Основу теоретической концепции психоанализа составляют открытия бессознательного и сексуального начала.
Три уровня психической жизни:
· бессознательное,
· предсознательное,
· сознательное.
Бессознательное – источник инстинктивного заряда, придающий поведению мотивационную силу. Оно насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо.
В предсознательном теснятся психические переживания и образы, кот. могут стать сознательными.
Сознание находится в конфликте с бессознательными процессами из-за необходимости подавлять сексуальные влечения.
Личность состоит из 3-х компонентов: «Я», «Оно», «Сверх-Я».
«Оно» - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». «Оно» подчиняется принципу удовольствия, являясь иррациональным и бессознательным. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» - носитель моральных норм, выполняет роль критика и цензора. Если Я примет решение в угоду Оно, но против Сверх-Я, то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.
Личность пользуется защитными механизмами (вытеснение, регрессия, сублимация и т.д.).
Личность – взаимодействие взаимопобуждающих и сдерживающих сил; динамика личности определяется действием инстинктов, которые состоят из 4-х компонентов: побуждение, цель, объект, источник.
Сексуальность – это все то, что доставляет телесное удовольствие. Сексуальные влечения носят амбивалентный характер. Инстинкт жизни и инстинкт смерти, следовательно, свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.
Стадии психического развития сводятся к стадиям преобразования и перемещения по эрогенным зонам либидонозной энергии.
Психоаналитические стадии – стадии генезиса психического течения жизни ребенка.
1. Оральная (0-1г.).
2. Анальная (1-3г.).
3. Фаллическая (3-5л.).
4. Латентная (5-12л.).
5. Генитальная (12-18л.).
1. Основной источник в зоне активности, связанной с кормлением. 2 фазы: ранняя (сосание) и поздняя (укус). Эрогенная зона – рот. Аутоэротичная стадия 1 фаза: не отделяет свои ощущения от объекта, которым они вызваны. Состояние первичного нарциссизма 2 фаза: представления о матери (сепарация).
Различие между внутренним и внешним достигается не на основе объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия. Затем стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. Я – часть Оно , модифицированного под влиянием внешнего мира. Нет Сверх-Я, Я конфликтует с Оно.
Черты личности, которые могут сформироваться благодаря фиксации: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность предлагаемым. Оптимисты/пессимисты.
2. Анус – объект внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Удовлетворение достигается в овладении функциями дефекации, выделения.
Образовано Я. Я контролирует Оно, находит компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Формируется Сверх-Я.
Черты: аккуратность, пунктуальность, скрытность, агрессивность, экономность и т.д.
3. Эрогенная зона – гениталии. Сексуальность становится предметной. Дети испытывают привязанность к взрослым.
Эдипов комплекс/комплекс Электры – мотивационно-аффективные отношения к родителям.
Полностью формируется сверх-Я. Появляются вытеснение и сублимация.
Черты: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.
4. Снижение полового интереса. Я полностью контролирует Оно; энергия переносится на усвоение общечеловеческого опыта, формируются дружеские отношения со сверстниками и взрослыми.
5. Эрогенные зоны объединяются. Подросток стремится к нормальному сексуальному общению. Я борется с Оно, которое дает о себе знать, появляются аскетизм и интеллектуализация.
Нормальное развитие происходит с помощью сублимации, патологическое развитие – благодаря вытеснению, регрессии и т.д. Две линии патологии: гомосексуализм и нарциссизм.
Три уровня психической жизни:
· бессознательное,
· предсознательное,
· сознательное.
Бессознательное – источник инстинктивного заряда, придающий поведению мотивационную силу. Оно насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо.
В предсознательном теснятся психические переживания и образы, кот. могут стать сознательными.
Сознание находится в конфликте с бессознательными процессами из-за необходимости подавлять сексуальные влечения.
Личность состоит из 3-х компонентов: «Я», «Оно», «Сверх-Я».
«Оно» - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». «Оно» подчиняется принципу удовольствия, являясь иррациональным и бессознательным. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» - носитель моральных норм, выполняет роль критика и цензора. Если Я примет решение в угоду Оно, но против Сверх-Я, то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.
Личность пользуется защитными механизмами (вытеснение, регрессия, сублимация и т.д.).
Личность – взаимодействие взаимопобуждающих и сдерживающих сил; динамика личности определяется действием инстинктов, которые состоят из 4-х компонентов: побуждение, цель, объект, источник.
Сексуальность – это все то, что доставляет телесное удовольствие. Сексуальные влечения носят амбивалентный характер. Инстинкт жизни и инстинкт смерти, следовательно, свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.
Стадии психического развития сводятся к стадиям преобразования и перемещения по эрогенным зонам либидонозной энергии.
Психоаналитические стадии – стадии генезиса психического течения жизни ребенка.
1. Оральная (0-1г.).
2. Анальная (1-3г.).
3. Фаллическая (3-5л.).
4. Латентная (5-12л.).
5. Генитальная (12-18л.).
1. Основной источник в зоне активности, связанной с кормлением. 2 фазы: ранняя (сосание) и поздняя (укус). Эрогенная зона – рот. Аутоэротичная стадия 1 фаза: не отделяет свои ощущения от объекта, которым они вызваны. Состояние первичного нарциссизма 2 фаза: представления о матери (сепарация).
Различие между внутренним и внешним достигается не на основе объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия. Затем стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. Я – часть Оно , модифицированного под влиянием внешнего мира. Нет Сверх-Я, Я конфликтует с Оно.
Черты личности, которые могут сформироваться благодаря фиксации: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность предлагаемым. Оптимисты/пессимисты.
2. Анус – объект внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Удовлетворение достигается в овладении функциями дефекации, выделения.
Образовано Я. Я контролирует Оно, находит компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Формируется Сверх-Я.
Черты: аккуратность, пунктуальность, скрытность, агрессивность, экономность и т.д.
3. Эрогенная зона – гениталии. Сексуальность становится предметной. Дети испытывают привязанность к взрослым.
Эдипов комплекс/комплекс Электры – мотивационно-аффективные отношения к родителям.
Полностью формируется сверх-Я. Появляются вытеснение и сублимация.
Черты: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.
4. Снижение полового интереса. Я полностью контролирует Оно; энергия переносится на усвоение общечеловеческого опыта, формируются дружеские отношения со сверстниками и взрослыми.
5. Эрогенные зоны объединяются. Подросток стремится к нормальному сексуальному общению. Я борется с Оно, которое дает о себе знать, появляются аскетизм и интеллектуализация.
Нормальное развитие происходит с помощью сублимации, патологическое развитие – благодаря вытеснению, регрессии и т.д. Две линии патологии: гомосексуализм и нарциссизм.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи