ОПИСАНИЕ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО К.ЛЕОНГАРДУ
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП
Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.
ВОЗБУДИМЫЙ ТИП
Особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП
Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.
ВОЗБУДИМЫЙ ТИП
Особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.
ОПИСАНИЕ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО А. Е. ЛИЧКО
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
Главная черта— нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дел» касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
Главная черта— нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дел» касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.
ПОНЯТИЕ АКЦЕНТУАЦИИ
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета К. Леонгард (К. Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными сданной акцентуацией, не референтны ей.
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета К. Леонгард (К. Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными сданной акцентуацией, не референтны ей.
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ~ БЕЗУСЛОВЕН ЛИ ПОСТУЛАТ
Здесь хотелось бы очень кратко остановиться на некоторых проблемных вопросах и перспективах развития направления.
Как можно было убедиться из обобщения различных исследований, приведенных выше, интернальный контроль лучше, чем экстернальный. Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и более популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели жизни. За всеми этими выводами стоит большое число исследований и эмпирических фактов. Однако что-то не дает возможности абсолютно полностью принять эту идиллическую картину. И это смутное «что-то», в конце концов, находит свое основание во вполне конкретной психологической классике. Все вышеназванные достоинства интернала «завязаны» на ядро этого типа, которым является внутренняя ответственность. То есть наличие представления о том, что по преимуществу все в жизни субъекта, так или иначе, зависит от него самого. Эта ответственность распространена, как мы видели, не только на область достижений, но и на область неудач. Однако классическая психология личности, весь ее теоретический и практический опыт, способны внести сюда серьезные коррективы.
Здесь хотелось бы очень кратко остановиться на некоторых проблемных вопросах и перспективах развития направления.
Как можно было убедиться из обобщения различных исследований, приведенных выше, интернальный контроль лучше, чем экстернальный. Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и более популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели жизни. За всеми этими выводами стоит большое число исследований и эмпирических фактов. Однако что-то не дает возможности абсолютно полностью принять эту идиллическую картину. И это смутное «что-то», в конце концов, находит свое основание во вполне конкретной психологической классике. Все вышеназванные достоинства интернала «завязаны» на ядро этого типа, которым является внутренняя ответственность. То есть наличие представления о том, что по преимуществу все в жизни субъекта, так или иначе, зависит от него самого. Эта ответственность распространена, как мы видели, не только на область достижений, но и на область неудач. Однако классическая психология личности, весь ее теоретический и практический опыт, способны внести сюда серьезные коррективы.
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Проблема методов профессиональной диагностики — это часть более общей проблемы, которая связана с вопросами профконсультации и профотбора.
Говоря о профконсультации и профотборе, мы рассматриваем эти два понятия как отражающие два принципиально различных подхода. В первом случае главенство признается за личностью выбирающего профессию, роль же профдиаг-носта — помочь человеку не ошибиться в оценке своих способностей и склонностей; право выбора, при любом заключении специалиста, всегда остается за личностью. При профотборе же — главное лицо — профдиагност; его заключение имеет не консультативный, а директивный характер. Каково же соотношение профконсультации и профотбора? (Подчеркнем, что речь идет о большинстве массовых профессий, а не о редких профессиях, где профдеятельность связана с экстремальными ситуациями). Мы считаем, что некоторые полученные в психологии результаты, а также современный уровень развития психодиагностики не позволяют делать акцент на профотборе. Очевидно, ведущее место должно принадлежать профконсультации, хотя свои специфичные функции остаются и за профотбором.
Проблема методов профессиональной диагностики — это часть более общей проблемы, которая связана с вопросами профконсультации и профотбора.
Говоря о профконсультации и профотборе, мы рассматриваем эти два понятия как отражающие два принципиально различных подхода. В первом случае главенство признается за личностью выбирающего профессию, роль же профдиаг-носта — помочь человеку не ошибиться в оценке своих способностей и склонностей; право выбора, при любом заключении специалиста, всегда остается за личностью. При профотборе же — главное лицо — профдиагност; его заключение имеет не консультативный, а директивный характер. Каково же соотношение профконсультации и профотбора? (Подчеркнем, что речь идет о большинстве массовых профессий, а не о редких профессиях, где профдеятельность связана с экстремальными ситуациями). Мы считаем, что некоторые полученные в психологии результаты, а также современный уровень развития психодиагностики не позволяют делать акцент на профотборе. Очевидно, ведущее место должно принадлежать профконсультации, хотя свои специфичные функции остаются и за профотбором.
ИЗУЧЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ — ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важными характеристиками учащегося и как личности и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п. В некоторых случаях желательно рассматривать все эти качества не изолированно, а в комплексе, не абстрактно, а конкретно — применительно к специфике их проявления в учебной деятельности. В связи с этим по стилю учебной деятельности возможно выделение двух полярных групп учащихся, которых условно можно назвать «автономными» и «зависимыми».
«Автономные» проявляют в учебной деятельности следующие качества: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы и т.д. Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы, подсказки. Успешность деятельности педагога зависит от учета им этих типов учебной деятельности, от адекватного выбора способов педагогического взаимодействия с учащимися в зависимости от степени выраженности у них «автономности — зависимости». Например, применение по отношению к учащемуся явно выраженного «зависимого» типа стратегии «распространенной опеки» (назовем это так) может оказаться эффективным способом педагогического взаимодействия, способствующим успешному выполнению им учебной деятельности. Однако по отношению к учащемуся «автономного» типа подход, основанный на поэтапной регламентации (в том числе и контроле) деятельности учащегося педагогом, на постоянной «выдаче» советов, указаний, подсказок, является не только не эффективным, но, скорее всего, будет иметь явные негативные последствия.
Важными характеристиками учащегося и как личности и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п. В некоторых случаях желательно рассматривать все эти качества не изолированно, а в комплексе, не абстрактно, а конкретно — применительно к специфике их проявления в учебной деятельности. В связи с этим по стилю учебной деятельности возможно выделение двух полярных групп учащихся, которых условно можно назвать «автономными» и «зависимыми».
«Автономные» проявляют в учебной деятельности следующие качества: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы и т.д. Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы, подсказки. Успешность деятельности педагога зависит от учета им этих типов учебной деятельности, от адекватного выбора способов педагогического взаимодействия с учащимися в зависимости от степени выраженности у них «автономности — зависимости». Например, применение по отношению к учащемуся явно выраженного «зависимого» типа стратегии «распространенной опеки» (назовем это так) может оказаться эффективным способом педагогического взаимодействия, способствующим успешному выполнению им учебной деятельности. Однако по отношению к учащемуся «автономного» типа подход, основанный на поэтапной регламентации (в том числе и контроле) деятельности учащегося педагогом, на постоянной «выдаче» советов, указаний, подсказок, является не только не эффективным, но, скорее всего, будет иметь явные негативные последствия.
НОВЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ
В новом варианте методики Г.Айзенка добавлена еще одна новая шкала — шкала психотизма. Психотизм принципиально отличается от нейротизма и связывается Г.Айзенком с неадекватностью эмоциональных реакций, высокой конфликтностью личности. На русскоязычной выборке опросник был адаптирован в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. В варианте методики PEN, кроме введения дополнительной шкалы «психотизм», переформулированы также некоторые вопросы из традиционных шкал «интроверсия-экстраверсия» и «нейротизм». Ряд изменений внесен и в «шкалу лжи». Однако изменения не всегда, как известно, приводят к совершенствованию. Наиболее популярным среди психологов-практиков все-таки остается первоначальный вариант методики (опросник EPI), а не вариант PEN. Имея опыт практической работы с обоими вариантами методики,
мы можем заметить, что сложившееся предпочтение EPI в сравнении с PEN, конечно, не случайно.
Инструкция испытуемому. Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера и здоровья. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если не согласны — знак «-» (нет). Работайте в достаточно быстром темпе, долго не задумывайтесь.
В новом варианте методики Г.Айзенка добавлена еще одна новая шкала — шкала психотизма. Психотизм принципиально отличается от нейротизма и связывается Г.Айзенком с неадекватностью эмоциональных реакций, высокой конфликтностью личности. На русскоязычной выборке опросник был адаптирован в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. В варианте методики PEN, кроме введения дополнительной шкалы «психотизм», переформулированы также некоторые вопросы из традиционных шкал «интроверсия-экстраверсия» и «нейротизм». Ряд изменений внесен и в «шкалу лжи». Однако изменения не всегда, как известно, приводят к совершенствованию. Наиболее популярным среди психологов-практиков все-таки остается первоначальный вариант методики (опросник EPI), а не вариант PEN. Имея опыт практической работы с обоими вариантами методики,
мы можем заметить, что сложившееся предпочтение EPI в сравнении с PEN, конечно, не случайно.
Инструкция испытуемому. Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера и здоровья. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если не согласны — знак «-» (нет). Работайте в достаточно быстром темпе, долго не задумывайтесь.
ДИСКУССИЯ ПО ДЕТАЛЯМ (экстраверсия — интроверсия и социальная адаптация личности)
Характеризуя экстравертов, часто говорят об их высокой социальной адаптированности; соответственно при характеристике интровертов указывают на их низкую способность и степень социальной адаптации. К подобным заключениям следует относиться с осторожностью. По крайней мере, следует понимать, что они справедливы, если понятие «социальная адаптация» используется в упрощенном смысле — как аналог или даже синоним общительности, способности к установлению контактов и т.п. Однако заключения о высокой степени социальной адаптации у экстравертов и низкой у интровертов нельзя признать обоснованными и достоверными (тем более в такой категоричной форме), если понятие «социальная адаптация» используется не в упрощенном, а в его глубинном психологическом смысле. При таком понимании социальная адаптация есть постоянный процесс приспособления личности к условиям социальной среды, который, заметим, может идти с разной степенью результативности не только у разных субъектов, но и у одних и тех же субъектов в различных жизненных ситуациях.
Характеризуя экстравертов, часто говорят об их высокой социальной адаптированности; соответственно при характеристике интровертов указывают на их низкую способность и степень социальной адаптации. К подобным заключениям следует относиться с осторожностью. По крайней мере, следует понимать, что они справедливы, если понятие «социальная адаптация» используется в упрощенном смысле — как аналог или даже синоним общительности, способности к установлению контактов и т.п. Однако заключения о высокой степени социальной адаптации у экстравертов и низкой у интровертов нельзя признать обоснованными и достоверными (тем более в такой категоричной форме), если понятие «социальная адаптация» используется не в упрощенном, а в его глубинном психологическом смысле. При таком понимании социальная адаптация есть постоянный процесс приспособления личности к условиям социальной среды, который, заметим, может идти с разной степенью результативности не только у разных субъектов, но и у одних и тех же субъектов в различных жизненных ситуациях.
МЕТОДИКА EPI
Методика EPI (тест Айзенка) диагностирует такие личностные особенности, как экстраверсия, интроверсия и эмоциональная стабильность. Мы относим этот тест к серьезным и надежным методикам. Многолетний опыт его применения в психодиагностике позволяет говорить о его высокой информативности и практической полезности.
Данную методику целесообразно включать в батарею методов психодиагностики личности учащегося при системной организации деятельности психологической службы образовательного учреждения. Определение типологии по шкале «экставерсия-интроверсия», а также эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизм) важно, так как это дает возможность педагогу учитывать указанные индивидуально-психологические особенности учащихся в процессе педагогического общения, при выборе методов обучения, в проектировании учебной деятельности, в анализе и прогнозировании поведения и межличностного общения учащихся.
Методика EPI (тест Айзенка) диагностирует такие личностные особенности, как экстраверсия, интроверсия и эмоциональная стабильность. Мы относим этот тест к серьезным и надежным методикам. Многолетний опыт его применения в психодиагностике позволяет говорить о его высокой информативности и практической полезности.
Данную методику целесообразно включать в батарею методов психодиагностики личности учащегося при системной организации деятельности психологической службы образовательного учреждения. Определение типологии по шкале «экставерсия-интроверсия», а также эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизм) важно, так как это дает возможность педагогу учитывать указанные индивидуально-психологические особенности учащихся в процессе педагогического общения, при выборе методов обучения, в проектировании учебной деятельности, в анализе и прогнозировании поведения и межличностного общения учащихся.
ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
(Методика В. Смекала и М. Кучера)
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала— Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала — Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.
Назначение исследования — определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие) направленности человека.
Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
(Методика В. Смекала и М. Кучера)
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала— Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала — Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.
Назначение исследования — определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие) направленности человека.
Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
(опросник Казанцевой Г. Н.)
Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
(опросник Казанцевой Г. Н.)
Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ РАНЖИРОВАНИЯ
На бланке (форма 1) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке (N) испытуемый ранжирует эти качества по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке (Л^) ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (), которая возводится в квадрат (d2). Далее подсчитывается сумма квадратов (сумма d2) и по формуле
определяется коэффициент корреляции.
На бланке (форма 1) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке (N) испытуемый ранжирует эти качества по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке (Л^) ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (), которая возводится в квадрат (d2). Далее подсчитывается сумма квадратов (сумма d2) и по формуле
определяется коэффициент корреляции.