"Ветхий Завет", он же «Еврейская Библия» (Танах), — общее Священное Писание иудаизма и христианства. В данной статье рассматривается его изложение в христианской традиции.
Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий священный текст иудаизма и христианства. Предположительно написан в XV—IV веках до н. э. Неизвестно, кто собрал книги Ветхого завета воедино, но по еврейской традиции считается, что это был Ездра с помощниками. Около 270 года до н. э. по распоряжению египетского царя Птолемея Филадельфа в Александрию были приглашены 70 еврейских толковников из Иерусалима, которые перевели все книги с древнееврейского языка на греческий (т. н. «перевод семидесяти толковников», или «Септуагинта»).
Несмотря на долгую традицию использования Септуагинты в русском православном богословии, синодальный перевод Ветхого Завета сделан с иудейской (масоретской) Библии.
Этимология названия
Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий священный текст иудаизма и христианства. Предположительно написан в XV—IV веках до н. э. Неизвестно, кто собрал книги Ветхого завета воедино, но по еврейской традиции считается, что это был Ездра с помощниками. Около 270 года до н. э. по распоряжению египетского царя Птолемея Филадельфа в Александрию были приглашены 70 еврейских толковников из Иерусалима, которые перевели все книги с древнееврейского языка на греческий (т. н. «перевод семидесяти толковников», или «Септуагинта»).
Несмотря на долгую традицию использования Септуагинты в русском православном богословии, синодальный перевод Ветхого Завета сделан с иудейской (масоретской) Библии.
Этимология названия
Хасидизм — религиозно-мистическое течение в иудаизме.
Возникновение хасидизма
Движение возникло в еврейских общинах на территории Речи Посполитой (Польша) в XVIII веке. Хасидизм возник после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны украинского народа, известной в украинской истории как «Хмельнитчина», а в еврейской «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Антиеврейские декреты 1648 и 49 года) и как движение протеста против закостенения иудейской учёности, как движение протеста против деспотической власти кагала, раввинистического формализма и оторванности ученых евреев от народной жизни.
Вдохновителем хасидизма стал проповедник ребе Исраэль Бен Элизер (1698—1760), также известный как Рабби Исроэль Бааль Шем Тов или сокращенно Бешт. На основе Каббалы он создал собственную версию иудаизма, поставившую религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы. Бешт рассматривал свою проповедь как пророческое откровение. Исследователи видят в хасидизме следы гностицизма.
Возникновение хасидизма
Движение возникло в еврейских общинах на территории Речи Посполитой (Польша) в XVIII веке. Хасидизм возник после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны украинского народа, известной в украинской истории как «Хмельнитчина», а в еврейской «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Антиеврейские декреты 1648 и 49 года) и как движение протеста против закостенения иудейской учёности, как движение протеста против деспотической власти кагала, раввинистического формализма и оторванности ученых евреев от народной жизни.
Вдохновителем хасидизма стал проповедник ребе Исраэль Бен Элизер (1698—1760), также известный как Рабби Исроэль Бааль Шем Тов или сокращенно Бешт. На основе Каббалы он создал собственную версию иудаизма, поставившую религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы. Бешт рассматривал свою проповедь как пророческое откровение. Исследователи видят в хасидизме следы гностицизма.
“Моисей получил Тору на Синае, он передал ее Иегошуа, Иегошуа передал ее старейшинам, старейшины – пророкам, а пророки – мужам Великого Собрания.” (Поучения отцов)
Слово Тора означает “наставление”. Евреи пользуются этим словом в нескольких смыслах. Иногда оно обозначает первые пять книг Библии, иногда – Библию в целом, т.е. всю письменную Тору. Слово Тора может также означать всю совокупность традиционного учения, которое истолковывает Библию и ориентирует евреев в повседневной жизни. Это учение передавалось устно из поколения в поколение и известно под названием устной Торы.
ПИСЬМЕННАЯ ТОРА
Письменная Тора состоит из трех частей:
* Тора (Пятикнижие Моисеево)
1. Невиим (книги пророков)
2. Ктувим (священные писания)
Начальные буквы названий этих трех частей – Т.Н.К – составляют слово Танах. Так называется Библия у евреев. Танах написан преимущественно на иврите, есть в нем и небольшие фрагменты на арамейском – языке, родственном ивриту.
Слово Тора означает “наставление”. Евреи пользуются этим словом в нескольких смыслах. Иногда оно обозначает первые пять книг Библии, иногда – Библию в целом, т.е. всю письменную Тору. Слово Тора может также означать всю совокупность традиционного учения, которое истолковывает Библию и ориентирует евреев в повседневной жизни. Это учение передавалось устно из поколения в поколение и известно под названием устной Торы.
ПИСЬМЕННАЯ ТОРА
Письменная Тора состоит из трех частей:
* Тора (Пятикнижие Моисеево)
1. Невиим (книги пророков)
2. Ктувим (священные писания)
Начальные буквы названий этих трех частей – Т.Н.К – составляют слово Танах. Так называется Библия у евреев. Танах написан преимущественно на иврите, есть в нем и небольшие фрагменты на арамейском – языке, родственном ивриту.
Невиим (пророки) и Ктувим (священные писания) вместе с пятикнижием составляют Танах – письменную Тору. Евреи считают эти книги священными, потому что они были написаны пророками или людьми с руах акодеш – духом святости. И все же они не столь святы, как Пятикнижие Моисея, с которым Б-г говорил “лицом к лицу” (Исход 33:11). Это означает, что в Пятикнижии слово Б-га зафиксировано более непосредственно, чем в других священных книгах. По этой причине евреи не кладут книги Невиим или Ктувим на Хумаш.
НЕВИИМ (КНИГИ ПРОРОКОВ)
Книги Иегошуа (Иошуа), Шофтим (Судьи), Шмуэль (Самуил) и Мелахим (Царств) описывают историю еврейского народа после смерти Моисея. Они рассказывают о том, как евреи завоевали свою землю и поселились на ней, как они воевали с враждебными соседями и наконец установили монархию, избрав царя. В них описывается построение Храма, разделение на два царства (Израильское и Иудейское), изгнание народа Израиля в Ассирию, разрушение Храма и Вавилонское изгнание.
НЕВИИМ (КНИГИ ПРОРОКОВ)
Книги Иегошуа (Иошуа), Шофтим (Судьи), Шмуэль (Самуил) и Мелахим (Царств) описывают историю еврейского народа после смерти Моисея. Они рассказывают о том, как евреи завоевали свою землю и поселились на ней, как они воевали с враждебными соседями и наконец установили монархию, избрав царя. В них описывается построение Храма, разделение на два царства (Израильское и Иудейское), изгнание народа Израиля в Ассирию, разрушение Храма и Вавилонское изгнание.
Прогрессивный иудаизм - движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии во втором десятилетии 19 в.; оттуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы и вызвало брожение в еврейских общинах Восточной Европы. Во второй половине 19 в. главным центром движения становятся Соединенные Штаты Америки. В последние десятилетия реформизм находит сторонников и в Израиле.
История
Духовные вожди реформизма считали себя подлинными продолжателями традиций иудаизма, которые, по их мнению, отличались гибкостью и открытостью. Эти свойства были утрачены лишь в конце средневековья. Историческими факторами, способствовавшими появлению реформизма, были эмансипация и движение еврейского просвещения Хаскала. Новое мировоззрение, с его интеллектуальными и эстетическими ценностями, по мнению сторонников реформизма, требовало внесения изменений в синагогальный ритуал, приспособления верований и ритуала к духу времени и новому статусу евреев как граждан государства.
«Классический» реформизм сформировался постепенно и в своем развитии прошел несколько стадий. Мозес Мендельсон, который сам соблюдал все религиозные заветы и отвергал идею развития религии, был сторонником изучения евреями немецкого языка и выступал за интеграцию евреев в немецком обществе. Он допускал даже некоторые изменения в традиционных обычаях (например, отсрочку погребения усопшего), но не в предписаниях еврейского религиозного канона Галаха. Мендельсон признавал, что в еврейской религии имеются «сделанные людьми дополнения» и «злоупотребления», которые «омрачают ее сияние».
История
Духовные вожди реформизма считали себя подлинными продолжателями традиций иудаизма, которые, по их мнению, отличались гибкостью и открытостью. Эти свойства были утрачены лишь в конце средневековья. Историческими факторами, способствовавшими появлению реформизма, были эмансипация и движение еврейского просвещения Хаскала. Новое мировоззрение, с его интеллектуальными и эстетическими ценностями, по мнению сторонников реформизма, требовало внесения изменений в синагогальный ритуал, приспособления верований и ритуала к духу времени и новому статусу евреев как граждан государства.
«Классический» реформизм сформировался постепенно и в своем развитии прошел несколько стадий. Мозес Мендельсон, который сам соблюдал все религиозные заветы и отвергал идею развития религии, был сторонником изучения евреями немецкого языка и выступал за интеграцию евреев в немецком обществе. Он допускал даже некоторые изменения в традиционных обычаях (например, отсрочку погребения усопшего), но не в предписаниях еврейского религиозного канона Галаха. Мендельсон признавал, что в еврейской религии имеются «сделанные людьми дополнения» и «злоупотребления», которые «омрачают ее сияние».
Праздники и памятные дни иудаизма
Праздники и памятные дни иудаизма в 5760 по европейскому летоисчислению (1999/2000)
Рош-Гашана - 11.9 / 12.9
Йом-Киппур - 20.9
Суккот - 25.9 / 3.10
Ошана-Раба - 1.10
Симхат Тора - 2.10
Ханука - 3.12 / 11.12
Ту Би-шват - 22.1
Пурим - 21.3
Песах - 19.4 (канун) / 27.4
Лаг Ба-омер - 23.5
Шавуот - 9.6 / 10.6
Пост 9 ава - 10.8
СУББОТА
У евреев-иудаистов есть еженедельный праздник - это субота (шаббат), день, посвященный Богу, выполнение одной из 10 главных заповедей (запрещение работать в седьмой день недели). Тора указывает две причины установления субботы: во-первых, это память о сотворении мира, когда Бог 6 дней создавал все, что есть в мире, а "в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его". (Быт.,2:3). Во-вторых, это напоминание об исходе из Египта, где евреи находились на положении рабов и по своей воле не могли ни работать, ни отдыхать.
Праздники и памятные дни иудаизма в 5760 по европейскому летоисчислению (1999/2000)
Рош-Гашана - 11.9 / 12.9
Йом-Киппур - 20.9
Суккот - 25.9 / 3.10
Ошана-Раба - 1.10
Симхат Тора - 2.10
Ханука - 3.12 / 11.12
Ту Би-шват - 22.1
Пурим - 21.3
Песах - 19.4 (канун) / 27.4
Лаг Ба-омер - 23.5
Шавуот - 9.6 / 10.6
Пост 9 ава - 10.8
СУББОТА
У евреев-иудаистов есть еженедельный праздник - это субота (шаббат), день, посвященный Богу, выполнение одной из 10 главных заповедей (запрещение работать в седьмой день недели). Тора указывает две причины установления субботы: во-первых, это память о сотворении мира, когда Бог 6 дней создавал все, что есть в мире, а "в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его". (Быт.,2:3). Во-вторых, это напоминание об исходе из Египта, где евреи находились на положении рабов и по своей воле не могли ни работать, ни отдыхать.
Ортодоксальный иудаизм (от др.-греч. orthodoxia — букв. `правильное мнение`) — общее название течений в иудаизме, последователи которых, с исторической точки зрения, являются продолжателями еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в конце средневековья — начале нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
Основные положения
* Иудаизм — универсальная религия. Иудаизм предлагает всем людям и народам принять монотеизм и учение Торы (она же Пятикнижие Моисея). В то же время, Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите гиюр)), и является национальной религией еврейского народа.
* Иудаизм первым в истории человечества провозгласил единобожие (БСЭ), углублённое учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию – следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
Основные положения
* Иудаизм — универсальная религия. Иудаизм предлагает всем людям и народам принять монотеизм и учение Торы (она же Пятикнижие Моисея). В то же время, Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите гиюр)), и является национальной религией еврейского народа.
* Иудаизм первым в истории человечества провозгласил единобожие (БСЭ), углублённое учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию – следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
Кто такие «иудействующие» (привлеките материал всех Посланий 3 миссионерского путешествия и Деяний)?
До первого путешествия ап. Павла члены христианских общин были В громадном большинстве иудеи. Но во время первого путешествия ап. Павла обозначается приход благовести от иудеев к язычникам. Апостолы обратились к язычникам тогда, когда их учение было отвергнуто иудеями (Деян. 13, 46-48). Миссия среди язычников имела успех. Но тогда возникла так называемая «иудейская проблема», которая заключалась в том, что с иудейской стороны было заявлено требование обязать язычников, обращающихся ко Христу, подчиниться предписаниям закона Моисеева. Первым предписанием было предписание обрезания. Люди, пришедшие с этим требованием в Антиохию из Иудеи, несомненно принадлежали Церкви. Эти иудействующие учили: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». (Деян. 15,1). Главным аргументом «иудействующих» было то, что все заповеди Торы никто не вправе отменять (они имеют Божественное происхождение) и потому в народ Божий могут войти только обрезанные и соблюдающие все остальное. Но ап. Павел и Варнава оспаривали эту точку зрения. Новый завет, некогда обещанный Богом, (Иер. 31, 34), должен быть иным, нежели Ветхий. В результате положили, чтобы «Павлу и Варнаве и некоторым другим (В Гал.2, 1-3 указан Тит) из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим (Деян. 15. 1-2;). Решению этой проблемы был посвящен Иерусалимский собор (Деян гл 5, Гал.1. 2, 1-10). На соборе ап. Павлу удалось отстоять свободу христиан из язычников. Это вытекает из свид. Деяний (15, 5-21). На соборе прозвучала речь Петра, в которой он поясняет, что на плечи язычников нет смысла накладывать «то, которое не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15,10). И действительно, в Торе 613 заповедей и еще если добавить правила устного предания, то сами законники признавали, что человеку стало невозможным выполнить все (2, 2151). В Деян. 15, 11 Петр намекает на крещение Корнилия (язычника), что есть прямое изъявление воли Божией о язычниках. Да и речь Варнавы и Павла была о чудесах, какие «сотворил Бог у язычников».
До первого путешествия ап. Павла члены христианских общин были В громадном большинстве иудеи. Но во время первого путешествия ап. Павла обозначается приход благовести от иудеев к язычникам. Апостолы обратились к язычникам тогда, когда их учение было отвергнуто иудеями (Деян. 13, 46-48). Миссия среди язычников имела успех. Но тогда возникла так называемая «иудейская проблема», которая заключалась в том, что с иудейской стороны было заявлено требование обязать язычников, обращающихся ко Христу, подчиниться предписаниям закона Моисеева. Первым предписанием было предписание обрезания. Люди, пришедшие с этим требованием в Антиохию из Иудеи, несомненно принадлежали Церкви. Эти иудействующие учили: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». (Деян. 15,1). Главным аргументом «иудействующих» было то, что все заповеди Торы никто не вправе отменять (они имеют Божественное происхождение) и потому в народ Божий могут войти только обрезанные и соблюдающие все остальное. Но ап. Павел и Варнава оспаривали эту точку зрения. Новый завет, некогда обещанный Богом, (Иер. 31, 34), должен быть иным, нежели Ветхий. В результате положили, чтобы «Павлу и Варнаве и некоторым другим (В Гал.2, 1-3 указан Тит) из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим (Деян. 15. 1-2;). Решению этой проблемы был посвящен Иерусалимский собор (Деян гл 5, Гал.1. 2, 1-10). На соборе ап. Павлу удалось отстоять свободу христиан из язычников. Это вытекает из свид. Деяний (15, 5-21). На соборе прозвучала речь Петра, в которой он поясняет, что на плечи язычников нет смысла накладывать «то, которое не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15,10). И действительно, в Торе 613 заповедей и еще если добавить правила устного предания, то сами законники признавали, что человеку стало невозможным выполнить все (2, 2151). В Деян. 15, 11 Петр намекает на крещение Корнилия (язычника), что есть прямое изъявление воли Божией о язычниках. Да и речь Варнавы и Павла была о чудесах, какие «сотворил Бог у язычников».
Титул исламского правителя как руководителя верующих и преемника Мухаммеда, верховного главы исламской общины, осуществлявшего духовное и светское руководство в исламском мире.
Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммед был пророком, призванным по божественному повелению, а потому не мог завещать или передать это свое священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммеда наследовали лишь земную власть.
Шииты придерживаются иного взгляда на халифат. Они считают, что Бог установил для мусульманской общины и духовную, и светскую власть – имамат. Шииты признают потомков Али, двоюродного брата Мухаммеда и мужа его дочери Фатимы, законными имамами ислама, исключая таким образом всех суннитских халифов. Фатимидский халифат (909–1171) был наиболее известным шиитским халифатом в истории ислама.
Другие династии, такие как Идрисиды в Марокко (789–921) и Сефевиды в Иране (1502–1736), также претендовали на титул халифа. Конец Османского халифата после Первой мировой войны означал гибель самой системы исламского халифата. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить будущее этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.
Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммед был пророком, призванным по божественному повелению, а потому не мог завещать или передать это свое священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммеда наследовали лишь земную власть.
Шииты придерживаются иного взгляда на халифат. Они считают, что Бог установил для мусульманской общины и духовную, и светскую власть – имамат. Шииты признают потомков Али, двоюродного брата Мухаммеда и мужа его дочери Фатимы, законными имамами ислама, исключая таким образом всех суннитских халифов. Фатимидский халифат (909–1171) был наиболее известным шиитским халифатом в истории ислама.
Другие династии, такие как Идрисиды в Марокко (789–921) и Сефевиды в Иране (1502–1736), также претендовали на титул халифа. Конец Османского халифата после Первой мировой войны означал гибель самой системы исламского халифата. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить будущее этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.
Течения ислама – тема довольно неоднозначная в истории, и давать консультации по ней решится не так много специалистов.
Существует ряд течений ислама, которые в основной своей части являются вполне безобидными. К таким течениям ислама можно отнести и суннизм, и шиизм, и хариджизм, и, конечно, суфизм.
Другое дело, ряд течений ислама или определенных религиозно-воинствующих моделей внутри этих основных течений ислама.
Примером одного из таких течений ислама служит ваххабизм.
Он является основным «козлом отпущения», среди течений ислама, которой должен отвечать за его террористический облик. Некоторые авторы (как исламские, так и светские) называют ваххабизм не одним из течений ислама, а псевдоисламской сектой. Но так ли? Что это за страшная секта, или это просто злая реклама?
Ваххабизм — это движение внутри самого массового из течений ислама суннизма. Да к тому же еще - государственная идеология Саудовской Аравии. Основателем ваххабизма был Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб (1703–1787). Он провозгласил возвращение к изначальным течениям ислама, которые исповедовали верность только Корану и Сунне. Он (представитель одного из самых аскетичных течений ислама), как и западные проповедники в духе Уэсли и пуритан, выступал против пышности, роскоши, вычурной моды и призывал к скромной жизни. Под влиянием его проповеди и основываясь на авторитете «пророка» Мухаммеда, он и его последователи создали агрессивное государство саудидов (оплот одного этого воинственнейшего из течений ислама – ваххабизма). Они завоевали большую часть Аравийского полуострова (включая священную Мекку, где они очистили от всех украшений камень Каабы) и организовали ряд завоевательных походов против Сирии и Ирака. С этим самым неоднозначным из течений ислама были связаны мюриды Шамиля на Кавказе.
Существует ряд течений ислама, которые в основной своей части являются вполне безобидными. К таким течениям ислама можно отнести и суннизм, и шиизм, и хариджизм, и, конечно, суфизм.
Другое дело, ряд течений ислама или определенных религиозно-воинствующих моделей внутри этих основных течений ислама.
Примером одного из таких течений ислама служит ваххабизм.
Он является основным «козлом отпущения», среди течений ислама, которой должен отвечать за его террористический облик. Некоторые авторы (как исламские, так и светские) называют ваххабизм не одним из течений ислама, а псевдоисламской сектой. Но так ли? Что это за страшная секта, или это просто злая реклама?
Ваххабизм — это движение внутри самого массового из течений ислама суннизма. Да к тому же еще - государственная идеология Саудовской Аравии. Основателем ваххабизма был Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб (1703–1787). Он провозгласил возвращение к изначальным течениям ислама, которые исповедовали верность только Корану и Сунне. Он (представитель одного из самых аскетичных течений ислама), как и западные проповедники в духе Уэсли и пуритан, выступал против пышности, роскоши, вычурной моды и призывал к скромной жизни. Под влиянием его проповеди и основываясь на авторитете «пророка» Мухаммеда, он и его последователи создали агрессивное государство саудидов (оплот одного этого воинственнейшего из течений ислама – ваххабизма). Они завоевали большую часть Аравийского полуострова (включая священную Мекку, где они очистили от всех украшений камень Каабы) и организовали ряд завоевательных походов против Сирии и Ирака. С этим самым неоднозначным из течений ислама были связаны мюриды Шамиля на Кавказе.
Мечети в Исламе не являются всего лишь местом молитвы. Пользуясь современной терминологией, мечеть можно назвать местом для проведения общественных мероприятий. Сегодня в исламском мире мечеть зачастую становится аналогом церкви в христианстве. И это одна из важнейших проблем, которую необходимо исправить. Мечеть вновь должна стать центром жизни мусульман. Для того, чтобы понять подлинную роль мечети в жизни уммы и нормы поведения в ней необходимо обратиться к Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В его времена мечеть выполняла самые разные функции.
Место для совершения коллективной молитвы
Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была тем местом, где верующие собирались для совершения пятикратной коллективной молитвы. К сожалению, сегодня это – единственная роль, которая сохранилась за мечетями. Вместе с тем, даже и здесь мы находим различие между нынешним и существовавшим в то время положением. Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была открыта для всех: мужчин и женщин, молодежи, детей и стариков, арабов и представителей других народов, чего мы иногда не видим сейчас. Обратимся, например, к многочисленным хадисам, переданным аль-Бухари и Муслимом. Из них легко понять недостатки, имеющие место в мечетях в наше время:
- Сегодня в большинство мечетей мусульманского мира женщин или не пускают вообще, или отводят для них отдельное место для молитвы, гораздо меньшего размера и не столь красиво оформленное (чтобы не сказать большего).
Место для совершения коллективной молитвы
Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была тем местом, где верующие собирались для совершения пятикратной коллективной молитвы. К сожалению, сегодня это – единственная роль, которая сохранилась за мечетями. Вместе с тем, даже и здесь мы находим различие между нынешним и существовавшим в то время положением. Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была открыта для всех: мужчин и женщин, молодежи, детей и стариков, арабов и представителей других народов, чего мы иногда не видим сейчас. Обратимся, например, к многочисленным хадисам, переданным аль-Бухари и Муслимом. Из них легко понять недостатки, имеющие место в мечетях в наше время:
- Сегодня в большинство мечетей мусульманского мира женщин или не пускают вообще, или отводят для них отдельное место для молитвы, гораздо меньшего размера и не столь красиво оформленное (чтобы не сказать большего).
Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.
В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.
Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).
Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.
В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.
Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).
Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.