ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ И ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ
Исследования гипнотической податливости говорят о том, что чем более интеллектуальна данная личность, тем выше ее гипнотическая податливость. Такую зависимость однако не удалось доказать. Если она существует то состоит скорее в том, что интеллектуальность связана со способностью к концентрации (Spiegel, Spiegel, 1987; Weitzenhoffer, 1989).
Способ подхода необходимо подстроить к способности понимать человека. В отдельных случаях большим вызовом, чем само введение в гипноз, может стать подбор целей и методов, учитывающих возможности данного человека.
Исследования гипнотической податливости говорят о том, что чем более интеллектуальна данная личность, тем выше ее гипнотическая податливость. Такую зависимость однако не удалось доказать. Если она существует то состоит скорее в том, что интеллектуальность связана со способностью к концентрации (Spiegel, Spiegel, 1987; Weitzenhoffer, 1989).
Способ подхода необходимо подстроить к способности понимать человека. В отдельных случаях большим вызовом, чем само введение в гипноз, может стать подбор целей и методов, учитывающих возможности данного человека.
ВОЗРАСТ И ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ
Повсеместно считается, что дети, особенно в возрасте 7-9 лет, из-за активного воображения и готовности выполнять всяческие поручения, более всего податливы гипнозу. Однако некоторые исследователи это отрицают, утверждая, что более низкая способность концентрации у детей и более слабые потенциальные резервы ограничивают их способность входить в гипноз.
Самой сильной преградой в использовании гипноза для детей, считается их большая активность. Взрослые во время гипноза, обычно ведут себя спокойно, дети же часто не в состоянии усидеть, даже несмотря на значительную вовлеченность в контакт с терапевтом. В случае ясно, сформулированных ожиданий, о том как должен выглядеть и вести себя клиент в состоянии гипноза, витальность ребенка, может восприниматься как отсутствие податли-вости гипнотическим процедурам.
Требование от ребенка прекращения активности (что называется "каталепсией"), как доказательства вхождения в гипноз, должно было бы иметь характер приказа, однако каталепсия абсолютно не является необходимым условием для достижения желаемого результата. Дети могут отлично реагировать на соответствующее поведение терапевта, что зачастую и происходит (Kohen, Olness, Gardner, 1988).
При оценке податливости гипнозу, возраст не должен быть существенным критерием. Это лишь фактор, влияющий на выбор, соответствующих методов индукции и их применения, поскольку в каждом случае необходимо использовать процедуры, учитывающие уровень зрелости и опытности клиента а не его возраст (Morgan, Hilgard, 1973).
Повсеместно считается, что дети, особенно в возрасте 7-9 лет, из-за активного воображения и готовности выполнять всяческие поручения, более всего податливы гипнозу. Однако некоторые исследователи это отрицают, утверждая, что более низкая способность концентрации у детей и более слабые потенциальные резервы ограничивают их способность входить в гипноз.
Самой сильной преградой в использовании гипноза для детей, считается их большая активность. Взрослые во время гипноза, обычно ведут себя спокойно, дети же часто не в состоянии усидеть, даже несмотря на значительную вовлеченность в контакт с терапевтом. В случае ясно, сформулированных ожиданий, о том как должен выглядеть и вести себя клиент в состоянии гипноза, витальность ребенка, может восприниматься как отсутствие податли-вости гипнотическим процедурам.
Требование от ребенка прекращения активности (что называется "каталепсией"), как доказательства вхождения в гипноз, должно было бы иметь характер приказа, однако каталепсия абсолютно не является необходимым условием для достижения желаемого результата. Дети могут отлично реагировать на соответствующее поведение терапевта, что зачастую и происходит (Kohen, Olness, Gardner, 1988).
При оценке податливости гипнозу, возраст не должен быть существенным критерием. Это лишь фактор, влияющий на выбор, соответствующих методов индукции и их применения, поскольку в каждом случае необходимо использовать процедуры, учитывающие уровень зрелости и опытности клиента а не его возраст (Morgan, Hilgard, 1973).
ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОДАТЛИВОСТЬ
Многие исследователи считают, что податливость гипнозу является чертой личности, подобной на другие ее черты. Они однако не могут установить, рождается ли человек с биологической структурой, ответственной за высокую или низкую гипнотическую податливость (или ее отсутствие), или же это черта, приобретаемая в процессе социализации. Независимо от ответа, в этой концепции принимается существование предрасположенности к гипнозу, состоянием относительно неизменным во времени. Другими словами, некто не реагирующий на формальные процедуры индукции, признается личностью с отсутствием гипнотической податливости. Дальнейшие исследования подтверждают правильность этого вывода: сопротивляемость гипнозу не меняется со временем (в повторяемых попытках индуцировать гипноз у одного и того же человека с помощью тех же самых или подобных техник), как и податливость (Banyai, 1991; Morgan, Johnson, Hilgard, 1974; Piccione, Hilgard, Zimbardo, 1989).
В литературе по этому предмету можно найти дискуссию о других сторонах вопроса гипнотической податливости с описательным характером, то есть не сводящейся лишь к статистическим данным, связанным с реакцией на стандартные процедуры гипнотической индукции. Имеется в виду возраст, интеллект, психическое состояние, самооценка, склонность к фантазии и способности воображения, а также факторы, относящиеся к контакту клиента и терапевта. Каждый из этих вопросов будет рассмотрен как с традиционной перспективы, так и с позиции потребителя.
Многие исследователи считают, что податливость гипнозу является чертой личности, подобной на другие ее черты. Они однако не могут установить, рождается ли человек с биологической структурой, ответственной за высокую или низкую гипнотическую податливость (или ее отсутствие), или же это черта, приобретаемая в процессе социализации. Независимо от ответа, в этой концепции принимается существование предрасположенности к гипнозу, состоянием относительно неизменным во времени. Другими словами, некто не реагирующий на формальные процедуры индукции, признается личностью с отсутствием гипнотической податливости. Дальнейшие исследования подтверждают правильность этого вывода: сопротивляемость гипнозу не меняется со временем (в повторяемых попытках индуцировать гипноз у одного и того же человека с помощью тех же самых или подобных техник), как и податливость (Banyai, 1991; Morgan, Johnson, Hilgard, 1974; Piccione, Hilgard, Zimbardo, 1989).
В литературе по этому предмету можно найти дискуссию о других сторонах вопроса гипнотической податливости с описательным характером, то есть не сводящейся лишь к статистическим данным, связанным с реакцией на стандартные процедуры гипнотической индукции. Имеется в виду возраст, интеллект, психическое состояние, самооценка, склонность к фантазии и способности воображения, а также факторы, относящиеся к контакту клиента и терапевта. Каждый из этих вопросов будет рассмотрен как с традиционной перспективы, так и с позиции потребителя.
ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ
Вопрос о том, кого можно загипнотизировать, все еще остается противоречивым, несмотря на то, что большинство уважаемых специалистов в области гипноза описало его в многочисленных научных публикациях. Исследования посвящают обычно описанию типов личности и другим психологическим характеристикам (например интеллекта), которые благоприятствуют или же отрицательно влияют на гипнотические процедуры. Многочисленные публикации представляют также статистику, уровней гипнотической податливости, с учетом незначительного количества людей, не проявляющих никакой податливости к гипнозу.
Эта проблема была поднята в главе, описывающей ошибочные представления о гипнозе, а именно — при представлении концепции, согласно которой гипнозу поддается определенный тип людей. Данная глава расширяет эту тему; благодаря ей вы должны получить уверенность в том, что клиент с которым вы работаете, действительно способен испытать состояние гипноза.
Вопрос о том, кого можно загипнотизировать, все еще остается противоречивым, несмотря на то, что большинство уважаемых специалистов в области гипноза описало его в многочисленных научных публикациях. Исследования посвящают обычно описанию типов личности и другим психологическим характеристикам (например интеллекта), которые благоприятствуют или же отрицательно влияют на гипнотические процедуры. Многочисленные публикации представляют также статистику, уровней гипнотической податливости, с учетом незначительного количества людей, не проявляющих никакой податливости к гипнозу.
Эта проблема была поднята в главе, описывающей ошибочные представления о гипнозе, а именно — при представлении концепции, согласно которой гипнозу поддается определенный тип людей. Данная глава расширяет эту тему; благодаря ей вы должны получить уверенность в том, что клиент с которым вы работаете, действительно способен испытать состояние гипноза.
ИТОГ
Несмотря на принятую концепцию функционирования | сознания, необходимо учесть, что в нем существует определенная неоднородность. Его составные части имеют различные черты и ! дают собственный вклад в субъективный опыт. Гипноз, как инструмент, необыкновенно полезен из-за его способности использовать возможности, скрытые в психике клиента, и обычно он делает это лучше чем другие методы терапии. Из-за необыкновенной сложности человеческого сознания и неповторимости каждой личности, уважение к внутренней силе и интеграции каждого человека не только желаемо, но и необходимо.
Несмотря на принятую концепцию функционирования | сознания, необходимо учесть, что в нем существует определенная неоднородность. Его составные части имеют различные черты и ! дают собственный вклад в субъективный опыт. Гипноз, как инструмент, необыкновенно полезен из-за его способности использовать возможности, скрытые в психике клиента, и обычно он делает это лучше чем другие методы терапии. Из-за необыкновенной сложности человеческого сознания и неповторимости каждой личности, уважение к внутренней силе и интеграции каждого человека не только желаемо, но и необходимо.
ДВОЙСТВЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ
В последнее время избегают описывать двойственную природу психической активности как "сознательную" и "бессознательную", а характеризуют ее как психические функции, от-носящиеся к различным полушариям мозга. Конечно, оба полушария исполняют многие функции совместно, однако их описывают при помощи различий.
Левое полушарие, в принципе, отвечает за сознание. Его иногда называют "вербальным", поскольку оно отвечает за большинство действий, связанных с речью. Часто его также называют "логическим" полушарием, считается что именно в нем происходят интеллектуальные процессы, понимание и анализ. Его склонность концентрироваться на деталях позволяет видеть — говоря метафорически — скорее деревья нежели лес.
В свою очередь правое полушарие мозга отвечает за бессознательное — его часто называют "молчаливым" или "интуитивным". Считается, что оно управляет интуицией и творческими способностями данного человека. Существует также убеждение о его способности оперировать на более символических и холистических уровнях, чем это имеет место в случае с левым полушарием. Таким образом, способность создавать искусство и музыку, а также оценивать их, причисляется к функциям правого полушария. Оно также отвечает за образ мира и собственный образ данного человека, обладая также способностью к обобщению — видя скорее лес нежели деревья (Brown, 1991; Gabel, 1988).
Процесс гипноза при учете специфики обоих полушарий, характеризируется работой левого полушария клиента, при использовании функций правого полушария. Язык, опирающийся на сенсорных ощущениях, описательный и эмоциональный, более доступен правому полушарию, именно он является основой для определения, использованного в названии книги Пола Вацлавика "Язык изменений" (The Language of change, 1978).
В экстремальных условиях сознание может защищать себя от опасности, сенсорной перегрузки и сенсорной изоляции. Бессознательное не является в этом случае значительной опасностью, оно скорее потенциальный приют для внутреннего "я". Когда, например, во-дитель задумается во время управления машиной, бессознательное безопасно управляет ей. Сознание включается лишь в нетипичных ситуациях, требующих внимания. Лучшей защитой для сознания, таким образом является само сознание (Gazzaniga, 1985; Hilgard, 1992).
В последнее время избегают описывать двойственную природу психической активности как "сознательную" и "бессознательную", а характеризуют ее как психические функции, от-носящиеся к различным полушариям мозга. Конечно, оба полушария исполняют многие функции совместно, однако их описывают при помощи различий.
Левое полушарие, в принципе, отвечает за сознание. Его иногда называют "вербальным", поскольку оно отвечает за большинство действий, связанных с речью. Часто его также называют "логическим" полушарием, считается что именно в нем происходят интеллектуальные процессы, понимание и анализ. Его склонность концентрироваться на деталях позволяет видеть — говоря метафорически — скорее деревья нежели лес.
В свою очередь правое полушарие мозга отвечает за бессознательное — его часто называют "молчаливым" или "интуитивным". Считается, что оно управляет интуицией и творческими способностями данного человека. Существует также убеждение о его способности оперировать на более символических и холистических уровнях, чем это имеет место в случае с левым полушарием. Таким образом, способность создавать искусство и музыку, а также оценивать их, причисляется к функциям правого полушария. Оно также отвечает за образ мира и собственный образ данного человека, обладая также способностью к обобщению — видя скорее лес нежели деревья (Brown, 1991; Gabel, 1988).
Процесс гипноза при учете специфики обоих полушарий, характеризируется работой левого полушария клиента, при использовании функций правого полушария. Язык, опирающийся на сенсорных ощущениях, описательный и эмоциональный, более доступен правому полушарию, именно он является основой для определения, использованного в названии книги Пола Вацлавика "Язык изменений" (The Language of change, 1978).
В экстремальных условиях сознание может защищать себя от опасности, сенсорной перегрузки и сенсорной изоляции. Бессознательное не является в этом случае значительной опасностью, оно скорее потенциальный приют для внутреннего "я". Когда, например, во-дитель задумается во время управления машиной, бессознательное безопасно управляет ей. Сознание включается лишь в нетипичных ситуациях, требующих внимания. Лучшей защитой для сознания, таким образом является само сознание (Gazzaniga, 1985; Hilgard, 1992).
ЗАЩИЩАЯ СОЗНАНИЕ
Факт, что информация может обрабатываться без участия сознания, что часто и происходит, является главным фактором, питающим страх перед проникновением разрушительной, вредной информации, идущей от гипнотизера в бессознательное, где она может
причинить вред. Многие люди недооценивают способность сознания защищаться. Любой студент психологии, как и каждый, кто провел хоть немного времени в обществе других людей, учится классическим защитным механизмам, предотвращающим проникновение в сознание нежелательной информации. Это бессознательные механизмы, возникающие из необходимости сохранить высокую самооценку и желание избежать — если это вообще возможно — внутренних конфликтов. Нет сомнений, эти механизмы значимы для гипноза и они демонстрируют, что в определенной области сознание способно себя защищать (Fromm, 1992; Watkins, 1992).
Факт, что информация может обрабатываться без участия сознания, что часто и происходит, является главным фактором, питающим страх перед проникновением разрушительной, вредной информации, идущей от гипнотизера в бессознательное, где она может
причинить вред. Многие люди недооценивают способность сознания защищаться. Любой студент психологии, как и каждый, кто провел хоть немного времени в обществе других людей, учится классическим защитным механизмам, предотвращающим проникновение в сознание нежелательной информации. Это бессознательные механизмы, возникающие из необходимости сохранить высокую самооценку и желание избежать — если это вообще возможно — внутренних конфликтов. Нет сомнений, эти механизмы значимы для гипноза и они демонстрируют, что в определенной области сознание способно себя защищать (Fromm, 1992; Watkins, 1992).
БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА
Факт, что некто не осознает поступление информации, не означает, что он ее не усваивает. Данные, обобщенные на бессознательном уровне, могут быть более или менее значимыми, относительно тех, которые обработало сознание. Когда клиент находится в гипнозе, в его сознание неизбежно будут проскальзывать некоторые мысли. В это время бессознательное может принимать внушение терапевта и реагировать на него (Cheek, Crawford, 1990; Dixon, Brunet, Laurence, 1990).
Бессознательное способно обрабатывать информацию более символически и метафорически чем сознание. В то время как сознание занято рациональным анализом слов, регистрируя последствия их воздействия, бессознательное отвечает за субъективные значения. Именно это решает о многоуровневом характере гипнотической коммуникации. Многоуровневость означает в данном случае возможность обращаться к сознанию клиента, благодаря использованию, соответственно сформулированных и выраженных форм внушения, учитывающих его способ восприятия и ассоциаций, одновременно подавая проблему бессознательному с другой стороны (Hilgard, 1992; Woody, Bowers, Oakman, 1992).
Факт, что некто не осознает поступление информации, не означает, что он ее не усваивает. Данные, обобщенные на бессознательном уровне, могут быть более или менее значимыми, относительно тех, которые обработало сознание. Когда клиент находится в гипнозе, в его сознание неизбежно будут проскальзывать некоторые мысли. В это время бессознательное может принимать внушение терапевта и реагировать на него (Cheek, Crawford, 1990; Dixon, Brunet, Laurence, 1990).
Бессознательное способно обрабатывать информацию более символически и метафорически чем сознание. В то время как сознание занято рациональным анализом слов, регистрируя последствия их воздействия, бессознательное отвечает за субъективные значения. Именно это решает о многоуровневом характере гипнотической коммуникации. Многоуровневость означает в данном случае возможность обращаться к сознанию клиента, благодаря использованию, соответственно сформулированных и выраженных форм внушения, учитывающих его способ восприятия и ассоциаций, одновременно подавая проблему бессознательному с другой стороны (Hilgard, 1992; Woody, Bowers, Oakman, 1992).
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Сознание и бессознательное исполняют различные функции, но существует большое количество объединяющих их факторов. Эта общая часть дает возможность сотрудничать, в то время как различия могут проявляться в образе внутренних конфликтов и раздвоения лич-ности, что часто и имеет место. Обычно сознание определяют как ту часть, которая позволяет осознавать различные вещи; когда вы обращаете внимание на что-либо или что-то замечаете, вы это осознаете. Сознание содержит то, что непосредственно включается вами в сознание, обладая способностью анализировать, понимать и оценивать, что хорошо а, что плохо. Это оно, более или менее рационально оценивает, что реально выполнимо. Таким образом, ограничения, возникающие в вашей жизни, частично создаются вашим сознанием, проводящим критическую оценку опыта. Охватить сознание клиента, с включенным в него критицизмом — основная задача, необходимая для успешного применения более сложных гипнотических явлений (Dixon, Laurence, 1992; Kihlstrom, 1984; Zeig, 1980). Бессознательное в свою очередь является вместилищем всего опыта, полученного в течении жизни. Ваш жизненный опыт, навыки, то как вы реагируете на мир (стремления, мотивации, желания) и автоматические действия в бесчисленных ситуациях обычной жизни — доказательство его успешной работы. Бессознательное, в отличие от сознания, не является жестким, аналитичным, и главное — ограниченным. Оно реагирует на методы контактов, связанные с опытом, оно способно к символической интерпретации и имеет тенденцию к обобщенным оценкам (Brown, 1991; Ornstein, 1991).
Сознание и бессознательное исполняют различные функции, но существует большое количество объединяющих их факторов. Эта общая часть дает возможность сотрудничать, в то время как различия могут проявляться в образе внутренних конфликтов и раздвоения лич-ности, что часто и имеет место. Обычно сознание определяют как ту часть, которая позволяет осознавать различные вещи; когда вы обращаете внимание на что-либо или что-то замечаете, вы это осознаете. Сознание содержит то, что непосредственно включается вами в сознание, обладая способностью анализировать, понимать и оценивать, что хорошо а, что плохо. Это оно, более или менее рационально оценивает, что реально выполнимо. Таким образом, ограничения, возникающие в вашей жизни, частично создаются вашим сознанием, проводящим критическую оценку опыта. Охватить сознание клиента, с включенным в него критицизмом — основная задача, необходимая для успешного применения более сложных гипнотических явлений (Dixon, Laurence, 1992; Kihlstrom, 1984; Zeig, 1980). Бессознательное в свою очередь является вместилищем всего опыта, полученного в течении жизни. Ваш жизненный опыт, навыки, то как вы реагируете на мир (стремления, мотивации, желания) и автоматические действия в бесчисленных ситуациях обычной жизни — доказательство его успешной работы. Бессознательное, в отличие от сознания, не является жестким, аналитичным, и главное — ограниченным. Оно реагирует на методы контактов, связанные с опытом, оно способно к символической интерпретации и имеет тенденцию к обобщенным оценкам (Brown, 1991; Ornstein, 1991).
ВОПРОС СОЗНАНИЯ
Наиболее значимой переменной, определяющей успешность гипнотической коммуникации, является способ, каким сознание и бессознательное реагируют на информацию. Получение информации, до определенной степени, переживается на сознательном уровне, где она обрабатывается способом, типичным для его паттернов, но одновременно в бессознательном она обращается противоположно. В гипнозе внушения намеренно формулируются так, чтобы передать бессознательному клиента определенную информацию, когда его сознание занято чем-то другим. Понимание различий между сознанием и бессознательным имеет непосредст-венную связь с формулировкой успешных формул внушения (Hilgard, 1986; Kihlstrom, 1987; McConkey, 1991).
Наиболее значимой переменной, определяющей успешность гипнотической коммуникации, является способ, каким сознание и бессознательное реагируют на информацию. Получение информации, до определенной степени, переживается на сознательном уровне, где она обрабатывается способом, типичным для его паттернов, но одновременно в бессознательном она обращается противоположно. В гипнозе внушения намеренно формулируются так, чтобы передать бессознательному клиента определенную информацию, когда его сознание занято чем-то другим. Понимание различий между сознанием и бессознательным имеет непосредст-венную связь с формулировкой успешных формул внушения (Hilgard, 1986; Kihlstrom, 1987; McConkey, 1991).
ИТОГ
Нет жестких правил какого типа коммуникация воздействует лучше всего. То что подходит одним, на других вообще не действует. Одни ищут помощи у профессионалов, другие предпочитают просить совета у соседа или друга. Одним нужна точная инструкция поведения, другие стараются найти выход сами. Некоторые лучше реагируют, когда на пути к цели им предстоит бороться с некими преградами (например терапевт с большой очередью ожидающих, может вначале стать источником раздражения для клиента, но когда визит наконец завершится успехом, терапевт будет признан лучшим специалистом, чем является им на самом деле). Другие, в свою очередь, вообще и не подумают принять условия (если визита к терапевту приходиться долго ждать, они обратятся к другому). Некоторым нужны объективные доказательства для всего, с чем они сталкиваются, другие не доверяют научным методам, которые пропагандируются их терапевтами. В ситуации внутреннего смятения некоторые люди становятся доступными для чужих идей и интерпретаций, другие же замыкаются в себе, пытаясь сами решить свои проблемы (даже пользуясь неверной информа-цией).
Терапевт, желающий благотворно воздействовать на клиентов, должен распознать, в какой момент (вопрос не в том произойдет ли это вообще) клиент станет податливым внушению (большинство все таки поддается внушению). Узнать желания клиента и выбрать наиболее приемлемый способ, чтобы войти к нему в доверие, и есть процесс установления контакта, заключение договоренности. Это происходит когда клиент чувствует, что его переживания встречают понимание и эмпатию
Нет жестких правил какого типа коммуникация воздействует лучше всего. То что подходит одним, на других вообще не действует. Одни ищут помощи у профессионалов, другие предпочитают просить совета у соседа или друга. Одним нужна точная инструкция поведения, другие стараются найти выход сами. Некоторые лучше реагируют, когда на пути к цели им предстоит бороться с некими преградами (например терапевт с большой очередью ожидающих, может вначале стать источником раздражения для клиента, но когда визит наконец завершится успехом, терапевт будет признан лучшим специалистом, чем является им на самом деле). Другие, в свою очередь, вообще и не подумают принять условия (если визита к терапевту приходиться долго ждать, они обратятся к другому). Некоторым нужны объективные доказательства для всего, с чем они сталкиваются, другие не доверяют научным методам, которые пропагандируются их терапевтами. В ситуации внутреннего смятения некоторые люди становятся доступными для чужих идей и интерпретаций, другие же замыкаются в себе, пытаясь сами решить свои проблемы (даже пользуясь неверной информа-цией).
Терапевт, желающий благотворно воздействовать на клиентов, должен распознать, в какой момент (вопрос не в том произойдет ли это вообще) клиент станет податливым внушению (большинство все таки поддается внушению). Узнать желания клиента и выбрать наиболее приемлемый способ, чтобы войти к нему в доверие, и есть процесс установления контакта, заключение договоренности. Это происходит когда клиент чувствует, что его переживания встречают понимание и эмпатию
НЕОБХОДИМОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ГАРМОНИИ
Обычно мы стараемся в своей жизни упорядочить хаос и урегулировать противоположности, пропуская противоречивую информацию или интерпретируя ее только когда она будет соответственно упорядочена. Когда мы встречаемся с чем-то новым или двусмысленной ситуацией, мы ощущаем себя неуверенно, и ищем совета у других. Чем лучше полученное объяснение соответствует нашим личным нуждам, тем легче и глубже мы его усваиваем (Festinger, 1957; Sherman, 1988).
Необходимость когнитивной конгруэнтности может проявиться, например, в виде ожидания конкретной пользы от полученной за деньги профессиональной помощи. Инвестируя во что-то деньги, надежду и время, мы отчаянно желаем, что нам это хоть немного оплатится. У нас может возникнуть необходимость оправдать собственные "расходы", обращая поражение в выигрыш, обеспечивая тем самым себе психический комфорт. Необходимость такого типа явно проявляется у людей, покупающих ненужные вещи, единственная ценность которых ограничивается надеждами, в них заложенными.
Если клиент, считает себя безнадежным случаем и очень хочет это доказать, необходимо принять во внимание его ожидания и потребность в когнитивной конгруэнтности. Идеальным примером будет человек, посетивший всех терапевтов в городе и гордящийся собственной неспособностью принять помощь (Schoen, 1993).
Обычно мы стараемся в своей жизни упорядочить хаос и урегулировать противоположности, пропуская противоречивую информацию или интерпретируя ее только когда она будет соответственно упорядочена. Когда мы встречаемся с чем-то новым или двусмысленной ситуацией, мы ощущаем себя неуверенно, и ищем совета у других. Чем лучше полученное объяснение соответствует нашим личным нуждам, тем легче и глубже мы его усваиваем (Festinger, 1957; Sherman, 1988).
Необходимость когнитивной конгруэнтности может проявиться, например, в виде ожидания конкретной пользы от полученной за деньги профессиональной помощи. Инвестируя во что-то деньги, надежду и время, мы отчаянно желаем, что нам это хоть немного оплатится. У нас может возникнуть необходимость оправдать собственные "расходы", обращая поражение в выигрыш, обеспечивая тем самым себе психический комфорт. Необходимость такого типа явно проявляется у людей, покупающих ненужные вещи, единственная ценность которых ограничивается надеждами, в них заложенными.
Если клиент, считает себя безнадежным случаем и очень хочет это доказать, необходимо принять во внимание его ожидания и потребность в когнитивной конгруэнтности. Идеальным примером будет человек, посетивший всех терапевтов в городе и гордящийся собственной неспособностью принять помощь (Schoen, 1993).