Нервные клеточки не соединяются между собою непосредственно, как электрические провода. В местах соединения нервных клеток всегда есть зазор - синаптическая щель. Когда импульс достигает окончания волокна, нервная клетка выбрасывает в область синапса различные химические вещества. Эти вещества воздействуют на следующую клетку и в ней возникает электрический импульс.
Передача сигналов в мозге осуществляется электрохимическим способом. По волокнам нервных клеток бегут импульсы. Между собою нервные клетки "общаются" с помощью химических веществ.
Если вы интересуетесь подробностями работы своего мозга, познакомьтесь с книгой Д.Хьбела "Глаз, мозг, зрение", краткое описание которой вы найдете в разделе "Обзор литературы".
Передача сигналов в мозге осуществляется электрохимическим способом. По волокнам нервных клеток бегут импульсы. Между собою нервные клетки "общаются" с помощью химических веществ.
Если вы интересуетесь подробностями работы своего мозга, познакомьтесь с книгой Д.Хьбела "Глаз, мозг, зрение", краткое описание которой вы найдете в разделе "Обзор литературы".
Когда нервная клеточка включается - а это происходит при восприятии определенного стимула глазом, при восприятии сигнала от других клеток - на ней появляется рабочая активность. В волокне (аксоне) возникает реверсивный (перевернутый) участок. В этом участке потенциал снаружи составляет 40 милливольт, с отрицательным знаком. В реверсивном участке потенциал резко изменяет свою полярность и значение - с +70 мВ на -40 мВ.
Такой реверсивный участок "бежит" по длинному нервному волокну и воздействует на следующие нервные клетки. По нервному волокну в один момент времени может проходить только один импульс. Пока импульс не достигнет окончания нервного волокна, следующий не появляется. Частота генерации импульсов нервными клетками не превышает 1000 Гц (1000 раз в одну секунду).
Многие клетки головного мозга способны продолжать генерировать импульсы даже тогда, когда действие стимулирующих сигналов прекращено. Такой вид активности называется медленной синаптической передачей.
Такой реверсивный участок "бежит" по длинному нервному волокну и воздействует на следующие нервные клетки. По нервному волокну в один момент времени может проходить только один импульс. Пока импульс не достигнет окончания нервного волокна, следующий не появляется. Частота генерации импульсов нервными клетками не превышает 1000 Гц (1000 раз в одну секунду).
Многие клетки головного мозга способны продолжать генерировать импульсы даже тогда, когда действие стимулирующих сигналов прекращено. Такой вид активности называется медленной синаптической передачей.
Даже в состоянии покоя на оболочке нервной клетки есть потенциал. В состоянии покоя потенциалы снаружи и внутри клетки различаются примерно на одну десятую долю вольта. Причем плюс находится снаружи. Точное значение ближе к величине 0,07 вольта, или 70 милливольт. Этот потенциал не является постоянной величиной, его значение плавает, изменяется.
Это хитрое и непонятное словосочетание на самом деле обозначает достаточно простое явление. Как доказали ученые, нервные клетки зрительной анализаторной системы не реагируют на что попало. Каждая клеточка генетически настроена отвечать только на какой-то определенный зрительный стимул. Одна нервная клетка начинает работать, только тогда когда глаз видит вертикальную линию. Если линию повернуть на 6 градусов, то включается другая клеточка, а предыдущая замолкает. Если глазу показать горизонтальную линию, то отреагирует нервная клетка, отвечающая за горизонтальную линию. Есть нервные клетки, которые реагируют на черточки совершенно определенной длины. Есть нервные клетки, реагирующие на вид уголка. Другие "откликаются", когда в глаз попадает образ дуги, полуокружности. В зрительном анализаторе очень много нервных клеток и многие из них настроены реагировать на какой-то простейший зрительный стимул. Если глазу показать образ треугольника, то на такой образ отреагируют три клетки одновременно, так как треугольник состоит из трех палочек с разным углом наклона. На образ окружности отреагируют две клеточки, отвечающие на полуокружности. И так далее.
Интересно также и то, что для появления зрительной картинки в воображении человека, совсем необязательно показывать образ глазу. Если клетки, настроенные на треугольник, искусственно возбудить - например, электрическим током - они возбудятся, начнут работать и в воображении появится образ, который они ГЕНЕРИРУЮТ.
Интересно также и то, что для появления зрительной картинки в воображении человека, совсем необязательно показывать образ глазу. Если клетки, настроенные на треугольник, искусственно возбудить - например, электрическим током - они возбудятся, начнут работать и в воображении появится образ, который они ГЕНЕРИРУЮТ.
Фильтрами пространственных частот вы будете пользоваться для извлечения образов из своего собственного мозга. Нет, вам не придется покупать эти фильтры в магазине! Вы сами научитесь "изготавливать" необходимые вам фильтры. Без таких фильтров вы не сможете ничего вспомнить.
Сначала простая аналогия с пианино. Представьте, что в пианино оторвали все клавиши и поменяли местами струны. Как найти струну, звучащую с частотой 440 Гц? Наверно вы уже догадались. Нужен камертон. Камертон, звучащий с частотой 440 Гц. Если мы подойдем к пианино с таким камертоном и ударим по камертону молоточком, то струна, настроенная на такую же частоту, начнет звучать. И вы даже сможете увидеть визуально, как она вибрирует. Удобно, не правда ли? Не нужно перебирать все струны. Наш метод позволил найти необходимую струну мгновенно, без перебора всех струн.
Вспомните голограмму ключа, о которой говорилось выше. Представьте, что на столе перед вами разложены 100 совершенно одинаковых по виду ключей, они отличаются лишь конфигурацией бороздок. С расстояния нескольких метров эти отличия наш глаз не улавливает. Как среди этих ключей быстро найти именно тот, который сголографирован на фотопластине? Оказывается, очень просто. Необходимо осветить лазерным лучом стол с ключами и посмотреть на эти ключи через голограмму нужного нам ключа. Что произойдет? На искомом ключе сразу появится яркая точка, как бы указывая: вот он. И снова нам не пришлось перебирать все ключи, нам удалось осуществить мгновенный поиск. И в этом нам помог фильтр пространственной частоты, которым в данном случае является голограмма ключа.
Сначала простая аналогия с пианино. Представьте, что в пианино оторвали все клавиши и поменяли местами струны. Как найти струну, звучащую с частотой 440 Гц? Наверно вы уже догадались. Нужен камертон. Камертон, звучащий с частотой 440 Гц. Если мы подойдем к пианино с таким камертоном и ударим по камертону молоточком, то струна, настроенная на такую же частоту, начнет звучать. И вы даже сможете увидеть визуально, как она вибрирует. Удобно, не правда ли? Не нужно перебирать все струны. Наш метод позволил найти необходимую струну мгновенно, без перебора всех струн.
Вспомните голограмму ключа, о которой говорилось выше. Представьте, что на столе перед вами разложены 100 совершенно одинаковых по виду ключей, они отличаются лишь конфигурацией бороздок. С расстояния нескольких метров эти отличия наш глаз не улавливает. Как среди этих ключей быстро найти именно тот, который сголографирован на фотопластине? Оказывается, очень просто. Необходимо осветить лазерным лучом стол с ключами и посмотреть на эти ключи через голограмму нужного нам ключа. Что произойдет? На искомом ключе сразу появится яркая точка, как бы указывая: вот он. И снова нам не пришлось перебирать все ключи, нам удалось осуществить мгновенный поиск. И в этом нам помог фильтр пространственной частоты, которым в данном случае является голограмма ключа.
С явлением резонанса знаком каждый человек. Это проходят в средних классах школы на уроках физики.
Представьте, что в разных углах комнаты стоят два одинаковых камертона (с помощью таких приспособлений обычно настраивают пианино). Так как камертоны одинаковые, следовательно, они будут издавать одинаковые звуки, то есть одинаковую частоту, если стукнуть по ним металлической палочкой.
Если по одному из камертонов ударить молоточком и затем заглушить его рукой, то вы услышите, что другой камертон, находящийся в другом углу комнаты - начал звучать. Через воздушную среду звук от первого камертона достиг второго, и тот возбудился по резонансу. Вот так все просто. Различные объекты, имеющие одинаковую частоту, обладают свойством резонировать, возбуждать друг друга. Если резонирующим объектам ничто не мешает, то проявится еще одно интересное свойство резонанса - резонанс ведет к самопроизвольному усилению амплитуды колебательных движений.
Резонанс - штука не только полезная, но и опасная. В газете был описан случай, когда частота вращения двигателя токарного станка случайно совпала с собственной частотой здания завода. В результате резонанса и самоусиления амплитуды колебаний целое здание разрушилось.
Представьте, что в разных углах комнаты стоят два одинаковых камертона (с помощью таких приспособлений обычно настраивают пианино). Так как камертоны одинаковые, следовательно, они будут издавать одинаковые звуки, то есть одинаковую частоту, если стукнуть по ним металлической палочкой.
Если по одному из камертонов ударить молоточком и затем заглушить его рукой, то вы услышите, что другой камертон, находящийся в другом углу комнаты - начал звучать. Через воздушную среду звук от первого камертона достиг второго, и тот возбудился по резонансу. Вот так все просто. Различные объекты, имеющие одинаковую частоту, обладают свойством резонировать, возбуждать друг друга. Если резонирующим объектам ничто не мешает, то проявится еще одно интересное свойство резонанса - резонанс ведет к самопроизвольному усилению амплитуды колебательных движений.
Резонанс - штука не только полезная, но и опасная. В газете был описан случай, когда частота вращения двигателя токарного станка случайно совпала с собственной частотой здания завода. В результате резонанса и самоусиления амплитуды колебаний целое здание разрушилось.
Под понятием "Обратная связь" мы будем иметь ввиду способность зрительной анализаторной системы воспринимать сигналы не только с сетчатки глаза, но и сигналы из высших отделов мозга. Логика подсказывает, что замыкание кольца обратной связи должно осуществляться на наружном коленчатом теле. То есть в наружное коленчатое тело должны входить нервы из мозга. Так оно и есть на самом деле. Д.Хьюбел в книге "Глаз, мозг, зрение" пишет: "Сюда (в НКТ) входят не только волокна из зрительного нерва, но и волокна, приходящие обратно из тех участков коры, на которые проецируется НКТ, а также из ретикулярной формации ствола мозга, имеющей отношение к процессам внимания и общей активации".
Вот вам и третий глаз - орган внутреннего зрения, существование которого многие ставят под сомнение, игнорируя неопровержимое его доказательство - сновидения. Чем, если не зрительным анализатором, человек видит сны? Природа не создает лишних конструкций. Информация из мозга поступает на вход зрительного анализатора на уровне наружного коленчатого тела. Когда человек спит, глаза закрыты и отключены на физиологическом уровне и зрительный анализатор свободен от внешней информации. Ночью сигналы из мозга анализируются подробно, раскладываются на множество пространственных частот. Поэтому мы видим образы во сне цветными и часто очень детальными (высокие пространственные частоты).
Вот вам и третий глаз - орган внутреннего зрения, существование которого многие ставят под сомнение, игнорируя неопровержимое его доказательство - сновидения. Чем, если не зрительным анализатором, человек видит сны? Природа не создает лишних конструкций. Информация из мозга поступает на вход зрительного анализатора на уровне наружного коленчатого тела. Когда человек спит, глаза закрыты и отключены на физиологическом уровне и зрительный анализатор свободен от внешней информации. Ночью сигналы из мозга анализируются подробно, раскладываются на множество пространственных частот. Поэтому мы видим образы во сне цветными и часто очень детальными (высокие пространственные частоты).
Во время микросаккадических колебаний глаза информация с сетчатки глаза передается в наружное коленчатое тело (НКТ) - на картинке оно отмечено черной стрелкой. НКТ осуществляет фильтрацию пространственных частот. Представьте картинку, на которую наложена прямоугольная сетка, подобная шахматной доске. При каждом микродвижении глаза наружное коленчатое тело передает в первичную зрительную кору пространственные частоты: последовательно - от низких до высоких пространственных частот. То есть, в мозг сначала поступает картинка, разложенная на крупные квадраты (сегменты). В конце микродвижений глаза в мозг подается картинка, разложенная на большое количество мелких квадратиков.
За четверть секунды (за время микросаккадического тремора) наружное коленчатое тело разбивает поступающую с сетчатки картинку примерно на 260 пространственных частот, каждая из которых отдельно, последовательно направляется в зрительную кору.
В зрительной коре процесс обработки информации продолжается. Каждая из 260-ти картинок (одна картинка с разными разрешениями) обрабатывается дальше. Мозг анализирует участки с перепадами яркости и "вырезает" контуры.
За четверть секунды (за время микросаккадического тремора) наружное коленчатое тело разбивает поступающую с сетчатки картинку примерно на 260 пространственных частот, каждая из которых отдельно, последовательно направляется в зрительную кору.
В зрительной коре процесс обработки информации продолжается. Каждая из 260-ти картинок (одна картинка с разными разрешениями) обрабатывается дальше. Мозг анализирует участки с перепадами яркости и "вырезает" контуры.
Представьте небольшую полоску бумаги, разделенную на три равные части: середина - белая, а по бокам полоска черная. Это очень низкая пространственная частота.
Теперь представьте полоску бумаги, разделенную на пять равных частей. Три из них черные, а две - белые. При этом цвет всегда меняется. Черный - белый - черный - белый - черный. Это более высокая пространственная частота.
А теперь представьте полоску бумаги, разделенную на сотни равных частей - сотни перепадов черного и белого. Это очень высокая пространственная частота.
Пространственная частота - это количество перепадов светлого и темного на единицу длины.
Зачем нам нужны пространственные частоты? Ваш мозг, ваша зрительная анализаторная система оперирует именно пространственными частотами.
Теперь представьте полоску бумаги, разделенную на пять равных частей. Три из них черные, а две - белые. При этом цвет всегда меняется. Черный - белый - черный - белый - черный. Это более высокая пространственная частота.
А теперь представьте полоску бумаги, разделенную на сотни равных частей - сотни перепадов черного и белого. Это очень высокая пространственная частота.
Пространственная частота - это количество перепадов светлого и темного на единицу длины.
Зачем нам нужны пространственные частоты? Ваш мозг, ваша зрительная анализаторная система оперирует именно пространственными частотами.
Для изготовления голограммы необходим источник когерентного (со стабильной частотой) излучения. Таковым, в частности, является лазер.
Представьте, что слева от вас на столе стоит лазер, луч которого направлен в правую сторону. По середине стола стоит фотопластина. Луч лазера проходит сквозь фотопластину. Справа от вас на столе закреплен обычный ключ, который вы хотите сголографировать. Луч лазера, пройдя через фотопластину, попадает на ключ, отражается от него и вновь попадает на фотопластину. В результате временной задержки отраженного от ключа света, в нем происходит сдвиг фаз.
Волны света, идущие от лазера, смешиваются со световыми волнами, отраженными от ключа. На светочувствительной пластине образуется стоячая волна - интерференционная картинка, которая и фиксируется фотопластиной.
После того как фотопластина будет проявлена и отбелена, мы получим голограмму - точную световую копию ключа. Теперь, если осветить голограмму лазерным лучом той же частоты или вынести на солнечный свет, мы увидим на ней ключ. На самом деле изображения ключа на голограмме нет. На ней можно увидеть лишь множество полосок, аналогичных папилярным узорам на пальцах. Голограмму можно поворачивать и рассматривать ключ с разных сторон. Если мы разломим фотопластину на четыре части, то у нас будет четыре копии ключа. На каждом кусочке голограммы мы будем видеть немного уменьшенный, но целый ключ. Примерно то же самое вы будете наблюдать, если разломаете зеркало на четыре части. Получится четыре отдельных зеркальца, в каждом из которых вы будете видеть свое целостное отражение.
Представьте, что слева от вас на столе стоит лазер, луч которого направлен в правую сторону. По середине стола стоит фотопластина. Луч лазера проходит сквозь фотопластину. Справа от вас на столе закреплен обычный ключ, который вы хотите сголографировать. Луч лазера, пройдя через фотопластину, попадает на ключ, отражается от него и вновь попадает на фотопластину. В результате временной задержки отраженного от ключа света, в нем происходит сдвиг фаз.
Волны света, идущие от лазера, смешиваются со световыми волнами, отраженными от ключа. На светочувствительной пластине образуется стоячая волна - интерференционная картинка, которая и фиксируется фотопластиной.
После того как фотопластина будет проявлена и отбелена, мы получим голограмму - точную световую копию ключа. Теперь, если осветить голограмму лазерным лучом той же частоты или вынести на солнечный свет, мы увидим на ней ключ. На самом деле изображения ключа на голограмме нет. На ней можно увидеть лишь множество полосок, аналогичных папилярным узорам на пальцах. Голограмму можно поворачивать и рассматривать ключ с разных сторон. Если мы разломим фотопластину на четыре части, то у нас будет четыре копии ключа. На каждом кусочке голограммы мы будем видеть немного уменьшенный, но целый ключ. Примерно то же самое вы будете наблюдать, если разломаете зеркало на четыре части. Получится четыре отдельных зеркальца, в каждом из которых вы будете видеть свое целостное отражение.
Представьте, что на поверхности воды на некотором расстоянии друг от друга находятся два поплавка. Оба дергаются в вертикальном направлении с разной, нестабильной частотой. При этом от поплавков в разные стороны будут расходиться круги. Круговые волны будут пересекаться, образуя какой-то рисунок. Если частота движений поплавков нестабильная, то зона слияния круговых волн будет постоянно изменяться и нам не удастся рассмотреть какой-то определенный рисунок.
Но если мы сделаем частоту движений поплавков стабильной, постоянной, то в зоне пересечения круговых волн образуется "стоячая волна", неподвижный рисунок, являющийся результатом сложения волн.
Стоячая волна образуется тогда, когда источники волн имеют стабильную (когерентную частоту).
Но если мы сделаем частоту движений поплавков стабильной, постоянной, то в зоне пересечения круговых волн образуется "стоячая волна", неподвижный рисунок, являющийся результатом сложения волн.
Стоячая волна образуется тогда, когда источники волн имеют стабильную (когерентную частоту).
Голографией называется процесс разложения сложного колебательного процесса на ряд простых составляющих, с их последующей записью.
С явлением разложения целого на части мы сталкиваемся очень часто. Аккорд, взятый на клавиатуре пианино, можно разложить на составляющие его ноты. Любое составное число можно разложить на ряд простых чисел (простое число - это число, которое делиться только на себя и единицу). Сложное колебательное движение осеннего листа на ветке можно разложить на ряд простых синусоид.
Соответственно из набора простых чисел, звуков, частот можно получить необходимое нам составное число, аккорд, сложное колебание.
5 х 7 х 11 х 13 х 17 = 85085 85085 = 5 х 7 х 11 х 13 х 17
С явлением разложения целого на части мы сталкиваемся очень часто. Аккорд, взятый на клавиатуре пианино, можно разложить на составляющие его ноты. Любое составное число можно разложить на ряд простых чисел (простое число - это число, которое делиться только на себя и единицу). Сложное колебательное движение осеннего листа на ветке можно разложить на ряд простых синусоид.
Соответственно из набора простых чисел, звуков, частот можно получить необходимое нам составное число, аккорд, сложное колебание.
5 х 7 х 11 х 13 х 17 = 85085 85085 = 5 х 7 х 11 х 13 х 17