В Африке слово «Нганга» означает священника. Кроме того, оно может обозначать тайну, душу или силу. В современной Религии Пало, Нганга представляет собой ритуальный сосуд, в котором реально обитает душа умершего или Мпунгу. Нганга называется также Prenda (исп. - «драгоценность»), или, в некоторых своих разновидностях, - Gajo, Ngangantare, Npati Nganga, Nganga Ngombo, Kisimpumbo, Mpabia, Nkisi Wanga, Boumbas, Saku-Saku, Villumbas, Makutos.
Дух, живущий в Нганга, способен общаться с владельцем Нганга, помогать ему во всех жизненных ситуациях, отвечать на вопросы, выполнять поручения, советовать и т.п. Дух Нганга питается особыми подношениями животного и растительного происхождения, принимает табак и некоторые напитки (важнейший из которых – Chamba, представляющий собой особую настойку на водочной основе). Нганга может «порождать» другие Нганга, служа им основой. Всякий Нганга имеет свой «секрет», фирму, особое имя, памятные и праздничные даты, пения, владельца и приемных сыновей.
В гаитянском Воду также изготавливаются особые «дома» мертвых или Лоа (Духов Воду) - Гови, представляющие собой глиняные горшки, наполненные определенными предметами, схожими с компонентами Нганга. В Лукуми мы можем обнаружить другое подобие Нганга – Sopera, особое глубокое блюдо, посвященное определенному Ориша. У Арара также используются особые запечатанные глиняные сосуды Ориша.
Первый Нкиси (Нганга), как считается, был создан первопредком (Tuuka Zulъ Мукулу, Нкулу), принесшим на Землю зерна всех растений и т.д. Именно Мукулу научил людей формировать Нганга, получив это знание от Бога.
Различают следующие типы Нганга:
- Нганга как таковой (где обитает душа нфумбе, с которым Палеро заключил соглашение о «взаимодействии»)
- Нкиси (Нкисо, Никиси) – емкость, где обитает Мпунгу. В некоторых Домах Пало Кимбиса считается, что каждый Мпунгу обитающий в Нганга командует 121 духом. Также существует мнение, что несмотря на то, что в Нганга «живет» конкретный, единственный Мпунгу, - любой другой Дух может быть призван через данный Нганга, для оказания помощи, дачи совета и т.д. Следует иметь в виду, что не всякий Нкиси (Нганга) имеет нфумбе (человеческие кости).
Обычно считается, что Нганга должен представлять собой котел. Однако это не совсем верно (хотя Нганга Сарабанды обычно собирается только в котле). Нганга может быть собран и в других емкостях – кастрюле, большой морской раковине, глиняном горшке, стволе дерева и т.д. Считается, что первый Нганга Пало Кимбиса был собран в тыкве (Fantuao). Нганга собранный в большом мешке называется Саку-Саку (Макуто, Boumba) и храниться в подвешенном к потолку виде. Чтобы определить тип сосуда, в котором следует собрать Нганга, Палеро консультируется, с помощью Оракула, непосредственно с Духом, которому предстоит жить в Нганга.
Сформировать Нганга имеет право исключительно Палеро, с титулом не ниже Тата. Священники Лукуми и других религий не правомочны заниматься созданием Нганга. Такой Нганга, если его решит создать Бабалориша и т.п., безусловно не будет иметь реальной силы и работать.
Для того, чтобы правильно сформировать Нганга, человек должен знать:
а) Состав Нганга (поскольку существует большое количество разнообразных составов, различающихся по Течениям и Ветвям Пало). Некоторые составы, в виду труднодоступности некоторых ингредиентов, требуют до 50 лет сбора, что занимает практически всю жизнь Палеро и нередко продолжается его потомками (так как Нганга могут передаваться по наследству и т.п.).
б) Порядок формирования (т.е. ритуальные процедуры – что, как и в каком порядке класть в Нганга).
в) Мамбо – особые ритуальные песнопения, речитативы к нфумбе и Нкиси. Язык используемый в Пало преимущественно представляет собой смесь киконго, креолизованного испанского, с незначительными добавлениями иных элементов (йоруба и др.). Хотя в Пало используются, как правило, тексты написанные на особом, ритуальном языке, это не является правилом для всех, без исключения, Мунансо. Некоторые Дома Пало Кимбиса имеют очень немного фиксированных ритуальных текстов, используя при обращении к Мпунгу «язык сердца», то есть излагают молитвы на обычном языке, в соответствии со своими насущными потребностями.
г) Фирмы - особые графические символы. Фирмы (Патипембы) представляют собой сложные рисунки, которые изображают мелом, золой и т.д., начиная, как правило, от центра. Символика фирмы, обычно, такова: сверху – Небо (Nsulo), слева – Земля (Ntoto), справа – Океан (Калунга), снизу – Страна Мертвых, внутренние пространства Земли (Kumangongo). Каждый Палеро и каждый Нганга имеет особую индивидуальную фирму, которая должна держаться в секрете от посторонних.
Помимо костей человека, в состав Нганга входят особые камни, металлы, растения, специи, насекомые, пресмыкающиеся, части птиц, животных, земля и вода взятые из различных мест, монеты и многие другие предметы (напр. травяные шары из желудка коров, воск, табак, пепел и т.д.). Таким образом, Нганга превращается во «вселенную в миниатюре». При этом, всякий предмет, входящий в состав Нганга, играет отнюдь не символическую, а вполне реальную роль (наделяя Дух Нганга соответствующими возможностями – чутьем собаки, зрением, скоростью и т.д. других животных). Одним из важнейших компонентом Нганга являются пало – куски древесины (21, 28 или другое число), ритуально взятые от различных деревьев и кустарников, каждый из которых играет определенную роль в Нганга. Дух Нганга является руководителем всего этого «микромира», и использует содержание Нганга в соответствии со своими целями и задачами.
Всякий Нганга, кроме того, имеет, как правило, следующие предметы, необходимые для его эффективной работы:
- Де Мати Мати – «сердце» Нганга, состоящее из частей некоторых животных и т.д.
- Мпака - «глаз» и «ухо» Нганга. Мпака представляет собой, как правило, рог животного (чаще всего быка или козла) наполненный компонентами аналогичными содержащимся в Нганга (хоть и не всегда). По сути это – миниатюрный и легко транспортируемый Нганга позволяющий поддерживать связь с Духом и призвать его. Когда в мпака укрепляется зеркало мы получаем Витити Менсу - важный предсказательный «прибор» Пало Майомбе.
- Кана Брава – «термометр» Духа – обычно это кусок бамбука 15-30 см. длиной и около 5 см. диаметром. Кана Брава не позволяет Духу «перегреться», охлаждая его.
Освящается Нганга в ходе специальной процедуры сопровождающейся принесением соответствующих жертв и закапыванием Нганга в особых местах (на кладбище, под корнями деревьев и т.д.) на определенный период времени. После всех подготовительных церемоний Нганга приноситься в Нсо (Храм), где и устанавливается.
Помимо создания, расформирование и «консервирование» Нганга, равно как и работа с ним, также требуют особых ритуальных процедур.
Дух, живущий в Нганга, способен общаться с владельцем Нганга, помогать ему во всех жизненных ситуациях, отвечать на вопросы, выполнять поручения, советовать и т.п. Дух Нганга питается особыми подношениями животного и растительного происхождения, принимает табак и некоторые напитки (важнейший из которых – Chamba, представляющий собой особую настойку на водочной основе). Нганга может «порождать» другие Нганга, служа им основой. Всякий Нганга имеет свой «секрет», фирму, особое имя, памятные и праздничные даты, пения, владельца и приемных сыновей.
В гаитянском Воду также изготавливаются особые «дома» мертвых или Лоа (Духов Воду) - Гови, представляющие собой глиняные горшки, наполненные определенными предметами, схожими с компонентами Нганга. В Лукуми мы можем обнаружить другое подобие Нганга – Sopera, особое глубокое блюдо, посвященное определенному Ориша. У Арара также используются особые запечатанные глиняные сосуды Ориша.
Первый Нкиси (Нганга), как считается, был создан первопредком (Tuuka Zulъ Мукулу, Нкулу), принесшим на Землю зерна всех растений и т.д. Именно Мукулу научил людей формировать Нганга, получив это знание от Бога.
Различают следующие типы Нганга:
- Нганга как таковой (где обитает душа нфумбе, с которым Палеро заключил соглашение о «взаимодействии»)
- Нкиси (Нкисо, Никиси) – емкость, где обитает Мпунгу. В некоторых Домах Пало Кимбиса считается, что каждый Мпунгу обитающий в Нганга командует 121 духом. Также существует мнение, что несмотря на то, что в Нганга «живет» конкретный, единственный Мпунгу, - любой другой Дух может быть призван через данный Нганга, для оказания помощи, дачи совета и т.д. Следует иметь в виду, что не всякий Нкиси (Нганга) имеет нфумбе (человеческие кости).
Обычно считается, что Нганга должен представлять собой котел. Однако это не совсем верно (хотя Нганга Сарабанды обычно собирается только в котле). Нганга может быть собран и в других емкостях – кастрюле, большой морской раковине, глиняном горшке, стволе дерева и т.д. Считается, что первый Нганга Пало Кимбиса был собран в тыкве (Fantuao). Нганга собранный в большом мешке называется Саку-Саку (Макуто, Boumba) и храниться в подвешенном к потолку виде. Чтобы определить тип сосуда, в котором следует собрать Нганга, Палеро консультируется, с помощью Оракула, непосредственно с Духом, которому предстоит жить в Нганга.
Сформировать Нганга имеет право исключительно Палеро, с титулом не ниже Тата. Священники Лукуми и других религий не правомочны заниматься созданием Нганга. Такой Нганга, если его решит создать Бабалориша и т.п., безусловно не будет иметь реальной силы и работать.
Для того, чтобы правильно сформировать Нганга, человек должен знать:
а) Состав Нганга (поскольку существует большое количество разнообразных составов, различающихся по Течениям и Ветвям Пало). Некоторые составы, в виду труднодоступности некоторых ингредиентов, требуют до 50 лет сбора, что занимает практически всю жизнь Палеро и нередко продолжается его потомками (так как Нганга могут передаваться по наследству и т.п.).
б) Порядок формирования (т.е. ритуальные процедуры – что, как и в каком порядке класть в Нганга).
в) Мамбо – особые ритуальные песнопения, речитативы к нфумбе и Нкиси. Язык используемый в Пало преимущественно представляет собой смесь киконго, креолизованного испанского, с незначительными добавлениями иных элементов (йоруба и др.). Хотя в Пало используются, как правило, тексты написанные на особом, ритуальном языке, это не является правилом для всех, без исключения, Мунансо. Некоторые Дома Пало Кимбиса имеют очень немного фиксированных ритуальных текстов, используя при обращении к Мпунгу «язык сердца», то есть излагают молитвы на обычном языке, в соответствии со своими насущными потребностями.
г) Фирмы - особые графические символы. Фирмы (Патипембы) представляют собой сложные рисунки, которые изображают мелом, золой и т.д., начиная, как правило, от центра. Символика фирмы, обычно, такова: сверху – Небо (Nsulo), слева – Земля (Ntoto), справа – Океан (Калунга), снизу – Страна Мертвых, внутренние пространства Земли (Kumangongo). Каждый Палеро и каждый Нганга имеет особую индивидуальную фирму, которая должна держаться в секрете от посторонних.
Помимо костей человека, в состав Нганга входят особые камни, металлы, растения, специи, насекомые, пресмыкающиеся, части птиц, животных, земля и вода взятые из различных мест, монеты и многие другие предметы (напр. травяные шары из желудка коров, воск, табак, пепел и т.д.). Таким образом, Нганга превращается во «вселенную в миниатюре». При этом, всякий предмет, входящий в состав Нганга, играет отнюдь не символическую, а вполне реальную роль (наделяя Дух Нганга соответствующими возможностями – чутьем собаки, зрением, скоростью и т.д. других животных). Одним из важнейших компонентом Нганга являются пало – куски древесины (21, 28 или другое число), ритуально взятые от различных деревьев и кустарников, каждый из которых играет определенную роль в Нганга. Дух Нганга является руководителем всего этого «микромира», и использует содержание Нганга в соответствии со своими целями и задачами.
Всякий Нганга, кроме того, имеет, как правило, следующие предметы, необходимые для его эффективной работы:
- Де Мати Мати – «сердце» Нганга, состоящее из частей некоторых животных и т.д.
- Мпака - «глаз» и «ухо» Нганга. Мпака представляет собой, как правило, рог животного (чаще всего быка или козла) наполненный компонентами аналогичными содержащимся в Нганга (хоть и не всегда). По сути это – миниатюрный и легко транспортируемый Нганга позволяющий поддерживать связь с Духом и призвать его. Когда в мпака укрепляется зеркало мы получаем Витити Менсу - важный предсказательный «прибор» Пало Майомбе.
- Кана Брава – «термометр» Духа – обычно это кусок бамбука 15-30 см. длиной и около 5 см. диаметром. Кана Брава не позволяет Духу «перегреться», охлаждая его.
Освящается Нганга в ходе специальной процедуры сопровождающейся принесением соответствующих жертв и закапыванием Нганга в особых местах (на кладбище, под корнями деревьев и т.д.) на определенный период времени. После всех подготовительных церемоний Нганга приноситься в Нсо (Храм), где и устанавливается.
Помимо создания, расформирование и «консервирование» Нганга, равно как и работа с ним, также требуют особых ритуальных процедур.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи