Сила дыхания безгранична. Чем более мы собраны в наших сердцах, тем большей силой нас наделит жизнь. Я воспринимаю сердце как центральный пункт балансировки энергии деятельности головы и живота. Я полагаю также, что Дух дыхания стремится к сердцу, как к точке входа и действия в этом мире.
Есть два уровня дыхания: первый — уровень газового обмена (кислород и углекислый газ), второй — энергетический уровень Духа. Эту энергия в Индии называют Прана, в Китае — Ци Чи, в Японии — Ки. Мы можем назвать ее Жизненной силой или Жизненной энергией.
Это Дух Жизни. Хотя мышцы способны перемещать воздух, направляя его внутрь тела и наружу, не мышцы, а сознание должно двигать энергией. При наличии внимания, осознанности, целенаправленности, воли эта энергия может двигаться и действовать внутри нас и через нас. Предлагаемое упражнение требует от вас быть участником жизни, активно вовлеченным в ее движение.
Приступая к упражнению, своей мыслью пошлите дыхание в центр вашей груди. Ощутите расширение вверх и вниз, к груди и к спине, к обоим бокам. Втяните воздух не спеша. Пошлите дыхание в область сердца. Откройтесь и расширьтесь, и пусть по вашему желанию энергия вливается в вас. Впустите в себя этот энергизированный вдох, сознательно наполняясь энергией жизни.
Есть два уровня дыхания: первый — уровень газового обмена (кислород и углекислый газ), второй — энергетический уровень Духа. Эту энергия в Индии называют Прана, в Китае — Ци Чи, в Японии — Ки. Мы можем назвать ее Жизненной силой или Жизненной энергией.
Это Дух Жизни. Хотя мышцы способны перемещать воздух, направляя его внутрь тела и наружу, не мышцы, а сознание должно двигать энергией. При наличии внимания, осознанности, целенаправленности, воли эта энергия может двигаться и действовать внутри нас и через нас. Предлагаемое упражнение требует от вас быть участником жизни, активно вовлеченным в ее движение.
Приступая к упражнению, своей мыслью пошлите дыхание в центр вашей груди. Ощутите расширение вверх и вниз, к груди и к спине, к обоим бокам. Втяните воздух не спеша. Пошлите дыхание в область сердца. Откройтесь и расширьтесь, и пусть по вашему желанию энергия вливается в вас. Впустите в себя этот энергизированный вдох, сознательно наполняясь энергией жизни.
Релаксация — прямой путь к совершенству. Способность расслабляться и отпускать относится к наиболее важным. Все мы можем до определенной степени расслабляться. У всех нас до определенной степени развито чувство релаксации, и все мы можем достичь большого прогресса в этом. Задайте себе вопросы: насколько мне удается расслабляться, как быстро я могу отпускать напряжение? Насколько глубока моя релаксация: при каких обстоятельствах и в каких ситуациях я могу расслабляться и отпускать. Насколько мне удается погрузиться? Могу ли я по своему желанию снять напряжение?
Одним из наиболее сильных эффектов работы является фактор высвобождения. Каждый выдох — это возможность высвобождения и доверия, расслабления и высвобождения. Начните развивать эту возможность дыхания, сознательно связав с высвобождением мускульного напряжения. Научитесь резко отпускать выдох, мгновенно как бы порвав нить, на которой был «подвешен» груз вашего дыхания. Попрактикуйтесь в отпускании выдоха в ассоциации со вздохом облегчения. При этом, однако, не форсируйте его: пусть гравитация, эластичность ваших мышц и атмосферное давление произведут его (выдох) за вас.
Одним из наиболее сильных эффектов работы является фактор высвобождения. Каждый выдох — это возможность высвобождения и доверия, расслабления и высвобождения. Начните развивать эту возможность дыхания, сознательно связав с высвобождением мускульного напряжения. Научитесь резко отпускать выдох, мгновенно как бы порвав нить, на которой был «подвешен» груз вашего дыхания. Попрактикуйтесь в отпускании выдоха в ассоциации со вздохом облегчения. При этом, однако, не форсируйте его: пусть гравитация, эластичность ваших мышц и атмосферное давление произведут его (выдох) за вас.
Это первое умение на пути к дыхательному мастерству, первый очень древний метод, применяемый всеми школами буддизма. Он состоит в том, что вы легко и сосредоточенно останавливаете свое внимание на собственном дыхании.
Ключом к этому умению является осознанность. В формуле трансформации она называется «фактором сознательности». Чтобы извлечь максимум возможного из применения любой дыхательной техники, необходимо практиковать медитативную осознанность. В буддийской традиции она известна как инсайт, проникновение в суть, озарение или «Виппасана». Медитация требует успокоения ума и фокусировки внимания на нашем внутреннем мире, ее путь — путь созерцания внутренних ощущений, мыслей и чувств.
Это процесс развития ощущений внутреннего мира. Начните с отслеживания дыхания. Не вмешивайтесь в него. Пусть оно движется само по себе, вы же будете лишь пассивным наблюдателем. Очень внимательно отследите каждый вдох, прочувствуйте каждый выдох. Попробуйте воспринять тонкие ощущения, вызываемые потоком дыхания, обратите внимание на то, как воздух проходит у кончиков ноздрей или между губами. Воспримите ощущения движения в груди, возникающие при каждом вдохе и выдохе. Отследите дыхание от начала вдоха до конца выдоха. Если ваше сознание отвлеклось, просто сконцентрируйте внимание на следующем вдохе или выдохе.
Ключом к этому умению является осознанность. В формуле трансформации она называется «фактором сознательности». Чтобы извлечь максимум возможного из применения любой дыхательной техники, необходимо практиковать медитативную осознанность. В буддийской традиции она известна как инсайт, проникновение в суть, озарение или «Виппасана». Медитация требует успокоения ума и фокусировки внимания на нашем внутреннем мире, ее путь — путь созерцания внутренних ощущений, мыслей и чувств.
Это процесс развития ощущений внутреннего мира. Начните с отслеживания дыхания. Не вмешивайтесь в него. Пусть оно движется само по себе, вы же будете лишь пассивным наблюдателем. Очень внимательно отследите каждый вдох, прочувствуйте каждый выдох. Попробуйте воспринять тонкие ощущения, вызываемые потоком дыхания, обратите внимание на то, как воздух проходит у кончиков ноздрей или между губами. Воспримите ощущения движения в груди, возникающие при каждом вдохе и выдохе. Отследите дыхание от начала вдоха до конца выдоха. Если ваше сознание отвлеклось, просто сконцентрируйте внимание на следующем вдохе или выдохе.
Характеризуя связное дыхание, мы познакомились с четырьмя классами дыхания. Но дыхательные приемы, которые применяются инструкторами Свободного Дыхания, на этом не закончились. Свободное Дыхание является свободным еще и потому, что обеспечивает большой выбор приемов, методов, паттернов дыхания. Чтобы вы лучше представляли этот выбор, мы познакомим вас с приемами дыхания, способами рефлексии дыхания, которые предлагает Ден Бруле, руководитель Центра энергодыхания из Нью-Бедфорда, а также многими техниками, которыми мы овладели на различных профессиональных тренингах.
Как только дыхание делается осознанным и может функционировать свободно и полно, оно становится силой и средством исцеления, урегулирования и оживления всех других систем и уровней.
Когда дыхание совершается легко и свободно, когда оно обладает силой и гибкостью и способно творить чудеса. Только дыхание усиливает нашу способность испытывать удовольствие, получать любовь, справляться с напряженностью, добиваться хороших результатов.
Для вашего развития, роста и знаний важны как наиболее легкие дыхательные упражнения, так и те, для которых требуется значительная практика
Как только дыхание делается осознанным и может функционировать свободно и полно, оно становится силой и средством исцеления, урегулирования и оживления всех других систем и уровней.
Когда дыхание совершается легко и свободно, когда оно обладает силой и гибкостью и способно творить чудеса. Только дыхание усиливает нашу способность испытывать удовольствие, получать любовь, справляться с напряженностью, добиваться хороших результатов.
Для вашего развития, роста и знаний важны как наиболее легкие дыхательные упражнения, так и те, для которых требуется значительная практика
Подготовка к упражнению
Ваш опыт осознания может быть подразделен на три зоны: внешний мир, внутренний мир вашего тела и мир ваших мыслей и фантазий.
Выберите партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди своим осознанием внешнего мира. Начинайте предложение словами «Сейчас я осознаю, что...» и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном осознании ощущений, возникающих в результате воздействия предметов внешнего мира, например, гудения кондиционера, запаха косметики и т. п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внешнего мира в течение одной или двух минут. Старайтесь избегать интерпретации или оценивания, оставайтесь в контакте исключительно с чем-то одним, оставайтесь в контакте исключительно со своим осознанием внешнего мира.
Теперь обратите внимание на стимулы внутри вас. Начинайте предложение словами «Сейчас я осознаю...» и заканчивайте его сообщением о своем осознании внутренних ощущений, таких, например, как напряженность в животе, сухость во рту, зуд в руке и т. п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внутренней зоны около минуты. Затем переключитесь и слушайте, как партнер делится своим осознаванием внутренней зоны.
Ваш опыт осознания может быть подразделен на три зоны: внешний мир, внутренний мир вашего тела и мир ваших мыслей и фантазий.
Выберите партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди своим осознанием внешнего мира. Начинайте предложение словами «Сейчас я осознаю, что...» и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном осознании ощущений, возникающих в результате воздействия предметов внешнего мира, например, гудения кондиционера, запаха косметики и т. п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внешнего мира в течение одной или двух минут. Старайтесь избегать интерпретации или оценивания, оставайтесь в контакте исключительно с чем-то одним, оставайтесь в контакте исключительно со своим осознанием внешнего мира.
Теперь обратите внимание на стимулы внутри вас. Начинайте предложение словами «Сейчас я осознаю...» и заканчивайте его сообщением о своем осознании внутренних ощущений, таких, например, как напряженность в животе, сухость во рту, зуд в руке и т. п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внутренней зоны около минуты. Затем переключитесь и слушайте, как партнер делится своим осознаванием внутренней зоны.
Ведущий предлагает участникам тренинга принять освоенную позу для медитации, проконтролировать состояние мышц, избавиться от излишнего напряжения, закрыть глаза, расслабиться.
Затем он диктует участникам тренинга следующий текст медитации.
«Почувствуйте свое тело. Пройдите мысленным взором по всем его органам и частям. Представьте себе, как раскрывается ваша верхняя чакра, сахасрара, и через нее входит поток энергии, поток бело-золотистого света. Он входит и заполняет все ваше тело. И оно начинает светиться изнутри. Перенесите свое внимание на область сердца и найдите в сердце небольшую фиолетовую точку. Внимательно рассмотрите эту точку и почувствуйте ее свечение и пульсацию. Почувствуйте, как эта точка начинает расширяться и заполняет собой все сердце. Она продолжает расширяться и заполняет собой все тело. Почувствуйте это. Фиолетовый цвет увеличивается и растет. Он выходит за пределы вашего тела, и вы расширяетесь вместе с ним. Вы заполняете собой всю комнату. Этот свет продолжает расширяться и заполняет весь город, почувствуйте это. Он продолжает расширяться, и вы чувствуете, что он занимает всю планету, все страны, все города. Вся планета светится, вся она фиолетовая. Свет продолжает расширяться, и вы вместе с ним выходите в Космос... Почувствуйте свою связь, единство с ним. Вы начинаете понимать, что Законы Космоса — это ваши законы, что нет разницы между внутренним и внешним, почувствуйте единство со всем, что есть в Космосе, со всеми людьми, близкими и незнакомыми. Почувствуйте, что основной закон Космоса — Любовь... А сейчас вы осторожно и медленно возвращаетесь в «здесь и сейчас». Сделайте несколько плавных вдохов и выдохов и, когда будете готовы, откройте глаза».
Затем он диктует участникам тренинга следующий текст медитации.
«Почувствуйте свое тело. Пройдите мысленным взором по всем его органам и частям. Представьте себе, как раскрывается ваша верхняя чакра, сахасрара, и через нее входит поток энергии, поток бело-золотистого света. Он входит и заполняет все ваше тело. И оно начинает светиться изнутри. Перенесите свое внимание на область сердца и найдите в сердце небольшую фиолетовую точку. Внимательно рассмотрите эту точку и почувствуйте ее свечение и пульсацию. Почувствуйте, как эта точка начинает расширяться и заполняет собой все сердце. Она продолжает расширяться и заполняет собой все тело. Почувствуйте это. Фиолетовый цвет увеличивается и растет. Он выходит за пределы вашего тела, и вы расширяетесь вместе с ним. Вы заполняете собой всю комнату. Этот свет продолжает расширяться и заполняет весь город, почувствуйте это. Он продолжает расширяться, и вы чувствуете, что он занимает всю планету, все страны, все города. Вся планета светится, вся она фиолетовая. Свет продолжает расширяться, и вы вместе с ним выходите в Космос... Почувствуйте свою связь, единство с ним. Вы начинаете понимать, что Законы Космоса — это ваши законы, что нет разницы между внутренним и внешним, почувствуйте единство со всем, что есть в Космосе, со всеми людьми, близкими и незнакомыми. Почувствуйте, что основной закон Космоса — Любовь... А сейчас вы осторожно и медленно возвращаетесь в «здесь и сейчас». Сделайте несколько плавных вдохов и выдохов и, когда будете готовы, откройте глаза».
Место
Важно свести к минимуму внешние помехи, отвлекающие внимание. Поэтому желательно медитировать в относительно изолированном от шума, спокойном месте.
Время
Медитацией можно заниматься в любое удобное время, но не раньше, чем через 2 часа после еды, особенно если она была обильной, поскольку процессы пищеварения помешают вам оставаться расслабленным во время медитации и в то же время не впасть в дремоту.
Метод
Выбор метода медитации определяется индивидуальными особенностями занимающегося. Различия между людьми бывают велики во всех отношениях. Опыт показывает, что одним подходит концентрация на предмете или символе, другим — на звуке, третьим — на дыхании и т. д.
Важно свести к минимуму внешние помехи, отвлекающие внимание. Поэтому желательно медитировать в относительно изолированном от шума, спокойном месте.
Время
Медитацией можно заниматься в любое удобное время, но не раньше, чем через 2 часа после еды, особенно если она была обильной, поскольку процессы пищеварения помешают вам оставаться расслабленным во время медитации и в то же время не впасть в дремоту.
Метод
Выбор метода медитации определяется индивидуальными особенностями занимающегося. Различия между людьми бывают велики во всех отношениях. Опыт показывает, что одним подходит концентрация на предмете или символе, другим — на звуке, третьим — на дыхании и т. д.
Прежде чем приступить к изложению остальных психотехнологий, использующих расширенные состояния сознания при работе с клиентами, остановимся на описании некоторых медитаций и способов тренировки осознания. «Медитация» — термин, употребляемый на Западе и в России во многих смыслах, часто ошибочно. В йогической терминологии медитация — это весьма продвинутая практика, когда в сознании медитирующего остается только одна мысль, объект медитации. Медитация в нашем понимании — это тот уровень фокусировки осознания, когда существует единение ума и объекта. Любая медитация предполагает концентрацию внимания, его фиксацию на внутреннем или внешнем объекте. Есть два аспекта такой концентрации: отвлечение внимания от мешающих объектов и фокусирование этого обретенного внимания на одном объекте в данный момент.
Определенное развитие навыков самоуглубления является необходимой предпосылкой практики концентрации. Если все пять чувств активны, это может быть похоже на сидение за столом, на котором стоят пять телефонов и все непрерывно звонят. Внешние чувства приносят мысли, а они, в свою очередь, ведут к бесконечным потокам воспоминаний и размышлений.
Определенное развитие навыков самоуглубления является необходимой предпосылкой практики концентрации. Если все пять чувств активны, это может быть похоже на сидение за столом, на котором стоят пять телефонов и все непрерывно звонят. Внешние чувства приносят мысли, а они, в свою очередь, ведут к бесконечным потокам воспоминаний и размышлений.
На семинарах по Свободному Дыханию участники часто спрашивают, почему нет еще ни одного просветленного в рядах тренеров и инструкторов, преподающих и практикующих пять элементов?
Часто в расширенных состояниях сознания люди испытывают то состояние, которое можно, в терминологии Ф. Перлза, обозначить как мини-саттори. На самом деле почти все участники семинаров испытывают состояние удивительной внутренней целостности и мира со всем существующим, живым и неживым.
Главная проблема не в том, испытывают ли люди состояние просветленности, а в том, чтобы удержаться, пребывать в этом состоянии, интегрировать его в жизнь. Быстрыми темпами расширяется движение Свободного Дыхания у нас в стране. Уже в каждом крупном городе имеются центры Свободного Дыхания. Что привлекает людей к изучению этой техники? В первую очередь то, что Свободное Дыхание помогает им:
Часто в расширенных состояниях сознания люди испытывают то состояние, которое можно, в терминологии Ф. Перлза, обозначить как мини-саттори. На самом деле почти все участники семинаров испытывают состояние удивительной внутренней целостности и мира со всем существующим, живым и неживым.
Главная проблема не в том, испытывают ли люди состояние просветленности, а в том, чтобы удержаться, пребывать в этом состоянии, интегрировать его в жизнь. Быстрыми темпами расширяется движение Свободного Дыхания у нас в стране. Уже в каждом крупном городе имеются центры Свободного Дыхания. Что привлекает людей к изучению этой техники? В первую очередь то, что Свободное Дыхание помогает им:
Активное доверие
Последняя фраза предыдущего пункта — «Творите и меняйтесь» — относится не только к гибкости контекста, свободе выбора отношения. Она относится ко всем четырем принципам. Творите и меняйтесь, потому что идеальных рецептов жизни просто не существует. Люди на протяжении всей истории человечества искали этот рецепт, создавали системы и мировоззрения, но все они либо не работали, либо работали очень ограниченно (например, эзотерические духовные практики), либо приводили совсем не к тем результатам (например, коммунистический эксперимент). Более того, такой рецепт просто невозможен. Жизнь по природе своей несовершенна. Она не может быть закончена, не может достичь точки, в которой все уже произошло и достигнуто. Жизнь — это постоянное несовершенство, постоянное изменение, постоянное становление.
Рецептов нет. Есть сама жизнь, которую вы проживаете. И у каждого из нас есть выбор, как ее прожить. Активное доверие означает применение предыдущих четырех принципов к самому потоку жизни. Расслабление — как доверие жизни, дыхание вместе с жизнью, внимание к изменчивому и многообразному лику жизни, гибкость, способность меняться вместе с жизнью.
Последняя фраза предыдущего пункта — «Творите и меняйтесь» — относится не только к гибкости контекста, свободе выбора отношения. Она относится ко всем четырем принципам. Творите и меняйтесь, потому что идеальных рецептов жизни просто не существует. Люди на протяжении всей истории человечества искали этот рецепт, создавали системы и мировоззрения, но все они либо не работали, либо работали очень ограниченно (например, эзотерические духовные практики), либо приводили совсем не к тем результатам (например, коммунистический эксперимент). Более того, такой рецепт просто невозможен. Жизнь по природе своей несовершенна. Она не может быть закончена, не может достичь точки, в которой все уже произошло и достигнуто. Жизнь — это постоянное несовершенство, постоянное изменение, постоянное становление.
Рецептов нет. Есть сама жизнь, которую вы проживаете. И у каждого из нас есть выбор, как ее прожить. Активное доверие означает применение предыдущих четырех принципов к самому потоку жизни. Расслабление — как доверие жизни, дыхание вместе с жизнью, внимание к изменчивому и многообразному лику жизни, гибкость, способность меняться вместе с жизнью.
Особое значение для эффективного прохождения процесса Свободного Дыхания имеет соблюдение пяти его элементов. По сути, каждый элемент — это определенный навык, и человека можно научить самостоятельно его вырабатывать.
Пять элементов Свободного Дыхания — составляющие единого процесса, которые являются инструментами достижения его максимальной эффективности и полноты. Каждый элемент — это умение, в котором можно неограниченно совершенствоваться. Рассмотрим последовательно все эти элементы:
• полное расслабление;
• связное дыхание;
• объемное внимание;
• гибкость контекста;
• активное доверие.
Пять элементов Свободного Дыхания — составляющие единого процесса, которые являются инструментами достижения его максимальной эффективности и полноты. Каждый элемент — это умение, в котором можно неограниченно совершенствоваться. Рассмотрим последовательно все эти элементы:
• полное расслабление;
• связное дыхание;
• объемное внимание;
• гибкость контекста;
• активное доверие.
Психодуховный кризис является особым этапом в развитии личности, когда инициируется процесс объединения внутренних подсистем материального, социального и духовного «Я» в единое целостное пространство, наступает время переоценки всех ценностей, и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни и основные экзистенции.
Еще в начале 1990-х годов мы рассматривали психическое пространство как систему, с одной стороны, ограниченную индивидуальным «Я» и физическими структурами тела, с другой — открытую опыту всего человечества и духовным реалиям бытия. Во время психодуховного кризиса начинается процесс трансценденции индивидуальных ограничений и перехода на более целостный уровень существования.
Этот процесс отражен во многих духовных направлениях человечества и является неотъемлемой частью личностного развития. Но чтобы изначально четко ограничить предмет нашего обсуждения, мы хотим описать наше понимание психодуховного кризиса.
Анализ слов «псюхе» и «дух» уже показывает нам правильный вектор размышлений над предметом нашей книги и одновременно на уровне словесно-логического разворачивания ставит в некоторый тупик.
Еще в начале 1990-х годов мы рассматривали психическое пространство как систему, с одной стороны, ограниченную индивидуальным «Я» и физическими структурами тела, с другой — открытую опыту всего человечества и духовным реалиям бытия. Во время психодуховного кризиса начинается процесс трансценденции индивидуальных ограничений и перехода на более целостный уровень существования.
Этот процесс отражен во многих духовных направлениях человечества и является неотъемлемой частью личностного развития. Но чтобы изначально четко ограничить предмет нашего обсуждения, мы хотим описать наше понимание психодуховного кризиса.
Анализ слов «псюхе» и «дух» уже показывает нам правильный вектор размышлений над предметом нашей книги и одновременно на уровне словесно-логического разворачивания ставит в некоторый тупик.