Социальная сущность человека проявляется прежде всего в его деятельности, общении с другими людьми. Изолированный от других людей, он не может развиваться как личность. Лишь активная трудовая общественная деятельность обеспечивает человеку средства к существованию и способствует выработке многих личностных качеств. Социальная среда, взаимоотношения в труде являются решающим фактором становления и развития психики, появления специфически человеческого свойства – сознания.
Исторические условия жизни привели к тому, что люди объединились в нации, государства, партии, другие общности. Человек в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах, оказывающих большое влияние на позицию, направленность и самооценку личности и др. Эти общности неоднородны и могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др. В зависимости от близости и глубины складывающихся отношений выделяют первичную группу.
Первичная группа. Относительно устойчивое и немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами, называют первичной группой. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед ними задачи. Размер первичной группы не может быть менее двух, но не превышает 30–40 человек.
Такие объединения, как семья, производственная бригада, экипаж самолета, зимовщики полярной станции, школьный класс или студенческая группа, могут быть названы первичными группами. Человек одновременно может входить в несколько первичных групп. Контакты в первичных группах не дозированы. Каждый может общаться с каждым по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение одним перед другими. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе). Это так называемый круг общения, который оформляется в виде микрогруппы. Как правило, такая группа немногочисленна (2–7 человек). Человек остается членом первичной группы и не обрывает с ней контакты.
Отдельные члены группы обычно отождествляют себя со своей группой так, что они исповедуют ценности, принятые в группе, как свои собственные. В группе складывается представление о том, что есть правильное поведение ее членов.
Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматриваете! в связи с аффективно-потребностной сферой личности
С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.
Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.
В результате этих и других исследований ученые при шли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.
Личность, по Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью является знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуется с его самооценкой.
В индивидуальном развитии, как говорит Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека.
В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, что связано с именами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, М. С. Ней – марк, Л. С. Славиной, Е. А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.
С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.
Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.
В результате этих и других исследований ученые при шли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.
Личность, по Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью является знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуется с его самооценкой.
В индивидуальном развитии, как говорит Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека.
В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, что связано с именами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, М. С. Ней – марк, Л. С. Славиной, Е. А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.
Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной . В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности.
Конечно, вполне адекватная самооценка характерна для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.
Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условиями безболезненной адаптации к жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой.
Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.
Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием, и более значимым, чем потребность в оценке окружающих.
Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от оценок окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности. Человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с ними.
Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, не способны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.
Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. В процессе жизни какие-то мотивы приобретают первенствующее значение, другие отходят на второй план. По мере развития личности какие-то мотивы начинают доминировать, подчиняя себе действия всех остальных. У одних людей доминирующие мотивы имеют относительно устойчивый характер; у других они легко меняются в процессе жизни.
Иерархические структуры мотивов у ребенка складываются очень рано. Вначале они основаны на доминировании непосредственных побуждений, подчиняющих себе все другие мотивы (структуры первого вида). Характеризуются доминированием органических потребностей (пищевых, половых, двигательных) или небиологических потребностей (любовь к искусству, семье, нравственные чувства).
Мотивационная структура второго вида имеет произвольный характер. Она предполагает наличие у человека идей, ставших мотивами поведения. Организованная таким образом мотивационная сфера составляет основу зрелой личности. Эта структура дает субъекту возможность управлять своим поведением и быть относительно независимым от внешних влияний. По мере развития личности эти мотивы становятся непосредственно действующими потребностями.
Мотивационная структура такого типа возникает лишь на основе опыта, приобретаемого субъектом, в процессе его развития. Произвольная или непроизвольная иерархия мотивов и создает направленность его личности.
Направленность личности является показателем наличия устойчивости иерархической структуры мотивов.
Существует и так называемая ситуативная направленность, связанная с удовлетворением каких-либо жизненно важных потребностей.
Потребности же, определяющие направленность личности, практически ненасыщаемы. Они действуют все время, определяя и все остальные потребности, и в частности – способы их удовлетворения. Различают три вида направленности: коллективистскую, личную и деловую.
Личная направленность имеется тогда, когда в системе мотивов преобладают мотивы собственного благополучия.
Если поступки человека определяются в основном интересами других людей, т. е. преобладают коллективистские мотивы, мы говорим об общественной направленности.
Если интересы дела преобладают над всеми другими, можно говорить о деловой направленности.
Конечно, доминирование или преобладание – величина статистическая и сама относительна, но даже ее относительная устойчивость – это уже новое качество мотивационной сферы.
Иерархические структуры мотивов у ребенка складываются очень рано. Вначале они основаны на доминировании непосредственных побуждений, подчиняющих себе все другие мотивы (структуры первого вида). Характеризуются доминированием органических потребностей (пищевых, половых, двигательных) или небиологических потребностей (любовь к искусству, семье, нравственные чувства).
Мотивационная структура второго вида имеет произвольный характер. Она предполагает наличие у человека идей, ставших мотивами поведения. Организованная таким образом мотивационная сфера составляет основу зрелой личности. Эта структура дает субъекту возможность управлять своим поведением и быть относительно независимым от внешних влияний. По мере развития личности эти мотивы становятся непосредственно действующими потребностями.
Мотивационная структура такого типа возникает лишь на основе опыта, приобретаемого субъектом, в процессе его развития. Произвольная или непроизвольная иерархия мотивов и создает направленность его личности.
Направленность личности является показателем наличия устойчивости иерархической структуры мотивов.
Существует и так называемая ситуативная направленность, связанная с удовлетворением каких-либо жизненно важных потребностей.
Потребности же, определяющие направленность личности, практически ненасыщаемы. Они действуют все время, определяя и все остальные потребности, и в частности – способы их удовлетворения. Различают три вида направленности: коллективистскую, личную и деловую.
Личная направленность имеется тогда, когда в системе мотивов преобладают мотивы собственного благополучия.
Если поступки человека определяются в основном интересами других людей, т. е. преобладают коллективистские мотивы, мы говорим об общественной направленности.
Если интересы дела преобладают над всеми другими, можно говорить о деловой направленности.
Конечно, доминирование или преобладание – величина статистическая и сама относительна, но даже ее относительная устойчивость – это уже новое качество мотивационной сферы.
Структура мотивационной сферы характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредованных потребностей и все большей их иерархизацией. С возрастом растет также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в жизни и поведении человека. Характер доминирующих мотивов зависит прежде всего от биографии человека и его воспитания. Устойчивые доминирующие мотивы поведения приобретают для человека ведущее значение и тем самым подчиняют себе все другие его мотивы. Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее развитой ее форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей-представлений, понятий, идей, становящихся доминирующими мотивами поведения.
Цели, поставленные человеком, способны подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет волевой характер поведения человека. Но когда усвоенные ценности приобретают силу непосредственных побуждений, они могут непроизвольно подчинять себе все другие его побуждения, в том числе и не осознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности.
Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему строению и содержанию стали доминирующими.
Итак, потребность непосредственно побуждает индивида к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. Первоначально потребность вызывает ненаправленную активность индивида, связанную с неосознанным поиском своего удовлетворения, когда же предмет найден, активность индивида приобретает целенаправленный характер. Потребности лежат в основе всех других побудителей поведения, в том числе и самых высоких, характерных только для человека.
Мотивы представляют собой род побудителей человеческого поведения. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.
Формирование специфически человеческих побудителей поведения ставит человека в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью. Эти взаимоотношения характеризуются тем, что человек перестает лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в них, «творить самого себя» и эти обстоятельства.
Цели, поставленные человеком, способны подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет волевой характер поведения человека. Но когда усвоенные ценности приобретают силу непосредственных побуждений, они могут непроизвольно подчинять себе все другие его побуждения, в том числе и не осознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности.
Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему строению и содержанию стали доминирующими.
Итак, потребность непосредственно побуждает индивида к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. Первоначально потребность вызывает ненаправленную активность индивида, связанную с неосознанным поиском своего удовлетворения, когда же предмет найден, активность индивида приобретает целенаправленный характер. Потребности лежат в основе всех других побудителей поведения, в том числе и самых высоких, характерных только для человека.
Мотивы представляют собой род побудителей человеческого поведения. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.
Формирование специфически человеческих побудителей поведения ставит человека в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью. Эти взаимоотношения характеризуются тем, что человек перестает лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в них, «творить самого себя» и эти обстоятельства.
Ближе всего к пониманию и развитию потребностей подошел А. Леонтьев. Его подход основывается на понимании мотивов как объектов (воспринимаемых, представляемых, осознаваемых, мыслимых), в которых конкретизируются потребности. Эти объекты и составляют предметное содержание тех потребностей, которые в них воплощены. Таким образом происходит опредмечивание человеческих потребностей.
Мотив, по определению А. Н. Леонтьева, – это объект, который отвечает той или иной потребности и который побуждает и направляет деятельность человека.
Мотивы, по его мнению, выполняют двоякую функцию. Первая состоит в том, что они побуждают и направляют деятельность, вторая – в том, что они придают деятельности субъективный, личностный смысл; следовательно, смысл деятельности определяется ее мотивом.
Обычно изучение мотивационной сферы психологи начинают с изучения мотивационной сферы в детском и школьном возрасте. Они объясняют это тем, что учебная и познавательная деятельность ребенка является ведущей на протяжении всего школьного (и не только школьного) возраста.
Все эти мотивы могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими отношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Обе эти категории необходимы для успешного осуществления любой деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению. Функция другого вида мотивов совсем иная: будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает вся жизнь субъекта, они могут побуждать его к деятельности посредством сознательно поставленных целей.
В одном и том же объекте могут воплощаться самые разнообразные взаимодействующие, переплетающиеся, а иногда и противоречащие друг другу потребности. Отсюда видно, что внешние объекты могут стимулировать активность человека.
В связи с этим изменения объектов, в которых воплощаются потребности, не составляют содержания развития потребностей, а являются лишь показателем этого развития.
Мотив, по определению А. Н. Леонтьева, – это объект, который отвечает той или иной потребности и который побуждает и направляет деятельность человека.
Мотивы, по его мнению, выполняют двоякую функцию. Первая состоит в том, что они побуждают и направляют деятельность, вторая – в том, что они придают деятельности субъективный, личностный смысл; следовательно, смысл деятельности определяется ее мотивом.
Обычно изучение мотивационной сферы психологи начинают с изучения мотивационной сферы в детском и школьном возрасте. Они объясняют это тем, что учебная и познавательная деятельность ребенка является ведущей на протяжении всего школьного (и не только школьного) возраста.
Все эти мотивы могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими отношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Обе эти категории необходимы для успешного осуществления любой деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению. Функция другого вида мотивов совсем иная: будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает вся жизнь субъекта, они могут побуждать его к деятельности посредством сознательно поставленных целей.
В одном и том же объекте могут воплощаться самые разнообразные взаимодействующие, переплетающиеся, а иногда и противоречащие друг другу потребности. Отсюда видно, что внешние объекты могут стимулировать активность человека.
В связи с этим изменения объектов, в которых воплощаются потребности, не составляют содержания развития потребностей, а являются лишь показателем этого развития.
Мотивационная сфера человека до сих пор мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и приводил их к построению различных гипотез.
Исследования потребностей и мотивов не могли развиваться в рамках ассоциативной эмпирической психологии. В этой психологии царило представление о том, что всеми психическими процессами управляют определенные законы ассоциаций.
Господство ассоциативной эмпирической психологии длилось очень долго, еще и сейчас нельзя считать ее влияние полностью преодоленным. Другое направление – гештальтпсихология – выбрала иное направление: для своего исследования она избрала главным образом область познавательных процессов. Другие – рефлексология, реактология, бихевиоризм – сосредоточили свое внимание на внешних стимулах поведения человека.
Первыми, кто попытался преодолеть механицизм ассоциативной психологии и поставить проблему активности человеческого «я», были психологи Вюрцбургской школы (А. Ах, Ю. Кюльпе и др.)
В ходе своих исследований они экспериментально показали, что представления и понятия связаны между собой в единый акт мышления не по механическим законам ассоциаций, а управляются той задачей, на которую мышление направлено. Они пришли к выводу, что течение представлений во время акта мышления может не зависеть от внешних раздражений и от ассоциативных влияний, если мыслительным процессом управляют так называемые детерминирующие тенденции.
В дальнейшем попытка преодоления механистического понимания психологических источников человеческой активности была сделана в исследованиях К. Левина и его учеников.
Курт Левин проводил свои исследования с позиций так называемой структурной теории (гештальтпсихоло-гии), несостоятельность которой отмечалась многими советскими психологами. Они считали, что главный недостаток концепции К. Левина заключается в игнорировании содержательной стороны психических процессов и формальном подходе к их анализу. Однако Левиным и его учениками были найдены удачные экспериментальные приемы исследования потребностей человека, его намерений, воли и установлены некоторые интересные психологические факты и закономерности.
В дальнейшем проблемами потребностей занимался целый ряд советских психологов (А. Р. Лурия, Н. Ф. Добрынин, А. В. Веденов, Г. А. Фортунатов, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев и др.).
Исследования потребностей и мотивов не могли развиваться в рамках ассоциативной эмпирической психологии. В этой психологии царило представление о том, что всеми психическими процессами управляют определенные законы ассоциаций.
Господство ассоциативной эмпирической психологии длилось очень долго, еще и сейчас нельзя считать ее влияние полностью преодоленным. Другое направление – гештальтпсихология – выбрала иное направление: для своего исследования она избрала главным образом область познавательных процессов. Другие – рефлексология, реактология, бихевиоризм – сосредоточили свое внимание на внешних стимулах поведения человека.
Первыми, кто попытался преодолеть механицизм ассоциативной психологии и поставить проблему активности человеческого «я», были психологи Вюрцбургской школы (А. Ах, Ю. Кюльпе и др.)
В ходе своих исследований они экспериментально показали, что представления и понятия связаны между собой в единый акт мышления не по механическим законам ассоциаций, а управляются той задачей, на которую мышление направлено. Они пришли к выводу, что течение представлений во время акта мышления может не зависеть от внешних раздражений и от ассоциативных влияний, если мыслительным процессом управляют так называемые детерминирующие тенденции.
В дальнейшем попытка преодоления механистического понимания психологических источников человеческой активности была сделана в исследованиях К. Левина и его учеников.
Курт Левин проводил свои исследования с позиций так называемой структурной теории (гештальтпсихоло-гии), несостоятельность которой отмечалась многими советскими психологами. Они считали, что главный недостаток концепции К. Левина заключается в игнорировании содержательной стороны психических процессов и формальном подходе к их анализу. Однако Левиным и его учениками были найдены удачные экспериментальные приемы исследования потребностей человека, его намерений, воли и установлены некоторые интересные психологические факты и закономерности.
В дальнейшем проблемами потребностей занимался целый ряд советских психологов (А. Р. Лурия, Н. Ф. Добрынин, А. В. Веденов, Г. А. Фортунатов, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев и др.).
Холерический темперамент. Человек, обладающий указанным типом темперамента, отличается повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холерика характерна цикличность в работе. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности нервной деятельности.
Сангвинический темперамент. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению.
У сангвиников эмоции легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума. Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции, подходит ему.
Флегматический темперамент. Флегматик – спокойный, уравновешенный человек, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни.
Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых ситуациях.
Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, переключения его на другой объект. Инертность как качество имеет и положительное значение: она обеспечивает неторопливость, основательность и в целом постоянство, определенность характера. Флегматики особенно подходят для работы, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого – и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах жизни, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.
Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, у него наступает запредельное торможение. В привычной обстановке меланхолик может быть контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности.
Темперамент связан с другими чертами личности и влияет на отношения, культуру поведения и волевую активность личности.
Сангвинический темперамент. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению.
У сангвиников эмоции легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума. Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции, подходит ему.
Флегматический темперамент. Флегматик – спокойный, уравновешенный человек, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни.
Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых ситуациях.
Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, переключения его на другой объект. Инертность как качество имеет и положительное значение: она обеспечивает неторопливость, основательность и в целом постоянство, определенность характера. Флегматики особенно подходят для работы, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого – и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах жизни, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.
Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, у него наступает запредельное торможение. В привычной обстановке меланхолик может быть контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности.
Темперамент связан с другими чертами личности и влияет на отношения, культуру поведения и волевую активность личности.
Методом условного рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов следующие:
1) сила;
2) уравновешенность;
3) подвижность.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается».
Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменением обстоятельств.
Комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Из них три типа И. П. Павлов относит к сильным и один – к слабому типу. Сильные в свою очередь на уравновешенные и неуравновешенные, уравновешенные – на подвижные (лабильные) и спокойные (инертные).
В результате была выделена следующая типология:
1) сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной системы характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением;
2) сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный;
3) ильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный»); 4) слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. В последние годы, кроме гуморальных, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного описания темперамента.
И. П. Павлов отождествлял тип нервной системы и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. На темпераменте сказываются не только свойства нервной деятельности, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной системы рассматривается в качестве задатка темперамента. Темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему динамических особенностей целостного поведения личности).
Темперамент, таким образом, есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсивно-динамической стороны поведения человека, выражающая преимущественно свойства нервной системы.
1) сила;
2) уравновешенность;
3) подвижность.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается».
Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменением обстоятельств.
Комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Из них три типа И. П. Павлов относит к сильным и один – к слабому типу. Сильные в свою очередь на уравновешенные и неуравновешенные, уравновешенные – на подвижные (лабильные) и спокойные (инертные).
В результате была выделена следующая типология:
1) сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной системы характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением;
2) сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный;
3) ильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный»); 4) слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. В последние годы, кроме гуморальных, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного описания темперамента.
И. П. Павлов отождествлял тип нервной системы и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. На темпераменте сказываются не только свойства нервной деятельности, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной системы рассматривается в качестве задатка темперамента. Темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему динамических особенностей целостного поведения личности).
Темперамент, таким образом, есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсивно-динамической стороны поведения человека, выражающая преимущественно свойства нервной системы.
Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях и общении.
Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н. э.) Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желчь желтая и черная. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней.
Так, холерический темперамент происходит от слова chole «желчь», сангвинистический – от sanguis «кровь», флегматический от – phlegma «слизь», меланхолический – от melan chole «черная желчь».
Гиппократ считал, что темперамент зависит от образа жизни человека и климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда соответственно и проявле10б ния темпераментов. Гиппократ достаточно точно описал типы, но не смог научно объяснить их. В последние годы, кроме гуморальных, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного описания темперамента.
Значительный вклад в научное обоснование темперамента внес И. П. Павлов, открывший свойства нервной деятельности. В отличие от предшественников он взял для исследования не внешнее строение тела – (немецкий психолог Э. Кречмер и строение сосудов – П. Ф. Лесгафт, а организм как целое, и выделил в нем мозг как такой компонент, который, во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей; во-вторых, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе; в-третьих, испытывает на себе воздействие всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивает поддержание жизни в органах и тканях; в-четвертых, является в прямом смысле этого слова органом связи организма с внешним миром.
Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях и общении.
Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н. э.) Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желчь желтая и черная. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней.
Так, холерический темперамент происходит от слова chole «желчь», сангвинистический – от sanguis «кровь», флегматический от – phlegma «слизь», меланхолический – от melan chole «черная желчь».
Гиппократ считал, что темперамент зависит от образа жизни человека и климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда соответственно и проявле10б ния темпераментов. Гиппократ достаточно точно описал типы, но не смог научно объяснить их. В последние годы, кроме гуморальных, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного описания темперамента.
Значительный вклад в научное обоснование темперамента внес И. П. Павлов, открывший свойства нервной деятельности. В отличие от предшественников он взял для исследования не внешнее строение тела – (немецкий психолог Э. Кречмер и строение сосудов – П. Ф. Лесгафт, а организм как целое, и выделил в нем мозг как такой компонент, который, во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей; во-вторых, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе; в-третьих, испытывает на себе воздействие всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивает поддержание жизни в органах и тканях; в-четвертых, является в прямом смысле этого слова органом связи организма с внешним миром.
Идея психической энергии, саморегуляции тесно связана с аналитической психологией психологических типов. Различается несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Слаба связь экстраверта с субъективным внутренним миром, он избегает встречи с ним. Любые субъективные запросы он оценивает как эгоистические.
Интроверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться внутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии, чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту (сам с собой) в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.
Наряду с экстравертами и интровертами К. Юнг выделяет четыре функциональных типа личности, основываясь на четырех главных функциях: мышлении, чувстве, ощущении, интуиции. Каждый потенциальный индивид располагает всеми четырьмя функциями, хотя на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой и становится ведущей.
Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы.
Чувственный тип больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных отношений партнерства является здесь главной целью. Самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом по поводу личных дел других.
Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, «здесь и сейчас». Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.
Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, протекающих от его внутреннего активного восприятия.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Слаба связь экстраверта с субъективным внутренним миром, он избегает встречи с ним. Любые субъективные запросы он оценивает как эгоистические.
Интроверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться внутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии, чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту (сам с собой) в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.
Наряду с экстравертами и интровертами К. Юнг выделяет четыре функциональных типа личности, основываясь на четырех главных функциях: мышлении, чувстве, ощущении, интуиции. Каждый потенциальный индивид располагает всеми четырьмя функциями, хотя на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой и становится ведущей.
Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы.
Чувственный тип больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных отношений партнерства является здесь главной целью. Самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом по поводу личных дел других.
Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, «здесь и сейчас». Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.
Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, протекающих от его внутреннего активного восприятия.
Личность как общенаучный и житейский термин означает:
1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
В психологии под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чем именно усматривается такое начало, теории личности подразделяются на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные (К. Адлер, К. Хорни и другие неофрейдисты), психостатические («факторные») – (Р. Кеттел, Д. Айзенк и др.).
Исходя из указанных теорий осуществляется типологизация личности. Различают конкретно-исторические типы личности, идеальные типы, отвечающие некоторым теоретическим концепциям, эмпирические группировки обследованных лиц. В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связывается с особенностями и характеристиками общественно-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория «социально-исторический тип личности» используется для обозначения некоторых совокупностей характеристик личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества.
В западной психологии распространены типологии, учитывающие преимущественно личностные показатели (свойства и черты индивидов, порождаемые изначально присущими им ориентациями). Такова например типология К. Юнга, включающая типы личности, выделенные с учетом таких признаков, как сензитивность, мыслительность, переживание оценки, интуитивность, экстравертивная или интравертивная направленность. Существует и типология, предложенная Э. Фроммом, который выделяет следующие элементы личности: накопительство, ориентация на обмен, восприятие, использование и др. Отзвуки пер-сонологических классификаций можно выявить во многих социально-психологических типологиях, в частности при построении типологии личности по признаку конформности личности относительно норм группы и общества, типологии направленности и управляемости личности.
В эмпирических исследованиях имеет значение типологизация – группировка испытуемых, сходных с неким усредненным образом. Выделение многочисленных характеристик, показателей, черт личности, в частности с помощью факторного анализа, позволяет построить многомерное пространство ее признаков – личное пространство. Обращение психологов к проблемам типологизации личности обусловлено потребностью прогнозировать ее поведение и развитие, необходимостью разработки наиболее оптимальных вариантов ее обучения и воспитания.