Теория теорией, а чтобы применять ее в жизни, нужны минимальные практические навыки. Плюс знание, как это делается. Конечно, можно уподобиться вечно застрявшему в своих абстрактных построениях обитателю позиции с номером три, но… Вам это надо?
Так что давайте учиться вместе. Ясно, что описанная далее технология – это только один из многих возможных вариантов работы. Ее основная цель – научиться пребыванию в каждой из предложенных позиций восприятия. Научиться пользоваться моделью трехпозиционного описания.
Для работы нам понадобится какая-нибудь конфликтная ситуация (спор, ссора, недопонимание) и три стула. Или сиденья. Как вы понимаете, стулья мы назовем довольно банально: "первый", "второй" и "третий". Можно и оригинальнее: "Я", "Другой", "Эксперт". Ситуация наша, как вы уже догадались, будет связана с общением.
Для чего нужны стулья? Они помогут нам лучше отсортировать свои переживания. Буквально, разнести наши роли по пространству. Когда вы садитесь на соответствующий стул, вы буквально ассоциируетесь с нужной позицией восприятия. Вставая, вы оставляете ее на этом стуле – диссоциируетесь. А сами идете к другому. Да-да, будет лучше, если вы буквально будете пересаживаться со стула на стул. Начиная с некоторого момента, этот прием существенно облегчит вам вхождение в роль.
Так что давайте учиться вместе. Ясно, что описанная далее технология – это только один из многих возможных вариантов работы. Ее основная цель – научиться пребыванию в каждой из предложенных позиций восприятия. Научиться пользоваться моделью трехпозиционного описания.
Для работы нам понадобится какая-нибудь конфликтная ситуация (спор, ссора, недопонимание) и три стула. Или сиденья. Как вы понимаете, стулья мы назовем довольно банально: "первый", "второй" и "третий". Можно и оригинальнее: "Я", "Другой", "Эксперт". Ситуация наша, как вы уже догадались, будет связана с общением.
Для чего нужны стулья? Они помогут нам лучше отсортировать свои переживания. Буквально, разнести наши роли по пространству. Когда вы садитесь на соответствующий стул, вы буквально ассоциируетесь с нужной позицией восприятия. Вставая, вы оставляете ее на этом стуле – диссоциируетесь. А сами идете к другому. Да-да, будет лучше, если вы буквально будете пересаживаться со стула на стул. Начиная с некоторого момента, этот прием существенно облегчит вам вхождение в роль.
Даже и не надеюсь, что открыл вам Америку! Каждому из нас за свою жизнь приходилось неоднократно побывать в самых разных ситуациях. В самых разных ролях. Нам часто приходится отстаивать свои интересы, занимая первую позицию. Мы знаем, что такое сочувствие и каково это – быть в шкуре другого. И в такие моменты мы бываем во второй позиции. Когда-то мы занимаем позицию беспристрастного наблюдателя – третью – и просто следим за процессом взаимодействия.
Люди даже придумали соответствующие ярлычки для каждого из этих способов взгляда на мир. И за каждым из них стоит свой психологический портрет. Психологический портрет человека, занимающего данную позицию восприятия. А когда человек застревает в какой-то одной из них, характеристики этой позиции начинают переноситься на него самого. То, что можно говорить про позиции восприятия, теперь говорится про самого человека. В этом случае они формируют его характер и судьбу. Какую? Давайте разбираться.
Привяжем человека к первой позиции восприятия… И вот уже перед нами тот, кого общество привыкло классифицировать, как классического эгоиста. Человек, который всегда и во всем учитывает свои и только свои интересы. Он прекрасно знает, что ему нужно. Он четко сформулирует свою позицию и затруднится пересказать мнение своих соседей. Он не может или не хочет понимать окружающих. Проникнуться их идеями, учесть саму возможность другой точки зрения.
Люди даже придумали соответствующие ярлычки для каждого из этих способов взгляда на мир. И за каждым из них стоит свой психологический портрет. Психологический портрет человека, занимающего данную позицию восприятия. А когда человек застревает в какой-то одной из них, характеристики этой позиции начинают переноситься на него самого. То, что можно говорить про позиции восприятия, теперь говорится про самого человека. В этом случае они формируют его характер и судьбу. Какую? Давайте разбираться.
Привяжем человека к первой позиции восприятия… И вот уже перед нами тот, кого общество привыкло классифицировать, как классического эгоиста. Человек, который всегда и во всем учитывает свои и только свои интересы. Он прекрасно знает, что ему нужно. Он четко сформулирует свою позицию и затруднится пересказать мнение своих соседей. Он не может или не хочет понимать окружающих. Проникнуться их идеями, учесть саму возможность другой точки зрения.
В нашем совершенно трехмерном мире удивительную роль играет цифра три. Толи людям удобно все подгонять под привычные рамки, толи это действительно какая-то магия чисел… Три кита, три богатыря, святая троица, "три девицы под окном", даже "соображают" и то "на троих". Чуть ли не Евклид в свое время успел определить, что треугольник – это самая устойчивая фигура. Так или иначе, но у двоих без третьего работа клеится далеко не всегда.
На улице двое рабочих – один копает ямы, другой их тут же закапывает. Прохожий у них спрашивает:
– Ребята, вы чего же делаете? Не успел первый яму выкопать, как второй ее тут же обратно засыпал!
– Это не второй, это третий. Второй сегодня на работу не вышел – он должен был деревья сажать.
Шутки шутками, а когда НЛПеры стали выяснять, какое требуется количество позиций восприятия для получения полной картины ситуации, выяснилось, что их опять три. И назвали их совершенно неоригинально: первая, вторая и третья. Что это за позиции такие? Что стоит за этими числительными?
Вы с ними уже встречались! Достаточно близкая аналогия: личные местоимения. "Я", "мы" – первое лицо. "Ты", "вы" – второе лицо. "Он", "она", "оно", "они" – третье лицо. Вспомнили? Итак, позиции восприятия.
На улице двое рабочих – один копает ямы, другой их тут же закапывает. Прохожий у них спрашивает:
– Ребята, вы чего же делаете? Не успел первый яму выкопать, как второй ее тут же обратно засыпал!
– Это не второй, это третий. Второй сегодня на работу не вышел – он должен был деревья сажать.
Шутки шутками, а когда НЛПеры стали выяснять, какое требуется количество позиций восприятия для получения полной картины ситуации, выяснилось, что их опять три. И назвали их совершенно неоригинально: первая, вторая и третья. Что это за позиции такие? Что стоит за этими числительными?
Вы с ними уже встречались! Достаточно близкая аналогия: личные местоимения. "Я", "мы" – первое лицо. "Ты", "вы" – второе лицо. "Он", "она", "оно", "они" – третье лицо. Вспомнили? Итак, позиции восприятия.
На уроке русского языка:
– Иванов, как ты думаешь, слово "брюки" единственного или множественного числа?
– Брюки? Сверху – единственного, а снизу – множественного.
Восприятие любого явления зависит от того, с какой стороны на него посмотреть. С какой стороны к нему подойти. Это особенно верно для явлений сложных и неоднозначных – спорных. А вы часто встречали простые? Это только шарик, с какой стороны на него не взгляни, везде круглый.
"Широкое распространение получил специально разработанный "кубик Рубика" для военных – со всех сторон одинакового цвета – защитного. Особой популярностью пользуется усовершенствованная модель для прапорщиков – монолитная, с невращающимися блоками," – новости науки и техники.
Мы уже знаем, что помещенное в разные обстоятельства поведение может квалифицироваться и как уместное, и как неуместное. Знаем и можем использовать это в своих интересах. Ни для кого также не секрет, что одно и то же событие, рассмотренное с разных позиций, может вызывать как позитивные, так и негативные реакции.
– Иванов, как ты думаешь, слово "брюки" единственного или множественного числа?
– Брюки? Сверху – единственного, а снизу – множественного.
Восприятие любого явления зависит от того, с какой стороны на него посмотреть. С какой стороны к нему подойти. Это особенно верно для явлений сложных и неоднозначных – спорных. А вы часто встречали простые? Это только шарик, с какой стороны на него не взгляни, везде круглый.
"Широкое распространение получил специально разработанный "кубик Рубика" для военных – со всех сторон одинакового цвета – защитного. Особой популярностью пользуется усовершенствованная модель для прапорщиков – монолитная, с невращающимися блоками," – новости науки и техники.
Мы уже знаем, что помещенное в разные обстоятельства поведение может квалифицироваться и как уместное, и как неуместное. Знаем и можем использовать это в своих интересах. Ни для кого также не секрет, что одно и то же событие, рассмотренное с разных позиций, может вызывать как позитивные, так и негативные реакции.
Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями этого мира и отстраняйтесь от неугодных вам. В этом вам поможет великий, могучий, правдивый и свободный – родной язык. Когда вы произносите: "Я счастлив! Мне улыбнулась удача! У меня отличное настроение !" – я аплодирую вам. Вы ассоциированы с самым лучшим. Слова действительно очень хорошо связывают самые разные вещи. А иногда, и людей тоже.
– Мне надоело слушать, как ты все время говоришь: "моя машина", "мой телевизор", "мой магнитофон". Раз уж мы поженились, у нас не может быть твоих или моих вещей, а только "наши". Слышишь, муженек, наши!!! Кстати, что ты там ищешь в гардеробе?
– Я ищу наши брюки.
А как диссоциироваться от плохого?
Пятилетняя девочка Оля: "Сегодня Оленька упала и разбила коленку. А сейчас я уже чувствую себя хорошо!"
Действительно, очень помогает именование себя в третьем лице. Это только на первый взгляд кажется непривычным. На самом деле, такие вещи используются достаточно часто. Помните, классическое:
– Мне надоело слушать, как ты все время говоришь: "моя машина", "мой телевизор", "мой магнитофон". Раз уж мы поженились, у нас не может быть твоих или моих вещей, а только "наши". Слышишь, муженек, наши!!! Кстати, что ты там ищешь в гардеробе?
– Я ищу наши брюки.
А как диссоциироваться от плохого?
Пятилетняя девочка Оля: "Сегодня Оленька упала и разбила коленку. А сейчас я уже чувствую себя хорошо!"
Действительно, очень помогает именование себя в третьем лице. Это только на первый взгляд кажется непривычным. На самом деле, такие вещи используются достаточно часто. Помните, классическое:
Между прочим, диссоциация может дать вам информацию в новом ракурсе, а скорее всего – и в новом объеме.
– Ну и чего ты смеешься? Не вижу ничего смешного!
– А ты и не можешь видеть. Ты сидишь на моем хлебе с повидлом.
Порою мы так застреваем в своих переживаниях, что не замечаем, что решения некоторых задач лежит на поверхности. Надо только на нее всплыть – диссоциироваться – и просто хладнокровно взглянуть на задачу со стороны. Попросту говоря, "сбоку виднее".
Банальная ситуация. Муж неожиданно возвращается из командировки. Любовник, спасаясь, вылезает в окно, а спрыгнуть на землю боится. Висит себе на карнизе, час висит, два. Вот уже утро настало. По улице метет дворник:
– Что, висишь?
– Вишу.
– Спрыгнуть боишься?
– Боюсь.
– Ну, виси-виси. Только подними ноги, подмести надо.
– Ну и чего ты смеешься? Не вижу ничего смешного!
– А ты и не можешь видеть. Ты сидишь на моем хлебе с повидлом.
Порою мы так застреваем в своих переживаниях, что не замечаем, что решения некоторых задач лежит на поверхности. Надо только на нее всплыть – диссоциироваться – и просто хладнокровно взглянуть на задачу со стороны. Попросту говоря, "сбоку виднее".
Банальная ситуация. Муж неожиданно возвращается из командировки. Любовник, спасаясь, вылезает в окно, а спрыгнуть на землю боится. Висит себе на карнизе, час висит, два. Вот уже утро настало. По улице метет дворник:
– Что, висишь?
– Вишу.
– Спрыгнуть боишься?
– Боюсь.
– Ну, виси-виси. Только подними ноги, подмести надо.
Полагаю, у вас уже вовсю заработала фантазия, как это можно использовать. Мне остается только описать те способы применения этого чудесного инструмента, которые уже давно применяются всеми НЛПерами. Первое – это работа с воспоминаниями. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе. И то, как он там закодирован, может существенно повлиять на наше настоящее и даже будущее поведение. А может и не повлиять – береженого Бог бережет.
Возле травматологической больницы стоят перебинтованные муж и жена. Садятся в такси и просят шофера:
– Только, пожалуйста, не гоните! А то вчера нам достался такой лихач, что мы попали в аварию. Чтоб ему пусто было!
Таксист радостно оборачивается:
– Ой, это были вы! А я вас не узнал.
Можно, например, поработать с приятными и неприятными воспоминаниями. В жизни всякое бывает, и все это – наш жизненный опыт. Ценнейший, потому что пережитый. Это те уроки, которые щедро раздает наша жизнь. И из этих уроков можно многому научиться. Но что делать с теми событиями, одни воспоминания о которых причиняют нам боль? Не воспитывать же у себя мазохизм!
Возле травматологической больницы стоят перебинтованные муж и жена. Садятся в такси и просят шофера:
– Только, пожалуйста, не гоните! А то вчера нам достался такой лихач, что мы попали в аварию. Чтоб ему пусто было!
Таксист радостно оборачивается:
– Ой, это были вы! А я вас не узнал.
Можно, например, поработать с приятными и неприятными воспоминаниями. В жизни всякое бывает, и все это – наш жизненный опыт. Ценнейший, потому что пережитый. Это те уроки, которые щедро раздает наша жизнь. И из этих уроков можно многому научиться. Но что делать с теми событиями, одни воспоминания о которых причиняют нам боль? Не воспитывать же у себя мазохизм!
Ассоциация – погруженность в переживание, при воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами, воспринимая его всеми органами чувств.
Диссоциация – выход из переживания в состояние наблюдателя за самим собой, рассматривающего и слышащего ситуацию со стороны. При этом отсутствует непосредственное кинестетическое восприятие.
Пьяный падает с третьего этажа. К нему подходит милиционер и спрашивает:
– Что произошло?
– Откуда я знаю? – отвечает тот, отряхиваясь. – Я сам только что сюда попал.
Мы прекрасно умеем регулировать степень своей включенности в переживание. Бывает, мы с головой погружаемся в него, а порой – отстраняемся, словно это происходит не с нами. Мы можем буквально ассоциироваться со своими чувствами, а можем – диссоциироваться, отсоединиться от них. Иногда события буквально захватывают нас и мы несемся в бурном потоке жизни. В других случаях, мы остаемся безучастными наблюдателями на ее берегу.
Диссоциация – выход из переживания в состояние наблюдателя за самим собой, рассматривающего и слышащего ситуацию со стороны. При этом отсутствует непосредственное кинестетическое восприятие.
Словарь НЛП
Пьяный падает с третьего этажа. К нему подходит милиционер и спрашивает:
– Что произошло?
– Откуда я знаю? – отвечает тот, отряхиваясь. – Я сам только что сюда попал.
Мы прекрасно умеем регулировать степень своей включенности в переживание. Бывает, мы с головой погружаемся в него, а порой – отстраняемся, словно это происходит не с нами. Мы можем буквально ассоциироваться со своими чувствами, а можем – диссоциироваться, отсоединиться от них. Иногда события буквально захватывают нас и мы несемся в бурном потоке жизни. В других случаях, мы остаемся безучастными наблюдателями на ее берегу.
В этой главе не было ничего такого, с чем бы вы не встречались в повседневности. Рефрейминги приходится постоянно делать политикам и прочим спорщикам. А как еще перевернуть ситуацию с ног на голову и найти признаки процветания в экономическом кризисе? Как убедить общественное мнение в необходимости войн?
Очень просто – сменить рамочку. Назвать по другому. Обратить внимание на другой аспект. Вы, например, думали о том, что время Мировых Войн – время небывалого роста технического прогресса? А то, что многие прекрасно работающие на вас бытовые мелочи – разработки военных конструкторских бюро?
– Почему экономика не идет в гору?
– Потому что счастье не за горами.
Как выиграть в любой полемике? Как проявить остроумие и оригинальность позиции? Как неожиданно развернуть всю ситуацию? Сменой рамки. Любой анекдот построен на эффекте неожиданности. На самом непривычном ракурсе. На разрыве стереотипов.
Очень просто – сменить рамочку. Назвать по другому. Обратить внимание на другой аспект. Вы, например, думали о том, что время Мировых Войн – время небывалого роста технического прогресса? А то, что многие прекрасно работающие на вас бытовые мелочи – разработки военных конструкторских бюро?
– Почему экономика не идет в гору?
– Потому что счастье не за горами.
Как выиграть в любой полемике? Как проявить остроумие и оригинальность позиции? Как неожиданно развернуть всю ситуацию? Сменой рамки. Любой анекдот построен на эффекте неожиданности. На самом непривычном ракурсе. На разрыве стереотипов.
Рефрейминг контекста – изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: "В каких условиях это было бы подходящей реакцией?"
Рефрейминг содержания – придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания: "Что еще это могло бы значить?"
В одной стране правил хромой, одноглазый и горбатый тиран. Он захотел увековечить свой образ в портрете. Позвали лучших художников государства.
Первый из них представил тирана таким, какой он есть, и был казнен за оскорбление правителя.
Второй нарисовал стройного молодого красавца и сел в темницу за искажение истины.
Третий же изобразил властелина верхом на вздыбленном коне, в профиль (зрячим глазом к публике) и в бурке, за которой спрятался горб. Конечно же он был щедро вознагражден и стал придворным художником.
Рефрейминг содержания – придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания: "Что еще это могло бы значить?"
Словарь НЛП
В одной стране правил хромой, одноглазый и горбатый тиран. Он захотел увековечить свой образ в портрете. Позвали лучших художников государства.
Первый из них представил тирана таким, какой он есть, и был казнен за оскорбление правителя.
Второй нарисовал стройного молодого красавца и сел в темницу за искажение истины.
Третий же изобразил властелина верхом на вздыбленном коне, в профиль (зрячим глазом к публике) и в бурке, за которой спрятался горб. Конечно же он был щедро вознагражден и стал придворным художником.
Рамка – набор контекстов или способов восприятия чего-либо, как, например, рамка результата, рамка раппорта и т.п.
Рамка – это та призма, сквозь которую мы смотрим на окружающий мир. Она преломляет все в том свете, в котором вы закажете. Захотите помучаться, и рамка страдания уже тут как тут. "Ну разве это не ужасно?!" Хватаем эту рамочку и начинаем ее примеривать на все, что происходит вокруг.
Отец пьет водку. Маленький сын подходит, нюхает и морщится:
– Ну и гадость!
– А ты что думал – батька мед пьет?
Я сижу в кресле. Ну разве это не ужасно?! Вместо того, чтобы лежать и плевать в потолок, приходится сидеть в кресле и писать книжку! Вместо того, чтобы пойти подышать свежим воздухом, подвигаться, позаниматься спортом, нужно находиться в замкнутом помещении. Ну разве это не ужасно?!
Словарь НЛП
Рамка – это та призма, сквозь которую мы смотрим на окружающий мир. Она преломляет все в том свете, в котором вы закажете. Захотите помучаться, и рамка страдания уже тут как тут. "Ну разве это не ужасно?!" Хватаем эту рамочку и начинаем ее примеривать на все, что происходит вокруг.
Отец пьет водку. Маленький сын подходит, нюхает и морщится:
– Ну и гадость!
– А ты что думал – батька мед пьет?
Я сижу в кресле. Ну разве это не ужасно?! Вместо того, чтобы лежать и плевать в потолок, приходится сидеть в кресле и писать книжку! Вместо того, чтобы пойти подышать свежим воздухом, подвигаться, позаниматься спортом, нужно находиться в замкнутом помещении. Ну разве это не ужасно?!
Рефрейминг (переработка, переформирование) – изменение рамки (или точки зрения) в отношении утверждения, чтобы придать ему другой смысл. При этом может выйти на первый план вторичная выгода.
Есть в НЛП совершенно чудесный инструмент – это рефрейминг. Что можно перевести как "переобрамление" – "перемена рамки у картины" или же "перемена картины в рамке". Рефрейминг, еще его называют переформированием, позволяет совершенно произвольным образом менять отношение к событиям. Свое и чужое.
Словарь НЛП
Есть в НЛП совершенно чудесный инструмент – это рефрейминг. Что можно перевести как "переобрамление" – "перемена рамки у картины" или же "перемена картины в рамке". Рефрейминг, еще его называют переформированием, позволяет совершенно произвольным образом менять отношение к событиям. Свое и чужое.