Когнитивная психология вторглась во многие области психологии, включая теорию личности. Когнитивная психология позволяет проанализировать, как функционирует разум, и оценить разнообразие и сложность человеческого поведения. Если нам удастся лучше понять, как мы мыслим, наблюдаем, концентрируем свое внимание и запоминаем, то мы получим более ясное представление о том, как эти когнитивные строительные блоки способствуют возникновению страхов и иллюзий, творческой деятельности и всех моделей поведения и психических проявлений, которые делают нас тем, что мы собой являем.
Первый когнитивный психолог Джордж Келли указывал на важность интеллектуального осмысления нашего опыта. Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формулируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и, подобно ученым-профессионалам, иногда цепляются за любимую теорию, несмотря на множащиеся свидетельства, указывающие на ее несостоятельность.
Первый когнитивный психолог Джордж Келли указывал на важность интеллектуального осмысления нашего опыта. Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формулируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и, подобно ученым-профессионалам, иногда цепляются за любимую теорию, несмотря на множащиеся свидетельства, указывающие на ее несостоятельность.
В последние годы все более значимыми становятся следующие четыре подхода к человеческой природе и функционированию: когнитивная психология, движение за развитие человеческого потенциала (the human potential movement), женская психология и восточные идеи. Наше освещение этих направлений призвано расширить границы традиционных взглядов на теорию личности.
До Фрейда и других ведущих западных теоретиков личности не существовало какой бы то ни было реальной теории личности. Считалось, что психические расстройства являются результатом необъяснимой «потусторонней (alien) одержимости» в остальном разумных, здравомыслящих людей. Об этом свидетельствует тот факт, что врачей, которые первыми стали заниматься лечением психических больных, называли «алиенистами» (alienists).
Одна из величайших заслуг Фрейда заключается в том, что он твердо стоял на следующей позиции: психическими проявлениями управляют определенные правила и причинно-следственные структуры. Рассматривая иррациональные и бессознательные мысли и поступки своих пациентов, он заметил, что они возникают или совершаются в соответствии с определенными паттернами. Занимаясь изучением этих вопросов, Фрейд положил начало «науке иррационального». Кроме того, он увидел, что поведенческие паттерны, обнаруживаемые у пациентов, страдающих неврозами или психозами, являются по своей сути интенсивными проявлениями ментальных паттернов, наблюдаемых у нормальных людей.
Юнг, Адлер и многие другие создали свои теории на основании догадок Фрейда. В теории Юнга бессознательное индивида включает в себя не только личные воспоминания (на чем настаивал Фрейд), но и материал, принадлежащий коллективному бессознательному всего человечества. Альфред Адлер и другие ученые направили свое внимание на эго как на сложный механизм адаптации к внутренней и внешней среде.
Карен Хорни посвятила свои исследования эго-психологии, а также инициировала развитие женской психологии. Она расширила рамки психоаналитической теории, распространив ее на женщин. Ее работа была продолжена несколькими поколениями теоретиков-женщин. Одной из наиболее известных исследовательских групп здесь считается центр Стоуна, чья самая последняя теоретическая работа представлена в главе 9 «Женская психология».
Одна из величайших заслуг Фрейда заключается в том, что он твердо стоял на следующей позиции: психическими проявлениями управляют определенные правила и причинно-следственные структуры. Рассматривая иррациональные и бессознательные мысли и поступки своих пациентов, он заметил, что они возникают или совершаются в соответствии с определенными паттернами. Занимаясь изучением этих вопросов, Фрейд положил начало «науке иррационального». Кроме того, он увидел, что поведенческие паттерны, обнаруживаемые у пациентов, страдающих неврозами или психозами, являются по своей сути интенсивными проявлениями ментальных паттернов, наблюдаемых у нормальных людей.
Юнг, Адлер и многие другие создали свои теории на основании догадок Фрейда. В теории Юнга бессознательное индивида включает в себя не только личные воспоминания (на чем настаивал Фрейд), но и материал, принадлежащий коллективному бессознательному всего человечества. Альфред Адлер и другие ученые направили свое внимание на эго как на сложный механизм адаптации к внутренней и внешней среде.
Карен Хорни посвятила свои исследования эго-психологии, а также инициировала развитие женской психологии. Она расширила рамки психоаналитической теории, распространив ее на женщин. Ее работа была продолжена несколькими поколениями теоретиков-женщин. Одной из наиболее известных исследовательских групп здесь считается центр Стоуна, чья самая последняя теоретическая работа представлена в главе 9 «Женская психология».
Мы подходим ко всем теориям, представленным в книге, настолько позитивно и благожелательно, насколько это возможно. Каждая глава была прочитана и оценена теоретиками и практиками описанной в ней системы, что дает нам уверенность в том, что наша трактовка является достаточно исчерпывающей и точной. Мы пытались избежать тенденции критиковать или умалять достижения какой-либо из теорий. Напротив, мы постарались высветить сильные стороны и эффективность каждого подхода. Мы стремились избежать как предвзятости, так и бездумной эклектики. Однако проявили осознанное пристрастие в своем выборе теоретиков. Мы остановились на тех теоретиках, чьи достоинства и полезные качества являются для нас очевидными, обойдя вниманием известных теоретиков, которые казались нам менее полезными и менее отвечающими общей цели этой книги.
Каждый теоретик, включенный в эту книгу, предлагает что-то, имеющее уникальную ценность и релевантность, выделяя и проясняя различные аспекты человеческой природы. Нам кажется, что каждый из них в целом «корректен» в сфере своей компетенции. Тем не менее мы указали на ряд серьезных разногласий, имеющих место среди теоретиков личности. Представляется, что эти споры часто напоминают известную притчу о слепых людях и слоне. Когда тот или иной слепой ощупывает какую-то часть слона, то предполагает, что именно она является ключом к всему внешнему виду животного.
В оригинальной версии этой притчи слепые люди были философами, которых один мудрый царь (вероятно, уставший от их ученых споров) послал на погруженный в темноту скотный двор. Каждый философ настаивал, что его ограниченный опыт и теория, основанная на этом опыте, являются истиной в последней инстанции. Эта тенденция до сих пор обнаруживается среди современных теоретиков личности. Мы решили избрать иной подход.
В своей трактовке каждой теории мы исходим из того, что эта теория имеет определенное отношение к любому из нас. Например, работники, получающие почасовую оплату, могут обнаружить, что концепция режимов подкрепления (schedules of reinforcement) Б. Ф. Скиннера проливает свет на их поведение на работе. Однако сомнительно, что чтение Скиннера поможет людям понять, почему они посещают религиозные службы. Здесь скорее будут полезны сочинения Карла Юнга, посвященные роли символов и значимости «я». Таким образом, в различные периоды времени и в разных сферах нашей жизни каждая теория способна стать для нас руководством, просветить нас или внести ясность в какой-то вопрос.
Каждый теоретик, включенный в эту книгу, предлагает что-то, имеющее уникальную ценность и релевантность, выделяя и проясняя различные аспекты человеческой природы. Нам кажется, что каждый из них в целом «корректен» в сфере своей компетенции. Тем не менее мы указали на ряд серьезных разногласий, имеющих место среди теоретиков личности. Представляется, что эти споры часто напоминают известную притчу о слепых людях и слоне. Когда тот или иной слепой ощупывает какую-то часть слона, то предполагает, что именно она является ключом к всему внешнему виду животного.
В оригинальной версии этой притчи слепые люди были философами, которых один мудрый царь (вероятно, уставший от их ученых споров) послал на погруженный в темноту скотный двор. Каждый философ настаивал, что его ограниченный опыт и теория, основанная на этом опыте, являются истиной в последней инстанции. Эта тенденция до сих пор обнаруживается среди современных теоретиков личности. Мы решили избрать иной подход.
В своей трактовке каждой теории мы исходим из того, что эта теория имеет определенное отношение к любому из нас. Например, работники, получающие почасовую оплату, могут обнаружить, что концепция режимов подкрепления (schedules of reinforcement) Б. Ф. Скиннера проливает свет на их поведение на работе. Однако сомнительно, что чтение Скиннера поможет людям понять, почему они посещают религиозные службы. Здесь скорее будут полезны сочинения Карла Юнга, посвященные роли символов и значимости «я». Таким образом, в различные периоды времени и в разных сферах нашей жизни каждая теория способна стать для нас руководством, просветить нас или внести ясность в какой-то вопрос.
Дифференциальная психология ‑ живая, развивающаяся отрасль знания, которая постоянно обогащается, поэтому уверенность в том, что это наиболее перспективная часть психологии будущего, вполне обоснованна. Почему это так и каковы источники расширения предмета дифференциальной психологии?
Обратимся к состоянию нашей науки на этапе ее появления. Психология могла стать признанной, полноценной дисциплиной, только претендуя на то, чтобы объяснять все и обо всех. Постепенно, следуя закону дифференциации, распространяющемуся на все развивающееся, от психологии общей стали отпочковываться частные направления и возникли педагогическая психология, изучающая уже не каждого человека, а только учащегося или преподающего; клиническая психология, изучающая, опять же, не каждого, а только больного или заболевающего; инженерная психология, обращающая внимание только на тех, кто трудится. Постепенно от общей отделились психология личности и познавательных процессов. Однако оказалось, что не бывает просто больного, работающего, мыслящего или переживающего человека, что каждый это делает по-своему. И сейчас говорят уже о дифференциальной психологии учения, о дифференциальном диагнозе, о стилевых особенностях трудовой деятельности, познания и переживания. То есть дифференциальная психология постепенно принимает на свою территорию все то, что шаг за шагом уходит из психологии общей. И пока не видно предела этой тенденции расширения: ведь существуют еще и вариации межличностных отношений, самоактуализации, и вообще ‑ развития и умирания, потому что каждый человек в чем-то всегда остается единственным и одиноким.
Поэтому материал, изложенный в учебнике, может рассматриваться как основа дифференциально-психологического знания, но, разумеется, не исчерпывает ее содержания полностью.
Обратимся к состоянию нашей науки на этапе ее появления. Психология могла стать признанной, полноценной дисциплиной, только претендуя на то, чтобы объяснять все и обо всех. Постепенно, следуя закону дифференциации, распространяющемуся на все развивающееся, от психологии общей стали отпочковываться частные направления и возникли педагогическая психология, изучающая уже не каждого человека, а только учащегося или преподающего; клиническая психология, изучающая, опять же, не каждого, а только больного или заболевающего; инженерная психология, обращающая внимание только на тех, кто трудится. Постепенно от общей отделились психология личности и познавательных процессов. Однако оказалось, что не бывает просто больного, работающего, мыслящего или переживающего человека, что каждый это делает по-своему. И сейчас говорят уже о дифференциальной психологии учения, о дифференциальном диагнозе, о стилевых особенностях трудовой деятельности, познания и переживания. То есть дифференциальная психология постепенно принимает на свою территорию все то, что шаг за шагом уходит из психологии общей. И пока не видно предела этой тенденции расширения: ведь существуют еще и вариации межличностных отношений, самоактуализации, и вообще ‑ развития и умирания, потому что каждый человек в чем-то всегда остается единственным и одиноким.
Поэтому материал, изложенный в учебнике, может рассматриваться как основа дифференциально-психологического знания, но, разумеется, не исчерпывает ее содержания полностью.
Какого бы стиля жизни ни придерживался человек, чаще всего его жизнедеятельность в целом может оцениваться либо как приспособительная, адаптивная, либо как развивающаяся, преобразующая мир вокруг и внутри себя. Этим двум направлениям, чаще известным как манипулирование или самоактуализация, соответствуют разные этические и философские системы, разные взгляды на развитие личности, реализующие либо гомеостатическую, либо негомеостатическую модель. И если внешнюю успешность человеческой жизни можно оценить по его объективным достижениям, то внутренняя удовлетворенность может выражаться опосредствованно, через переживание человеком осмысленности своей жизни и самоактуализации в ней (9, 10, 15).
Гуманистические теории подчеркивают, что помимо удовлетворения биологических потребностей, обеспечивающих гомеостазис человека как организма, существует острая необходимость реализации духовных потребностей (например, в смысле жизни, самореализации), фрустрация которых приводит к появлению неврозов особого рода, присущих только человеческой личности, ‑ так называемых ноогенных неврозов. Согласно А.Маслоу, только насыщая потребность в самореализации, человек может стать здоровым, независимым, творящим существом. Таким образом, по выраженности (и удовлетворенности) высших потребностей также существует значительная вариативность.
Существуют диагностические, стандартизованные процедуры измерения некоторых из высших потребностей. Так, Дж.Крамбо и Л.Махолик предложили рассматривать способность иметь цель в жизни как особое психологическое качество, складывающееся из 5 составляющих. Это: 1) качество жизни, общая удовлетворенность субъекта собственной жизнью; 2) наличие уверенности в смысле жизни; 3) преграды бытия: отношение к смерти и личностному выбору; 4) ответы на вопросы бытия: возможность найти решение экзистенциальных проблем; 5) будущая жизнь и ответственность (9).
Гуманистические теории подчеркивают, что помимо удовлетворения биологических потребностей, обеспечивающих гомеостазис человека как организма, существует острая необходимость реализации духовных потребностей (например, в смысле жизни, самореализации), фрустрация которых приводит к появлению неврозов особого рода, присущих только человеческой личности, ‑ так называемых ноогенных неврозов. Согласно А.Маслоу, только насыщая потребность в самореализации, человек может стать здоровым, независимым, творящим существом. Таким образом, по выраженности (и удовлетворенности) высших потребностей также существует значительная вариативность.
Существуют диагностические, стандартизованные процедуры измерения некоторых из высших потребностей. Так, Дж.Крамбо и Л.Махолик предложили рассматривать способность иметь цель в жизни как особое психологическое качество, складывающееся из 5 составляющих. Это: 1) качество жизни, общая удовлетворенность субъекта собственной жизнью; 2) наличие уверенности в смысле жизни; 3) преграды бытия: отношение к смерти и личностному выбору; 4) ответы на вопросы бытия: возможность найти решение экзистенциальных проблем; 5) будущая жизнь и ответственность (9).
Когнитивным стилем в широком смысле называют способ переработки информации ‑ ее получения, хранения и использования (7, 12, 14). Чаще всего выделяют стили восприятия и стили мышления. Понятие когнитивного стиля использовалось раньше других Г.Виткином, который, изучая восприятие, обратил внимание на то, что разные люди в большей или меньшей степени ориентируются на контекст. Умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры было им названо поленезависимостью, а полезависимостъ означала включенность в контекст.
Полезависимость отражает уровень психического развития, связанный со степенью дифференцированности: если в начале жизни человек не выделяет себя из ситуации как субъекта, то затем он начинает осознавать границы между внешним и внутренним, различать части окружающего мира и самого себя.
Позже Дж.Каганом была выделена такая стилевая характеристика, как импульсивность – рефлексивность (тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы). Когнитивный стиль показывает, как разные люди приходят к одному результату, т.е. отражает преимущественно процессуальные, динамические характеристики деятельности, и во многом определяется темпераментальными особенностями. В настоящее время, помимо уже указанных, выделяют еще такие свойства, как аналитичность – синтетичность, экстернальность – интернальность, детализированность – цельность, когнитивная сложность – простота (7, 12).
А в рамках Менингерского исследования Г.Клейн и Р.Гарднер, изучающие когнитивные стили (который они называли когнитивными контролями) с позиций психоанализа, выделили следующие пять характеристик. 1. Уравнивание – заострение характеризует меру чувствительности к различиям: так, можно игнорировать резкие различия между объектами, а можно замечать мельчайшие несовпадения. 2. Высокая – низкая толерантность к нереалистическому опыту указывает на готовность человека принимать факты, противоречащие его личному опыту.
Полезависимость отражает уровень психического развития, связанный со степенью дифференцированности: если в начале жизни человек не выделяет себя из ситуации как субъекта, то затем он начинает осознавать границы между внешним и внутренним, различать части окружающего мира и самого себя.
Позже Дж.Каганом была выделена такая стилевая характеристика, как импульсивность – рефлексивность (тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы). Когнитивный стиль показывает, как разные люди приходят к одному результату, т.е. отражает преимущественно процессуальные, динамические характеристики деятельности, и во многом определяется темпераментальными особенностями. В настоящее время, помимо уже указанных, выделяют еще такие свойства, как аналитичность – синтетичность, экстернальность – интернальность, детализированность – цельность, когнитивная сложность – простота (7, 12).
А в рамках Менингерского исследования Г.Клейн и Р.Гарднер, изучающие когнитивные стили (который они называли когнитивными контролями) с позиций психоанализа, выделили следующие пять характеристик. 1. Уравнивание – заострение характеризует меру чувствительности к различиям: так, можно игнорировать резкие различия между объектами, а можно замечать мельчайшие несовпадения. 2. Высокая – низкая толерантность к нереалистическому опыту указывает на готовность человека принимать факты, противоречащие его личному опыту.
Жизненный стиль не только формируется в трудных ситуациях, он в них и проявляет себя. Существуют различные способы преодоления жизненных сложностей (в психологии их называют coping strategies от английского «соре» ‑ преодолевать). Психологическое преодоление ‑ это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями (13). В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера ‑ попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Частично это понятие пересекается с понятием психологических защит, однако оно шире, потому что включает не только ментальную, но и фактическую реальность.
Но, насколько бы ни различались между собой индивидуальные формы психологического преодоления, они тяготеют к двум полюсам: 1) решение проблемы (объект-ориентированное преодоление), 2) изменение собственных установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированное преодоление). Классификации преодоления довольно ветвисты. К первому типу относят реальное решение проблемы, «выпрямление» ситуации, поиск дополнительной информации, обращение к социальной поддержке. Второй тип включает отвержение проблемы, намеренный отказ от поиска информации (подобно страусу, зарывающему голову в песок), понижение самооценки и на этом основании ‑ отказ от борьбы («это мне не по силам»), эмоциональную экспрессию (гнев, отчаяние, скорбь).
Некоторые авторы выделяют особо три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления: 1) самообвинение (blamed self), выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; 2) избегание (avoidance), при котором человек продолжает вести себя, как если бы ничего не произошло; 3) предпочитаемое истолкование (wishful thinking) ‑ призрачные надежды, когда человек надеется на чудо.
Но, насколько бы ни различались между собой индивидуальные формы психологического преодоления, они тяготеют к двум полюсам: 1) решение проблемы (объект-ориентированное преодоление), 2) изменение собственных установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированное преодоление). Классификации преодоления довольно ветвисты. К первому типу относят реальное решение проблемы, «выпрямление» ситуации, поиск дополнительной информации, обращение к социальной поддержке. Второй тип включает отвержение проблемы, намеренный отказ от поиска информации (подобно страусу, зарывающему голову в песок), понижение самооценки и на этом основании ‑ отказ от борьбы («это мне не по силам»), эмоциональную экспрессию (гнев, отчаяние, скорбь).
Некоторые авторы выделяют особо три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления: 1) самообвинение (blamed self), выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; 2) избегание (avoidance), при котором человек продолжает вести себя, как если бы ничего не произошло; 3) предпочитаемое истолкование (wishful thinking) ‑ призрачные надежды, когда человек надеется на чудо.
Поскольку исходным моментом для выработки жизненного стиля является представление человека о себе, необходимо кратко рассмотреть индивидуальную вариативность самосознания. Совокупность представлений индивида о себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения, называется Я-концепцией. Иначе говоря, Я-концепция ‑ система наиболее общих установок субъекта на самого себя (4, 12).
Я-концепция определяет меру успешности человека в разных сферах действительности и области его уязвимости, выполняя троякую роль: во-первых, способствует достижению внутренней согласованности личности; во-вторых, определяет интерпретацию опыта человека и, в-третьих, является источником ожиданий. Таким образом, Я-концепция выступает регулятором практически всех личностных и характерологических процессов. Я-концепция по своему происхождению в основном фенотипическое образование, подкрепляемое генетически уровнем тревожности и свойствами нервной системы (4).
Самооценка, важнейшая составляющая самосознания, может быть вычислена по оригинальной формуле У.Джеймса: самооценка = успех/притязания. Она изменяется с возрастам, приобретая такие измерения, как дифференцированность (подробность частных представлений о себе), высоту (она может быть средней, высокой и низкой), адекватность (она должна соответствовать личным объективным достижениям). Самооценка складывается в детстве под влиянием внешних оценок, которые, интериоризуясь, превращаются в самоотношение. Это возможно только начиная с некоторого уровня интеллектуального развития (дети-олигофрены, у которых нет смыслового обобщения, устойчивой самооценки так и не приобретают).
По данным исследований, посвященных дифференцированности самооценки, обнаружено, что, если сравнивать самоотчеты различных возрастных категорий (например, семиклассников, старшеклассников и взрослых людей около 30 лет) по пяти параметрам самооценки (физическим качествам, успешности, интеллектуальному развитию, межличностному общению и ответственности), с возрастом индивидуальные вариации усиливаются (4, 12).
Я-концепция определяет меру успешности человека в разных сферах действительности и области его уязвимости, выполняя троякую роль: во-первых, способствует достижению внутренней согласованности личности; во-вторых, определяет интерпретацию опыта человека и, в-третьих, является источником ожиданий. Таким образом, Я-концепция выступает регулятором практически всех личностных и характерологических процессов. Я-концепция по своему происхождению в основном фенотипическое образование, подкрепляемое генетически уровнем тревожности и свойствами нервной системы (4).
Самооценка, важнейшая составляющая самосознания, может быть вычислена по оригинальной формуле У.Джеймса: самооценка = успех/притязания. Она изменяется с возрастам, приобретая такие измерения, как дифференцированность (подробность частных представлений о себе), высоту (она может быть средней, высокой и низкой), адекватность (она должна соответствовать личным объективным достижениям). Самооценка складывается в детстве под влиянием внешних оценок, которые, интериоризуясь, превращаются в самоотношение. Это возможно только начиная с некоторого уровня интеллектуального развития (дети-олигофрены, у которых нет смыслового обобщения, устойчивой самооценки так и не приобретают).
По данным исследований, посвященных дифференцированности самооценки, обнаружено, что, если сравнивать самоотчеты различных возрастных категорий (например, семиклассников, старшеклассников и взрослых людей около 30 лет) по пяти параметрам самооценки (физическим качествам, успешности, интеллектуальному развитию, межличностному общению и ответственности), с возрастом индивидуальные вариации усиливаются (4, 12).
В отечественной науке также придается большое значение понятию стиля, который описывает индивидуальность в динамике. В зависимости от локализации качества, которое компенсируется или видоизменяется, можно выделить стили общения, когнитивные стили (способы реализации задатков), стили профессиональной деятельности. Соподчиняясь и интегрируясь в единую систему, все они образуют стиль человека, эволюционное значение которого заключается в том, чтобы установить индивидуально особенное с точки зрения оптимальности, адаптированности и результативности взаимодействие человека со средой (12). Стиль человека имеет два основных проявления: с одной стороны, в виде сопряжения разноуровневых параметров в структуре индивидуальности (темперамента, характера, интеллекта и т.д.), а с другой стороны, образуя устойчивый паттерн индивидуальных взаимодействий с физической и социальной средой. То есть стиль человека ‑ это и то, что внутри индивидуальности, и то, что характеризует ее как субъекта деятельности. Представители теории интегральной индивидуальности, развивая идею о системной организации стиля, низшие его уровни связывают с формально-динамическими свойствами индивидуальности, а высшие ‑ с личностными, такими, как убеждения и Я-концепция (6, 7, 12, 14).
А.В.Либин предложил изучать стиль человека как иерархическое образование, включающее 5 блоков (или фреймов, как их называет работающий в российско-американской традиции исследователь), каждый из которых представляет собой набор взаимосвязанных признаков, обнаруженных посредством корреляционного анализа и обладающих отличительной спецификой (12). Валидность такого рассмотрения стиля была подтверждена исследованием связи различных стилевых проявлений: стиля перцепции, мышления, способа психологического преодоления, индивидуального стиля деятельности и общения (12, 14).
А.В.Либин предложил изучать стиль человека как иерархическое образование, включающее 5 блоков (или фреймов, как их называет работающий в российско-американской традиции исследователь), каждый из которых представляет собой набор взаимосвязанных признаков, обнаруженных посредством корреляционного анализа и обладающих отличительной спецификой (12). Валидность такого рассмотрения стиля была подтверждена исследованием связи различных стилевых проявлений: стиля перцепции, мышления, способа психологического преодоления, индивидуального стиля деятельности и общения (12, 14).
Характеристики всех уровней индивидуальности проявляются в том способе взаимодействия с миром, который вырабатывается у людей и, подобно остальным особенностям, также обладает вариативностью. Для обозначения этого способа в дифференциальной психологии используют понятие «стиль».
Одно из первых указаний на важность стиля человеческого поведения приписывают И.В.Гете, который считал его проявлением высших свойств индивидуальности. А в психологии понятие жизненного стиля стало использоваться впервые Альфредом Адлером, который подразумевал под ним уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (1,1, 14). А.Адлер использовал для иллюстрации понятия "жизненный стиль" такой образ. "Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева ‑ это его индивидуальность, которая выражается и формируется в определенном окружении. Распознается же стиль тогда, когда мы видим, что у каждого дерева есть своя модель жизненного поведения, а не просто одни механические реакции на окружение" (1, с. 71).
Стиль жизни присутствует всегда, но проявляется лишь при столкновении человека с жизненными проблемами. Это обусловлено тем, что формируется он в детстве под воздействием переживаемых трудностей и основывается на стремлении к цели, окончательно закрепляясь к 4‑5 годам. А взрослая жизнь человека, по мнению Адлера, лишь фиксирует и сохраняет стиль жизни, и потому дает возможность предсказывать человеческое поведение (1). Очень важным в контексте индивидуальной психологии является порядок рождения детей в семье, и, зная место человека в ряду его братьев и сестер, можно определить и его стиль: например, с точки зрения Адлера, было очевидным, что старшие дети всегда переживают ревность по отношению к младшим и поэтому вынуждены самоутверждаться сначала в семье, а затем ‑ и в большом социуме (в современной психологии, впрочем, решающее значение порядка рождения представляется спорным).
Одно из первых указаний на важность стиля человеческого поведения приписывают И.В.Гете, который считал его проявлением высших свойств индивидуальности. А в психологии понятие жизненного стиля стало использоваться впервые Альфредом Адлером, который подразумевал под ним уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (1,1, 14). А.Адлер использовал для иллюстрации понятия "жизненный стиль" такой образ. "Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева ‑ это его индивидуальность, которая выражается и формируется в определенном окружении. Распознается же стиль тогда, когда мы видим, что у каждого дерева есть своя модель жизненного поведения, а не просто одни механические реакции на окружение" (1, с. 71).
Стиль жизни присутствует всегда, но проявляется лишь при столкновении человека с жизненными проблемами. Это обусловлено тем, что формируется он в детстве под воздействием переживаемых трудностей и основывается на стремлении к цели, окончательно закрепляясь к 4‑5 годам. А взрослая жизнь человека, по мнению Адлера, лишь фиксирует и сохраняет стиль жизни, и потому дает возможность предсказывать человеческое поведение (1). Очень важным в контексте индивидуальной психологии является порядок рождения детей в семье, и, зная место человека в ряду его братьев и сестер, можно определить и его стиль: например, с точки зрения Адлера, было очевидным, что старшие дети всегда переживают ревность по отношению к младшим и поэтому вынуждены самоутверждаться сначала в семье, а затем ‑ и в большом социуме (в современной психологии, впрочем, решающее значение порядка рождения представляется спорным).
Л.Кольберг полагал, что главное в моральных отношениях людей ‑ это «справедливость» (justice), основанная на личной честности и правах других, однако этот вывод был сделан на основании длительных (в течение 40 лет) исследований, проводимых в мужских колледжах. Позднее было показано, однако, что это традиционно мужская ценность, а женщинам более свойственно объяснять добрые поступки ценностью «заботы» (саге), ориентированной на потребности других и требующей отказа от собственных притязаний, жертвенности. Таким образом, по мнению К.Джиллиган, женщины ориентируются в своем моральном поведении не на объективные права, а на субъективную выраженность эмоционально воспринимаемой потребности другого человека (помогают не тому, кто заслужил, а тому, кто демонстрирует свое бедственное положение и вызывает, больше сочувствия).
Проявления «мужской» и «женской» морали отмечались многими исследователями. Так, ранжируя по значимости 15 терминальных ценностей М.Рокича, российские женщины отвели «честности» 7-е место, а «правдивости» ‑ 11-е. Мужчины «честность» поставили на 6-е место, а «правдивость» на 9-е (примечательно, что в США и мужчины, и женщины отводят указанным ценностям 1-е или 2-е места).
Отечественный исследователь В.В.Знаков, изучая проявления лживости у мужчин и женщин, также отметил несколько выразительных особенностей (6). Так, например, уже в определениях лжи женщины продемонстрировали более высокую рефлексию (объяснения нравственных категорий даются им легче). Далее можно выделить по крайней мере два типа лжи ‑ эгоцентрическую (когда о тех, кому говорят неправду, не думают, а преследуют только свои собственные цели) и альтруистическую (случаи «лжи во спасение», добродетельной лжи, при которой человек старается свести к минимуму последствия какой-то значимой информации). Альтруистическая ложь более присуща женщинам и фемининным мужчинам, эгоцентрическая ‑ мужчинам и маскулинным женщинам.
Проявления «мужской» и «женской» морали отмечались многими исследователями. Так, ранжируя по значимости 15 терминальных ценностей М.Рокича, российские женщины отвели «честности» 7-е место, а «правдивости» ‑ 11-е. Мужчины «честность» поставили на 6-е место, а «правдивость» на 9-е (примечательно, что в США и мужчины, и женщины отводят указанным ценностям 1-е или 2-е места).
Отечественный исследователь В.В.Знаков, изучая проявления лживости у мужчин и женщин, также отметил несколько выразительных особенностей (6). Так, например, уже в определениях лжи женщины продемонстрировали более высокую рефлексию (объяснения нравственных категорий даются им легче). Далее можно выделить по крайней мере два типа лжи ‑ эгоцентрическую (когда о тех, кому говорят неправду, не думают, а преследуют только свои собственные цели) и альтруистическую (случаи «лжи во спасение», добродетельной лжи, при которой человек старается свести к минимуму последствия какой-то значимой информации). Альтруистическая ложь более присуща женщинам и фемининным мужчинам, эгоцентрическая ‑ мужчинам и маскулинным женщинам.