Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Психика многомерна. Ее историческое и социальное развитие при¬вело к необходимости интегрировать многие науки, которые прямо или косвенно рассматривали вопросы жизнедеятельности человека.
По С.Л.Рубинштейну отрасли условно можно разделить на основные (базовые) и вспомогательные (прикладные). К основным отраслям можно отнести те аспекты психологии, которые раскрывают значимые характеристики психики человека (и поведения животных) в разных сферах ее проявления:
• возрастная психология,
• социальная психология,
• психология личности,
• зоопсихология,
• педагогическая психология,
психология аномального развития и др.
Главное в данной отрасли – познание основных механизмов психики. К вспомогательным отраслям относится то, что связано с изучением проблемы проявления психики в конкретных видах человеческой деятельности (профессиях):
По С.Л.Рубинштейну отрасли условно можно разделить на основные (базовые) и вспомогательные (прикладные). К основным отраслям можно отнести те аспекты психологии, которые раскрывают значимые характеристики психики человека (и поведения животных) в разных сферах ее проявления:
• возрастная психология,
• социальная психология,
• психология личности,
• зоопсихология,
• педагогическая психология,
психология аномального развития и др.
Главное в данной отрасли – познание основных механизмов психики. К вспомогательным отраслям относится то, что связано с изучением проблемы проявления психики в конкретных видах человеческой деятельности (профессиях):
Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.
Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста - как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.
Различают:
• модель специалиста (работающего, функционирующего);
• модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста.
При построении модели специалиста возможны варианты:
• модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;
• модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника.
Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста - как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.
Различают:
• модель специалиста (работающего, функционирующего);
• модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста.
При построении модели специалиста возможны варианты:
• модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;
• модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника.
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, "у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация - чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска".
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
3) дисциплинированность,
4) способность к критике и самокритике,
5) беспристрастие,
6) умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с.126-135).
Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
3) дисциплинированность,
4) способность к критике и самокритике,
5) беспристрастие,
6) умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с.126-135).
Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
При рассмотрении основных требований (и противопоказаний) к профессионалу-психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности. Индивидуальный стиль деятельности - это целесообразная система взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» (В.С. Мерлин).
Индивидуальные стили профессиональной деятельности (по А.К. Марковой):
1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности, - работник приспосабливается к профессии, он, как правило, результативен.
2. Стиль, сформированный исходя из удобства человека, - деятельность приспосабливается к требованиям специалиста, следовательно, он может быть и не результативен.
3. Компромиссный стиль выбирается в соответствии со склонностью специалиста, при этом нет противоречия с требованиями деятельности. Эффективность профессиональной деятельности высокая, нет психологического перенапряжения самого специалиста.
4. Универсальный стиль включает способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим способностям человека, следовательно, он требует от него психических затрат, но при этом вызывает его удовлетворенность.
5. Компенсаторный стиль означает наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности.
6. Маскирующий стиль позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации.
7. Предопределяющий стиль заключается в выходе специалиста за рамки своих известных возможностей, с определением у себя новых ресурсов.
8. Корректирующий стиль, гарантируется тем, что специалист перестраивает свои природные особенности с учетом пожизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения.
Индивидуальные стили профессиональной деятельности (по А.К. Марковой):
1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности, - работник приспосабливается к профессии, он, как правило, результативен.
2. Стиль, сформированный исходя из удобства человека, - деятельность приспосабливается к требованиям специалиста, следовательно, он может быть и не результативен.
3. Компромиссный стиль выбирается в соответствии со склонностью специалиста, при этом нет противоречия с требованиями деятельности. Эффективность профессиональной деятельности высокая, нет психологического перенапряжения самого специалиста.
4. Универсальный стиль включает способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим способностям человека, следовательно, он требует от него психических затрат, но при этом вызывает его удовлетворенность.
5. Компенсаторный стиль означает наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности.
6. Маскирующий стиль позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации.
7. Предопределяющий стиль заключается в выходе специалиста за рамки своих известных возможностей, с определением у себя новых ресурсов.
8. Корректирующий стиль, гарантируется тем, что специалист перестраивает свои природные особенности с учетом пожизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения.
На сегодняшний день понятие профессионализма и его основных структурных компонентов в отечественной психологии труда является недостаточно разработанным.
Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.
Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.
1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации, в России — Российское психологическое общество, в США — Американская психологическая ассоциация, в Великобритании — Британское психологическое общество и т.д. Например, Американской психологической ассоциации уже более 100 лет. Она является самой крупной ассоциацией психологов в мире и одной из наиболее авторитетных. В 2001 году исполняется 100 лет Британскому психологическому обществу. С 1957 года существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 году воссозданное как Российское психологическое общество.
В рамках каждой такой национальной организации обычно действуют отделения по профессиональным направлениям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.
В рамках каждой такой национальной организации обычно действуют отделения по профессиональным направлениям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.
Традиционные виды подготовки профессиональных психологов, развивавшиеся в течение XX века, существуют в ряде европейских стран: Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, России, а также в Соединенных Штатах Америки и Канаде.
В 1990 гг. ученые европейских стран стали проявлять интерес к системе профессиональной подготовки психологов в других странах, есть попытки выработать общие подходы.
Подготовка психологов различается по длительности, структуре и содержанию образования. Типично различают два уровня образования: базовое вузовское (Undergraduate) и последипломное (Graduate). В последипломном образовании психологов во многих европейских странах, в США и Канаде выделяются два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.
Интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает и в Америке, и в большинстве стран Европы, многие студенты выбирают профессию психолога для продолжения высшего образования.
В 1990 гг. ученые европейских стран стали проявлять интерес к системе профессиональной подготовки психологов в других странах, есть попытки выработать общие подходы.
Подготовка психологов различается по длительности, структуре и содержанию образования. Типично различают два уровня образования: базовое вузовское (Undergraduate) и последипломное (Graduate). В последипломном образовании психологов во многих европейских странах, в США и Канаде выделяются два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.
Интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает и в Америке, и в большинстве стран Европы, многие студенты выбирают профессию психолога для продолжения высшего образования.
Современная психология представляет собой целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики. Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.
Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
1) конкретная деятельность {психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);
2) развитие {психология животных, сравнительная психология; психология развития, детская психология и т.п.);
Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
1) конкретная деятельность {психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);
2) развитие {психология животных, сравнительная психология; психология развития, детская психология и т.п.);
В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Профессиональная деятельность психолога требует соблюдения особых принципов и правил этики.
1. Принцип профессиональной компетентности.
2. Принцип ненанесения ущерба человеку.
3. Принцип научной обоснованности и объективности.
4. Принцип уважения клиента.
5. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.
Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.
В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.
В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.
1. Принцип профессиональной компетентности.
2. Принцип ненанесения ущерба человеку.
3. Принцип научной обоснованности и объективности.
4. Принцип уважения клиента.
5. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.
Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.
В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.
В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.
Важнейшими областями научных исследований в социальной психологии являются 1) социальная психология личности, 2) социальная психология отношений и взаимодействия, 3) социальная психология малых и 4) больших социальных групп. Концепции и методы социальной психологии имеют большое прикладное значение. Социальная психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных отраслей современной психологии. В настоящее время у нас в стране и за рубежом развиваются такие направления прикладной социальной психологии, как промышленная социальная психология, психология управления, торговли, рекламы, политическая психология, психология религии, психология семьи.
Социальная психология рассматривает личность, прежде всего, в контексте разнообразных социальных связей человека и его включенности в различные социальные группы. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп, в которые она включена.
Социальная психология рассматривает личность, прежде всего, в контексте разнообразных социальных связей человека и его включенности в различные социальные группы. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп, в которые она включена.
Медицинская психология изучает психические факторы, влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение; влияние болезней на психику. Она изучает различные проявления психики в их динамике, нарушения развития психики, отношения больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой. Медицинская психология также разрабатывает принципы и методы психологического исследования в клинике, психологические методы воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психологическая диагностика относится к числу основных видов деятельности медицинского психолога. В то же время важнейшим направлением работы является психотерапия — использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента. Психотерапевтом называют специалиста (врача или психолога), которые профессионально используют в своей деятельности методы психотерапии.
Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психологическая диагностика относится к числу основных видов деятельности медицинского психолога. В то же время важнейшим направлением работы является психотерапия — использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента. Психотерапевтом называют специалиста (врача или психолога), которые профессионально используют в своей деятельности методы психотерапии.