Монотеизм

Религия
Монотеизм — религия, основанная на вере в единого Бога, обладающего абсолютной неразделимой властью и силой, а также являющегося Создателем всего сущего.

История

Первая попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в 14 веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.

Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм. Считается, что зороастризм также оказал сильное влияние и на другие возникшие позднее монотеистические религии Ближнего Востока.

Родоначальником наиболее распространенных на сегодняшний момент монотеистических религий - христианства и ислама - является иудаизм, вследствие чего в этих религиях существует много сходных верований и традиций, в том числе: представление о Боге как мужественной сущности, вера в существование бестелесной сущности (т. н. «духа») после смерти человека, прощение (по несвязанным историческим причинам), прямое общение с Божеством путём мыслей (молитв), наличие священных постулатов.

Иудаизм

Религия
ИУДАИЗМ, религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного – Израильского – царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.

Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога».

Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства.

Ислам

Религия
Ислам ( Религия Мира. Монотеистическая религия, признающая Мухаммада поcледним (но не единственным) пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы ислама называются мусульманами (муслимуна, приставка му- и огласовка "касра" [краткое "и"] формирует причастие от упомянутого выше корня).

Для того, чтобы быть мусульманином, необходимо и достаточно публичного (в присутствии двух полноправных свидетелей) принятия символа веры, состоящего всего из двух положений: (1) что бог один (таухид) и (2) что Мухаммед является одним из его пророков. Все течения шиизма, как и мазхабы суннизма признают оба положения. Тем самым в исламе отсутствует сама идея, концепция "отлучения от ислама, имеющая место в большинстве христианских конфессий.
Ислам - это вторая после христианства по количеству приверженцев религия мира. Для многих ислам кажется странным и непонятным. Практически все христиане достаточно критично относятся к некоторым отдельно взятым моментам данной религии. Но это неправильно, поскольку нельзя судить о религии, не зная всех ее нюансов. Среди всех религий мира, именно ислам заслуживает внимания и уважения больше, нежели другие.

Само слово ислам в переводе с арабского обозначает предание себя Богу. Ислам как религия возник в Аравии еще в начале 7 века.

Секты

Религия
Секта (от лат. secta — учение, направление, школа) — религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления.

В. И. Даль определил слово «секта» как «франц. братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь.»

Д. Н. Ушаков определил слово «секта» как «1. религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.)».

В Большом юридическом словаре слово «секта» определено как «отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п.»

Особенности употребления понятия

Само слово «секта» — не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.

Религии, появивщиеся в ХХ веке

Религия
"И тогда откроется беззаконник, которого

Господь Иисус убьет духом уст Своих и

истребит явлением пришествия Своего".

Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам 2:8

"Фридрих фон Хайек, блестящий теоретик рыночной экономики, сказал в 1984 г. в Гамбурге, что для существования либерального общества необходимо, чтобы люди освободились от некоторых природных инстинктов, среди которых он особенно выделил инстинкт солидарности и сострадания. Признав, что речь идет о природных, врожденных инстинктах, философ выявил все величие проекта современного общества: превратить человека в новый биологический вид…

Небольшая раса тех, кто сумеет вырвать из своего сердца и души некоторые инстинкты и культурные табу, составит "золотой миллиард", который с полным правом подчинит себе низшие расы. Автоматически будет устранен и инстинктивный запрет на убийство ближнего, ибо принадлежащие к иному виду - уже не ближние.. И все это - под знаменем Демокpатии, при поддержке ума и души интеллигенции" (Сергей Кара-Мурза. "Евроцентризм. Скрытая идеология перестройки" М. 1996).

Признаки религии

Религия
Религия как культурный феномен обладает рядом признаков, отличающих ее от псевдорелигий:

1. Верования или вероучения - устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают верования многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро верования. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в обыденное сознание приверженцев религии.

2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими. Важно отметить, что поведение верующих во многом обусловлено и светской жизнью. Степень влияния мирского поведения зависит не только от специфики веры, но и от степени и глубины самой веры. Поведение верующего конфессионально, т. е. отражает те или иные особенности веры. Иногда религиозные требования доходят до полной изоляции от иноверцев и атеистов.

3. Наличие культа. Культ - это разнообразные, освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т. д. Культовые ритуалы выполняют для верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакрален. Культ требует точного исполнения. Культ-это система религиозной практики, основанная на почитании, поклонении и возвеличивании какой-либо идеи, концепции, личности, вещи и т. д. Культ может носить и светский характер (культ денег, культ, питания, культ личности, культ разума и т. д.);

Основные функции религии

Религия
* Мировоззренческая – религиозное мировоззрение формирует у людей надежду на спасение от страданий, несчастий, одиночества, морального падения. Эту функцию также называют смысловой, то есть наполнение человеческой жизни значением и смыслом.

* Иллюзорно-компенсаторская, или утешительная, психотерапевтическая, тесно связана с мировоззренческой: суть ее состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных стихий, чувства бессилия, тяжесть бытия.

* Коммуникативная – общение верующих между собой, с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в общении между людьми, общение осуществляется главным образом в культовой деятельности.

* Регулятивная – осознание индивидом содержания определенных ценностных установок, которые вырабатываются в каждой религии и выступают своеобразной программой поведения людей.

* Интегративная – помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и целями, дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе, которые имеют такие же взгляды, ценности, верования.

Мировые религии

Религия
Под мировыми религиями приято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью (к примеру, иудаизм — еврейский народ, индуизм — Индия). Мировые религии отвечают ряду требований:

* объединение крупной общности людей
* наличие последователей во многих странах
* наличие последователей среди различных народов
* мировая религия не может служить признаком национальной идентичности (к примеру, будучи русским можно быть мусульманином и т.п., в то время как иудаизм подразумевет, что носитель конфессии является евреем)
* должна быть сложена достаточно четкая философская школа, со сходными течениями (к примеру, в исламе можно выделить суннитов и шиитов, при этом основы религии общие, равно как и объекты поклонения, в то время как течения индуизма сильно различны: от шиваизма и брахманизма до поклонения местным богам, при этом различны объекты поклонения)
* наличие влияния ход развития мировой истории, мирового искусство и пр. (так, христианская культура оказала влияние на развитие Европы, исламская — Ближнего Востока и Северной Африки, буддисткая — Южной Азии, Китая, Японии, Индии), при этом культура мировой религии не должна быть абсолютно одинаковой во всех регионах (различия в культе между православием и католицизмом, суннитами и шиитами, течениями буддизма, в иудаизме — существующие течения связаны не с географическими и культурными отличиями регионов, а с философскими школами последователей, в индуизме — культура различных областей Индии и сопредельных государств близка).

Загадки религии

Религия
Латинское слово "регалире", от которого происходит слово религия означает " связывать", "соединять".

Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теории бытия (или небытия) Бога (поскольку именно этот вопрос является для них принципиальным), в которых применяются соответствующие научные и иные критерии: наличие подтверждающих фактов и возможности (хотя бы в перспективе) экспериментальной проверки основных положений теории. Система, не отвечающая этим критериям, может рассматриваться только как гипотеза.

В таком научном контексте религия и атеизм предстают в следующем виде. Религия предлагает огромное количество таких фактов, которые свидетельствуют о существовании мира сверхъественного, нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкретный практический путь познания этих духовных реальностей, т.е. предлагает путь проверки истинности своих утверждений.

Таким образом, и религия, и атеизм вместе в парадоксальном единстве призывают каждого ищущего истины человека к изучению и опытной проверке того, что называется религией.

Дхармические религии

Религия
Дхармические религии — религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений.

К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

* Индуизм
* Джайнизм
* Буддизм
* Сикхизм

ДХАРМА, в индийской философии, «порядок», «норма» существования и развития как космоса, так и общества. Во втором случае объем понятия дхармы перекрывает значения и «религии», и «права», и «морали». Дхарма в качестве «закона» включает религиозный закон как таковой, исполнение этого закона и результаты его исполнения (в виде последствий и в рамках настоящей жизни индивида и в перспективе его будущей реинкарнации). В системе целей человеческого существования (пурушартха) дхарма – одна из четырех задач человека, наряду с задачами приобретения (артха), удовольствий (кама) и «освобождения» (мокша), притом задача накопления дхармы как «религиозного капитала» является основополагающей. Дхарме наиболее близки понятия «правды» (сатья), «заслуги» (пунья) и «блага» (кушала). Антипод дхармы – адхарма, или дхарма с отрицательным значением.

Возникновение религии

Религия
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

Религия имеет две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание Бога.

Предварительное понимание религии дает и этимология данного слова.
Модели возникновения религии

Бог

Религия
Изображение Бога на картине Микеланджело «Создание Солнца и Луны»
Бог — «в религиях мира Высшее, создающее и устраивающее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. В религиозных учениях, объединенных принципом теизма, утверждается личное бытие Высшего, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам и космосу в целом, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения. Идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития - представления первобытных народов о силах, действие которых по разному локализуется на панораме мирового целого» (Большая Российская Энциклопедия).

По другому распространённому определению, Бог - «одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения».

Согласно «Новейшему философскому словарю» Бог - «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания».