Основа ассоциации - это большой образ, с частями которого последовательно связываются другие - средние по размеру - образы ассоциации.
Образ, являющийся основой ассоциации - это образ, в который кодируется наиболее значимая часть запоминаемого информационного сообщения. Например, при запоминании телефонного номера кинотеатра "Березка" - 301-90-83, за основу ассоциации следует выбрать зрительный образ "Березка". Другие образы, обозначающие числа телефонного номера будут в этой ассоциации элементами - средними по размеру.
Основой ассоциации никогда не должны быть образные коды - фиксированные зрительные образы, обозначающие часто повторяющиеся элементы (числа, имена, названия месяцев, дней недели и т.д.)
В любой образуемой ассоциации всегда должна выделяться основа ассоциации по следующим соображениям.
· На основе, как на каркасе собирается вся ассоциация. Другие образы ассоциации связываются с образами, являющимися частями (подобразами) основы ассоциации.
· Техника образования связей с выделением основы ассоциации позволяет многократно запоминать одни и те же зрительные образы. При этом все они великолепно припоминаются и не путаются. Например, число 35 (кубик) может одновременно присутствовать в десятках телефонных номеров и иметь связи с десятками разных образов. Любые другие способы соединения образов не позволяют запоминать информацию с часто повторяющимися элементами.
Образ, являющийся основой ассоциации - это образ, в который кодируется наиболее значимая часть запоминаемого информационного сообщения. Например, при запоминании телефонного номера кинотеатра "Березка" - 301-90-83, за основу ассоциации следует выбрать зрительный образ "Березка". Другие образы, обозначающие числа телефонного номера будут в этой ассоциации элементами - средними по размеру.
Основой ассоциации никогда не должны быть образные коды - фиксированные зрительные образы, обозначающие часто повторяющиеся элементы (числа, имена, названия месяцев, дней недели и т.д.)
В любой образуемой ассоциации всегда должна выделяться основа ассоциации по следующим соображениям.
· На основе, как на каркасе собирается вся ассоциация. Другие образы ассоциации связываются с образами, являющимися частями (подобразами) основы ассоциации.
· Техника образования связей с выделением основы ассоциации позволяет многократно запоминать одни и те же зрительные образы. При этом все они великолепно припоминаются и не путаются. Например, число 35 (кубик) может одновременно присутствовать в десятках телефонных номеров и иметь связи с десятками разных образов. Любые другие способы соединения образов не позволяют запоминать информацию с часто повторяющимися элементами.
Зрительные представления должны быть простыми и конкретными. Представлять образы следует по возможности более четко в воображаемом пространстве примерно в метре от себя. Закрыты глаза при этом или открыты - не имеет значения. Большинство обучающихся мнемотехнике предпочитают образовывать связи между образами с открытыми глазами, зафиксировав взгляд на однотонной поверхности.
Представляемые образы должны быть достаточно крупными, но такими, чтобы их можно было приближать (увеличивать) или удалять (уменьшать).
Если вы к какой-либо части образа привязали образ, то к этой части нельзя привязывать связью другой образ. В этом случае - предыдущий будет стерт из памяти (подробнее смотрите "Эффект стирания ассоциации").
Образы следует соединять так, чтобы их можно было бы обвести непрерывной линией по контуру. Другими словами, связанные образы должны обязательно соприкасаться друг с другом.
Если образы трудно объединить, их следует всячески подгонять друг к другу с помощью мыслительных операций вращения, приближения-удаления, видоизменения, упрощения. В воображении можно соединить любые образы.
Представляемые образы должны быть достаточно крупными, но такими, чтобы их можно было приближать (увеличивать) или удалять (уменьшать).
Если вы к какой-либо части образа привязали образ, то к этой части нельзя привязывать связью другой образ. В этом случае - предыдущий будет стерт из памяти (подробнее смотрите "Эффект стирания ассоциации").
Образы следует соединять так, чтобы их можно было бы обвести непрерывной линией по контуру. Другими словами, связанные образы должны обязательно соприкасаться друг с другом.
Если образы трудно объединить, их следует всячески подгонять друг к другу с помощью мыслительных операций вращения, приближения-удаления, видоизменения, упрощения. В воображении можно соединить любые образы.
Любое информационное сообщение фиксируется в мозге в виде ассоциации - комбинации нескольких зрительных образов.
В один момент времени в воображении соединяется ТОЛЬКО ДВА ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗА, которые представляются очень крупно и занимают все пространство вашего воображения.
Представьте себе большой арбуз, висящий в воздухе перед вами на расстоянии одного метра от вас. Представляйте все образы такими крупными и даже еще больше.
На картинках приводится иллюстрация того, как следует образовывать искусственную ассоциацию.
Пусть необходимо соединить в ассоциацию четыре образа: лампа, блокнот, кубики, мороженое. Из этих образов следует выбрать ОСНОВУ АССОЦИАЦИИ.
ОСНОВА АССОЦИАЦИИ - это большой образ, обозначающий главную часть запоминаемого информационного сообщения. Основой ассоциации не могут быть образные коды.
Другие образы будут ЭЛЕМЕНТАМИ АССОЦИАЦИИ.
ЭЛЕМЕНТЫ АССОЦИАЦИИ - другие образы, обозначающие остальные элементы запоминаемого информационного сообщения. Как правило, это разные образные коды (чисел, названий месяцев, дней недели, имен и т.п.) Элементы ассоциации - СРЕДНИЕ по размеру образы (относительно основы ассоциации).
В один момент времени в воображении соединяется ТОЛЬКО ДВА ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗА, которые представляются очень крупно и занимают все пространство вашего воображения.
Представьте себе большой арбуз, висящий в воздухе перед вами на расстоянии одного метра от вас. Представляйте все образы такими крупными и даже еще больше.
На картинках приводится иллюстрация того, как следует образовывать искусственную ассоциацию.
Пусть необходимо соединить в ассоциацию четыре образа: лампа, блокнот, кубики, мороженое. Из этих образов следует выбрать ОСНОВУ АССОЦИАЦИИ.
ОСНОВА АССОЦИАЦИИ - это большой образ, обозначающий главную часть запоминаемого информационного сообщения. Основой ассоциации не могут быть образные коды.
Другие образы будут ЭЛЕМЕНТАМИ АССОЦИАЦИИ.
ЭЛЕМЕНТЫ АССОЦИАЦИИ - другие образы, обозначающие остальные элементы запоминаемого информационного сообщения. Как правило, это разные образные коды (чисел, названий месяцев, дней недели, имен и т.п.) Элементы ассоциации - СРЕДНИЕ по размеру образы (относительно основы ассоциации).
Понятие "Информационное сообщение" вводится впервые, поэтому дадим ему формулировку.
Информационное сообщение - это группа простейших элементов информации, имеющих внутреннюю взаимосвязь.
Смысл запоминания любой информации заключается именно в выявлении внутренних связей в информационных сообщениях и в запоминании этих связей.
Информационное сообщение состоит из элементов информационного сообщения. Информационное сообщение не может состоять из одного элемента. В этом нет смысла. Связь может быть образована как минимум между двумя элементами.
Вот примеры информационных сообщений.
Водопад Анхель находится в Южной Америке, его высота 1054 метра.
Критическая температура ртути - 1460 градусов.
Телефонный номер кинотеатра "Аврора" - 337-26-00.
Информационное сообщение - это группа простейших элементов информации, имеющих внутреннюю взаимосвязь.
Смысл запоминания любой информации заключается именно в выявлении внутренних связей в информационных сообщениях и в запоминании этих связей.
Информационное сообщение состоит из элементов информационного сообщения. Информационное сообщение не может состоять из одного элемента. В этом нет смысла. Связь может быть образована как минимум между двумя элементами.
Вот примеры информационных сообщений.
Водопад Анхель находится в Южной Америке, его высота 1054 метра.
Критическая температура ртути - 1460 градусов.
Телефонный номер кинотеатра "Аврора" - 337-26-00.
В мнемотехнике зрительные образы делятся на два основных типа.
Первый - это опорные образы. Они не несут никакой информационной нагрузки и служат для последовательного запоминания и припоминания информации, а также для системного запоминания. Последовательность опорных образов заранее хорошо закрепляется в памяти и припоминание любой информации осуществляется через систему опорных образов.
Второй - это ассоциации - комбинации зрительных образов, в которых закодированы запоминаемые сведения: телефонные номера, адреса, названия, исторические даты и другая точная информация.
Ассоциации, закодированные в них сведения, могут припоминаться и без опорных образов, без перебора последовательности. В этом случае воспроизведение ассоциации мозгом происходит в том случае, когда в мозг воспримет один из элементов ассоциации. Это разнообразные вопросы по запомненным сведениям. С точки зрения мнемотехники любой вопрос является прямой подсказкой, так как АВТОМАТИЧЕСКИ активизирует в мозге ассоциацию, которая содержит в себе как сам вопрос, так и ответы на него.
Первый - это опорные образы. Они не несут никакой информационной нагрузки и служат для последовательного запоминания и припоминания информации, а также для системного запоминания. Последовательность опорных образов заранее хорошо закрепляется в памяти и припоминание любой информации осуществляется через систему опорных образов.
Второй - это ассоциации - комбинации зрительных образов, в которых закодированы запоминаемые сведения: телефонные номера, адреса, названия, исторические даты и другая точная информация.
Ассоциации, закодированные в них сведения, могут припоминаться и без опорных образов, без перебора последовательности. В этом случае воспроизведение ассоциации мозгом происходит в том случае, когда в мозг воспримет один из элементов ассоциации. Это разнообразные вопросы по запомненным сведениям. С точки зрения мнемотехники любой вопрос является прямой подсказкой, так как АВТОМАТИЧЕСКИ активизирует в мозге ассоциацию, которая содержит в себе как сам вопрос, так и ответы на него.
Опорные или стимулирующие образы - это дополнительные образы, с помощью которых обеспечивается поиск информации мозге.
Напомню вам аналогию со струнами пианино. Как быстро найти нужную струну среди большого количества струн? Для этого необходим камертон, настроенный на частоту нужной нам струны. Если мы ударим молоточком по камертону и поднесем его к струнам, струна с такой же частотой как у камертона возбудится по резонансу и начнет звучать, вы даже увидите как она вибрирует.
Конкретного места локализации запоминаемых связей в мозге нет. Все связи находятся одновременно в одном месте - запоминает вся кора головного мозга. И единственный способ быстро извлечь из мозга необходимую нам связь, это предъявить мозгу один из образов ранее образованной связи.
Если вы запоминаете один-два телефонных номера, то их легко вспомнить без специальных методов. Но если вы запоминаете десятки телефонных номеров, каждый из которых закодирован в комбинацию зрительных образов, то вспомнить их будет практически невозможно. Припоминание всегда происходит при поступлении в мозг стимулов, запускающих процесс генерации информации.
Напомню вам аналогию со струнами пианино. Как быстро найти нужную струну среди большого количества струн? Для этого необходим камертон, настроенный на частоту нужной нам струны. Если мы ударим молоточком по камертону и поднесем его к струнам, струна с такой же частотой как у камертона возбудится по резонансу и начнет звучать, вы даже увидите как она вибрирует.
Конкретного места локализации запоминаемых связей в мозге нет. Все связи находятся одновременно в одном месте - запоминает вся кора головного мозга. И единственный способ быстро извлечь из мозга необходимую нам связь, это предъявить мозгу один из образов ранее образованной связи.
Если вы запоминаете один-два телефонных номера, то их легко вспомнить без специальных методов. Но если вы запоминаете десятки телефонных номеров, каждый из которых закодирован в комбинацию зрительных образов, то вспомнить их будет практически невозможно. Припоминание всегда происходит при поступлении в мозг стимулов, запускающих процесс генерации информации.
При запоминании образы соединяются в ассоциации - комбинации зрительных образов. В зависимости от применяемого приема запоминания образы в ассоциации могут быть разного размера друг относительно друга.
Выделяется три размера образов: большие, средние и маленькие.
Представьте в воображении образ кота. Это большой образ. В этом образе выделите образы: "ушки", "спина", "хвост". Теперь представьте образы: "кубик", "шар", "гайка". Создайте в воображении следующие связки образов: "ушки - кубик" (в ушах кота находятся кубики), "спина - шар" (на спине кота - шар), "хвост - гайка" (на хвост надета гайка).
При образовании связей между образами в воображении следует крупно представлять только соединяемые образы: "ухо - кубик", "спина - шар", "хвост - гайка".
Теперь рассмотрите кота целиком. В получившейся ассоциации образ кота - большой образ, а образы "кубик", "шар" и "гайка" - средние по размеру, относительно образа кота.
Выделяется три размера образов: большие, средние и маленькие.
Представьте в воображении образ кота. Это большой образ. В этом образе выделите образы: "ушки", "спина", "хвост". Теперь представьте образы: "кубик", "шар", "гайка". Создайте в воображении следующие связки образов: "ушки - кубик" (в ушах кота находятся кубики), "спина - шар" (на спине кота - шар), "хвост - гайка" (на хвост надета гайка).
При образовании связей между образами в воображении следует крупно представлять только соединяемые образы: "ухо - кубик", "спина - шар", "хвост - гайка".
Теперь рассмотрите кота целиком. В получившейся ассоциации образ кота - большой образ, а образы "кубик", "шар" и "гайка" - средние по размеру, относительно образа кота.
Назначение этой операции то же, что и предыдущей - создание разнообразия зрительных образов.
Пример трансформирования образа "карандаш". Обычный карандаш. Короткий и толстый карандаш. Длинный и тонкий карандаш. Карандаш, закрученный спиралью, как сверло. Карандаш, завязанный в узел. Карандаш, согнутый в окружность.
При применении операций видоизменения и трансформации следует понимать что мозг "обращает внимание" в основном на КОНТУР. Поэтому изменение цвета предмета не следует относить к трансформации или видоизменению.
Пример трансформирования образа "карандаш". Обычный карандаш. Короткий и толстый карандаш. Длинный и тонкий карандаш. Карандаш, закрученный спиралью, как сверло. Карандаш, завязанный в узел. Карандаш, согнутый в окружность.
При применении операций видоизменения и трансформации следует понимать что мозг "обращает внимание" в основном на КОНТУР. Поэтому изменение цвета предмета не следует относить к трансформации или видоизменению.
Одно и то же слово может соответствовать разным зрительным образам. Например, слово "лампочка" можно представить в разных вариантах. Может быть обычная электрическая лампочка, неоновая лампа, лампочка для фонарика, галогенная лампа для автомобиля. Эта операция применяется для создания разнообразия образов при запоминании.
Образы могут использоваться многократно для временного запоминания информации. Образы могут быть использованы для долговременного запоминания. В этом случае на занятые образы более ничего запоминать нельзя. Вот тут и используется операция "Видоизменение образа".
Образы могут использоваться многократно для временного запоминания информации. Образы могут быть использованы для долговременного запоминания. В этом случае на занятые образы более ничего запоминать нельзя. Вот тут и используется операция "Видоизменение образа".
Эта мыслительная операция используется для "разборки" целостного образа на составляющие его части и получения большого количества более простых образов. Например, образ "магнитола" вы можете разобрать на составляющие части и представить каждую часть отдельно: ручка, регулятор, кнопка, кассета, ножки и т.п.
С этой мыслительной операцией вы познакомились в предыдущей статье. Еще раз обращаю ваше внимание на главное.
В один момент времени в воображении следует соединять только два образа. Эти образы должны быть крупными, то есть занимать все пространство вашего воображения. И максимально детализированными - от этого зависит яркость представляемых образов.
Данная мыслительная операция является той самой "кнопкой", с помощью которой вы сознательно включаете процесс "память".
В один момент времени в воображении следует соединять только два образа. Эти образы должны быть крупными, то есть занимать все пространство вашего воображения. И максимально детализированными - от этого зависит яркость представляемых образов.
Данная мыслительная операция является той самой "кнопкой", с помощью которой вы сознательно включаете процесс "память".
Вращая зрительный образ в своем воображении, вы получаете возможность рассматривать его с разных сторон, под разными углами. Благодаря этой операции, вы можете из одного образа выделить большее количество составляющих его подобразов.
Интересно отметить, что с помощью тренировки вы можете добиться того, что представляемый образ сам будет вращаться в вашем воображении. Практика показывает, что упражнения визуального мышления в бодрствующем состоянии, способствует появлению способности сознательно управлять образами, которые человек видит в обычных сновидениях.
Здесь мнемотехника плавно перебрасывает "мостик" из области психологии в область парапсихологии. Так как управляемые, контролируемые (луцидные) сновидения - это уже тема парапсихологической науки.
Интересно отметить, что с помощью тренировки вы можете добиться того, что представляемый образ сам будет вращаться в вашем воображении. Практика показывает, что упражнения визуального мышления в бодрствующем состоянии, способствует появлению способности сознательно управлять образами, которые человек видит в обычных сновидениях.
Здесь мнемотехника плавно перебрасывает "мостик" из области психологии в область парапсихологии. Так как управляемые, контролируемые (луцидные) сновидения - это уже тема парапсихологической науки.