Квадры

Наука » Психология » Соционика
При создании коллективов единомышленников, объединенных общей идеей, общей целью, ориентированных на решение каких-либо важных задач, может оказаться полезным соционическое понятие квадры. Квадру составляют две близкие по духу дуальные пары. Всего квадр четыре, и в каждой свое мировоззрение, свои ценности, свои взгляды на жизнь, свои особенности поведения - все то, что называется духом квадры. Даже юмор в квадрах и тот свой.

Участников квадры объединяет определенная общность интересов, а главное — отсутствие возможностей конфликта. Друг друга они всегда понимают, за словами и поступками нe замечают ничего обидного. Совместная работа исключительно плодотворна и производительна.

Общение в квадре снимает физическую и психическую усталость, активизирует, поднимает тонус, обеспечивает психическим иммунитетом перед жизненными невзгодами. Это идеальная форма психотерапевтической группы. Квадры можно образовать из достаточно большого количества людей, притом совершенно не обязательно, чтобы каждого из типов было бы одинаковое количество.

Примечательно, что, если в такую группу попадает человек из другой квадры, он или чувствует себя исключительно неуютно, или ставит в такое положение всю квадру. «Кто кого» определяется соотношением типов. Одних «чужаков» квадра почти не замечает, другие ее как бы раскалывают, раздирают.

Если вы хотите создать единую команду для бизнеса, то наиболее благоприятными будут отношения в коллективе, составленном из представителей одной квадры.

Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты

Наука » Психология » Соционика
Первая диада: интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот); сенсорно-этический интроверт (Дюма).
Вторая диада: интуитивно-этический экстраверт (Гексли); сенсорно-логический интроверт (Габен).

Интуитивно-логический экстраверт, как и все другие экстраверты, не любит внимания со стороны других лиц, которое превышает его собственную инициативу. Друзей выбирает сам. Не любит ни уступчивых, которые ему кажутся неопределенными, ни тех, кто пользуется уступками других. Но, как правило, уступает, а не наступает. Является исключительно плохим тактиком. Не только не умеет установить нужную ему дистанцию с людьми, но и не думает о том, какой она должна быть. Не умеет сердиться, упрямиться, отстаивать свои интересы. Поэтому тех, кто старается его использовать не ради какого-то нового, стоящего и сложного, интересного дела, что является его страстью, а ради чьих-то личных, эгоистических интересов, он старается прямо рассердить. И поэтому часто славится плохим характером.

Уступок делать не любит. Но то, что делает для дела, даже когда делает за других, не считает уступкой. За других не есть для других. Чувства для него табу, от них нужно бежать. Должен не сомневаться, что любой поступок есть результат объективного логического, а не субъективного этического мышления.

Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты

Наука » Психология » Соционика
Первая диада: сенсорно-логический экстраверт (Жуков); интуитивно-этический интроверт (Есенин).
Вторая диада; сенсорно-этический экстраверт (Наполеон); интуитивно-логический интроверт (Бальзак).

Сенсорно-логический экстраверт, как и все экстраверты, не любит инициативы со стороны других. Кто ее проявляет неинтересен, назойлив, скучен и вообще не такой. Порой старается этого не показывать, изображает вежливого (особенно если это девушка), но чувствует себя скверно. Человек с таким характером вовсе не сомневается, что имеет право на физическую сторону любви, если только он сам ее ищет, если она ему не навязана. Влечение, стремление к физической идентификации с другим человеком дело понятное и обыкновенное. Это непререкаемая часть его природы. Его слабое место чувства. Судя о других по себе, он знает и не сомневается, что может быть желанен, но редко бывает уверен, что также и любим. Влечение обыкновенное средство самореализации. Любовь, психическая идентификация с другим человеком не каждому доступная роскошь. Поэтому говорить о своих чувствах, пока не уверен, что партнер их ценит выше, чем он сам, не может. А если обмолвился, чувствует, как будто себя предал. Боится любви не как психической идентификации с другим, а как незаконного желания, незаслуженной роскоши. Боится не только любви, по и любых чувств. Он сам, как и его близкие, уверен, что не знает страха, ненависти и т.н. Не удивляется и не завидует.

Этические экстраверты и логические интроверты

Наука » Психология » Соционика
Первая диада: этико-сенсорный экстраверт (Гюго), логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
Вторая диада: этико-интуитивный экстраверт (Гамлет), логико-сенсорный интроверт (Горький).

Эмоции этических экстравертов сильные, колоритные, внушительные, с большой экспрессией, нередко и властные. Эмоций не стесняются и не скрывают. Глубина и разнообразие переживаний самое ценное, что находят в себе, на основании чего ценят других людей. Формы выражения эмоций стараются усовершенствовать. Отсюда особенно сильное влечение к поэзии, музыке. Легко говорят и о любых других: страхе, ненависти и т.д. О том, что удивляет, восхищает, возмущает, выводит из терпения. Эмоции управляются, направляются и контролируются сознанием. Настроение то, что они сами творят, а не то, что с ними происходит без их сознательного желания. Эмоции довольно часто основное содержание жизни, ее сущность и вместе с тем украшение, а не рефлексия, как это бывает с людьми, имеющими логическое мышление. Они, как правило, очень приятные собеседники, внимательные слушатели: умеют понять, восхититься, одобрить, посочувствовать, войти в положение другого. Тем самым поощряют в окружающих откровенность, помогают разобраться в своих эмоциях. С помощью умения одобрять своим энтузиазмом заражают других, поднимают их настроение, вдохновляют на действие. Эмоции этих люден так сильно контролируются сознанием, они так уверены и их правомерности, что и эмоции, которые вызываются объектом любви, их не смущают и не стесняют. Странный и непонятный только тот, кто никем не восхищается, кого никто не приводит к восторгу и переживаниям. Часто думают, что своих эмоций не скрывают уверенные в себе люди, то есть люди с высоким чувством собственного достоинства. Безусловно, это сколько-то связано с уважением к себе. Но люди, которые уважают свои эмоции, далеко не всегда доверяют другим сторонам проявления своей личности: уму, воле, способностям. Здесь нам важно лишь одно чувство правомерности своих эмоций. И то, что не очень уверенный в себе этический экстраверт этих своих эмоций не стесняется.

Логические экстраверты и этические интроверты

Наука » Психология » Соционика
Первая диада: логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц); этико-интуитивный интроверт (Достоевский) Вторая диада: логико-интуитивный экстраверт (Дж. Лондон); этико-сенсорный интроверт (Драйзер).

Самое основное, что в себе имеет и ценит логико-сенсорный экстраверт, есть логика, умение разумно и логично действовать. Это единственное качество, которым он полностью доволен и которому полностью доверяет. Неважно, очень или не очень он умен, но если окружающие сомневаются в его логике, это его не смущает. Из-за развитой экстравертной сенсорики исключительно чуток к эстетике окружающего пространства. Интересно, что самое активное внимание обращает не на интеллект других, который, по его представлению, постоянная, неизменная и от самого человека не зависящая величина, а на умение рационально действовать и внешность человека. Не столь важно, насколько партнер умен, сколь важны его элегантность и физическая форма, так как они зависят только от доброй воли человека. Лишний вес неопрятность, даже вызов общественному вкусу. Это вообще одно из самых неприличных явлений. Точно и метко отличает красивые вещи от некрасивых, но красивые и неудобные или бесполезные для его рационального ума не существуют. Одевается хорошо и элегантно, но не наряжается. Одежду носит долго, и она постоянно удивляет своей свежестью, как будто фактор времени для него не существует. Сам неудобной обуви не наденет, так как живет для себя, а не для украшения мира. Но все другие должны одеваться лишь очень красиво для его эстетического удовлетворения.

Проявление чувств в предбрачной дружбе

Наука » Психология » Соционика
После всего вышесказанного можно перейти к основной задаче этой работы, к рассмотрению конкретного поведения разных типов в период поиска партнера для брака. Для этого шестнадцать типов ИМ распределим на четыре четверки, каждая из которых образована из двух родственных, то есть в какой-то степени похожих своим поведением, диад.

Что дает человеку психическое дополнение

Наука » Психология » Соционика
Отношения между типами, когда второй имеет нужные дополняющие качества, называем отношением дополнения, сам процесс дополнения дуализацией. Человек без дополнения, то есть недуализированный неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват. Чувствует, что его не понимают, но кто в этом повинен он сам, трудное детство, супруг или общество не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со всем миром, нагромождаются всевозможные конфликты, возникают противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в себе и своих отношениях.

Более глубокий анализ взаимоотношений молодых людей показал, что психическая структура определяет не только поведение в браке, но и в добрачной дружбе. То, как человек берется за инициативу или избегает ее, как он привлекает, кокетничает, равным образом и то, каким образом подчеркивает свою сдержанность, независимость, является сложным отборочным механизмом. Этот механизм в какой-то мере отгораживает от внимания психологически неподходящих партнеров и привлекает подходящего.

Природа эротических чувств

Наука » Психология » Соционика
Природа эротических чувств
В чем причина эротической любви? Наиболее убедительной нам кажется гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как парного существа.

Об этом размышляли многие философы. Один человек еще не человек, писал Фейербах, только в паре он обретает гармоничную целостность. Истинная сущность любви состоит в том, читаем у Гегеля, чтобы отказаться от осознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою. Подобным образом рассуждает Эрих Фромм: Любовь позволяет быть самим собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадоксом, в котором два существа становятся одним и однако остаются двумя.

Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками использовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диалоге Платона Пир. Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело по две пары рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэтому каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстановления своего прежнего полного Я.

Почему это бывает только у любящих, только у близких людей не ясно; психологам и физиологам еще предстоит разрешить эту загадку.

Знаковое описание функций

Наука » Психология » Соционика
Анализ, проведенный Гуленко, позволяет выявить более тонкую структуру психических функций одного вида. Так, черная этика Гамлета несколько отличается от аналогичной функции Гюго. Это различие он выделил при помощи знаков + и - . Ниже приводится расшифровка этих отличий (какая функция за что отвечает):

1. Черная этика, этика эмоций:

(+) положительные эмоции — радость, веселье, эмоциональный подъем, воодушевление, смех, энтузиазм, оптимизм, хорошее настроение, переживание счастья; (на первом месте эта функция у Гюго)

(-) отрицательные эмоции — горе, печаль, грусть, эмоциональный спад, депрессия, плач, слезы, недовольство, пессимизм, плохое настроение, переживание несчастья. (на первом месте эта функция Гамлета)

2. Белая этика, этика отношении :

(+) хорошие отношения — любовь, дружба, симпатия, притяжение, теплота отношений, общительность, близкая психологическая дистанция, добро, жалость; (на первом месте эта функция у Достоевского)

ВРЕМЯ

Наука » Психология » Соционика
Время фиксируется нашим сознанием через некий ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события (также свойства), которые можно предугадать еще до того, как они проявили себя. Человеческая психика обладает и этой возможностью: опережать время. Есть люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, они также могут почувствовать момент, благоприятный для того или иного дела. Это свойство мы обозначим . В обиходе оно называется интуицией. Следует подчеркнуть, что в данном случае мы имеем в виду способность человека видеть потенциальные возможности данного в наличии объекта. Соционика связывает эту способность с умением видеть статическую структуру объекта, угадывать те его свойства, которые уже в нём имеются.

Профессия исследователя, экспериментатора, зачинателя нового дела в любой области не может обойтись без этого свойства.

Другая сторона этой психической функции — умение соотносить временные отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий, чувствовать дух времени — и с учетом этого формировать стратегию действий. Информационное поле этого типа обозначим . Структура объекта как процесс, наиболее вероятные стадии его развития и изменения — вот какого рода информация улавливается здесь в первую очередь. Эта функция должна быть хорошо развита у людей, решивших посвятить себя экономике, планированию, коммерции. Но мало того: человек способен проникать и в надвременную реальность — в этом случае мы говорим о мистическом озарении, шестом чувстве, о поэтической фантазии и т. п. Среди поэтов и религиозных деятелей также много людей с сильной функцией .

Пространство

Наука » Психология » Соционика
Мы способны воспринимать пространство только через объекты, его наполняющие. Поэтому когда мы говорим об отношении человека к окружающему его пространству, мы, по сути дела, имеем в виду отношение к тем же объектам, но — особого рода. У человека может быть склонность овладевать всё новыми и новыми объектами, то есть, как мы говорим, завоевывать пространство. При этом он должен, безусловно, проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемещаться в новом пространстве, ориентироваться в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно бывает материальным: овладевать можно и новыми знаниями, навыками, должностями, степенями; уровнями социальной иерархии. Обозначим эту сферу как . Здесь, пожалуй, наиболее ярко проявляет себя свойство экстраверта, по выражению К. Юнга, во всём себя растрачивать и распространяться...

Человек с хорошо развитой функцией может быть хорошим разведчиком, геологом, военачальником, лидером политической партии, успешно заниматься хозяйственной деятельностью.

Другая сторона пространственного ощущения — способность осознавать удобство или неудобство вещей, умение создать уют и комфорт, уловить гармонию и соразмерность форм... По сути, это означает способность установить свое ощущение внутри пространства и организовать это пространство в соответствии со своими запросами.

Энергия

Наука » Психология » Соционика
В человеческом организме нет рецепторов, способных непосредственно измерять энергию. Но действия всевозможных энергий (тепловой, кинетической...) он испытывает на себе постоянно. Некоторые виды энергий человек может воспринимать органами чувств. Ожог, оглушительный звук, режущий свет — всё это, так или иначе, — сигналы, передающие ему информацию об опасном для здоровья уровне энергии, под действием которой он в данный момент находится. Другие энергетические потоки — например, радиоактивное излучение — он может вовсе не ощущать. Но есть род энергии, которую человек не только воспринимает непосредственно, но и непосредственно передает: эту энергию называют психической, и она несет информацию о радости или печали, страдании или удовольствии, о состоянии страха или благодушия... Одним словом, речь идет об эмоции. Информационное поле этого типа обозначим . Эмоция — это именно тот вид энергии, который воспринимается непосредственно, минуя физического агента, одинаково четко как по интенсивности, так и по качеству. Сплошь и рядом эмоция передается от одного человека к другому без каких-то особых слов или действий, нередко даже и на расстоянии, без прямого контакта (особенно, если между людьми существует близкая духовная связь).

Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии актера, музыканта, воспитателя в дошкольном детском учреждении.

Другим свойством нашего энергетического восприятия может быть умение почувствовать отношения людей друг к другу, отношение к себе, умение отличить истинные чувства от наигранных, понимание, кто кого любит или не любит, закономерности чьих-то симпатий или антипатий и т. п. Эту способность условимся обозначать символом .

Человек, хорошо чувствующий эмоциональную связь между другими людьми, может быть неплохим педагогом, психотерапевтом.