Третья сторона в конфликте: целесообразность и основные формы участия
В современной теории и практике за деятельностью третьей стороны закрепилось пока одно устойчивое название – медиация. Данный термин пришёл к нам из Англии. Произошёл от английского слова medium, что означает «средний». В большинстве случаев под ним понимается конструктивное участие человека в конфликте.
В широком понимании в деятельности третьей стороны выделяют 2 направления:
1) - официальная деятельность (наличие нормативного статуса; наличие существенных возможностей в урегулировании конфликтной ситуации, в воздействии на оппонента; руководители всех степеней, специалисты по своему профессиональному предназначению). Медиаторство стало профессиональной деятельностью в 60-х годах XX века в США.
2) - неофициальное участие в конфликтах (на первом месте стоит авторитет третьей стороны; неофициальные медиаторы: наиболее авторитетные сослуживцы, друзья, соседи, свидетели конфликта, неформальные лидеры различных коллективов).
Основным вопросом для третьей стороны является целесообразность её участия: надо ли включение в конфликт, что получится.
Целесообразность участия в конфликте третьей стороны по собственной инициативе:
1) - в ходе конфликта в воинском коллективе сложилась опасная эскалация взаимодействия и существует угроза применения насилия;
2) - одна из сторон перешла к использованию насилия в качестве главного средства достижения цели;
3) - третьей стороне лично не выгоден конфликт или последствия, к которым он может привести;
4) - конфликт оказывает отрицательное воздействие на организацию (воинский коллектив), снижается сплочённость коллектива;
5) - третья сторона способна обеспечить условия, которые позволят конфликтующим решить противоречие, возможно речь будет идти о достижении цели конфликта обеими сторонами.
В современной теории и практике за деятельностью третьей стороны закрепилось пока одно устойчивое название – медиация. Данный термин пришёл к нам из Англии. Произошёл от английского слова medium, что означает «средний». В большинстве случаев под ним понимается конструктивное участие человека в конфликте.
В широком понимании в деятельности третьей стороны выделяют 2 направления:
1) - официальная деятельность (наличие нормативного статуса; наличие существенных возможностей в урегулировании конфликтной ситуации, в воздействии на оппонента; руководители всех степеней, специалисты по своему профессиональному предназначению). Медиаторство стало профессиональной деятельностью в 60-х годах XX века в США.
2) - неофициальное участие в конфликтах (на первом месте стоит авторитет третьей стороны; неофициальные медиаторы: наиболее авторитетные сослуживцы, друзья, соседи, свидетели конфликта, неформальные лидеры различных коллективов).
Основным вопросом для третьей стороны является целесообразность её участия: надо ли включение в конфликт, что получится.
Целесообразность участия в конфликте третьей стороны по собственной инициативе:
1) - в ходе конфликта в воинском коллективе сложилась опасная эскалация взаимодействия и существует угроза применения насилия;
2) - одна из сторон перешла к использованию насилия в качестве главного средства достижения цели;
3) - третьей стороне лично не выгоден конфликт или последствия, к которым он может привести;
4) - конфликт оказывает отрицательное воздействие на организацию (воинский коллектив), снижается сплочённость коллектива;
5) - третья сторона способна обеспечить условия, которые позволят конфликтующим решить противоречие, возможно речь будет идти о достижении цели конфликта обеими сторонами.
Психоаналитическое направление – делает основной упор на биопсихологической проблеме. Столкновение отдельных элементов нашей психики.
Аспекты:
Противоречия между отдельными структурами личности, которые зовутся «ид» (первичная врожденная инстанция, иррациональная и подчиненная принципу удовольствия; которая проявляется в неосознанных желаниях, влечениях, сновидениях), «эго» (разумная инстанция, основанная на принципе реальности; задача – взаимодействие с «ид» - привести в соответствие с реальными требованиями неосознаваемые импульсы «ид») и «супер-эго» (цензурная инстанция, основанная на принципе реальности).
1. Аналитическое направление (К.Г.Юнг) – рассматривала конфликт как регресс в сторону бессознательного - «проигрывание родительского сознания».
2. Неопсихоаналитики (неофрейдисты) – (К.Хорни) – рассматривают конфликт с двух позиций (стремлений).
3. Стремление к удовлетворению потребностей и Безопасность
4. Противоречие невротических потребностей.
5. Гуманистическое направление – (К.Роджерс, А.Маслоу) – по К.Роджерсу: в основе внутриличностного конфликта лежит противоречие, возникающее между двумя осознанными, но ложными самооценками и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу – столкновение потребности в самоактуализации, а с другой стороны – отсутствие возможности её реализовать.
6. Логотерапия – (по В.Фраклу) – конфликт – с одной стороны , это потеря смысла жизни, с другой стороны – необходимость держать в себе образ жизни.
7. Когнитивная психология – несовпадение знаний с одной стороны и поведения с другой (диссонанс, возникающий при исполнении определенной роли).
Внутриличностный конфликт – острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающие противоречивые связи с окружающей средой и задерживающие принятие решения.
Аспекты:
Противоречия между отдельными структурами личности, которые зовутся «ид» (первичная врожденная инстанция, иррациональная и подчиненная принципу удовольствия; которая проявляется в неосознанных желаниях, влечениях, сновидениях), «эго» (разумная инстанция, основанная на принципе реальности; задача – взаимодействие с «ид» - привести в соответствие с реальными требованиями неосознаваемые импульсы «ид») и «супер-эго» (цензурная инстанция, основанная на принципе реальности).
1. Аналитическое направление (К.Г.Юнг) – рассматривала конфликт как регресс в сторону бессознательного - «проигрывание родительского сознания».
2. Неопсихоаналитики (неофрейдисты) – (К.Хорни) – рассматривают конфликт с двух позиций (стремлений).
3. Стремление к удовлетворению потребностей и Безопасность
4. Противоречие невротических потребностей.
5. Гуманистическое направление – (К.Роджерс, А.Маслоу) – по К.Роджерсу: в основе внутриличностного конфликта лежит противоречие, возникающее между двумя осознанными, но ложными самооценками и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу – столкновение потребности в самоактуализации, а с другой стороны – отсутствие возможности её реализовать.
6. Логотерапия – (по В.Фраклу) – конфликт – с одной стороны , это потеря смысла жизни, с другой стороны – необходимость держать в себе образ жизни.
7. Когнитивная психология – несовпадение знаний с одной стороны и поведения с другой (диссонанс, возникающий при исполнении определенной роли).
Внутриличностный конфликт – острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающие противоречивые связи с окружающей средой и задерживающие принятие решения.
Актуальность проблемы конфликта
Примеры создания системы решения разного рода конфликтов (США).
Конец 30-х годов: Великая депрессия. Создаётся Федеральное агентство по посредничеству и услугам примирения.
50-60-е годы: на первый план вышли межэтнические проблемы. Создание Службы общинных отношений.
70-е годы: международные конфликты на первом плане. создаётся Академия мира и разрешения конфликтов.
80-е годы: конфликтологическая практика стала профессиональной.
Медиаторы – специалисты, решающие противоречивые проблемы и конфликты.
На сегодняшний день: в США насчитывается порядка 400 конфликтологических проектов.
Основные положения конфликтологических теорий.
Конфликтология под влиянием потребностей практики при условии достаточно богатого опыта сформировалась в самостоятельную междисциплинарную научную область.
Примеры создания системы решения разного рода конфликтов (США).
Конец 30-х годов: Великая депрессия. Создаётся Федеральное агентство по посредничеству и услугам примирения.
50-60-е годы: на первый план вышли межэтнические проблемы. Создание Службы общинных отношений.
70-е годы: международные конфликты на первом плане. создаётся Академия мира и разрешения конфликтов.
80-е годы: конфликтологическая практика стала профессиональной.
Медиаторы – специалисты, решающие противоречивые проблемы и конфликты.
На сегодняшний день: в США насчитывается порядка 400 конфликтологических проектов.
Основные положения конфликтологических теорий.
Конфликтология под влиянием потребностей практики при условии достаточно богатого опыта сформировалась в самостоятельную междисциплинарную научную область.