Видимо, невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства может быть препятствием на пути к развитию человека. Когда Левин описывает механизмы регрессии, он касается феноменов, являющихся в той или иной степени помехами в человеческом развитии. Он пишет:
1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к регрессии (Левин К., 2000б, с. 360). Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же деятельность повторяется снова и снова, то есть когда определенные области человека удерживаются в более или менее неизмененном состоянии... Приятные, так и неприятные виды деятельности быстрее насыщаются, чем нейтральные. Все, что увеличивает центральность, по-видимому, ускоряет насыщение (Левин К., 2000б, с. 361).
2. Мы должны ожидать регрессию, если уменьшается прочность границ (Левин К., 2000б, с. 361).
3. Ограничение вариантов паттернов вызвано двумя группами факторов. Одна группа имеет отношение к степени дифференциации, диаметру целого и прочности границ секторов. Вторая группа касается диапазона состояний, которые может иметь регион, не исчезая (Левин К., 2000 б, с. 362). Левин полагал, что в отношении первой группы факторов изменения происходят у взрослых, а в отношении второй — у детей.
Таким образом, препятствиями личностного роста являются фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства.
Для размышления
Подумайте, какая проблема сейчас для вас является наиболее актуальной. Опишите ее в терминах психологической теории поля. Какие регионы «включены» в эту проблему? Какие регионы расположены во внутренней, а какие — во внешней частях вашего жизненного пространства? Посмотрите, что получилось, и по необходимости дополните картину. В чем для вас состоит личностный рост? Какие помехи на его пути вы можете назвать? Сделайте вывод.
1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к регрессии (Левин К., 2000б, с. 360). Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же деятельность повторяется снова и снова, то есть когда определенные области человека удерживаются в более или менее неизмененном состоянии... Приятные, так и неприятные виды деятельности быстрее насыщаются, чем нейтральные. Все, что увеличивает центральность, по-видимому, ускоряет насыщение (Левин К., 2000б, с. 361).
2. Мы должны ожидать регрессию, если уменьшается прочность границ (Левин К., 2000б, с. 361).
3. Ограничение вариантов паттернов вызвано двумя группами факторов. Одна группа имеет отношение к степени дифференциации, диаметру целого и прочности границ секторов. Вторая группа касается диапазона состояний, которые может иметь регион, не исчезая (Левин К., 2000 б, с. 362). Левин полагал, что в отношении первой группы факторов изменения происходят у взрослых, а в отношении второй — у детей.
Таким образом, препятствиями личностного роста являются фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства.
Для размышления
Подумайте, какая проблема сейчас для вас является наиболее актуальной. Опишите ее в терминах психологической теории поля. Какие регионы «включены» в эту проблему? Какие регионы расположены во внутренней, а какие — во внешней частях вашего жизненного пространства? Посмотрите, что получилось, и по необходимости дополните картину. В чем для вас состоит личностный рост? Какие помехи на его пути вы можете назвать? Сделайте вывод.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи