История Англиканской церкви

Религия
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, английская церковь с момента утверждения в ней Реформации. Церковные преобразования в Англии и при самом их начале и в их последующем течении имели важные особенности. Обособленность островной жизни сказалась сильно и здесь, как и на политическом развитии страны. Реформация в Англии, как и везде, стремилась к свержению гнета средневекового католицизма. Этот гнет проявлялся не только в религиозной жизни, но и в других областях. Давление церкви испытывала и государственная жизнь вообще, и хозяйственная и культурная в частности. Английская корона начала ссориться с папством очень рано. Достаточно припомнить столкновения Генриха I с Ансельмом, Генриха II с Фомой Бекетом, Иоанна Безземельного с Иннокентием III, чтобы понять всю остроту отношений между вождями католицизма и государями Англии уже в 12 в. Кларендонские постановления (1164) показывают ясно, чего добивались английские короли и чего не хотели уступить папы. Усилия королевской власти сначала не имели успеха, в этой борьбе она в 12 в. была почти одинока. Процесс слияния побежденных англосаксов и победителей норманнов еще не закончился, и это лишало корону поддержки нации. Но уже 13 в. дает иные результаты. Вместо англосаксонцев и норманнов выступает на сцену единая английская нация. Уже при Генрихе III (1216-72) эта нация успевает бросить несколько грозных предостережений по адресу Рима. В первых рядах протестующих в это время вдет духовенство: оно заявляет, что владетели английских бенефиций иностранцы, присылаемые папой, получают дохода больше, чем корона. Бароны и общины стараются охранить страну от иноземной эксплуатации. При Эдуарде I (1272-1307) эти усилия становятся очень энергичными. Страна теперь впервые решается не платить постыдной дани в 1000 марок и заявляет, что папские притеснения ни в каком случае не должны быть терпимы. Наибольшей силы противодействие достигает в полувековое правление Эдуарда III (1327-77), в период Столетней войны. Папы живут в Авиньоне, в сфере влияния смертельного врага Англии, и радеют о его интересах. Они высасывают из страны массу денег, распоряжаются английскими церковными должностями и зовут к своему суду англичан. Страна единодушно выражает свое возмущение в массе замечательных статутов. Могучую поддержку королю дает теперь парламент. С 15 в. энергия слабеет; раздражение становится слабее.

Баптизм и зарождение англиканства

Религия
Баптизм возник в начале 17 века в Англии. Как известно, развитию Реформации способствовали два импульса. Первый исходил от светских властей, стремившихся сбросить гнёт католицизма и обрести независимость не только в религиозной, но и в государственной, экономической, социальной и культурной сферах жизни. Второй импульс исходил от богословов, отвергавших католицизм как искажённую веру. Их вдохновляли идеи восстановления истинной «апостольской» церкви.

В Англии Реформация преследовала, в общем-то, те же цели, что и на континенте. Однако английские короли раньше других европейских правителей (примерно с 12 века) начали протестовать против абсолютистских притязаний Рима. Первоначально инициатива принадлежала духовенству, требовавшему отменить грабительские папские поборы, нередко достигавшие половины доходов церквей, упразднить монополию Рима на назначение церковных иерархов и контроль над церковными судами. Начиная с 14 века в Англии издаётся целый ряд правительственных указов, постепенно ограничивающих власть папской номенклатуры. Ту же политику Англия проводит и в период Реформации. В 1534 году было запрещено приобретать в Риме хартии, причиняющие ущерб королевским прерогативам. Затем Ватикан был лишён права на интердикты (отлучения), так называемые «кары врачующие», бывшие самым сильным оружием папства в искоренении инакомыслия. А вскоре прямой контроль короля распространялся на всю деятельность английского духовенства. В том же 1534 году Папа Римский отлучил короля-реформатора Генриха Восьмого от Церкви. В ответ английский парламент лишает Папу права назначать архиепископов и епископов на территории Англии, а затем провозглашает короля «единственным верховным земным главой английской Церкви». Тогда же были ликвидированы и все монастыри. Так был заложен фундамент для появления англиканства.

Англиканство сегодня

Религия
Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Ёто парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства - это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.

В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины - епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина - епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина - епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: Уобщина ищет пресвитера (пресвитершу)Ф. И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно.

Правовое положение старообрядцев в XVII—XVIII веках

Религия
Старообрядческая_книга_2_В.Я. Железников и Д.С. Рукавишников
В контексте государственной политики в отношении церкви «старая вера» была непризнанной, более того — преследуемой. На протяжении веков существенно изменялся характер государственно-церковных отношений к старообрядцам: гонения сменялись попытками компромисса.

Старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона, вплоть до конца XVII века были убеждены, что сумеют одолеть «еретиков-никониан» и старая вера восторжествует. Но правительство не только не вернулось к старой вере, но и стало жестоко преследовать старообрядцев, навязывая им нововведения.

На жизнь и развитие старообрядчества в XVII—XIX столетиях повлияли три важнейших обстоятельства:

— государственная политика в отношении сторонников старой веры;
— общественное и экономическое развитие России;
— духовные искания самих старообрядцев.

Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во внутренней политике России, начиная со второй половины XVII века. Государство и церковь пытались решить проблему взаимоотношений со староверами различными способами. Запреты, налоги, насилие — всё это оказалось несостоятельным по отношению к расколу.

Отличительные черты

Религия
* сохраняются начальные и исходные поклоны.

* поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

* Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.

* Крестный ход и прочие действия в храме совершаются по солнцу (по часовой стрелке)

* одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, сарафанах и т. п.

* более широко используются погласицы в церковном чтении.

Символ веры

В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Мормонизм

Религия
Мормонизм — обобщенное название религиозной субкультуры, возникшей в результате распространения и развития Церкви Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД, ЦСПД или СПД), созданной в начале XIX века Джозефом Смитом.

В наши дни мормонизм и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней — не вполне тождественные понятия, потому что после смерти основателя от первоначального движения начали откалываться большие и малые секты, провозгляшающие себя хранителями истинного учения. Среди последних ниболее известны Сообщество Христа (ранее Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, РСПД) и Фундаменталистская Церковь Иисуса Христа святых последних дней (крупнейшая ветвь мормонизма, до сих пор практикующая многоженство). В настоящей статье речь пойдет о взглядах и обычаях собственно Церкви Иисуса Христа Святых последних дней с центром в Солт-Лейк Сити, штат Юта.

В последние полвека среди мормонов значительно выросло число т. н. «номинальных мормонов» (англ. Jack Mormons), родившихся в семьях членов церкви, но не разделяющих мормонские убеждения и не участвующих в жизни общины.

Большинство людей, относящих себя к числу мормонов, называют себя «святыми последних дней». Самоназвание «мормоны» сегодня распространено больше, чем в прежние времена, но некоторые по-прежнему протестуют против употребления терминов «мормон» и «мормонизм» в связи с тем, что когда-то эти слова имели негативную окраску.

Многоженство мормонов

Религия
И публично, и в частных беседах вплоть до своей смерти Джозеф Смит-младший неоднократно заявлял о том, что Бог требует от него соблюдения принципа многобрачия. Так, Джозеф сообщил Мэри Роллинз Лайтнер, что он видел ангела, который «трижды являлся мне в период между 1834 и 1842 и говорил, что я должен принять этот закон, иначе он обвинит меня перед Богом». Эта практика вызывала и вызывает по сей день множество споров. Никаких письменных сообщений о том, что лично думал Джозеф Смит по этому поводу, не обнаружено. Историки продолжают дискуссию по поводу точного количества, но большинство сходится во мнении, что в период между 1841 и 1843 Смит взял в жёны от 28 до 33 женщин. Один из учёных, Ричард Лайман Бушман, писал: «Джозеф ничего не говорил о сексе в этих браках». И далее он же объясняет, что в те времена были и другие экспериментаторы, для которых секс стоял на первом месте в полигамных семьях, но Джозеф, «насколько известно, никогда не обсуждал сексуальную составляющую брака за исключением рассуждений о прелюбодеянии». Даже историк Фон Броуди, критично относящийся к Джозефу Смиту, говорил: «В Джозефе было слишком много пуританского, чтобы считать его беспечным развратником».

Джозеф Смит никогда публично не призывал своих последователей к соблюдению закона многобрачия. Тем не менее церковь официально приняла эту практику в 1852, когда Орсон Пратт по поручению президента церкви Бригама Янга открыто объявил о том, что церковь практикует полигамные браки по повелению Бога. Далее он подчеркнул, что церковь имеет на это право в соответствии с Первой поправкой Конституции США. Этой точки зрения церковь придерживалась в течение нескольких десятилетий. Правительство Соединённых Штатов не признавало права на полигамию, но законодательно это было оформлено только в 1887 Законом Эдмундса-Такера, после чего церковь начала отходить от этой практики.

Фольклор. Занятия. Быт. Кухня

Религия
Фольклор
Фольклор караев - важнейшая составляющая духовной культуры. Его истоки восходят ко времени Крымской Хазарии и предшествующего периода истории.
Народное творчество сохранило упоминание хазар и сюжеты, аналогичные бытующим у тюрков далекого Алтая.
Сберечь фольклор помогала традиция ведения семейных сборников - мэджума, куда заносили пословицы и поговорки, песни, предания... Сборники имелись в каждой семье и, наряду с Ветхим Заветом, относились к наиболее ценным реликвиям.
Народная мудрость играла не меньшую роль, чем предписания религии, служила руководством во взаимоотношениях, помогала в трудные минуты. Особое место занимали пословицы и поговорки, эти "слова отцов". Изречений было множество, на все случаи жизни. Нередко они имели поэтическую форму с рифмой и ритмом.
"Слова отцов" гласят, что обычаи и справедливость - половина веры, отражают отношение к родной земле, дружбе, труду, ближнему. Много назиданий и афористических изречений, часто с юмором, неожиданными эпитетами, сравнениями. Характерные примеры:
Чужбина - глина, а Родина - золото.
Дающий богу угоден.
Пусть твое слово соответствует пожертвованной сумме.
Мало дают от души, много - от достатка.
Бог даст - молись, но домой не принесет - трудись.

Фольклор. Занятия. Быт. Кухня

Религия
Фольклор
Фольклор караев - важнейшая составляющая духовной культуры. Его истоки восходят ко времени Крымской Хазарии и предшествующего периода истории.
Народное творчество сохранило упоминание хазар и сюжеты, аналогичные бытующим у тюрков далекого Алтая.
Сберечь фольклор помогала традиция ведения семейных сборников - мэджума, куда заносили пословицы и поговорки, песни, предания... Сборники имелись в каждой семье и, наряду с Ветхим Заветом, относились к наиболее ценным реликвиям.
Народная мудрость играла не меньшую роль, чем предписания религии, служила руководством во взаимоотношениях, помогала в трудные минуты. Особое место занимали пословицы и поговорки, эти "слова отцов". Изречений было множество, на все случаи жизни. Нередко они имели поэтическую форму с рифмой и ритмом.
"Слова отцов" гласят, что обычаи и справедливость - половина веры, отражают отношение к родной земле, дружбе, труду, ближнему. Много назиданий и афористических изречений, часто с юмором, неожиданными эпитетами, сравнениями. Характерные примеры:
Чужбина - глина, а Родина - золото.
Дающий богу угоден.
Пусть твое слово соответствует пожертвованной сумме.
Мало дают от души, много - от достатка.
Бог даст - молись, но домой не принесет - трудись.

Обряды и обычаи

Религия
Женитьба

Для женитьбы требовались: совершеннолетие, взаимосогласие, общеэтничность, отсутствие запретного родства. Старались жениться на представителях дальних родов. В прошлом разрешалось породнение с близкими по крови тюркскими племенами при условии принятия веры. Разрешалось, но к XX в. стало исключением многоженство.
Женитьбе предшествовали обручение (после чего невеста не могла произносить имя жениха); предварительные подарки - хонжа и вечер кройки приданого в доме невесты. Свадьба (той) длилась семь дней и включала девичник в доме невесты и холостяцкую пирушку у жениха; купание невесты, посещение бани женихом; составление брачного договора; одевание невесты и жениха, венчание.
Жених с друзьями брили головы. Невесте красили хной волосы и ногти, выкладывали локоны - зилиф, отличавшие жену от девушки и вдовы. Обряды сопровождала музыка, песни, угощение, сбор средств для бедных. На седьмой день после венчания, в вечер подарков, молодой муж целовал матери руку и дарил ей шубу.
В выезде жениха в баню на лошадях, возвращении боевым строем со стрельбой и скачками видны отголоски умыкания невесты. В брачной церемонии использовали белый войлок или шкуру (как и кумыки, кызыльцы, баяты...).
К нашему времени свадьба упростилась. Сохранился обычай ставить молодых на шкуру и посыпать монетами и зерном. Почти утеряна религиозная обрядность.

Национальный костюм

Религия
Национальный костюм крымских караимов
Дерево украшают листья, человека - одежда.
Караимская пословица
Стиль одежды крымских караимов - восточный, столь характерный в прошлом для коренных жителей Крыма.
На территории бывшего Советского Союза национальная одежда крымских караимов имеется в фондах ряда музеев Санкт-Петербурга и Москвы.
Единственная постоянно действующая этнографическая выставка, достаточно представительная по набору и широте показа экспонатов, есть в Тракае (Литва). В экспозиции представлены мужской и женский национальный костюмы.
За рубежами бывшего Союза предметы национальной одежды сохранились у караимов в Польше, а также в семьях эмигрантов, покинувших Крым в период гражданской войны, - во Франции, Турции, Болгарии, Румынии, возможно, также в Швейцарии и США.
Систематического описания национальной одежды крымских караимов с соответствующим иллюстративным материалом в литературе нет. Разрозненные фотографии и рисунки можно найти в семейных альбомах и различных изданиях.
Вот несколько связанных с одеждой характерных поговорок крымских караимов:
Хорошая одежда хозяина красит.
Жена отлична - одет прилично.
Непривычной заднице штаны мешают.
У бесштанного ежедневно на уме шесть аршинов бязи.
Зад без штанов, а на голове пучок васильков.
Плохой портной из своего кармана доложит.

Караимы - этноним, происхождение, язык

Религия
Этноним
Самоназвания: карай - ед. число; карайлар, караит - множественное. Они выводятся из древнетюркских этнонимов кирей - киреит (в разном звучании: кирай, карай, кераит и т.д.). "Кара" - составная часть многих тюркских этнонимов (карачаевцы, карахазары ...) - в переводе означает черный, север, простой народ.
Исходя из самоназвания, по-русски правильнее говорить "карай - караи" вместо употребляемых "караим - караимы".
В привычном звучании наиболее точным является определение "крымские караимы-тюрки", позволяющее не путать караимов по крови (караев) с представителями караимского вероисповедания других национальностей и избежать терминологической путаницы. В Крыму, например, живут русские, исповедующие караизм (русские караимы).
Наиболее точные определения - "караи", или "крымские караимы-тюрки".

Происхождение
Караимы сформировались как этнос в Крыму. Современная наука относит их к тюркской группе алтайской семьи народов.
Тюркский язык и. образ жизни древних караимов в необычном сочетании с исповеданием Ветхого Завета давно привлекли внимание ученых как явление неординарное, имевшее в прошлом аналогию только у хазар.
Встречающееся иногда у караимов голубоглазие некоторые исследователи объясняют влиянием крымских готов. Следы ассимиляции тюрками готов сохранились и у крымских татар в виде фамилии Гото.