МЕХАНИЗМЫ ГИПНОЗА И ВНУШЕНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Основы гипноза
Вся наша жизнь, труд, поведение основаны на широчайшем использовании опыта прежних поколений, не передаваемого через рождение от отца к сыну... Если я знаю Сахару и Марс, хотя ни разу не выезжал из своей страны и ни разу не смотрел в телескоп, то очевидно, что происхождением своим этот-опыт обязан опыту других людей, ездивших в Сахару и глядевших в телескоп.

Л. С. Выготский


С давних пор гипноз остается тайной, это является основной причиной повышенной внимания к этому явлению. Можно взять любую литературу по этой теме и убедиться, что механизмы гипноза и внушения тщательно сберегаются. Даже самые знаменитые специалисты по гипнозу в своих книгах не раскрывают все секреты. Дымка таинственности существует и поныне, так как исследователи при объяснении механизмов гипноза и внушения пользуются разной терминологией. Объединив все достижения в этой области, подход к гипнозу нужно осуществлять через ключевые понятия: сознание и информация.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Основы гипноза
Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории - пустые потуги.

И.П. Павлов


Воздействие всегда реализуется в общении, будь то обычный разговор, или - в случае манипулирования общественным сознанием (пропаганда), - в прослушивании лекции, или же в форме прочитывания какого-либо текста.

Для психологов представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т.е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме "внутреннего программирования" или "речь про себя"), реализации и контроля.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Наука » Психология » Гипноз » Основы гипноза
Язык, с помощью которого передается информация (в мозге)... не соответствует и не должен соответствовать тому языку, которым люди пользуются в общении друг с другом.

Питтс и Мак-Каллок


Ядром психофизиологической проблемы выступает вопрос об отношении явления сознания к деятельности мозга, ибо главные теоретические трудности рассматриваемой проблемы встают перед нами тогда, когда психическое берется именно в качестве явлений сознания. Как же "связать" сознание и мозг, если категориальные структуры описания первого и второго не имеют между собой прямых логических связей?

Оставляя в стороне вопросы критики идеалистических и дуалистических подходов к рассматриваемой проблеме, ибо их несостоятельность не вызывает сомнений, остановимся на различных подходах к этой проблеме. Здесь можно выделить три установки, каждая из которых определяет специфическую программу и методологию исследования проблемы, которая в дальнейшем для краткости будет именоваться "сознание и мозг":


1) физикалистскую
2) бихевиоральную
3) информационную

УЧЕНИЕ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМА "МОЗГ И ПСИХИКА"

Наука » Психология » Гипноз » Основы гипноза
В сущности, нас в жизни интересует только одно наше психическое состояние... Миллионы страниц заняты изображением внутреннего мира человека, а результатов этого труда - законов душевной жизни человека - мы до сих пор не имеем. И.П. Павлов

И.П. Павлов многократно подчеркивал, что первейшей реальностью, с которой человек имеет дело в своей повседневной жизни и с которой ученый должен считаться при изучении функций мозга, является его психическая деятельность, переживаемая им в его сознании как собственный мир. Однако механизм психического состояния был и остаётся окутанным для нас глубоким мраком. Все ресурсы - искусство, религия, литература, философия и исторические науки - все это соединяется, чтобы бросить луч света в это мрак. Но человек располагает еще одним могущественным орудием: естественно-научным изучением с его строго объективными методами.

И.П. Павлов рассматривал вопрос об изучении психической деятельности человека как комплексную проблему, существенное место в познании которой должно занимать естествознание. У негр не было и тени сомнения в том, что все названные области человеческого познания имеют законное право на существование и могут заниматься исследованием психической деятельности человека и высших животных.

СООТНОШЕНИЕ МОЗГА И СОЗНАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

Наука » Психология » Гипноз » Основы гипноза
Предметом медицины является человек, проявляющий себя в событиях повседневной жизни в своей биологической ипостаси как организм, в социально-психологическом качестве - как личность.

Ю.М. Губачев



При решении этой сложной проблемы прежде всего необходимо определить сущность психики, выделить ее наиболее характерные признаки.

Наиболее существенными для направленного поиска физиологических механизмов психики являются два ее основных свойства.

Первое свойство: будучи продуктом мозга, психика отражает не работу, а внешний мир, объективную реальность. Ощущается, таким образом, не работа нервных клеток, не передача возбуждения из одних отделов в другие, другими словами, не внутренние механизмы деятельности мозга, а ее конечный результат, благодаря которому в сознании воссоздается картина действительности. При этом речь идет не о "фотографическом" отображении внешнего мира, а о творческом активном процессе, в котором образы окружающей среды преломляются через индивидуальный опыт субъекта.

Через дымку таинственности к научному подходу

Наука » Психология » Гипноз » Основы гипноза
Через дымку таинственности к научному подходу


В.М. Бехтерев


Решение проблем может умирать, но сами проблемы всегда пребывают живыми. Вели бы это было не так, у них не было бы столь долгой истории.

Х .Хеффдинг


С древних времен необъяснимые явления: голод, болезни, смерть - вызывали у человека страх, нередко перерастающий в ужас. Беспомощность человека, столкнувшегося с неизбежностью этих явлений, породила смиренное преклонение перед всемогуществом неведомых сил, власть их казалась человеку беспредельной. Так постепенно сложились религиозные взгляды, отражающие слепую веру в существование могучих сверхъестественных сил, неподвластных человеку.

МЕТОДЫ ИНТЕГРАЦИИ ОПЫТА

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Данный раздел книги собирался по крупицам во время тренингов личностного роста, которые я проводил в течение последних десяти лет.

В силу того, что я использовал измененные состояния сознания, участники тренингов получали опыт той интенсивности, который не­обходимо было встраивать в жизнь и структуру своего Эго. Поэтому всегда дополнительно применялись методы и средства, которые помо­гали проявиться интегративным тенденциям личности, способство­вали присоединению полученных знаний и переживаний к мировоз­зренческой картине человека.

Начнем с самого простого. Во время групповой работы с клиента­ми после общих упражнений, как правило, проводится проговор.

ПРОГОВОР

Проговор имеет разные формы в зависимости от контекста упраж­нений.

Когда в нем участвует вся группа, участники садятся в крут та­ким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слы­шать говорящего. Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта дыхательной сессии в обычную жизнь. И внутрен­нее переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невырази­мым, начинает как-то оформляться. Если вы проводите дыхательный процесс, то оно возникает в форме нарисованной мандалы, затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикули­роваться в словах.

БАЛАНСИРОВКА ЭНЕРГИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
«Арка Лоуэна»

Встаньте, расставьте ноги на расстояние примерно 45 см, носки слег­ка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это возможно, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно ми­нуты.

Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части бедер. Психотерапевт помо­гает определить, какие сложности возникают при выполнении про­гиба (возможно, это связанно с чрезмерной ригидностью или из­лишней рыхлостью). Если вы удерживаете правильный прогиб, про­должаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги должны начать дрожать.

Прогиб таза

Лягте на спину на мат или мягкий коврик. Согните колени и рас­ставьте ноги примерно на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться на­зад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвиньте колени вперед, глубоко дыши­те. Вы почувствуете растяжение в мышцах бедер. Постарайтесь дер­жать ягодицы расслабленными. Удерживая таз расслабленным, вы можете почувствовать, что он дрожит. Для усиления ощущения попы­тайтесь несколько раз покачать таз вверх-вниз.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРИЕМЫ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Дышащий лежит на животе.

Попросите сидящего удерживать человека поперек пояса, прижа­тым к полу, для того чтобы дышащий не становился на колени, в то время как вы работаете с головой, шеей и плечами.

Это позволяет создавать максимум стабильного сопротивления. Ощущайте напряжение или вибрацию, предложите человеку экспе­риментировать с напряжениями в этих областях и создавать там не­которое сопротивление.

Общее телесное напряжение. Предложите человеку согнуть руки ладонями вверх, сжать кулаки, напрячь руки и все тело. Два человека с двух сторон поднимают напряженное тело за руки так, чтобы дыша­щий балансировал на пятках. Пусть человек удерживает эту позу как можно дольше и затем выразит как-то эту энергию (Тейлор К., 1992).

ТЕХНИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УЧАСТКОВ ТЕЛА

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Дышащий лежит на спине.

Голова. Когда человек напряженно или как-то иначе двигает голо­вой, поощряйте это движение.

Лицо. Работайте плоскими ладонями, избегая попадания пальцев в глаза. Не давите на нижнюю челюсть и не тяните ее вниз. Предложите дышащему сделать лицо подобным маске и усилить имеющееся выра­жение.

Горло. Не позволяйте прямого воздействия на горло. Работайте с мышцами, расположенными с боков и ниже, или по сторонам ключиц. При спазмах горла (особенно если присутствуют движения рук) ис­пользуйте свернутое полотенце. Предложите кому-либо держать по­лотенце за оба конца. Дышащий пусть скручивает полотенце, держа его близко к горлу. Поощряйте звуковое выражение и любое другое движение, которое появляется естественно. Таким способом человек становится как сдавливающей силой, так и удушаемой жертвой, и при­ходит в соприкосновение с обеими частями себя.

ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
В России эта техника телесного контакта называется «Театр при­косновений». По характеру она очень напоминает «Тайч-Инь» или искусство мягких (женских) прикосновений.

Упражнение проводится в парах или в тройках.

Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:

1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне уми­ротворенным.

2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом дол­жно быть минимальным по силе и амплитуде.

3. Важна внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодей­ствия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте в том, что вы делаете, на 100%. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Телесно-ориентированное направление в прикладной психологии и психотерапии является той областью знаний о человеке, в которой впервые началось практическое изучение и использование признаков и свойств телесности. Телесно-ориентированная психотерапия роди­лась в лоне психоаналитической школы Зигмунда Фрейда. Именно он первым сформулировал положение: «Я есть прежде всего выражение телесного Я», но, вероятно, в силу личностных особенностей избегал изучения влияний телесных процессов на психику.

Первые шаги в понимании явления телесности был сделаны уче­ником Фрейда, Шандором Ференци, разработавшим «активную тех­нику» в психотерапевтических целях. Новый метод, наряду с проце­дурой анализа, предусматривал активное участие пациентов в процессе излечения. Пациенты Ференци пели, играли на фортепиано, записы­вали поэтические идеи, а также выполняли релаксационные упражне­ния с целью актуализации содержания бессознательного. Ференци первым указал на параллелизм и подобие процессов мышления и ин­нервации мускулатуры, а также исследовал характер через классифи­кацию паттернов поведения.

Развитие, расширение и обогащение этих идей, появление первой стройной психологической теории, раскрывающей взаимосвязь тела и психики, и нового метода исследования личности связано с именем Вильгельма Райха, ученика Ференци и Фрейда.