Некоторые люди называют этот танец кружащейся медитацией. В настоящее время она используется в основном в суфийских школах, хотя имеет намного более древнее происхождение, чем школы эзотерического ислама.
Любая молитва, магическое и мистическое действо сопровождались кружением — уподоблением движению небесных светил.
Многие ритуальные танцы проводятся в круге или сопровождаются движением по кругу (танцы горцев, русские хороводы и др.)
Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения.
Любая молитва, магическое и мистическое действо сопровождались кружением — уподоблением движению небесных светил.
Многие ритуальные танцы проводятся в круге или сопровождаются движением по кругу (танцы горцев, русские хороводы и др.)
Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения.
Основная предпосылка континуума состоит в том, что движение — это нечто большее, чем то, что мы делаем. То, что мы называем «телом», является творческим потоком, выражающим самого себя. Именно этому творческому потоку мы должны уделять свое внимание.
Мы исследуем человеческое существо, которое на клеточном и нервно-мускульном уровне связано со всем существующим. Это обеспечивает то богатство и глубину, которые выходят далеко за пределы наших культурных моделей.
Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внутренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выражения, и есть континуум.
Эмили Конрад-Да Оуд, основательница континуума, родилась и выросла в Нью-Йорке, где изучала балет и народные танцы. Вначале на нее оказали влияние Севвилла Форд, Катерина Дунхам и Перл Примус. Пять лет она проработала как хореограф в фольклорной группе на Гаити, реализуя свои интересы к древним танцам. Ее любовь к примитивным движениям помогла открыть сущностные, первичные движения, общие для всех форм жизни, лежащие под всеми культурными влияниями. В 1967 г. Эми начала обучать процессу первичного движения, названному континуумом.
Мы исследуем человеческое существо, которое на клеточном и нервно-мускульном уровне связано со всем существующим. Это обеспечивает то богатство и глубину, которые выходят далеко за пределы наших культурных моделей.
Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внутренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выражения, и есть континуум.
Эмили Конрад-Да Оуд, основательница континуума, родилась и выросла в Нью-Йорке, где изучала балет и народные танцы. Вначале на нее оказали влияние Севвилла Форд, Катерина Дунхам и Перл Примус. Пять лет она проработала как хореограф в фольклорной группе на Гаити, реализуя свои интересы к древним танцам. Ее любовь к примитивным движениям помогла открыть сущностные, первичные движения, общие для всех форм жизни, лежащие под всеми культурными влияниями. В 1967 г. Эми начала обучать процессу первичного движения, названному континуумом.
Говоря о реинкарнациях, мы затрагиваем тот пласт человеческой ментальности, который трудно оценить адекватно. Во-первых, для многих индологически ориентированных в мировоззренческом плане людей инкарнации являются реальностью и предметом для обсуждения. Во-вторых, для многих ученых само понятие инкарнации вызывает в лучшем случае скептическую усмешку. В-третьих, сама психотехника «Реинкарнационной терапии» достаточно эффективно используется психологами и психотерапевтами трансперсональной ориентации. Мы решили изложить данную психотехнику, опираясь на статью Михаила Бурняшева «Работа с прошлыми воплощениями» в нашем сборнике «Сознание и Дыхание» 1993 г..
Теория
Приступая к освещению достаточно сложной и неоднозначной темы переживаний прошлых воплощений (инкарнаций), хотелось бы сказать, что цель этого раздела состоит не в том, чтобы дать исчерпывающую информацию по данному вопросу. Скорее, это попытка представить некую карту данной области психики и помочь людям, испытавшим подобные состояния, в процессах дыхания или каким-либо другим образом разобраться в них и при желании продолжить свои исследования. Эта информация также будет полезна профессионалам, работающим с людьми в необычных состояниях сознания, которые могут использовать приведенные ниже методики для самоисследования и практической работы.
Теория
Приступая к освещению достаточно сложной и неоднозначной темы переживаний прошлых воплощений (инкарнаций), хотелось бы сказать, что цель этого раздела состоит не в том, чтобы дать исчерпывающую информацию по данному вопросу. Скорее, это попытка представить некую карту данной области психики и помочь людям, испытавшим подобные состояния, в процессах дыхания или каким-либо другим образом разобраться в них и при желании продолжить свои исследования. Эта информация также будет полезна профессионалам, работающим с людьми в необычных состояниях сознания, которые могут использовать приведенные ниже методики для самоисследования и практической работы.
Контекстуальные тренинги — общее обозначение многочисленных семинаров в пространстве интенсивных психотехнологий, имеющих конкретную проблемную направленность и технологическую структуру и использующих измененные состояния сознания как основной способ работы. Эффективно заданный контекст (лекции, беседы, медитации, визуализации, телесно-ориентированные и другие психотехники) влияет на содержание процесса связного дыхания, активируя тот пласт психического, который тем или иным способом задается в контексте (39).
Примерами контекстуальных тренингов могут служить «Изнанка жизни» (глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесно-ориентированных психотехник, особых медитаций, визуализаций, упражнений из психодрамы, процессов дыхания — работа с танато-фобией, канцерофобией, суицидными и депрессивными состояниями на фоне девальвации экзистенциальных ценностей), коммуникативный тренинг «Дыхание любви» (тренинг взаимоотношений на уровнях: «Я» —«Я», «Я» —«Тело», «Я» — «Другой», «Я» —«Родители», «Я» — «Другие», «Я» — «Человечество»), «Кругижизни» (использование реинкарнационной методики для решения личностных и семейных проблем), «Анима-Анимус» (тренинг по глубинной психологии с мужскими и женскими архетипами) и др.
Контекстуальные тренинги позволяют направленно работать с группами людей, имеющими сходные проблемы, и повышают эффективность погружений в расширенные состояния сознания.
В данной книге мы приводим целостные психотехнологии, психотехники, упражнения, которые могут быть использованы в качестве контекстуальных тренингов или включены в их структуры как компоненты.
Примерами контекстуальных тренингов могут служить «Изнанка жизни» (глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесно-ориентированных психотехник, особых медитаций, визуализаций, упражнений из психодрамы, процессов дыхания — работа с танато-фобией, канцерофобией, суицидными и депрессивными состояниями на фоне девальвации экзистенциальных ценностей), коммуникативный тренинг «Дыхание любви» (тренинг взаимоотношений на уровнях: «Я» —«Я», «Я» —«Тело», «Я» — «Другой», «Я» —«Родители», «Я» — «Другие», «Я» — «Человечество»), «Кругижизни» (использование реинкарнационной методики для решения личностных и семейных проблем), «Анима-Анимус» (тренинг по глубинной психологии с мужскими и женскими архетипами) и др.
Контекстуальные тренинги позволяют направленно работать с группами людей, имеющими сходные проблемы, и повышают эффективность погружений в расширенные состояния сознания.
В данной книге мы приводим целостные психотехнологии, психотехники, упражнения, которые могут быть использованы в качестве контекстуальных тренингов или включены в их структуры как компоненты.
Влияние музыки на состояние личности, на продуктивность ее деятельности доказано еще в начале 1980-х годов, когда нами разрабатывались программы функциональной музыки в промышленном производстве (Козлов В. В., Ярославль, 1983). В программу сессий мы дифференцированно подбирали такие музыкальные произведения, которые позволяли актуализировать ту или иную сторону эмоционально-чувственной сферы клиентов. Активная ритмическая (мажорная) музыка стимулировала потребность в сильных эмоциональных реакциях, в активной позиции при коммуникативном взаимодействии участников тренинга. Мягкая, пластичная (минорная) музыка пробуждала позитивно окрашенное переживание трансцендентальной сущности человеческого бытия, усиливала потребность в эмоционально-чувственных коммуникациях.
Для проведения процессов ДМД используется специальное звуковое сопровождение высокого качества, воспроизведенное проигрывателем компакт-дисков. В среднем специально составленные музыкальные программы для психотехнологии ДМД включают непрерывное (без пауз) звучание 1 час 15 минут. Этого, как правило, достаточно для проведения процесса, но ведущий должен иметь дополнительную музыку, пригодную для завершения сессии (4-я стадия) на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени.
В силу того, что музыка является базовым элементом ДМД, к ней существуют определенные требования.
Для проведения процессов ДМД используется специальное звуковое сопровождение высокого качества, воспроизведенное проигрывателем компакт-дисков. В среднем специально составленные музыкальные программы для психотехнологии ДМД включают непрерывное (без пауз) звучание 1 час 15 минут. Этого, как правило, достаточно для проведения процесса, но ведущий должен иметь дополнительную музыку, пригодную для завершения сессии (4-я стадия) на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени.
В силу того, что музыка является базовым элементом ДМД, к ней существуют определенные требования.
1. Групповой тренинг (7 — 35 человек).
2. Групп-лидер должен иметь квалификацию специалиста, имеющего дополнительное образование по интегративной психологии или ученую степень кандидата (доктора наук) под руководством профессора Козлова В. В.
3. В зависимости от количества участников тренинга наличие фа-силитаторов (на 7—10 человек — 1 ассистент), но группа не должна превышать 35 человек.
4. Для прохождения сеанса на каждого участника группы должна быть обеспечена площадь не менее 2 х 2 м.
5. В помещении должно быть достаточное количество мягкого материала (одеял, подушек) для предотвращения физических травм.
6. Специально подобранная музыкальная программа в соответствии со стадиями дыхательного процесса.
7. Музыкально-шумовое оформление процесса должно соответствовать требованиям и стандартам проведения сессий по хо-лотропному дыханию и ТДТ.
8. ДМД не имеет физических и психологических противопоказаний.
9. ДМД является тренингом, ориентированным на развитие творческих возможностей личности и самореализацию.
2. Групп-лидер должен иметь квалификацию специалиста, имеющего дополнительное образование по интегративной психологии или ученую степень кандидата (доктора наук) под руководством профессора Козлова В. В.
3. В зависимости от количества участников тренинга наличие фа-силитаторов (на 7—10 человек — 1 ассистент), но группа не должна превышать 35 человек.
4. Для прохождения сеанса на каждого участника группы должна быть обеспечена площадь не менее 2 х 2 м.
5. В помещении должно быть достаточное количество мягкого материала (одеял, подушек) для предотвращения физических травм.
6. Специально подобранная музыкальная программа в соответствии со стадиями дыхательного процесса.
7. Музыкально-шумовое оформление процесса должно соответствовать требованиям и стандартам проведения сессий по хо-лотропному дыханию и ТДТ.
8. ДМД не имеет физических и психологических противопоказаний.
9. ДМД является тренингом, ориентированным на развитие творческих возможностей личности и самореализацию.
В последние три года в научно-исследовательском и прикладном направлении интегративной психологии прошла апробацию новая психотехнология, которая показала высокую эффективность при работе с клиентами. Психотехнология была названа ДМД (дыхание-музыка-движение) .
Теоретическим обоснованием метода послужили некоторые идеи, которые мы выдвинули в ходе научных экспериментов с расширенными состояниями сознания.
Мы заметили, что наиболее продуктивным и эффективным из расширенных состояний сознания, индуцируемых связным дыханием, являются те, которые имеют нейропсихологические характеристики «быстрого сна». Аналогом данного состояния, очень знакомым каждому человеку, является просоночное состояние, основной характеристикой которого является «присутствие в двух мирах одновременно» — в здесь и сейчас, а также в эмоционально переживаемых образно-ментальных пространствах, которые являются продуктом спонтанной активности самого сознания.
Теоретическим обоснованием метода послужили некоторые идеи, которые мы выдвинули в ходе научных экспериментов с расширенными состояниями сознания.
Мы заметили, что наиболее продуктивным и эффективным из расширенных состояний сознания, индуцируемых связным дыханием, являются те, которые имеют нейропсихологические характеристики «быстрого сна». Аналогом данного состояния, очень знакомым каждому человеку, является просоночное состояние, основной характеристикой которого является «присутствие в двух мирах одновременно» — в здесь и сейчас, а также в эмоционально переживаемых образно-ментальных пространствах, которые являются продуктом спонтанной активности самого сознания.
Вайвейшн можно свести к нескольким предложениям:
1. Найди самое сильное ощущение в своем теле и дыши через него.
2. Заметь самые тонкие изменения.
3. Интегрируй в экстаз.
Использование этих предложений в обучении основам вайвейшн как техники внутренней и внешней работы возможно в двух вариантах — парном и групповом.
1. Найди самое сильное ощущение в своем теле и дыши через него.
2. Заметь самые тонкие изменения.
3. Интегрируй в экстаз.
Использование этих предложений в обучении основам вайвейшн как техники внутренней и внешней работы возможно в двух вариантах — парном и групповом.
Жизнь создана для экстаза. Нирвана и сансхара — одно и то же. Ты свободен и можешь выбрать печаль, страх, несчастье, горе и депрессию... Но также ты можешь прямо сейчас выбрать веселье, радость, счастье и упоение сладостью жизни.
Жизнь, твое тело, твое дыхание, то, что ты видишь, слышишь, обоняешь, чувствуешь прямо сейчас, — это полный и гармоничный океан блаженства.
Ты можешь отгородиться от этого океана и раскрасить мир в черно-белый цвет или даже в черный и можешь плыть по океану блаженства в скорлупе своих ограничений и бурчать внутри: «Бедный я, несчастный, никто меня не любит, судьба мне присылает страдания, черный рок над всеми людьми довлеет, карма у меня такая, такова жизнь и мне влачить ту юдоль...»
Жизнь, твое тело, твое дыхание, то, что ты видишь, слышишь, обоняешь, чувствуешь прямо сейчас, — это полный и гармоничный океан блаженства.
Ты можешь отгородиться от этого океана и раскрасить мир в черно-белый цвет или даже в черный и можешь плыть по океану блаженства в скорлупе своих ограничений и бурчать внутри: «Бедный я, несчастный, никто меня не любит, судьба мне присылает страдания, черный рок над всеми людьми довлеет, карма у меня такая, такова жизнь и мне влачить ту юдоль...»
Пять элементов, выдвинутые в интегративном ребефинге в конце 1970-х годов (Дж. Ленард, Ф. Лаут), — неотъемлемые составляющие элементы процесса связного дыхания:
• циклическое дыхание,
• полное расслабление,
• детальное осознание,
• интеграция в экстаз,
• делайте то, что вы делаете, желания достаточно.
• циклическое дыхание,
• полное расслабление,
• детальное осознание,
• интеграция в экстаз,
• делайте то, что вы делаете, желания достаточно.
Вайвейшн (отлат. vivation, vivo — 'жить'.Вейн — 'полныйжизни', 'обнаруживающий жизнь', 'живой', 'сильный', 'пламенный') — метод, основосоздателем которого является Джим Ленард. В 1979 г. им и Филом Лаутш было введено понятие интеграции и основано движение ин-тегривоного ребефинга. С 1987 г. зарегистрирована торговая марка «vivaion». В ребефинге Л. Орра существовало понятие «высвобождения» и высвобождение подавленного материала считалось целью и дост.точным условием эффективности процесса связного дыхания. По мтению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение (<выпустить тигра из клетки»), но и использование определенных методов работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной :ессии. Поэтому в вайвейшн существует представление о пяти элементах процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно пршти к интеграции.
Штеграция (от лат. integer — 'целый') — понятие, введенное в ре-бефшг Дж. Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связюго дыхания. Интеграция — слияние части с целым. При этом часТ)Ю является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, та-буированное желание и др.). В процессе связного дыхания происходит «сознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение зе энергии к воспринимающей, осознающей личности. Интеграция — это процесс движения к целостности человеческого сознания. По шению Джима Ленарда, это должно приводить к экстатическому восгриятию мира. И сам процесс интеграции экстатичен. Интегриро-вангость — способность к целостному, экстатическому восприятию мир1 здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни (39, 130).
Штеграция (от лат. integer — 'целый') — понятие, введенное в ре-бефшг Дж. Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связюго дыхания. Интеграция — слияние части с целым. При этом часТ)Ю является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, та-буированное желание и др.). В процессе связного дыхания происходит «сознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение зе энергии к воспринимающей, осознающей личности. Интеграция — это процесс движения к целостности человеческого сознания. По шению Джима Ленарда, это должно приводить к экстатическому восгриятию мира. И сам процесс интеграции экстатичен. Интегриро-вангость — способность к целостному, экстатическому восприятию мир1 здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни (39, 130).
Опыт показывает, что холотропное дыхание является наиболее интенсивной психотехнологией среди методов практической психологии, использующих в своей структуре расширенные или другие необьшные состояния сознания. Поэтому мы настоятельно рекомендуем пройти профессиональные тренинги Московского Трансперсонального Института, прежде чем практиковать холотропное дыхание со своими клиентами.
Полный сертификационный курс может быть пройден только под руководством Кристины и Станислава Грофов. Этот курс состоит из 150 часов вводных занятий, которые можно получить у любого сертифицированного специалиста. В России на данный момент такое право и 450 часов базисной сертификационной программы делегировано Грофом В. В. Майкову. Эта программа состоит из 200 часов основных модулей (4 недели), 150 часов модулей по выбору (3 недели) и 100 часов завершающей сертификационной программы (2 недели). Как правило, прохождение всей программы занимает 2 — 3 года.
Более подробную информацию о подготовке специалистов по хо-лотропному дыханию вы можете получить в Московском Трансперсональном институте, который с 1994 года приступил к приему студентов по полной программе.
Вы можете также пройти двухгодичную специализацию по интег-ративной психологии, в структуре которой также предусмотрено овладение теорией и практикой холотропного дыхания.
Полный сертификационный курс может быть пройден только под руководством Кристины и Станислава Грофов. Этот курс состоит из 150 часов вводных занятий, которые можно получить у любого сертифицированного специалиста. В России на данный момент такое право и 450 часов базисной сертификационной программы делегировано Грофом В. В. Майкову. Эта программа состоит из 200 часов основных модулей (4 недели), 150 часов модулей по выбору (3 недели) и 100 часов завершающей сертификационной программы (2 недели). Как правило, прохождение всей программы занимает 2 — 3 года.
Более подробную информацию о подготовке специалистов по хо-лотропному дыханию вы можете получить в Московском Трансперсональном институте, который с 1994 года приступил к приему студентов по полной программе.
Вы можете также пройти двухгодичную специализацию по интег-ративной психологии, в структуре которой также предусмотрено овладение теорией и практикой холотропного дыхания.