ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ПО ТЕСТУ X. ХЕКХАУЗЕНА.

Наука » Психология » Психология изучения личности
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ПО ТЕСТУ X. ХЕКХАУЗЕНА.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕСТА

Тест Х.Хекхаузена является проективной методикой, на­правленной на изучение мотивации достижения. Второе на­звание этого теста — методика ТАТ (модификация X. Хекхаузена). Тест направлен на диагностику двух мотивов: на­дежда на успех и боязнь неудачи. Оба мотива, как считается, связаны с мотивацией достижения. Однако «надежда на успех» является позитивной мотивацией, которая отражает надеж­ду, ожидание, предположение субъекта о собственном успе­хе в деятельности. Мотив же «боязнь неудачи» связан с бояз­нью, ожиданием субъектом неудачи, предположением о не­успехе собственной деятельности, это негативная мотивация, имеющая, кстати, много общего с мотивацией избегания.

Методы диагностики мотивации достижения имеют в це­лом большую историю. Методика тематического апперцеп­тивного теста (ТАТ), в том виде, в каком она была предложе­на X. Мюрреем, не во всем удовлетворяла диагностическую потребность измерения отдельного мотива. Это и побудило психологов заняться разработкой специального инструмен­тария: проективного по типу, но направленного на измере­ние отдельных мотивов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Особенности психокоррекционной и психопедагогиче­ской работы зависят оттого, какого результата хочет дости чь психолог или педагог. Специфика работы с акцентуирован­ными личностями заключается в том, что акцентуации не от­носятся к явлениям психопатологическим, а являются вари­антами нормы. Более того, возможные негативные следствия акцентуации по определенному типу уравновешиваются ее позитивным влиянием на проявление творческих способно­стей личности, развитие индивидуальности. Поэтому психо-коррекционные воздействия не обязательно направляются на нивелирование акцентуированной черты. Исключением могут стать только случаи, когда акцентуация приводит к нарушению социальной адаптации.

Работа психолога или педагога с акцентуантом в основ­ном заключается в коррекции или построении особого рода отношений акцентуанта с окружающими с учетом характера его акцентуации. Частным случаем такой работы может быть построение отношений между психологом и акцентуантом в процессе психокоррекции.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С МЕТОДИКОЙ X. СМИШЕКА

Наука » Психология » Психология изучения личности
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С МЕТОДИКОЙ X. СМИШЕКА

Данная методика была разработана X. Смишеком в 1970 г. На основе концепции акцентуированных личностей К. Леон-гарда. По форме она представляет собой опросник, состоя­щий из 88 вопросов и предполагающий два варианта отве­тов — «да», «нет».

Для проведения тестирования требуется сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как ин­дивидуально, так и в групповом варианте. Опросник рассчи­тан на взрослых лиц, но успешно применялся и на подрост­ках 14-16 лет.

Прилагаемая к опроснику инструкция может быть измене­на, если возникнет необходимость приспособить ее к особен­ностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возмож­ностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков жела­тельно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.

После тестирования психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключей. В результате он получает показа­тели по каждому из типов акцентуаций («сырые» баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью со­ответствующих коэффициентов по формуле: «сырые» баллы X коэффициент = итоговый показатель.

ОПИСАНИЕ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО К.ЛЕОНГАРДУ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ОПИСАНИЕ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО К.ЛЕОНГАРДУ

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП

Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре вни­мания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто на­рочито демонстративном. Элементом этого поведения явля­ется самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в кото­рых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.

ВОЗБУДИМЫЙ ТИП

Особенностью возбудимой личности является импульсив­ность поведения. Вся манера общения и поведения в значи­тельной мере зависит не от логики, не от рационального оце­нивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влече­нием, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них ха­рактерна крайне низкая терпимость, что часто может харак­теризоваться как отсутствие терпимости вообще.

ОПИСАНИЕ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО А. Е. ЛИЧКО

Наука » Психология » Психология изучения личности
ОПИСАНИЕ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО А. Е. ЛИЧКО

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

Главная черта— нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольст­вию, праздности. При строгом и непрерывном контроле не­хотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от лю­бого труда. Важнейшей особенностью является слабый во­левой компонент личности. Полное безволие обнаружива­ется, когда дел» касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и не­достаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романти­ческая влюбленность не свойственна. К своему будущему рав­нодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

ПОНЯТИЕ АКЦЕНТУАЦИИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ПОНЯТИЕ АКЦЕНТУАЦИИ

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета К. Леонгард (К. Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуа­ций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложе­на известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее пони­мание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность раз­вития характера, гипертрофированную выраженность от­дельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и зат­рудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хо­рошей или даже повышенной устойчивостью к другим воз­действиям. Точно так же затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими или даже повы­шенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе мо­гут быть объективно и более сложными, но не сопряженными сданной акцентуацией, не референтны ей.

ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ~ БЕЗУСЛОВЕН ЛИ ПОСТУЛАТ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ~ БЕЗУСЛОВЕН ЛИ ПОСТУЛАТ

Здесь хотелось бы очень кратко остановиться на некото­рых проблемных вопросах и перспективах развития направ­ления.

Как можно было убедиться из обобщения различных иссле­дований, приведенных выше, интернальный контроль лучше, чем экстернальный. Интерналы менее тревожны, менее под­вержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благоже­лательны, терпимы и более популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели жизни. За всеми этими выводами стоит большое число исследований и эмпи­рических фактов. Однако что-то не дает возможности абсо­лютно полностью принять эту идиллическую картину. И это смутное «что-то», в конце концов, находит свое основание во вполне конкретной психологической классике. Все выше­названные достоинства интернала «завязаны» на ядро это­го типа, которым является внутренняя ответственность. То есть наличие представления о том, что по преимуществу все в жизни субъекта, так или иначе, зависит от него самого. Эта ответственность распространена, как мы видели, не только на область достижений, но и на область неудач. Однако клас­сическая психология личности, весь ее теоретический и прак­тический опыт, способны внести сюда серьезные коррективы.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Проблема методов профессиональной диагностики — это часть более общей проблемы, которая связана с вопросами профконсультации и профотбора.

Говоря о профконсультации и профотборе, мы рассматри­ваем эти два понятия как отражающие два принципиально различных подхода. В первом случае главенство признается за личностью выбирающего профессию, роль же профдиаг-носта — помочь человеку не ошибиться в оценке своих спо­собностей и склонностей; право выбора, при любом заключе­нии специалиста, всегда остается за личностью. При профот­боре же — главное лицо — профдиагност; его заключение имеет не консультативный, а директивный характер. Каково же соотношение профконсультации и профотбора? (Подчер­кнем, что речь идет о большинстве массовых профессий, а не о редких профессиях, где профдеятельность связана с экс­тремальными ситуациями). Мы считаем, что некоторые полу­ченные в психологии результаты, а также современный уро­вень развития психодиагностики не позволяют делать акцент на профотборе. Очевидно, ведущее место должно принадле­жать профконсультации, хотя свои специфичные функции остаются и за профотбором.

ИЗУЧЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ — ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ИЗУЧЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ — ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важными характеристиками учащегося и как личности и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п. В некоторых случаях желательно рассматривать все эти качества не изолированно, а в комплексе, не абстрактно, а конкретно — применительно к специфике их проявления в учебной деятельности. В связи с этим по стилю учебной дея­тельности возможно выделение двух полярных групп уча­щихся, которых условно можно назвать «автономными» и «зависимыми».

«Автономные» проявляют в учебной деятельности следу­ющие качества: настойчивость, целеустремленность, разви­тый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к само­стоятельному выполнению работы и т.д. Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не обнару­живаются, их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы, подсказки. Успешность деятельности педагога зави­сит от учета им этих типов учебной деятельности, от адекват­ного выбора способов педагогического взаимодействия с учащимися в зависимости от степени выраженности у них «автономности — зависимости». Например, применение по отношению к учащемуся явно выраженного «зависимого» типа стратегии «распространенной опеки» (назовем это так) может оказаться эффективным способом педагогического взаимодействия, способствующим успешному выполнению им учебной деятельности. Однако по отношению к учаще­муся «автономного» типа подход, основанный на поэтапной регламентации (в том числе и контроле) деятельности учащегося педагогом, на постоянной «выдаче» советов, указа­ний, подсказок, является не только не эффективным, но, ско­рее всего, будет иметь явные негативные последствия.

НОВЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
НОВЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ

В новом варианте методики Г.Айзенка добавлена еще одна новая шкала — шкала психотизма. Психотизм прин­ципиально отличается от нейротизма и связывается Г.Айзенком с неадекватностью эмоциональных реакций, высокой конфликтностью личности. На русскоязычной выборке оп­росник был адаптирован в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. В варианте методики PEN, кроме введе­ния дополнительной шкалы «психотизм», переформулирова­ны также некоторые вопросы из традиционных шкал «интроверсия-экстраверсия» и «нейротизм». Ряд изменений внесен и в «шкалу лжи». Однако изменения не всегда, как известно, приводят к совершенствованию. Наиболее популярным сре­ди психологов-практиков все-таки остается первоначальный вариант методики (опросник EPI), а не вариант PEN. Имея опыт практической работы с обоими вариантами методики,

мы можем заметить, что сложившееся предпочтение EPI в сравнении с PEN, конечно, не случайно.

Инструкция испытуемому. Вам будут предложены утвер­ждения, касающиеся Вашего характера и здоровья. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если не согласны — знак «-» (нет). Работайте в достаточно быстром темпе, долго не задумывайтесь.

ДИСКУССИЯ ПО ДЕТАЛЯМ (экстраверсия — интроверсия и социальная адаптация личности)

Наука » Психология » Психология изучения личности
ДИСКУССИЯ ПО ДЕТАЛЯМ (экстраверсия — интроверсия и социальная адаптация личности)

Характеризуя экстравертов, часто говорят об их высокой социальной адаптированности; соответственно при харак­теристике интровертов указывают на их низкую способность и степень социальной адаптации. К подобным заключениям следует относиться с осторожностью. По крайней мере, следу­ет понимать, что они справедливы, если понятие «социальная адаптация» используется в упрощенном смысле — как ана­лог или даже синоним общительности, способности к уста­новлению контактов и т.п. Однако заключения о высокой степени социальной адаптации у экстравертов и низкой у интровертов нельзя признать обоснованными и достоверны­ми (тем более в такой категоричной форме), если понятие «социальная адаптация» используется не в упрощенном, а в его глубинном психологическом смысле. При таком пони­мании социальная адаптация есть постоянный процесс при­способления личности к условиям социальной среды, ко­торый, заметим, может идти с разной степенью результатив­ности не только у разных субъектов, но и у одних и тех же субъектов в различных жизненных ситуациях.

МЕТОДИКА EPI

Наука » Психология » Психология изучения личности
МЕТОДИКА EPI

Методика EPI (тест Айзенка) диагностирует такие лично­стные особенности, как экстраверсия, интроверсия и эмоци­ональная стабильность. Мы относим этот тест к серьезным и надежным методикам. Многолетний опыт его применения в психодиагностике позволяет говорить о его высокой ин­формативности и практической полезности.

Данную методику целесообразно включать в батарею методов психодиагностики личности учащегося при систем­ной организации деятельности психологической службы об­разовательного учреждения. Определение типологии по шка­ле «экставерсия-интроверсия», а также эмоциональной ста­бильности-нестабильности (нейротизм) важно, так как это дает возможность педагогу учитывать указанные инди­видуально-психологические особенности учащихся в про­цессе педагогического общения, при выборе методов обу­чения, в проектировании учебной деятельности, в анализе и прогнозировании поведения и межличностного общения учащихся.