Наука » Психология » Соционика
Работая с людьми, я вижу, что очень большое значение имеет не только информационная структура психики (тип ИМ, интертипные различия), но и характер наполнения информационных каналов (индивидуальные особенности, интратипные различия) []. Если информационная структура, тип ИМ, присутствует с человеком на протяжении всей его жизни и, скорее всего, не изменяется, то наполнение информационных каналов (ячеек модели А, соционических функций) происходит на протяжении всей жизни. Это и есть процесс развития личности.
Здесь есть два предполагаемых пути:
или наполнение информацией по всем функциям (ячейкам) происходит равномерно и параллельно в течение всей жизни человека,
или в разные периоды жизни делается акцент на разные функции, блоки, в процессе общего наполнения информацией всех восьми функций.
Моим наблюдениям больше отвечает второй путь, и в этом я согласна с мнением упомянутых социоников. Мне представляется наиболее вероятным, что при постоянном накоплении количества информации по всем функциям, на определенных стадиях развития происходят качественные скачки, изменения, но не для всех сразу, а каждый раз для одной из них. Назовем этот переход в новое качество включением функции в работу в полную силу или проще – включением функции.
Не зная до конца, в какой последовательности соционические функции осваиваются человеком, включаются в работу, мы должны сначала собрать то, немногое, что написано по этому поводу у Юнга, и попытаться сделать какие-то предположения. В идеальном варианте мы должны получить представление, в какой последовательности включаются кольца, блоки, функции модели А. Модель А отражает как структуру сознательного, так и бессознательного, что позволяет нам более подробно рассматривать этот процесс.
Сначала надо решить, с функции какого кольца начинается развитие, ментального или витального? Мы знаем утверждение Юнга о том, что сначала формируется бессознательное, потом – сознание. Это говорит о том, что сначала должны включаться в работу функции витального кольца.
Все ли функции витального кольца включаются до того, как начнут включаться функции ментального? У Юнга нет уточнений, формируется ли сначала все бессознательное целиком, а уж потом начинается процесс формирования сознательного, или протекает другой, более сложный процесс. Если предположить первое, то получается, что человек довольно большую часть своей жизни проводит бессознательно, “как во сне”, и лишь потом включается в жизнь сознательно, начинает понимать, что с ним происходит, и каков мир вокруг него. Соответствует ли это картине развития ребенка (подростка) и до какого возраста?
На дальнейшие размышления нас наталкивает еще одно важное замечание Юнга: структура бессознательного отражает структуру сознания. Как в зеркале. И в модели А мы видим это достаточно четко. Тогда представляется наиболее вероятным, что формирование должно идти поэтапно, чтобы это зеркальное отражение успело сформироваться, наполнение этой структуры какое-то время не было бы жестко задано, и оставалась определенная свобода для взаимной коррекции сознания и бессознательного в процессе почти параллельного развития.
За время наблюдений и размышлений у меня сложилось мнение, что развитие, скорее всего, идет блоками: сформировался один блок витального кольца, потом формируется блок ментального, состоящий из однородных с ним функций. Потом опять блок витального, и последним – блок ментального кольца. Такой процесс формирования личности представляется мне более естественным. По крайней мере, остается возможность взаимной подстройки одного кольца под другое, а не одно задает другому жесткую программу развития.
Очень похожее описание блоков встречаем у Р. К. Седых []. Он сопоставил содержание блоков модели А и состояния Я, описанные Э. Берном: Взрослый, Ребенок, Родитель []. Р. К. Седых ввел название – “социальные роли”, исполняемые каждым из блоков:
блок ЭГО – “взрослый”
блок СУПЕРИД – “ребенок”
блок ИД – “самоуверенный подросток”
блок СУПЕРЭГО – “неуверенный подросток”
При этом он распределил берновское состояние Родитель на два “подростковых” блока. Такая корректировка не уводит нас далеко от Берна, но приближает к рассмотрению возрастных этапов развития. Я в своей практике наблюдаю людей, анализирую, как работают у них функции и блоки, и убеждаюсь, что такое соответствие правомерно и довольно хорошо описывает особенности работы функций.
Функции блока СУПЕРИД по-детски доверчивы, зависимы от окружения, поэтому мы его часто называем “детским блоком”.
Функции СУПЕРЭГО стремятся отвечать требованиям общества, а поскольку эти требования часто непредсказуемы, человек себя чувствует неуютно. Он не уверен, уже вписался в общество или еще нет, соответствует ли его поведение общественным нормам или его за что-то осудят. По функциям блока СУПЕРЭГО человек выступает как неуверенный подросток.
Функции блока ИД сильны и неосознанны, включаются в работу быстро, действуют уверенно, не размышляя и не рассуждая особенно, но и не отдавая себе полностью отчета, не задумываясь, как лучше поступить, и почему человек поступает так, а не иначе. Это больше похоже на поведение самоуверенного подростка.
И только функции ЭГО наиболее осознанны, пригодны для продуманных, взвешенных и ответственных решений. Здесь ясны цели и задачи, осмысленны средства для их достижения, что соответствует состоянию взрослого человека.
Более того, я вижу, как функции в процессе становления и развития личности постепенно включаются у человека в работу. Накопление и обработка информации происходят по всем функциям, но на каждом жизненном этапе отдельная функция (или блок) работает активнее, включается чаще, чем остальные.
Что это? “Маска”, коммуникативная модель, искажение типа? А может, человек еще “не дорос” до своего типа личности, не развил в полной мере свои функции, не включил их в свой набор освоенных инструментов? Так бывает. Тогда у него еще все впереди. Но пока для него актуальнее не функции ЭГО, а, например, ИД. К ним он обращается чаще и увереннее. Они виднее окружающим, поэтому диагностика такого человека вызывает трудности, не так легко отделить то, что мы видим на первом плане, от истинного типа. Искажения типа могут случаться в более позднем возрасте в виде регрессии, возврата к акцентам на какие-либо функции в результате жизненных проблем. В таких случаях приходится анализировать причины и источники этих искажений, выявляя проблемы человека, наиболее актуальные на данный момент. О диагностике проблем по интертипным отношениям мы упоминали в статье [6], здесь же речь о диагностике проблем по функциям, что согласуется со стадиями взросления.
Еще одно наблюдение: часто бросается в глаза, как маленькие дети бывают похожи на своих дуалов. Говорит ли это о том, что у них актуализируются задачи блока СУПЕРИД, как раз соответствующего дуалу? Попытаемся ответить чуть позже.
Пока все это лишь предположения, и статья носит скорее дискуссионный характер. Но замеченные аналогии, к обсуждению которых мы сейчас переходим, показались мне настолько интересными, что захотелось обсудить их с коллегами.
Здесь есть два предполагаемых пути:
или наполнение информацией по всем функциям (ячейкам) происходит равномерно и параллельно в течение всей жизни человека,
или в разные периоды жизни делается акцент на разные функции, блоки, в процессе общего наполнения информацией всех восьми функций.
Моим наблюдениям больше отвечает второй путь, и в этом я согласна с мнением упомянутых социоников. Мне представляется наиболее вероятным, что при постоянном накоплении количества информации по всем функциям, на определенных стадиях развития происходят качественные скачки, изменения, но не для всех сразу, а каждый раз для одной из них. Назовем этот переход в новое качество включением функции в работу в полную силу или проще – включением функции.
Не зная до конца, в какой последовательности соционические функции осваиваются человеком, включаются в работу, мы должны сначала собрать то, немногое, что написано по этому поводу у Юнга, и попытаться сделать какие-то предположения. В идеальном варианте мы должны получить представление, в какой последовательности включаются кольца, блоки, функции модели А. Модель А отражает как структуру сознательного, так и бессознательного, что позволяет нам более подробно рассматривать этот процесс.
Сначала надо решить, с функции какого кольца начинается развитие, ментального или витального? Мы знаем утверждение Юнга о том, что сначала формируется бессознательное, потом – сознание. Это говорит о том, что сначала должны включаться в работу функции витального кольца.
Все ли функции витального кольца включаются до того, как начнут включаться функции ментального? У Юнга нет уточнений, формируется ли сначала все бессознательное целиком, а уж потом начинается процесс формирования сознательного, или протекает другой, более сложный процесс. Если предположить первое, то получается, что человек довольно большую часть своей жизни проводит бессознательно, “как во сне”, и лишь потом включается в жизнь сознательно, начинает понимать, что с ним происходит, и каков мир вокруг него. Соответствует ли это картине развития ребенка (подростка) и до какого возраста?
На дальнейшие размышления нас наталкивает еще одно важное замечание Юнга: структура бессознательного отражает структуру сознания. Как в зеркале. И в модели А мы видим это достаточно четко. Тогда представляется наиболее вероятным, что формирование должно идти поэтапно, чтобы это зеркальное отражение успело сформироваться, наполнение этой структуры какое-то время не было бы жестко задано, и оставалась определенная свобода для взаимной коррекции сознания и бессознательного в процессе почти параллельного развития.
За время наблюдений и размышлений у меня сложилось мнение, что развитие, скорее всего, идет блоками: сформировался один блок витального кольца, потом формируется блок ментального, состоящий из однородных с ним функций. Потом опять блок витального, и последним – блок ментального кольца. Такой процесс формирования личности представляется мне более естественным. По крайней мере, остается возможность взаимной подстройки одного кольца под другое, а не одно задает другому жесткую программу развития.
Очень похожее описание блоков встречаем у Р. К. Седых []. Он сопоставил содержание блоков модели А и состояния Я, описанные Э. Берном: Взрослый, Ребенок, Родитель []. Р. К. Седых ввел название – “социальные роли”, исполняемые каждым из блоков:
блок ЭГО – “взрослый”
блок СУПЕРИД – “ребенок”
блок ИД – “самоуверенный подросток”
блок СУПЕРЭГО – “неуверенный подросток”
При этом он распределил берновское состояние Родитель на два “подростковых” блока. Такая корректировка не уводит нас далеко от Берна, но приближает к рассмотрению возрастных этапов развития. Я в своей практике наблюдаю людей, анализирую, как работают у них функции и блоки, и убеждаюсь, что такое соответствие правомерно и довольно хорошо описывает особенности работы функций.
Функции блока СУПЕРИД по-детски доверчивы, зависимы от окружения, поэтому мы его часто называем “детским блоком”.
Функции СУПЕРЭГО стремятся отвечать требованиям общества, а поскольку эти требования часто непредсказуемы, человек себя чувствует неуютно. Он не уверен, уже вписался в общество или еще нет, соответствует ли его поведение общественным нормам или его за что-то осудят. По функциям блока СУПЕРЭГО человек выступает как неуверенный подросток.
Функции блока ИД сильны и неосознанны, включаются в работу быстро, действуют уверенно, не размышляя и не рассуждая особенно, но и не отдавая себе полностью отчета, не задумываясь, как лучше поступить, и почему человек поступает так, а не иначе. Это больше похоже на поведение самоуверенного подростка.
И только функции ЭГО наиболее осознанны, пригодны для продуманных, взвешенных и ответственных решений. Здесь ясны цели и задачи, осмысленны средства для их достижения, что соответствует состоянию взрослого человека.
Более того, я вижу, как функции в процессе становления и развития личности постепенно включаются у человека в работу. Накопление и обработка информации происходят по всем функциям, но на каждом жизненном этапе отдельная функция (или блок) работает активнее, включается чаще, чем остальные.
Что это? “Маска”, коммуникативная модель, искажение типа? А может, человек еще “не дорос” до своего типа личности, не развил в полной мере свои функции, не включил их в свой набор освоенных инструментов? Так бывает. Тогда у него еще все впереди. Но пока для него актуальнее не функции ЭГО, а, например, ИД. К ним он обращается чаще и увереннее. Они виднее окружающим, поэтому диагностика такого человека вызывает трудности, не так легко отделить то, что мы видим на первом плане, от истинного типа. Искажения типа могут случаться в более позднем возрасте в виде регрессии, возврата к акцентам на какие-либо функции в результате жизненных проблем. В таких случаях приходится анализировать причины и источники этих искажений, выявляя проблемы человека, наиболее актуальные на данный момент. О диагностике проблем по интертипным отношениям мы упоминали в статье [6], здесь же речь о диагностике проблем по функциям, что согласуется со стадиями взросления.
Еще одно наблюдение: часто бросается в глаза, как маленькие дети бывают похожи на своих дуалов. Говорит ли это о том, что у них актуализируются задачи блока СУПЕРИД, как раз соответствующего дуалу? Попытаемся ответить чуть позже.
Пока все это лишь предположения, и статья носит скорее дискуссионный характер. Но замеченные аналогии, к обсуждению которых мы сейчас переходим, показались мне настолько интересными, что захотелось обсудить их с коллегами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи