Возникновение психологии как науки

Наука » Психология » Экзаменационные ответы по психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
Исследования, опубликованные Национальной Ассоциацией Обра­зования, указывают:

- Процесс образования определяется процессом коммуникации.

- Коммуникация состоит из двух компонентов - вербального (словесного) и невербального (без слов).

- Люди используют невербальную коммуникацию по следующим причинам:

а) Слова имеют ограничения.
6) Невербальные сигналы более действенны.
в) Невербальные отношения, вероятно, более искренние.
г) Невербальные отношения могут выражать очень сложные чувст­ва.
д) Для отправления сложных эмоциональных сообщений необхо­дим отдельный канал коммуникации.

- Поза, движения тела и другие невербальные сигналы - инструмен­ты, развитые потому, что слова оказались неэффективны.

-Если между вербальным и невербальным сообщениями появля­ется неконгруэнтность (несоответствие), то невербальное сообщение одержит победу.

- Последние клинические и нейрологические исследования показа­ли, что левое полушарие мозга главным образом вовлечено в вербальные и другие аналитические функции, в то время как правое полушарие ответственно за пространственные и невербальные про­цессы.

МОДЕЛЬ “БЛАГОПОЛУЧИЯ”.

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
“Опыт не гарантирует мудрости. Последняя исходит из пересмотра прошлого и репетиции на будущее.”

Джон Гриндер


ОБЗОР.
Профконсультанты солидарны в мнении, что существуют три вида профессий и их комбинаций: работа руками, работа с идеями, работа с людьми. Статистически последняя категория наиболее подвержена стрессу.

Преподаватели - “люди бизнеса” (по количеству стрессовых ситуаций). Наше самочувствие подобно автомобильному аккумулято­ру. У нас есть 12 баллонов (месяцев) и, проживая их один за другим, нам нужно мудро тратить их и знать, как восполнить.

В этой главе будут рассмотрены следствия и побочные результаты ресурсного состояния (хорошего самочувствия). Природа стресса. Различие между хроническим и внезапным (травма) стрессами. Понимание взаимоотношений между мышлением и телом даст нам больше шансов в координации и улучшении взаимодействия между обеими частями.

ВАЖНОСТЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ.

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
В предыдущей главе говорилось о преимуществах визуальной гибкости. Уже с четвертого класса способность “видеть слова глазами мозга” -основной ключ к академическому успеху. (Здесь использовано выражение из “Гамлета” - на вопрос, как Гамлет может видеть невидимого другим призрака, он отвечает: “Я вижу его глазами своего разума” - прим. ред.) Данный навык можно трениро­вать еще в дошкольном учреждении. Эта глава будет охватывать следующие области:

1. Как ученики “видят глазами мозга”?

2. Как развить визуальную способность “невидящих” детей?

3. Повторение - это движение от аудиально записанной информа­ции к визуальной форме (при подготовке к экзамену/тесту).

4. Примеры визуализации (чтение, чтение по слогам, счет).

КОММУНИКАЦИЯ С УВАЖЕНИЕМ.

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
Представление о ВИЗУАЛЬНОМ, АУДИАЛЬНОМ, КИНЕСТЕТИЧЕС­КОМ, правом/левом мозге - все это подобно инструментам на верстаке. Их функциональная полезность зависит от мастера.

Одна из задач НЛП - персонализировать наш подход к каждому ученику, вот почему эта глава начинается замечаниями о различных тонкостях, особенностях использования некрологических индикато­ров.

СЕЙЧАС ДОСТУПНАЯ И СЕЙЧАС НЕДОСТУПНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Чтобы использовать в процессе разговора (коммуникации) некро­логические индикаторы как основу для определения модальности человека, необходимо учитывать, что информация, о которой мы спрашиваем, может быть “СЕЙЧАС ДОСТУПНОЙ” и “СЕЙЧАС НЕДОСТУПНОЙ”. Доступная информация не требует ПОИСКА в момент ответа или поиск будет незначительным, соответственно нейрологические индикаторы могут отсутствовать. Недоступная сей­час информация требует поиска и позволяет наблюдать нейрологи­ческие индикаторы.

ГЕМИСФЕРОЛОГИЯ. V ПОЛУШАРНАЯ МОДЕЛЬ.

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
Между моделью (а НЛП - это модель человеческого опыта и мышления) и реальностью всегда существуют пробелы. Чем большим числом моделей располагает человек, тем он более опытен, тем более уместную модель он может подобрать для конкретного случая.

Мой опыт подтверждает, что нейрологические индикаторы НЛП и поведенческие индикаторы по Свассинг и Барб хорошо коррелируют с опытом, но есть и исключения. Например: ученик Х может . определяться как “визуальный” по НЛП-нейрологическим глазным ключам и “кинестетиком” по поведенческим признакам Свассинг и Барб.

Рассмотрим еще одну модель. Она возникла на основе успехов гемисферологии - области медицины, изучающей функции каждого полушария мозга. Во время операции на мозге было впервые сделано открытие, что кинестетические навыки локализованы в правом полушарии. С тех пор список навыков и способностей полушарий серьезно изучался и значительно расширен. Модель, основанную на гемисферологии, называют полушарной моделью. Наглядно основ­ные принципы полушарной модели приведены в следующих табли­цах.

ГЕМИСФЕРОЛОГИЯ. V ПОЛУШАРНАЯ МОДЕЛЬ.


ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

МОДАЛЬНОСТИ. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ.

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
В обычном классе из 30-ти учеников в среднем у 22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. На другом конце спег.тра находятся 2-3 ученика, испытывающие труд­ности обучения по причинам, не связанным с особенностями воспри­ятия (психологическая ситуация дома и т.д.). Остальные 4-6 учащих­ся, так называемые “трансляторы” - это преимущественно визуалы (В), или аудиалы (А), или кинестетики (К). Опыт изучения таких “детей риска” показал, что большинство из “отсева” составляют кинестетики.

Некоторое время трансляторы работают достаточно функциональ­но, но часть времени им необходимо прилагать значительные усилия. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в других.

Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модаль­ность памяти, понимания. Когда инструкция (информация) совпадает с их ведущей модальностью (репрезентативной системой), они справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей модальности “транслятора” на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключе­ния от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.

КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная -несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифферен­цированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории:

начальные(третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование.

УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реаль­ность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - “идти через” процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.

УЧЕНИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со “школьного конвейера” и отправляют в “коридор” (доучивание, переучивание, спецклассы...).

ВВЕДЕНИЕ

Наука » Психология » НЛП » ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА
Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель ВОСПРИЯТИИ, ОПЫТА, СТРА¬ТЕГИИ МЫШЛЕНИЯ.
В выборе названия НЛП сыграло роль то, что связь “мышление -тело” организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. “Нейро” означает также способ организации нашего опыта благода¬ря сенсорным каналам. А “лингвистическое” указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально НЛП изучает “слова и нервы”. С проникновением НЛП в сферу образования наметилась тенденция использовать психотерапевтические шаблоны для обучения в работе с учащимися. Однако эти техники предполагали, как правило, стиль работы “один на один”, в отличие от класса с его 28-ю учениками. Вследствие этого возникла необходимость такой реорганизации техник НЛП, которая бы соответствовала групповым занятиям и специфике образования.
Мой опыт образования охватывает 17 лет стажа и все три образовательных уровня. Последние 5 лет я потратил на то, чтобы привести его в соответствие с НЛП. Для этого мы организовали большую группу учителей, наблюдали за работой друг друга, помогали советами и замечаниями, а если это было уместно, то и демонстрацией своих методов обучения. Побывав в 100 различных классах, я имел возможность наблюдать паттерны (установившиеся правила, шаблоны поведения - прим. перев.), приносящие успех учителя в классе или группе. Часть этих паттернов представлена в этой книге и является результатом продолжающихся исследований.

Сон с гаданием

Наука » Психология » Человек и его символы
Люди, всецело полагающиеся на рациональное мышление и игнорирующие или подавляющие иные проявления своей психики, часто имеют необъяснимую склонность к суевериям. Они прислушиваются к прорицателям с их пророчествами и легко могут быть обведены вокруг пальца магами и заклинателями. И поскольку сны уравновешивают внешнюю жизнь человека, то доступная днем опора на интеллект неизбежно сменяется ночью встречами с иррациональным.



В ходе сеансов Генри испытал это явление на себе весьма ощутимо. Ему приснились четыре необычных сна иррационального содержания, ознаменовавшие определенные этапы его духовного развития. Первый сон был через десять недель после начала сеансов. Генри так изложил его:

Перед лицом иррационального

Наука » Психология » Человек и его символы
Последующее поведение Генри красноречиво продемонстрировало, что последний сон (наряду с тем, что сновидение вкупе с книгой предсказаний "И Цзин" поставило его перед фактом существования глубинных иррациональных сил внутри себя) оказал на него очень глубокое влияние. С тех пор он увлеченно вслушивался в сообщения своего подсознания, а сеансы психоанализа становились все более неспокойными. Напряжение, до сих пор угрожавшее глубинам его психики разладом, выплеснулось наружу. Тем не менее он мужественно надеялся, с каждым разом все сильнее, на то, что все закончится хорошо.



Не прошло и двух недель после сна с гаданием (мы еще не успели на наших сеансах обсудить и истолковать его), как Генри приснился другой сон, в котором он вновь столкнулся с проблемой вызывающего беспокойство иррационального:

Последний сон

Наука » Психология » Человек и его символы
Ниже приведенный сон Генри окончательно подтвердил достигнутое им понимание своего "я". После нескольких незначительных и коротких снов, касавшихся его повседневной жизни, последний (пятидесятый по счету) явил все многообразие символов, характерное для так называемых "великих снов":



"Нас четверо приятелей, и с нами происходят следующие события. Вечер. Мы сидим за дощатым столом, пьем три напитка, каждый из особой посуды: из ликерной рюмки-золотистый сладкий ликер; из винного фужера-темно-красное Кампари; из большой классической чаши-чай. Кроме нас, четырех молодых людей, в компании есть также девушка, ведущая себя сдержанно и деликатно. Она подливает себе ликер в чай.