Внушение метафорой «мой друг Джон»

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение метафорой «мой друг Джон»

Внушение «мой друг Джон» названо в честь великого гипнотизёра 20-го века Милтона Эриксона. Это был один из его излюбленных приёмов, когда он в разговоре с клиентом говорил о «своём друге Джоне» или каком-то другом персонаже, иногда из своего опыта, а иногда специально созданном для ситуации с клиентом. «Техническая» составляющая внушения метафорой «мой друг Джон» довольно проста и очень эффективна. Клиент слушает некую историю про кого-то и невольно примеряет к себе, происходящее с этим кем-то, или ставит себя на место персонажа, формируя в своём воображении внушаемую модель. Так или иначе, внушаемая модель (идея) какое-то время «переваривается», как на сознательном уровне, так и в бессознательном. Если пример-рассказ эмоционально увлекателен, то эффект внушения резко усиливается.

Несмотря на то, что история-рассказ о каком-то «моём друге Джоне», тем не менее, истинный смысл метафоры целенаправленно используется гипнотизёром по отношению к клиенту. В этом заключена хитрость. Внушение метафорой «мой друг Джон» используется частенько при подготовке клиента к какому-нибудь важному опыту в его жизни. Пока гипнотизёр рассказывает о «приключениях» своих знакомых, клиент успевает много раз непроизвольно почувствовать себя в иных предлагаемых обстоятельствах и, если метафоры удачны и интересны, то клиент позитивно принимает внушаемые идеи и становится готовым к ним. Другими словами, клиент входит во вкус и готов сам попробовать себя непосредственно или отчасти в роли «моего друга Джона». В метафоре «мой друг Джон» желательно учесть ряд элементов. Во-первых, имя главного героя должно быть ассоциативно созвучно с именем клиента. Во-вторых, характеристики и черты главного героя должны аккуратно напоминать клиенту о нём самом. При соблюдении перечисленных условий клиент максимально и искренне «перевоплощается» в главного персонажа. Именно этого и добивается гипнотизёр, используя внушение «мой друг Джон».

Внушение банальной истиной (трюизм)

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение банальной истиной (трюизм)

Обычно внушение банальной истиной используется, когда надо сделать маленький толчок в сознании клиента. Банальная, само собой разумеющаяся истина, кратко сказанная, воспринимается сознанием клиента как невольная подсказка и толчок. Можно представить себе большой камень, стоящий на самом краю склона, балансирующий на порывах ветра и готовый вот-вот скатиться вниз по склону. Внушение банальной истиной подобно лёгкому подталкиванию камня, мол, и так понятно, что пришло время покатиться по склону и сделать то, что давно уже надо было сделать самым естественным образом. Точно использованная аллюзия может внешне оказать огромное влияние. Но важно учитывать, что эффективность аллюзий, прежде всего, зависит от удачного попадания во «внутренне балансирование» клиента, в принципе готового к изменениям. Грамотно подобранная банальность может сыграть роль ключевой пешки. А прелесть «пешки» в том, что она проста, понятна, и с ней просто невозможно спорить и невозможно не согласиться.

Многоуровневые внушения.

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Многоуровневые внушения.

Многоуровневые внушения – самые сложные и требуют серьёзной подготовки. Внушаемые идеи проводятся на разных уровнях функционирования психики и, обычно, с использованием метафор. Как правило, многоуровневые внушения построены на алгоритмах и принципах ассоциативных чувственных процессов. Многоуровневые внушения особенно хороши и эффективны для работы с более фундаментальными чувственными процессами.

Внушение подразумеванием (импликация)

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение подразумеванием (импликация)

Внушение подразумеванием, пожалуй, одно из самых изощрённых среди косвенных внушений. Идея, на которой делается смысловой акцент, как само собой подразумевающееся обозначает и другую идею, которая внушается. Внушаемая идея формально вторична по отношению к идее с внешним смысловым акцентом. Подразумевание может быть более или менее откровенным. Важно учесть, что связь внешне акцентированной идеи и внушаемой идеи логически безупречна. «Технически» ассоциативная реакция должна автоматически переместиться в русло внушаемой идеи. Таким образом, внушаемая идея бессознательным воспринимается как своя собственная.

Иногда даже внушаемая идея не проговаривается, так как и так понятно, что с чем логически связано. Внушение подразумеванием используется по большей части в фазе формирования сложных психологических установок. Если клиент уже погружён в достаточно глубокий гипнотический транс, то в большинстве сложных косвенных внушений нет необходимости.

Внушение намёком (аллюзия)

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение намёком (аллюзия)

Внушение намёком произносится с особой эмоциональной нагрузкой. Здесь нужен эффект неопределённой смысловой многозначности. Цель довольно проста. Клиент должен на какое-то время «зависнуть в воздухе» с размышлениями в духе – чтобы это значило. Его же собственное бессознательное обязательно найдёт ответ, пусть он даже и не вынырнет на поверхность сознания. Внушение намёком требует определённого мастерства. Далеко не всегда есть резон гипнотизёру вкладывать что-то своё в намёк. Клиент может подспудно не принять какой-то подтекст, который ему не подходит или не интересен, даже если формально и согласится. Совсем иное дело, когда гипнотизёр использует неопределённый, неограниченно широкий намёк. «Технически» неопределённый намёк делает идею очень объёмной, обладающей многими смыслами, многогранной и интригующей. Ассоциативный отклик резко увеличивается, пожалуй, даже «взрывается». Можно сказать и так, что неопределённый намёк оставляет после себя продолжительное «эхо» в бессознательном. Кстати, после такого намёка следует выдержать паузу.

Есть хорошее упражнение для тренировки аллюзий. Нужно рассказать какую-нибудь полнейшую банальность (что-то вроде того, как покинули квартиру, спустились на лифте и вышли из подъезда и т.п.), но максимально заинтриговать слушателей, чтобы те аж «зависли в воздухе» с раскрытыми ртами от некоей интриги и особого подсмысла, спрятанного в этом рассказе.

Внушение с переносом времени

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение с переносом времени

Внушение с переносом времени внушаемую идею предлагает клиенту реализовать в будущем, но когда конкретно не указывает или не уточняет. Клиент вполне может позволить себе сопротивление с целью не делать что-то сейчас. С другой стороны, внушаемая идея сохраняется «про запас». Возможно, клиент невольно рассуждает так – если не надо делать сейчас, значит не надо спорить с идеей, мало ли, что будет потом. Даже если идея клиенту кажется неправдоподобной для использования в дальнейшем, то всё равно она хранится как вариант, т.е. свою роль она играет.

«Технически» задача внушения с переносом времени заключается в ассоциативно-рефлекторном возникновении внушаемой идеи в сознании клиента вновь и вновь в будущем. Другой вариант использования внушения с переносом времени заключается в том, что клиенту бывает трудно сразу выполнить какое-нибудь поручение гипнотизёра. Тогда это поручение выполняется через некоторое время, когда клиент становится готов к выполнению поручения. Часто при выводе клиента из гипнотического транса надо дать ему естественную возможность вернуться в обычную реальность удобным для него способом и в соответствующем ему ритме. Ещё один вариант внушения с переносом времени используется, когда гипнотизёру и клиенту неизвестно, сколько потребуется времени для появления определённых результатов (заложенных стратегией воздействий гипнотизёра). Бессознательное всегда действует по своим принципам и законам. С опытом гипнотизёр научается кое-что замечать, но только кое-что. Очень важно в практике научиться давать бессознательному столько времени, сколько ему потребуется.

Внушение отсутствием упоминания

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение отсутствием упоминания

Внушение отсутствием упоминания очень ловкое. Гипнотизёр перечисляет много разных элементов, вариантов, деталей, предметов, но старательно обходит вокруг самого главного. А вот это самое главное, как раз и является внушаемой идеей, предназначенной клиенту. Таким образом, главный элемент выводится в сторону. Клиент, безусловно, быстро догадывается (с помощью гипнотизёра, разумеется), чего именно не хватает в словах гипнотизёра. В итоге, неупомянутый элемент застревает в сознании и подсознании клиента, максимально провоцируя ассоциативную цепную реакцию. Причём в сознании данный элемент может появиться позже. Неважно когда он появится, важно, чтобы гипнотическая стратегия была успешной. Внушение отсутствием упоминания в особенности эффективно, когда гипнотизёр вынужден работать с очень неприятным, болезненным и вытесняемым материалом клиента. Есть вещи, которые люди в себе очень не любят и не хотят об этом говорить и с этим работать. В таких случаях внушение отсутствием упоминания весьма удобно.

Парадоксальное составное внушение

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Парадоксальное составное внушение

Парадоксальное составное внушение состоит из нескольких фраз, между которыми нет прямой логической связи. Возникает некоторый смысловой парадокс. Клиент и осознанно, и подспудно на какое-то время «застревает» на парадоксе, пытаясь понять суть логической связи. В том-то и вся соль парадоксального составного внушения, что связка сохраняется в памяти, пока не будет найден ответ. Этот принцип очень широко используется в рекламе, когда рекламируемый товар связывается с какой-нибудь историей, которая никакого отношения не имеет к данному товару. Однако одно связано с другим, и разные компоненты активизируют бессознательные процессы совместно.

Парадоксальное составное внушение широко используется в практике. Это элегантный и удобный способ «закружить» сознание клиента хорошо составленными фразами. После ряда таких внушений, клиент, как правило, бросает попытки понять смысл взаимосвязи разных идей и движется в направлении, заданном гипнотизёром. Парадоксальное составное внушение может использоваться на протяжении всего сеанса.

Контекстуальное внушение

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Контекстуальное внушение

Контекстуальное внушение демонстрируется в каждой главе данного раздела. В начале раздела есть следующие рекомендации:

1) .. (а также точка и запятая)– небольшая смысловая пауза,

2) быть решительным – выделение другим шрифтом подразумевает интонационное усиление, энергетически более мощную подачу слова (слов).

Это и есть правила контекстуального внушения. Суть контекстуального внушения заключается в интонационном «подчёркивании» ключевых слов и умелом использовании пауз, благодаря которым бессознательное клиента активизируется ассоциациями и вовлекает сознание во внутренние интересы и переживания. Контекстуальное внушение гипнотизёрами используется постоянно, как нечто само собой разумеющееся. Оно вообще заметно усиливает эффективность любого другого внушения, с которым переплетается. Тем ни менее, контекстуальное внушение может существовать и в чистом виде. Так бывает, когда разговор между клиентом и гипнотизёром может идти на какую-то отвлечённую тему или не имеющую непосредственного отношения к сеансу. Тогда гипнотизёр просто делает особые акценты и небольшие паузы к определённым словам.

Внушение отрицанием

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение отрицанием

Внушение отрицанием использует речевые формы, не только формально указывающие на отрицание некой идеи, но и подталкивающие к этой же идее, которая на самом деле и внушается. Банальная разновидность внушения отрицанием хорошо известна в народе, как «взять на слабо». В гипнотической практике предпочтения отдаются более сложным и утончённым формам данного внушения. С одной стороны, внушение отрицанием может подтолкнуть бессознательное клиента найти свой ответ. С другой стороны, внушение отрицанием может «толкнуть» сопротивление в другую сторону. Так М.Эриксон описывал историю из своего детства, в которой он заводил корову в сарай, потянув её за хвост в обратном направлении (корова отличалась упрямым нравом). С третьей стороны, внушение отрицанием как бы снимает некую обязанность или необходимость из-за чего внушаемую идею делает привлекательной. С четвёртой стороны, внушение отрицанием в любом случае акцентирует внимание на какой-то идее, заставляя ассоциативный аппарат «крутиться» вокруг неё. С пятой стороны, частенько бессознательное не обращает внимание на отрицающие предлоги и приставки, в особенности, если клиент уже погружён в гипнотический транс. Возможно, все эти стороны могут проявлять себя, не считая неназванных аспектов.

В практике внушение отрицанием удобно, когда клиент не берёт идею запросто на веру или находится в некоторой оппозиции к гипнотизёру. Также в этом внушении заложен элемент провокации. Бывает что клиент «знает, что ему делать и, о чём думать», а гипнотизёр перечисляет те же моменты, но в стиле внушения отрицанием. Получается забавно. Клиент невольно чувствует, как спадает очарование от его же внутренних тактических уловок. Таким образом, внушение отрицанием можно ещё использовать в ситуациях, когда желательно изменить настрой клиента.

Внушение вопросом

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение вопросом

Это хорошее и удобное внушение. Оно очень часто используется в быту самыми разными людьми, даже и не подозревающими о существовании пресловутых внушений. «Техническая» суть внушения вопросом проста. Вопрос на какое-то время задействует психические процессы субъекта, пока тот ищет ответ на вопрос или моделирует идею, почему он не хочет отвечать на этот вопрос. Сам факт «переваривания» идеи активизирует ассоциативный ряд. Активность ассоциативного отклика может быстро пройти, но может дать цепную реакцию. В свою очередь, цепная реакция зависит от удачного попадания в пространство внутренних интересов клиента.

Внушение вопросом также отчётливо диагностирует состояние и настрой человека. Клиент, так или иначе, реагирует на вопрос, благодаря чему гипнотизёр корректирует тактику взаимодействия. Рядом вопросов удобно направлять чувственные и мыслительные процессы в определённое русло. Само мышление построено по принципу: вопрос – ответ. В известном смысле хорошо умеет думать тот, кто умеет самому себе задавать толковые, хорошо структурированные вопросы. В состоянии гипнотического транса любой человек, как правило, склонен к значительному уменьшению внутренних вопросов или сужению их направленности. Мышление замедляется, становится инертным (менее пластичным), идеи более глубоко и ёмко обрабатываются в бессознательном, как бы застревая. Эту особенность важно умело использовать гипнотизёру и направлять внимание клиента в русло конкретных задач.

Внушение двойной связкой

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение двойной связкой

Внушение двойной связкой предлагает два и более двух вариантов, решение которых, по сути, одинаково. Другими словами, двойная связка это иллюзия выбора. Во всех вариантах выбора есть одна и та же составляющая – внушаемая идея. Для внушения двойной связкой даже не важно, будет ли выбран какой-либо конкретный предложенный вариант. Главное в принятии осевой идеи. «Технически» сознание направляется на восприятие частных случаев идеи, то есть на менее существенные факторы, чем главная идея.

В практике внушение двойной связкой весьма эффективный приём. Но и здесь есть свои нюансы. Любой предложенный вариант вторичен по отношению к главной идее. И в то же время, набор слишком примитивных вариантов может не защитить главную идею. Тут требуется максимальная загрузка ассоциативного аппарата. Если идеи просты, то подать их желательно контрастно, чтобы внутренне внимание клиента было поглощено. Если идеи более сложны, то подать их желательно ёмко и образно, чтобы бессознательному было где развернуться. Внушение двойной связкой принципиально следует отличать от внушения, охватывающего разные возможности класса. В первом случае все варианты объединяет внушаемая идея, во втором случае осевая идея не предусматривается.