Можно выделить следующие специфические проблемы и «соблазны» в практической деятельности психолога, в его взаимоотношениях с клиентами, коллегами и администраторами:
Проблема (она же — «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и «круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К сожалению, немалая часть клиентов именно так и представляет себе «помощь» со стороны психолога, как бы перекладывая на них всю ответственность за свои действия.
Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и даже перед коллегами). С одной стороны, психолог все–таки должен уметь «производить впечатление» на клиентов, иначе ему сложно будет установить с ними эмоционально–доверительный контакт и сформировать по отношению к себе уважение как к специалисту. Но, с другой стороны, если доводить «очаровывание» клиентов до абсурда, то вся работа превращается в «театр одного актера». Многие клиенты это даже чувствуют и не всегда воспринимают такого психолога как своего реального помощника. Заметим, что у педагогов и психологов возможностей для самокрасования на работе, быть может, даже больше, чем у артистов театра и кино и даже чем у различных теле–и эстрадных «звезд», поскольку педагоги и психологи работают не с безликими аудиториями, которые часто воспринимают своих «звезд» как неких «идолов успеха», но не как живых людей, тогда как в учебных аудиториях и психологических кабинетах возможно более «живое» общение с реальной «обратной связью» и взаимодействием.
Проблема (она же — «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и «круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К сожалению, немалая часть клиентов именно так и представляет себе «помощь» со стороны психолога, как бы перекладывая на них всю ответственность за свои действия.
Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и даже перед коллегами). С одной стороны, психолог все–таки должен уметь «производить впечатление» на клиентов, иначе ему сложно будет установить с ними эмоционально–доверительный контакт и сформировать по отношению к себе уважение как к специалисту. Но, с другой стороны, если доводить «очаровывание» клиентов до абсурда, то вся работа превращается в «театр одного актера». Многие клиенты это даже чувствуют и не всегда воспринимают такого психолога как своего реального помощника. Заметим, что у педагогов и психологов возможностей для самокрасования на работе, быть может, даже больше, чем у артистов театра и кино и даже чем у различных теле–и эстрадных «звезд», поскольку педагоги и психологи работают не с безликими аудиториями, которые часто воспринимают своих «звезд» как неких «идолов успеха», но не как живых людей, тогда как в учебных аудиториях и психологических кабинетах возможно более «живое» общение с реальной «обратной связью» и взаимодействием.
Можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в ходе проведения психологом различных исследований, при публикации им научных текстов, при взаимодействии со своими коллегами и различными «авторитетами» психологической науки:
Чрезмерное экспериментирование
Чрезмерное экспериментирование, когда психолог ради получения «интересных результатов» ставит интересы науки (или свои карьерные интересы) выше интересов клиентов. Естественно, и психолог–исследователь, и психолог–практик должны вести научный поиск, но как только они почувствуют, что стали относиться к клиентам всего лишь как к «обследуемым», как к «испытуемым» и вообще как к «статистическому материалу», то следует восстановить приоритеты: на первом месте должны быть интересы клиента и вообще любого «обследуемого» человека, которые никак не должны пострадать!
Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей. Проблема в том, что для «чистоты» исследования часто приходится работать в режиме «субъект–объектных» отношений, что предполагает повышенную этическую готовность и нравственную ответственность психолога–исследователя.
Чрезмерное экспериментирование
Чрезмерное экспериментирование, когда психолог ради получения «интересных результатов» ставит интересы науки (или свои карьерные интересы) выше интересов клиентов. Естественно, и психолог–исследователь, и психолог–практик должны вести научный поиск, но как только они почувствуют, что стали относиться к клиентам всего лишь как к «обследуемым», как к «испытуемым» и вообще как к «статистическому материалу», то следует восстановить приоритеты: на первом месте должны быть интересы клиента и вообще любого «обследуемого» человека, которые никак не должны пострадать!
Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей. Проблема в том, что для «чистоты» исследования часто приходится работать в режиме «субъект–объектных» отношений, что предполагает повышенную этическую готовность и нравственную ответственность психолога–исследователя.
Попыток разработать такой «кодекс чести» достаточно много, хотя, насколько нам известно, они существуют лишь в «локальных» вариантах, принятых в отдельных ассоциациях. Этические стандарты психолога, принятые Американской психологической ассоциацией. Авторское право принадлежит Американской психологической ассоциации (январь, 1963). Перепечатано (и отредактировано) из журнала «Американский психолог» (январь, 1963), поправки внесены в сентябре 1965 г. и декабре 1972 г.
Принцип 1. Ответственность. Психолог, принявший на себя обязательство улучшать взаимопонимание человека человеком, придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы.
Как ученый психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объяснение данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.
Как педагог психолог понимает свою первейшую обязанность помогать другим в овладении навыками и знаниями и поддерживать высокие нормы своей эрудиции.
Как практик психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, так как его работа может тесно касаться жизненного благополучия других людей.
Принцип 2. Компетентность. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, которая разделяется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой.
Принцип 1. Ответственность. Психолог, принявший на себя обязательство улучшать взаимопонимание человека человеком, придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы.
Как ученый психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объяснение данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.
Как педагог психолог понимает свою первейшую обязанность помогать другим в овладении навыками и знаниями и поддерживать высокие нормы своей эрудиции.
Как практик психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, так как его работа может тесно касаться жизненного благополучия других людей.
Принцип 2. Компетентность. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, которая разделяется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой.
Ценностно-ориентационное единство может быть качественно и количественно оценено с помощью различных методов психологических исследований, а результаты такой оценки являются основанием для проведения воспитательной работы среди личного состава по совершенствованию взаимоотношений в воинском коллективе. Для того, чтобы работа по сплочению воинского коллектива была продуктивной, офицерский состав должен овладевать психологическими знаниями, методами изучения психического мира личности, приемами управляющих воздействий на характер взаимоотношений в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно бытовой сферах.
Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Шутка, ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает усталость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшаются результаты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных "точках", где люди испытывают недостаток эмоционального комфорта.
Для создания "мажорного" коллективного настроения следует шире использовать положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего настроения. В каждом подразделении есть военнослужащие, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому.
Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Шутка, ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает усталость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшаются результаты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных "точках", где люди испытывают недостаток эмоционального комфорта.
Для создания "мажорного" коллективного настроения следует шире использовать положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего настроения. В каждом подразделении есть военнослужащие, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому.
Многонациональный состав воинских коллективов - важный фактор,определяющий состояние служебной и учебно-боевой деятельности, морально-психологический климат, правопорядок и взаимоотношения между военнослужащими.
Рассмотрим сущностные характеристики некоторых явлений, наиболее ярко проявляющихся в межличностных отношениях военнослужащих, на начальном этапе службы которых значительную роль играют национальные (этнические) стереотипы. Под этим явлением понимается схематизированный образ (шаблон) представителя какой-либо нации. Как правило, упрощенный, односторонний, сформированный на основе поверхностных знаний о психологических особенностях и культуре людей другого этноса (народа). Примерами таких стереотипов являются популярные вульгарные обобщения-образы: "лицо кавказской национальности", "скупой хохол", "вспыльчивый татарин", "хитрый еврей" и др. На основании таких стереотипов военнослужащие часто делают предвзятые выводы по отношению к людям другой национальности и ведут себя неверно: проявляют агрессивность, замкнутость, недоверие и т.д. Для предупреждения подобного командирам и каждому военнослужащему необходимо вырабатывать у себя и у подчиненных качества цивилизованного человека - терпимость и уважение к другой культуре, интерес к ее познанию, дружелюбие, коммуникабельность и т.п. Важным условием предупреждения негативных национальных стереотипов является ванная на убеждении, суть которого заключается в том, что плохих народов не бывает, равно как нет народов избранных и отверженных.
Незнание и несоблюдение национального этикета может принести к грубым нарушениям в отношениях, породить обиды, недоверие, вражду и агрессию. Предупреждать подобные явления можно своевременным информированием личного состава об особенностях содержания и формах проявления этикета военнослужащими различных национальностей, повышением собственной межэтнической культуры общения и др.
Рассмотрим сущностные характеристики некоторых явлений, наиболее ярко проявляющихся в межличностных отношениях военнослужащих, на начальном этапе службы которых значительную роль играют национальные (этнические) стереотипы. Под этим явлением понимается схематизированный образ (шаблон) представителя какой-либо нации. Как правило, упрощенный, односторонний, сформированный на основе поверхностных знаний о психологических особенностях и культуре людей другого этноса (народа). Примерами таких стереотипов являются популярные вульгарные обобщения-образы: "лицо кавказской национальности", "скупой хохол", "вспыльчивый татарин", "хитрый еврей" и др. На основании таких стереотипов военнослужащие часто делают предвзятые выводы по отношению к людям другой национальности и ведут себя неверно: проявляют агрессивность, замкнутость, недоверие и т.д. Для предупреждения подобного командирам и каждому военнослужащему необходимо вырабатывать у себя и у подчиненных качества цивилизованного человека - терпимость и уважение к другой культуре, интерес к ее познанию, дружелюбие, коммуникабельность и т.п. Важным условием предупреждения негативных национальных стереотипов является ванная на убеждении, суть которого заключается в том, что плохих народов не бывает, равно как нет народов избранных и отверженных.
Незнание и несоблюдение национального этикета может принести к грубым нарушениям в отношениях, породить обиды, недоверие, вражду и агрессию. Предупреждать подобные явления можно своевременным информированием личного состава об особенностях содержания и формах проявления этикета военнослужащими различных национальностей, повышением собственной межэтнической культуры общения и др.
Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы
Все это в единстве и во взаимосвязи отдельных звеньев образует комплекс социально-психологических явлений, или психологию воинского коллектива. Социально-психологическими явлениями, в отличие от психических явлений, называют обычно процессы общения людей и те взаимосвязанные изменения в их сознании, психике, которые являются результатом общения. Следовательно, механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении , влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.
Традиция — это духовная ценность, завоевание, которое, являясь первоначально делом рук одного из его поколений, становится затем обстоятельством, влияющим на деятельность и последующих поколений.
У истоков традиции нередко лежит конкретное выдающееся событие в жизни коллектива — подвиг в бою, победа в социалистическом соревновании, спортивные достижения, достигнутый успех становится предметом гордости личного состава и своеобразным эталоном для оценки последующих поступков. В сознании коллектива формируются общественные требования и соответствующие побуждения к действием, достойным данного примера. Так создается преемственность в развитии коллектива, накапливаются опыт и нормы, регулирующие поведение воинов. Традиции каждого воинского коллектива находятся в органической связи и единстве с боевыми традициями Вооруженных Сил.
Все это в единстве и во взаимосвязи отдельных звеньев образует комплекс социально-психологических явлений, или психологию воинского коллектива. Социально-психологическими явлениями, в отличие от психических явлений, называют обычно процессы общения людей и те взаимосвязанные изменения в их сознании, психике, которые являются результатом общения. Следовательно, механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении , влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.
Традиция — это духовная ценность, завоевание, которое, являясь первоначально делом рук одного из его поколений, становится затем обстоятельством, влияющим на деятельность и последующих поколений.
У истоков традиции нередко лежит конкретное выдающееся событие в жизни коллектива — подвиг в бою, победа в социалистическом соревновании, спортивные достижения, достигнутый успех становится предметом гордости личного состава и своеобразным эталоном для оценки последующих поступков. В сознании коллектива формируются общественные требования и соответствующие побуждения к действием, достойным данного примера. Так создается преемственность в развитии коллектива, накапливаются опыт и нормы, регулирующие поведение воинов. Традиции каждого воинского коллектива находятся в органической связи и единстве с боевыми традициями Вооруженных Сил.
Структура психологии коллектива весьма сложна и многообразна. При этом каждый структурный элемент может иметь свои особенности например, коллективное мнение может быть единым или разноплановым, отношения в коллективе могут быть принципиальными или беспринципными, доброжелательными или напряженными; настроения коллектива-- тонизирующими или снижающими активность людей и т. д. Поэтому современный офицер должен иметь весьма неплохую психологическую подготовку, чтобы не только знать особенности воинского коллектива и коллективной психологии, но и умело использовать данные особенности в практике руководства подразделением и воспитания своих подчиненных.
Система межличностных взаимоотношений складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы -- зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п. Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией. Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры:
Система межличностных взаимоотношений складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы -- зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п. Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией. Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры:
В войсковой практике социометрическая методика применяется в двух вариантах: параметрическом и непараметрическом.
Сущность параметрической социометрии состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определенное число выборов по заданному критерию. Например, назвать пять военнослужащих которые обладают наибольшей совместимостью и бесконфликтностью или могут составить самую надежную команду для выполнения специального задания.
Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что военнослужащие положительно относятся к проводимому опросу. В противном случае могут быть ответы «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают получаемые результаты.
Достоинствами социометрии являются: возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно; возможность регистрации отношений между всеми членами коллектива (группы). Одновременно к числу ее недостатков относится фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях военнослужащих; невозможность выявления истинных мотивы выборов; отражение в числе выборов не столько сплоченности, сколько дружеских связей.
Сущность параметрической социометрии состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определенное число выборов по заданному критерию. Например, назвать пять военнослужащих которые обладают наибольшей совместимостью и бесконфликтностью или могут составить самую надежную команду для выполнения специального задания.
Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что военнослужащие положительно относятся к проводимому опросу. В противном случае могут быть ответы «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают получаемые результаты.
Достоинствами социометрии являются: возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно; возможность регистрации отношений между всеми членами коллектива (группы). Одновременно к числу ее недостатков относится фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях военнослужащих; невозможность выявления истинных мотивы выборов; отражение в числе выборов не столько сплоченности, сколько дружеских связей.
Для изучения индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащих в последние годы применяется система психолого-педагогических методов, которую условно можно объединить в три группы:1. Всеобщий (диалектический) метод. 2. Общие методы: наблюдение, познавательная (диагностическая) беседа, анкетирование, анализ документов и результатов деятельности, а также анкетирование, изучение независимых характеристик, биографический и другие.3. Специальные (частные) методы: тестирование, опрос, частично социометрический метод и другие.Профессиональная деятельность офицера подразделения (группы, расчета, боевой части и т.д.) также свою специфику, что и определяет выбор из предложенной системы тех из методов, применение которых не только доступно, но и рационально в работе по изучению подчиненных. К ним, прежде всего, относятся методы наблюдения, познавательной (диагностической) беседы, опроса, анализа документов и результатов деятельности военнослужащих. Рассмотрим основное содержание перечисленных методов и некоторые методические рекомендации по их применению в служебной и профессиональной деятельности офицера ВМФ.
Как показывает практика, одним из наиболее доступных и широко применяемых методов изучения психологических особенностей личностной сферы военнослужащих является наблюдение. Под ним понимается изучение психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в естественных (служебных, вахтенных, боевых) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личности подчиненного, позволяющее сделать выводы о его индивидуальных психологических особенностях. При помощи наблюдения можно выявить многие индивидуальные особенности и состояние человека. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит их психологическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.Достоверность результатов наблюдений зависит от следующих условий: четкости осознания офицером того, что он хочет узнать о подчиненном; целенаправленности планирования и выбора ситуаций, в которых изучаемый наиболее полно проявляет себя; систематичности; избирательности; длительности; сопоставления данных наблюдения с данными, полученными другими лицами и другими методами психолого-педагогического изучения
Как показывает практика, одним из наиболее доступных и широко применяемых методов изучения психологических особенностей личностной сферы военнослужащих является наблюдение. Под ним понимается изучение психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в естественных (служебных, вахтенных, боевых) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личности подчиненного, позволяющее сделать выводы о его индивидуальных психологических особенностях. При помощи наблюдения можно выявить многие индивидуальные особенности и состояние человека. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит их психологическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.Достоверность результатов наблюдений зависит от следующих условий: четкости осознания офицером того, что он хочет узнать о подчиненном; целенаправленности планирования и выбора ситуаций, в которых изучаемый наиболее полно проявляет себя; систематичности; избирательности; длительности; сопоставления данных наблюдения с данными, полученными другими лицами и другими методами психолого-педагогического изучения
В настоящее время к изучению личности есть 8 психологических подходов (психол. школ):
1. Подход Ананьева Б.Г. - рассматривает личность в единстве 4-х сторон: человек как биологический вид, онтогенез, человек как личность, человек как часть всего человечества.
2. Подход Абульхановой - в основе развитие личности :активность, способность к организации времени, социальное мышление.
3. Подход Д.И.Фильдинштейн – личность , проходя ортогенез развивается поуровнево, ведущий фактор – общественно-полезная деятельность.
4. В.Н.Мясищев – рассматривает личность как ядро, как систему, которая формируется на основе отношения к самому себе и отношения к внешнему миру.
5. К.К.Платонов : личность имеет динамическую функциональную структуру, ее главными элементами являются – направленность, особенности психологических процессов, биопсихологические свойства (темперамент), жизненный опыт.
1. Подход Ананьева Б.Г. - рассматривает личность в единстве 4-х сторон: человек как биологический вид, онтогенез, человек как личность, человек как часть всего человечества.
2. Подход Абульхановой - в основе развитие личности :активность, способность к организации времени, социальное мышление.
3. Подход Д.И.Фильдинштейн – личность , проходя ортогенез развивается поуровнево, ведущий фактор – общественно-полезная деятельность.
4. В.Н.Мясищев – рассматривает личность как ядро, как систему, которая формируется на основе отношения к самому себе и отношения к внешнему миру.
5. К.К.Платонов : личность имеет динамическую функциональную структуру, ее главными элементами являются – направленность, особенности психологических процессов, биопсихологические свойства (темперамент), жизненный опыт.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества (социальной группы), занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и имеющий свои индивидуально-психологические особенности.
Личность определяется тем: что и как она знает, что и как она ценит, с кем и как она общается, какова мера ее ответственности за свои поступки, решения, судьбу.
Личность – это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.
Быть личностью значит:
- иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: на том стою и не могу иначе;
-осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь;
- постоянно совершенствовать самого себя, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно управлять собственным поведением, подчинять его своей власти;
Личность определяется тем: что и как она знает, что и как она ценит, с кем и как она общается, какова мера ее ответственности за свои поступки, решения, судьбу.
Личность – это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.
Быть личностью значит:
- иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: на том стою и не могу иначе;
-осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь;
- постоянно совершенствовать самого себя, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно управлять собственным поведением, подчинять его своей власти;
Говоря о воле, мы выделили условия ее развития – необходимость все время что-то преодолевать, бороться с какими то трудностями. В их преодолении формируются те качества, которые характеризуют волю. Таких волевых качеств много, но рассмотрим некоторые из них, имеющие особое значение в воинской деятельности.
1. Целеустремленность – качество, выражающее способность воина подчинить свои поступки определенным целям и следовать им.
2. Решительность – качество, выражающее способность человека своевременно принимать обоснованные решения и без личных задержек переходить к их исполнению.
Дисциплинированность – качество, выражающее способность человека строго и точно следовать требованиям уставов, нормам морали и ценностям общежития. Дисциплина и дисциплинированность это требования и степень усвоения человеком, следования им, ставшее его качеством.
Самообладание – качество, выражающее способность человека сдерживать физическую и психологическую активность, мешающую достижения целей. Самообладание – это выдержка проявляется, как правило, в сложной ситуации, особенно в бою. Выдержки противопоставляется невыдержанность – неумение человека управлять собой в сложных условиях. Она причина всех конфликтов, предпосылка утраты авторитета.
1. Целеустремленность – качество, выражающее способность воина подчинить свои поступки определенным целям и следовать им.
2. Решительность – качество, выражающее способность человека своевременно принимать обоснованные решения и без личных задержек переходить к их исполнению.
Дисциплинированность – качество, выражающее способность человека строго и точно следовать требованиям уставов, нормам морали и ценностям общежития. Дисциплина и дисциплинированность это требования и степень усвоения человеком, следования им, ставшее его качеством.
Самообладание – качество, выражающее способность человека сдерживать физическую и психологическую активность, мешающую достижения целей. Самообладание – это выдержка проявляется, как правило, в сложной ситуации, особенно в бою. Выдержки противопоставляется невыдержанность – неумение человека управлять собой в сложных условиях. Она причина всех конфликтов, предпосылка утраты авторитета.