимики обычно непосредственно перерабатывают раздражение от переживаний приятного или неприятного свойства. Гипоманиакальный тип – веселый, подвижный, как ртуть, без внутренних задержек, наивно и без остатка отдающийся каждому новому впечатлению. У меланхолика легко возникают доминирующие идеи, но не комплексы, его депрессивные страхи согласуются с его общим душевным процессом.
В зависимости от предрасположенности характера человека его комплексы занимают различное положение по отношению к сознанию. У одних они преимущественно сферичны – они не могут быть изжиты в центре души, беспокоят его и мешают, подымаясь из темных глубин его сознания. Такие сферические комплексы основаны чаще на вытеснении. Задержкой называются такие комплексы, которые постоянно, с мучительной отчетливостью находятся в центре сознания. Вытеснения образуют главную базу для истерических типов реакции, задержки – для сенситивных.
Расстройства настроения (качества настроения)
У каждого человека бывает как хорошее, так и плохое настроение. Мы все испытываем и грусть, и мрачные мысли, и апатию. Однако большую часть времени настроение здорового человека находится где-то посередине между самым хорошим и самым плохим. У людей, страдающих расстройствами настроения, оно почти всегда либо на одном, либо на другом полюсе. Эти люди либо сильно возбуждены, либо, наоборот, апатичны и не в состоянии себя контролировать. Некоторые из них страдают депрессией – у них всегда плохое настроение. У других бывает то излишне активное (мания), то чрезмерно пассивное (депрессия) настроение. Такое состояние называется биполярным аффективным расстройством.
Депрессия – подавленное, печальное настроение, сопровождаемое сознанием собственной неполноценности, пессимизмом.
Сезонные аффективные расстройства – сильная депрессия, возникающая обычно осенью или зимой и исчезающая весной.
У каждого человека бывает как хорошее, так и плохое настроение. Мы все испытываем и грусть, и мрачные мысли, и апатию. Однако большую часть времени настроение здорового человека находится где-то посередине между самым хорошим и самым плохим. У людей, страдающих расстройствами настроения, оно почти всегда либо на одном, либо на другом полюсе. Эти люди либо сильно возбуждены, либо, наоборот, апатичны и не в состоянии себя контролировать. Некоторые из них страдают депрессией – у них всегда плохое настроение. У других бывает то излишне активное (мания), то чрезмерно пассивное (депрессия) настроение. Такое состояние называется биполярным аффективным расстройством.
Депрессия – подавленное, печальное настроение, сопровождаемое сознанием собственной неполноценности, пессимизмом.
Сезонные аффективные расстройства – сильная депрессия, возникающая обычно осенью или зимой и исчезающая весной.
Понятие о настроении
Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п.
Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С.Л. Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а размытое, общее состояние.
Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п.
Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С.Л. Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а размытое, общее состояние.
Эмоции как производные биологических процессов и сочетание эмоций как личностные черты
После Куттета и Шейера, после исследований Спилберга (1966) многие ученые рассматривают эмоции как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту. «Состояние» и «черта» различаются длительностью переживания и степенью выраженности эмоций. Термином «эмоциональная черта» (например, «вспыльчивость») обозначается склонность индивида к переживанию того или иного эмоционального состояния.
Плутчик рассмотрел эмоции как приспособительные средства, которые играли роль в выживании индивидов на всех эволюционных уровнях.
После Куттета и Шейера, после исследований Спилберга (1966) многие ученые рассматривают эмоции как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту. «Состояние» и «черта» различаются длительностью переживания и степенью выраженности эмоций. Термином «эмоциональная черта» (например, «вспыльчивость») обозначается склонность индивида к переживанию того или иного эмоционального состояния.
Плутчик рассмотрел эмоции как приспособительные средства, которые играли роль в выживании индивидов на всех эволюционных уровнях.
Экспрессия чувств, ее значение. Сигнальная и регулятивная функция чувств
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувства и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Наши чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее. Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. Также опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов.
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувства и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Наши чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее. Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. Также опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов.
Эмоциональные ситуации
П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциональной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношений между мотивацией и возможностями человека. Ю.Я. Киселев (1983) считает, что ситуация для человека – это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. (Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая, нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или не выгодная и т.д.
Исследования Н.В. Боровиковой в 1998 г. показали, что эмоциональность беременных женщин приобретает эгоцентрический характер. У них сужается диапазон источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для них приобретает все, что касается их самих и ожидаемого ребенка. Социально значимые события, общественные процесса отходят на второй план. Ни одна из беременных женщин не отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину радует прежде всего ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри себя. В то же время она болезненно реагирует на критические замечания в свой адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.)
П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциональной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношений между мотивацией и возможностями человека. Ю.Я. Киселев (1983) считает, что ситуация для человека – это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. (Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая, нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или не выгодная и т.д.
Исследования Н.В. Боровиковой в 1998 г. показали, что эмоциональность беременных женщин приобретает эгоцентрический характер. У них сужается диапазон источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для них приобретает все, что касается их самих и ожидаемого ребенка. Социально значимые события, общественные процесса отходят на второй план. Ни одна из беременных женщин не отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину радует прежде всего ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри себя. В то же время она болезненно реагирует на критические замечания в свой адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.)
Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние
На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые акцентировал внимание Н.Д. Левитов (1964). Е.П. Ильин определяет психофизиологическое состояние как целостную реакцию человека на внешние и внутренние стимулы, направленную на достижение полезного результата. Н.Д. Левитов указывал, что всякое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Оно имеет внешнее выражение не только по ряду психофизиологических показателей, но и в поведении человека. Эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде эмоциональных переживаний монотонии (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, радости достижения успеха и т.д.), а физиологическая сторона – в изменении ряда функций, в первую очередь вегетативных и двигательных. И переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от друга.
На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые акцентировал внимание Н.Д. Левитов (1964). Е.П. Ильин определяет психофизиологическое состояние как целостную реакцию человека на внешние и внутренние стимулы, направленную на достижение полезного результата. Н.Д. Левитов указывал, что всякое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Оно имеет внешнее выражение не только по ряду психофизиологических показателей, но и в поведении человека. Эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде эмоциональных переживаний монотонии (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, радости достижения успеха и т.д.), а физиологическая сторона – в изменении ряда функций, в первую очередь вегетативных и двигательных. И переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от друга.
Изучение экспрессивного компонента эмоции
Каждая эмоция имеет свои специфические нервные (нейрофизиологические и нейрохимические) основания. Томпсон (Tompson, 1988) провел детальный анализ того, как физиологические системы участвуют в эмоциональном процессе и как эмоции влияют на физиологическое функционирование индивида.
Каждая базовая эмоция имеет экспрессивный компонент. Для той или иной эмоции характерны мимические выражения. Не менее важную роль в эмоциональной экспрессии играют голосовые и пантомимические проявления. Можно утверждать, что такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, «говорят разными голосами». Переживание эмоции по определению не может быть бессознательным, это всегда в большей или меньше степени осознаваемый опыт. Чувственный компонент относится к сфере сознательного опыта, является наиболее доступным аспектом эмоционального процесса и играет непосредственную роль в организации когнитивных процессов и поведения.
Аффективная экспрессия занимает промежуточное положение между субъективно переживаемым мотивационным состоянием и поведением. Например, сокращения поперечно-полоса-тых мышц лица, которые наблюдаются у разгневанного человека, можно описать как мимическую реакцию, или мимическое поведение. Однако важнейшей характеристикой мимических, голосовых и пантомимических проявлений, интегрированных в эмоциональный процесс, является их мотивационное значение, а не поведенческий смысл. Поведение складывается из перцептивно-когнитивных процессов (восприятия, воображения, мышления, запоминания и антиципации), а также из инструментальной активности.
Каждая эмоция имеет свои специфические нервные (нейрофизиологические и нейрохимические) основания. Томпсон (Tompson, 1988) провел детальный анализ того, как физиологические системы участвуют в эмоциональном процессе и как эмоции влияют на физиологическое функционирование индивида.
Каждая базовая эмоция имеет экспрессивный компонент. Для той или иной эмоции характерны мимические выражения. Не менее важную роль в эмоциональной экспрессии играют голосовые и пантомимические проявления. Можно утверждать, что такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, «говорят разными голосами». Переживание эмоции по определению не может быть бессознательным, это всегда в большей или меньше степени осознаваемый опыт. Чувственный компонент относится к сфере сознательного опыта, является наиболее доступным аспектом эмоционального процесса и играет непосредственную роль в организации когнитивных процессов и поведения.
Аффективная экспрессия занимает промежуточное положение между субъективно переживаемым мотивационным состоянием и поведением. Например, сокращения поперечно-полоса-тых мышц лица, которые наблюдаются у разгневанного человека, можно описать как мимическую реакцию, или мимическое поведение. Однако важнейшей характеристикой мимических, голосовых и пантомимических проявлений, интегрированных в эмоциональный процесс, является их мотивационное значение, а не поведенческий смысл. Поведение складывается из перцептивно-когнитивных процессов (восприятия, воображения, мышления, запоминания и антиципации), а также из инструментальной активности.
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования
Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что эмоции не существуют, если тело остается пассивным. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. (Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л.Н. Толстой описывал 85 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, радостная, искренняя и т.д.). В 1783 г. в Париже была издана книга Иоганна Лафатера «Эссе о физиогномике», в которой автор строит свою классификацию лицевой экспрессии.
Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что эмоции не существуют, если тело остается пассивным. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. (Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л.Н. Толстой описывал 85 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, радостная, искренняя и т.д.). В 1783 г. в Париже была издана книга Иоганна Лафатера «Эссе о физиогномике», в которой автор строит свою классификацию лицевой экспрессии.
Компоненты эмоционального реагирования
П. Жане в 1928 г. писал о том, что эмоция не сводится к внутреннему переживанию или физиологическим нарушениям. Эмоция – это реакция всей личности (включая и организм) на те ситуации, к которым она не может адаптироваться. К. Изард пишет, что эмоция в своем проявлении многокомпонентна.
1. Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования. Переживание связано с сознанием и является отражением в сознании ощущений, впечатлений. Изучением эмоциональных состояний (например, переживания) занимались такие видные ученые, как К.К. Платонов (1984, 1972), А.Н. Леонтьев (1972), Ф.Е. Василюк (1990), Р.С. Немов (1994), М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович (1998), Л.М. Веккер (2000).
П. Жане в 1928 г. писал о том, что эмоция не сводится к внутреннему переживанию или физиологическим нарушениям. Эмоция – это реакция всей личности (включая и организм) на те ситуации, к которым она не может адаптироваться. К. Изард пишет, что эмоция в своем проявлении многокомпонентна.
1. Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования. Переживание связано с сознанием и является отражением в сознании ощущений, впечатлений. Изучением эмоциональных состояний (например, переживания) занимались такие видные ученые, как К.К. Платонов (1984, 1972), А.Н. Леонтьев (1972), Ф.Е. Василюк (1990), Р.С. Немов (1994), М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович (1998), Л.М. Веккер (2000).
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, т.к. неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Изучением эмоций занимались такие видные ученые, как Р. Вудвортс (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресс (1975), Я. Рейковский (1979), К. Изард (2000), отечественные ученые М.П. Якобсон (1958), В.К. Вилюнас (1973), Б.И. Додонов (1987), П.В. Симонов (1962, 1975, 1981, 1987), Л.И. Куликов (1997).
Однако до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.
Роль эмоций в управлении поведением человека велика, не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. В первой половине XX века уже говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения.
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, т.к. неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Изучением эмоций занимались такие видные ученые, как Р. Вудвортс (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресс (1975), Я. Рейковский (1979), К. Изард (2000), отечественные ученые М.П. Якобсон (1958), В.К. Вилюнас (1973), Б.И. Додонов (1987), П.В. Симонов (1962, 1975, 1981, 1987), Л.И. Куликов (1997).
Однако до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.
Роль эмоций в управлении поведением человека велика, не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. В первой половине XX века уже говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения.