Начало летописной истории Египта

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Начало летописной истории Египта
Начало летописной истории Египта
Древнее предание первым царем Египта считало Мена (Мину). С него начинает I династию и позднеегипетский жрец Мане фон в своем историческом сочинении. Европейские ученые приписали Мену объединение страны в единое государство. Однако оснований для такого предположения мало.
Один очень старый памятник, сохранившийся от времени никак не позже начала I династии, прославляет победу над Нижним Египтом, одержанную царем, чье имя условно читается “Нармер”. Высказывалось предположение, что имя “Мен” могло быть вторым или личным именем этого победителя (египетские цари носили несколько имен). Но такое предположение едва ли правильно. Поражение Севера, которое изображено на этом памятнике, вовсе не обязательно считать первоначальным завоеванием этой части страны. Оно могло быть и подавлением какого-либо восстания: усмиряли повстанцев-северян еще и при II династии.

Каменные и медные орудия труда

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Каменные и медные орудия труда
Каменные и медные орудия труда
Для оценки уровня развития ранее египетского общества необходимо в первую очередь ответить на вопрос о тогдашнем состоянии металлургии. Добыча руды и изготовление орудий из металла были важнейшим условием для достижения производством того уровня, при котором становилось возможным сосредоточение важнейших средств производства в руках меньшинства и порабощение большинства меньшинством.Уже сравнительно давно при раскопках погребений времен I династии было обнаружено немало медных орудий (из естественной меди, без искусственного приплава), особенно резцов и иголок, а также топоров, тесел, шильев, щипцов, значительное количество медных гвоздей и проволоки, медной обшивки, украшений и посуды.
Однако по-настоящему оценить развитие обработки меди при I династии стало возможным сравнительно недавно, когда в одной из богатых гробниц был обнаружен целый клад медных изделий. При этом примечательно не только число найденных орудий (более 600), но и количество их видов (пилы, ножи, резцы, тесла, мотыги, шилья, иглы и т.д.). Эти предметы клались в гробницы в связи с верой древних египтян в загробную жизнь, подобную земной. В гробницу были положены и медные пластины, вероятно, на тот случай, если бы мертвецу на том свете пришлось изготовлять какое-либо орудие.
Все говорит о большом и давнем навыке в изготовлении и употреблении орудий из меди уже в период Раннего царства. Почти все эти орудия в том же виде встречаются и в последующий период египетской истории, обычно называемый периодом Древнего царства.

Искусство

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Искусство
Искусство
От гражданских сооружений Раннего царства ничего или почти ничего значительного не сохранилось. Если о ранне-египетских храмах судить по знакам-изображениям в письменности, это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Единственная отрасль ранне-египетского зодчества, о которой мы осведомлены сколько-нибудь подробно, — это гробницы царей и особенно знати. Гробницы вельмож Раннего царства во многом предвосхищали надгробные сооружения последующего Древнего царства. Прямоугольные надземные постройки в виде завалинок (по их внешнему виду их обычно называют арабским словом “мастаба” — завалинка, скамейка) сохранялись в гробничном строительстве знати долгие века после I династии. Первоначально они воздвигались не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые из ранне-египетских гробниц были в отличие от обычных впоследствии расчленены по боковым поверхностям отвесными выступами и нишами, в подражание, вероятно, современным им дворцам. Так называемая ступенчатая пирамида, которую мы видим в качестве царской гробницы в начале Древнего царства, в зародыше была известна уже при I династии. Одна из гробниц вельмож начала строиться как ряд поставленных друг на друга все уменьшающихся прямоугольных надстроек, хотя позднее была перестроена.

Земледелие и скотоводство

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Земледелие и скотоводство
Земледелие и скотоводство

Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.
Могучую реку Нил, не только орошавшую землю, но и отлагавшую при ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков. Осваивать реку, т.е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий — мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических царей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была, прежде всего, орошаемой землей; само слово “область” (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.

Возникновение древнейшего общества

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Возникновение древнейшего общества
Возникновение древнейшего общества
Для превращения долины Нила в одну из плодороднейших стран мира необходим был преобразующий человеческий труд. Производство кремневых орудий достигло в первобытном Египте исключительного совершенства. Этому способствовало обилие здесь отличного кремния. Медные орудия появились в Египте тоже очень рано. Хотя в самом Египте месторождения медной руды ничтожны, но недалеко от долины Нила — на Синайском полуострове — находились богатейшие месторождения меди. Их начали разрабатывать в самой глубокой древности.
Распространение относительно совершенных орудий труда позволило обществу рано достигнуть того уровня развития, при котором становилось возможным широкое хозяйственное использование могучей природной силы — реки. Только человеческий труд мог распределить равномерно и своевременно избыточную влагу по поверхности земли и устранить как безводье, так и заболоченность почвы.

Верования

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Верования
В период Раннего царства учение о божественности главы государства служило упрочению существовавшего классового строя. Как мы уже говорили, особа царя обожествлялась, боги считались родней и покровителями царей. Власть угнетателей была тем самым окружена ореолом божественности.
Источники того времени упоминают большое число божеств, из которых многие сохранили свое значение и впоследствии. Ряд богов почитался в виде животных. Некоторые из божеств почитались не только в своих определенных местностях. Воинственная богиня нижне-египетского города Саиса Нейт пользовалась при I династии большим почетом и в других частях страны. Земледельческое божество — солнце Ра, широко почитавшееся впоследствии, упоминается впервые в составе царского имени при II династии.
Вера в существование у человека души-двойника, в особое значение имени человека сквозит в надписях также при I династии. Забота о снабжении умершего жилищем (гробницей), едой и утварью для загробного существования была унаследована от прошлого и развита дальше.
Вера в волшебство, сохранявшая большое значение и впоследствии, обнаруживается то тут, то там в ранне египетских источниках.

Раннее царство

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Раннее царство
Раннее царство

Раннее царство, или Архаическая эпоха — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

Хронология Позднего царства

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Хронология Позднего царства
Хронология Позднего царства

• 664 до н. э. Эфиопских правителей сменяет саисский фараон Псамметих I, сын Нехо. Начало объединения Египте под властью ХХVI династии из Саиса.
• 664—525 до н. э. Правление ХХVI (саисской) династии в Египте. «Саисский ренессанс» — последний самостоятельный подъём египетской цивилизации.
• 664—610 до н. э. Правление в Египте фараона Псамметиха I, восстановившего былое величие государства путем подавления власти нубийцев, ассирийцев и части жречества с помощью ионийских и карийских наемников.
• 664—655 до н. э. Процесс объединения Египта Псамметихом I.
• 664—663 до н. э. Временное завоевание Фив Тануатамоном. Ашшурбанапал I изгоняет Тануатамона из Фив. Ассирийцы грабят город. Эфиопы вынуждены окончательно отступить на юг.
• 663 до н. э. Через захваченный ассирийцами Египет в остальные регионы Африки попадает техника обработки железа.
• 661 до н. э. Окончательное изгнание остатков эфиопской армии из Египта ассирийцами.
• 610—605 до н. э. Правление в Египте Нехо II — последнего довольно преуспевающего египетского фараона, осуществившего попытку соединить Нил с Красным морем «каналом Нехо» (по свидетельству Геродота, при его сооружении погибло до 120 000 чел.).
• 609 до н. э. На недолгое время до возвышения Навуходоносора II фараон Нехо захватывает Восточное Средиземноморье, называемое вавилонянами Заречьем.

Позднее царство

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Позднее царство
Позднее царство

Поздний период в истории Древнего Египта (664 - 332 до н. э.) - период временного восстановления независимости Египта и могущества государства (ХХVI - ХХХ династии), окончившийся завоеванием страны Персидской империей.
В целом Поздний период в истории Древнего Египта - пора тяжелых войн и иноземных вторжений, в результате которых к 332 году до н. э. Древний Египет был завоеван Александром Македонским, основавшим в дельте Нила новый город - Александрию.

Упадок Нового царства

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Упадок Нового царства
Упадок Нового царства
Конец XIX династии — самая бурная пора Нового царства, но полностью разобраться в характере происходивших событий трудно за скудостью сведений. В какой-то мере причиной смуты были обострившиеся противоречия между ведущими в то время общественными силами Севера и Юга.
Ослабление государственной власти рабовладельцев было важным условием для усиления борьбы эксплуатируемых трудящихся масс. Единственный связный, хотя и малопонятный, рассказ об исторических событиях конца XIX династии изложен от имени Рамсеса III (IV), третьего царя XX династии.
Он сообщает нам о вспыхнувшем мятеже, во главе которого встал сириец Ирсу. Мы узнаём также, что в это время «один соединился с другим», «один убивал другого — знатные и бедные», имуществу богачей был нанесён ущерб, с богами в ту пору «обращались, как с людьми», не было почёта храмам и жречеству. Знать подавила это движение, фараон Сетнехт «убил злоумышленников» и «выправил землю до края её, бывшую мятежной».
Что это был за сириец, который захватил власть в Египте в эти годы, и какое участие принимали в этом восстании рабы, мы, к сожалению, не знаем. Как и всегда в истории древнего Востока, источники, составленные представителями господствующего класса, крайне скудно освещают движения трудящихся. По видимому , однако, произошли серьёзные выступления низов египетского общества, которые потрясли до основания всё здание государства Нового царства.

Развитие рабовладения

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Развитие рабовладения
Развитие рабовладения
Рабовладение достигло в Новом царстве невиданного ранее распространения. Рабами владели часто даже люди сравнительно скромным общественным положением: пастухи и ремесленники, садовники и привратники, корабельщики и торговцы, возницы и воины, мелкие жрецы и должностные лица, простые общинники-горожане. В указе начала XIX династии, освобождавшем храм Осириса в Абидосе от всякого рода государственных повинностей и возбранявшем посягательства на его имущество и права, запрещалось, в частности, должностным лицам посягать на рабочий люд этого храма в Эфиопии. Указом запрещалось забирать их, а также их жён и рабов в другой округ в порядке пахотной, жатвенной или иной повинности под страхом жестокого избиения виновного и отдачи его на работу в храм в возмещение за каждый день, проведённый храмовым человеком у виновного. Таким образом, у храмовых работников могли быть свои рабы; среди этих храмовых работников оказываются «блюстители пашен, земледельцы, садовники, виноградари, команды грузовых судов, доставляющие грузы, торговцы с чужеземными странами, золотоискатели, отмыватели золота, судостроители и всякий, кто творит дело своё» в храме. Дальше запрет распространялся на храмовых пастухов и их рабов. Запрещение посягательств на жрецов, волхвов и различных храмовых служащих, их жён и рабов было оговорено особо.

Положение земледельцев

Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Положение земледельцев
Положение земледельцев
Широкие слои египетского народа - «дети народа» - резко противопоставлялись сановникам. Народ постоянно учитывался и переучитывался на предмет наложения на него разного рода тягот. «Смотры», которым подвергался народ, выражались не в одной переписи - таковой при XVIII династии подвергались вместе с людьми скот и птица, эти смотры производились и для назначения на ту или иную работу. О таких «смотрах» говорится в одном из памятников: «Делают смотр всякому народу, берут из них лучших. Отдают мужчину в воины, Юношу в новобранцы». Но так брали не только в войско: «Выходит ребёнок из утробы матери своей - простирается перед начальником. Мальчик провожатый (т. е. прислужник) у воина, юноша - новобранец, старик отдан в земледельцы, мужчина - в воины, хромой - в привратники, слепой - в откормщики быков». «Смотр» имел целью и учёт «знающих мастерство», «знающих (как пользоваться) руками своими».